Программа по профилактике употребления ПАВ
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа разработана для обучающихся воспитанников 3 класса СКОУ и их родителей. Занятия по первичной профилактике, предупреждающей начало употребления психоактивных веществ. В программе представлены занятия для детей, родителей (можно использовать на род. собраниях) и совместные праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_pav.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний в системе воспитательной работы в начальной школе СКОШ VIII вида»

Разработала Лапина О. В.

Учитель МСКОУ «СКОШ № 20 VIII вида»

Пермь 2011 г.

Пояснительная записка.

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе [В.В. Гульдман, С.А. Караганова, Г.Ф. Карпова, Д.В. Колесов, Г.В. Латышев, Г.Г. Силласте, В.М. Сорокин, Б.Е. Спрангер, Е.А. Чернов и др.]. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к токси-ко-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек [Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, A.A. Гирни, A.M. Басов и др.] За последние годы частота курения среди девочек возросла, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28–32%. 52%школьников и школьниц употребляют алкоголь. По данным МВД россии за последние 10 лет преступность среди подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики – в 2,2 раза.

Анализ наркогенной ситуации в детской популяции как по стране, так и на муниципальном уровне дает основание рассматривать ее как важную проблему, для решения которой назрела острая необходимость активных  действий в организации профилактики употребления ПАВ.

И основное направление профилактической работы не знакомство детей с видами ПАВ и вызываемыми ими эффектами, а личностные ресурсы человека, необходимые и достаточные для устойчивости перед наркогенным соблазном, которыми обладает психологически здоровая личность. Таким образом, очевидно, что одной из характеристик искомой модели ПАВ является ее направленность на формирование психологического здоровья ребенка.

Цель: разработать и экспериментально апробировать модель системы профилактики употребления ПАВ младшими школьниками в условиях СКОУ VIIIвида.

Определяя основные направления работы, необходимо исходить  из понимания психологических особенностей младшего школьного возраста как периода позитивных изменений в ребенке (формирование его личностных ресурсов), так и возраста риска первой пробы ПАВ (фактор возможной школьной дезадаптации, возрастного любопытства, заманчивости неизвестного, высокой подражательности значимым взрослым или сверстникам).

Кроме этого учитываются особенности становления личности умственно отсталого ребенка, которые у детей с умственной отсталостью имеют наряду с общими закономерностями свои особенности, определяющиеся внешними факторами – семья, школа, отношения со сверстниками, и внутренними – особенности личности (недостатки интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость и др.), характер поражения мозга и его нейродинамика.

Исследователи выделяют у умственно отсталых школьников следующие формы нарушений поведения: побеги из дома, школы, агрессивность, отказ от учебы, нарушение школьной дисциплины и поведения в общественных местах, циничная ругань и непослушание, бродяжничество, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидальное поведение, сексуальные нарушения. Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые.

Среди различных форм нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью Н.В. Волкова выделяет следующие:

  • агрессивные реакции у детей, не склонных к установлению социальных контактов. Такие дети часто проявляют жестокость по отношению к другим детям и животным, легко ввязываются в драки, вызывающе ведут себя со взрослыми. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, стремление отомстить обидчику.
  • девиантное поведение у детей, склонных к вступлению в асоциальные группы сверстников, воровству, бродяжничеству, пропуску школьных занятий, злоупотреблению психоактивными веществами.
  • демонстративное поведение с бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований
  • тормозное поведение, проявляющееся в неуверенности, чрезмерной застенчивости, беспокойстве, слабой адаптации в детских учреждениях.
  • поведение, в котором явно проявляются реакции компенсации и гиперкомпенсации часто в форме напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, патологического фантазирования.

Исходя из вышеперечисленного, можно предположить, что профилактика ПАВ у детей с умственной отсталостью является приоритетным направлением в работе классного руководителя.

Программа содержит систему профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов младшего школьника, которые призваны обеспечить психологический барьер к наркогенному соблазну. Разработана для 3 класса СКОУ VIII вида. Возраст детей 10 – 11 лет. Классный час проводится 1 раз в месяц, то есть за год должно быть проведено 9 занятий.

Форма проведения занятий – групповая. Работа в группе направлена на развитие личностного потенциала детей. Кроме того, участникам группы оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения.

 В рамках курса также предусмотрена внеклассная работа по формированию ЗОЖ, которая предполагает проведение мероприятий 1 раз в четверть, то есть 4 занятия в год.

Кроме этого курс предполагает работу с родителями. Формы взаимодействия: родительские собрания, совместные праздники, дискуссионные клубы.

Программа состоит из:

  • пояснительной записки
  • тематического плана по работе с детьми в рамках классных часов (9 занятий)
  • тематического плана внеклассных мероприятий (4 мероприятия)
  • примерного плана по работе с родителями ( 4 собрания)
  • списка используемой литературы
  • приложения

Тематический план по работе с детьми в рамках классных часов «Сказка ложь, да в ней намек…»

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Дидактический материал

1.

С. Михалков  «Два барана»

- снятие вербальной и физической агрессии

  • формирование умения решать конфликтные ситуации
  • формирование произвольности поведения

2.

Эстонская сказка «Каждый свое получил»

  • снижение вербальной и физической агрессии
  • установление социальных контактов
  • развитие эмпатии к окружающим

3.

РНС «Петушок – золотой гребешок»

  • формирование уверенности в себе
  • повышение самооценки
  • формирование умения сказать «нет»

4.

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

  • формирование умения анализировать  эмоции
  • формирование умения контролировать собственные эмоции

5.

РНС «Зимовье зверей»

  • формирование умения анализировать свои поступки
  • формирование умения планировать свои действия с учетом интересов одноклассников

6.

