Мы разные, но все нужны!
план-конспект урока (4 класс) по теме

Андреева Елена Владимировна

Разговор о терпимости (толерантности) к чужим мнениям и поступкам, способности относиться к ним без раздражения очень актуален сегодня.  Наблюдая за взаимоотношениями своих  учеников, я решила поговорить с ними  об этом. В своём выступлении хотела показать ребятам , что толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Он способен относиться к ним без раздражения. 

Классный час проводили в Международный день толерантности. 

К выступлению прилагаю презентацию -сопровождение. Постаралась сделать её яркой, красочной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_my_taznye_no_vse_nuzhny..pptx1.93 МБ
Microsoft Office document icon o_tolerantnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В с е р а з н ы е , н о в с е н у ж н ы !

Слайд 2

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Слайд 4

В своем широком смысле слово « толерантность » (от латинского tolerantia , то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Слайд 5

Любознательность и доверчивость, свойственная маленькому ребёнку. Терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). Принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Слайд 6

Что свойственно человеку Толерантному (Т) 1 . Знание себя Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. Интолерантному (И) 1. Знание себя Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

Слайд 7

2. Защищенность Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. 2. Защищенность И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

Слайд 8

3. Ответственность Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки. 3. Ответственность И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

Слайд 9

4. Потребность в определении Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации. 4. Потребность в определении И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

Слайд 10

5. Чувство юмора Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. 5. Чувство юмора И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

Слайд 11

6. Авторитаризм Т: Предпочитает демократические начала. 6. Авторитаризм И: Предпочитает жесткую власть.

Слайд 12

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Слайд 13

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии . И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана , « раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...

Слайд 14

Презентацию подготовила Андреева Елена Владимировна, учитель МОУ гимназии №6 Красноармейского района города Волгограда. В презентации использованы Интернет-ресурсы: images.yandex.ru tolerantnost.narod.ru / intrest.html image.websib.ru pedsovet.org ipkpro.ru



Предварительный просмотр:

Выступление на классном часе «Мы все разные, мы все нужны!»

Цели:

  1. познакомить с историей появления Международного дня толерантности;
  2. дать понятие, что такое толерантность;
  3. выявить проявления толерантного отношения друг к другу в своём классе.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (2 слайд)

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Данное явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ним бороться, дабы избежать отрицательного опыта, полученного при проявлении массового фашизма во время великой Отечественной войны.

Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества. Объектами такого поведения могут стать как отдельные личности, люди определенных политических или религиозных взглядов, так и целые национальности. Чтобы этого не случилось, страны-участницы ООН ежегодно проводят политику о распространении и воспитании терпимости у граждан различных государств и национальностей.

Что такое толерантность (3слайд)

   (4слайд) В своем широком смысле слово «толерантность» (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

Естественная (натуральная) толерантность (5слайд)


Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.  

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность


Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня
специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.
 

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?


1. Знание себя (6слайд)
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
 
2. Защищенность   Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.          
(7слайд)

3. Ответственность (8слайд)
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении (9слайд)
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора (10слайд)
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
 
6. Авторитаризм  (11слайд)
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.  

       (12 слайд) Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Начало формы



        (
13слайд) Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...  

Учитель  1 квалификационной категории МОУ гимназии №6

 г. Волгограда Красноармейского района Андреева Елена Владимировна.

В работе использованы Интернет-ресурсы:

  1. tolerantnost.narod.ru/intrest.html 
  2. pedsovet.org
  3. ipkpro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны".

Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"....

О профессиях нужных и разных

Классный час в 4 классе...

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

Партии разные нужны, партии разные важны или о роли каждой партии в оркестре

Что такое ансамблевая игра, какова роль каждой партии в ансамбле...

Литературная игра- викторина с ответами для 2 класса на тему: «Сказки разные нужны, сказки разные важны».

Литературная игра- викторина с ответами для 2 классана тему:  «Сказки разные нужны, сказки разные важны".   Цели:·        Развивать ...

Технологическая карта урока "Мячи разные нужны, мячи разные важны"

Тема: Развитие двигательных качеств, выносливости, ловкости и быстроты в эстафетах «Мячи разные нужны, мячи всякие важны».Тип урока: Применение знаний, умений.Класс: 2 «Б»Дата:...