А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

  • формирование умения находить способы решения проблемы
  • формировать умение высказывать свое мнение
  • формирование умения делать правильный выбор
  • формировать умение предвидеть возможные последствия своих действий.

7.

А. Аксаков «Аленький цветочек»

  • развитие навыков противостояния групповому давлению
  • формирование уверенности в себе

8.

Молдавская сказка «Как братья отцовский клад нашли»

  • формирование представлений о возможных жизненных перспективах
  • формирование первичных представлений о выборе профессии

9.

РНС «Гуси-лебеди»

  • развитие чувства  принадлежности к семье
  • формирование уверенности в семейной поддержке
  • воспитание толерантного отношения к членам семьи

Тематический план внеклассных мероприятий

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

1.

«Праздник здоровья»

  • Формирование представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни
  • Знакомство с правилами, позволяющими сохранить собственное здоровье
  • Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья

2.

Спортивно-познавательная игра «Кем быть?»

  • Формирование представления о разных профессиях
  •  Формирование ценностных установок жизненных приоритетов на здоровый образ жизни
  • Пробуждение  желания следовать ЗОЖ.

3.

Семейно-оздоровительный праздник « Веселись, играй, да фермерское дело знай!»

  • Способствование установлению гармоничных отношений между родителями и детьми
  • Создание атмосферы сотрудничества

4.

Инсценировка «ЗОЖ»

  • Формирование ЗОЖ у учащихся и стойкого отношения к соблазнам
  • Формирование умения дать объективную оценку соблазну
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни

Примерный план по работе с родителями

№ п/п

Тема встречи

Цели и задачи

1.

«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки в жизни родителей и ребенка»

  • Решать проблему формирования ЗОЖ школьников в направлении профилактики вредных привычек в рамках совместной работы учителей, родителей и учащизся.
  • Предоставить родителям объективную информацию о проблеме курения, алкоголизма, наркомании в младшем школьном возрасте
  • Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте
  • Привлекать родителей к совместным профилактическим мероприятиям

2.

Воспитание стрессоустойчивости у детей, как средство профилактики употребления ПАВ

  • Формировать представление о стрессе, как состоянии негативной нервно-психической напряженности и причинах, вызывающих стресс
  • Познакомить с методами профилактики депрессии и неврозов
  • Дать представление об основных направлениях воспитания стрессоустойчивости

3.

Проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств у детей младшего школьного возраста.

  • Познакомить с действием психотропных веществ на организм ребенка.
  • Формировать представление о необходимости организации досуговой деятельности ребенка с целью профилактики употребления ПАВ
  • Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств

4.

Роль семьи в воспитании ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ

  • формировать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи
  • Разработать направления и формы семейного воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни

Литература:

  1. Детская психология в вопросах и ответах Автор: Б. С. Волков, Н. В. Волкова Год издания: 2002 Издательство: «Сфера»
  2. Шистерова Е. А. «Некоторые подходы к воспитанию здорового образа жизни у детей и подростков» Пермь, 2002г.
  3. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев, праздников».М., «Аквариум», 2000г.
  4. Рунова Н. Помогите ребёнку укрепить здоровье! // Дошкольное воспитание.- 2004, № 9. – С.88 – 91.
  5. «Детский практический психолог»/ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой, М., «Академия»,2001г.
  6. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать. — Ч. 2. — М., 2001.

Приложение

Конспект классного часа по теме: « С. Михалков «Два барана»

Цель: - снятие вербальной и физической агрессии

Задачи: - формирование умения решать конфликтные ситуации

              - формирование произвольности поведения

              - формирование умения высказывать вербально свое недовольство

              - формирование умения описывать свои эмоции и понимать эмоции других людей

Ход:

Упражнение №1

Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.

Учитель:

- Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну.

Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

Упражнение № 2

Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.

Учитель:

Итак… реснички опускаются,

 Глазки закрываются.

 Мы в волшебную страну с вами отправляемся…

Упражнение 3.

Цель: развитие воображения

Посмотрите вокруг. Мы в волшебной стране. Это – Страна Сказок. В ней живут разные детские сказки. Что вы видите кругом? Опишите, как выглядит эта страна.

Учитель:

По Стране Сказок мы будем путешествовать на протяжении всего учебного года, будем встречаться с ее жителями – героями сказок, помогать им, а, может быть, и они помогут нам.

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, в какую сказку мы сегодня попали. (Стихотворение С. Михалкова «Два барана»)

Почему бараны оказались на мосту?

Чем закончилась сказка?

Почему оба барана утонули?

Какие черты характера привели баранов к такому концу? (упрямство, злость, неумение договориться)

Вспомните, в вашей жизни случались ли такие истории, когда вы или вам кто-то не мог уступить?

Как можно изменить конец этой сказки?

Упражнение 4.

Бараны утонули в реке, потому что не хотели уступить друг другу. Предлагаю и нам сыграть в игру, которая называется «Нехочуха»

Нехочуха.

Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Содержание. Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.

 Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)

 Я не выспался, устал!

 Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!

 У меня надулись губы,

 И в глазах блестит слеза.

 Целый день теперь мне слушать:

 - Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)

 Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)

 Не хочу я, не хочу!!! Тут из спальни папа вышел: - Почему такой скандал? Отчего, ребенок милый, Нехочухою ты стал?

 А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.) Не хочу я, не хочу!!! Папа слушал и молчал, А потом он так сказал: - Будем вместе топотать, И стучать, и кричать... С папой мы поколотили, И еще поколотили... Так устали! Прекратили...

Нравится вам быть нехочухами?

Упражнение 5.

Предлагаю следующую игрую. Давайте на минутку представим, что мы стали вести себя так же как бараны из стихотворения.

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Учитель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Упражнение 6.

Цель: учить детей решать конфликтные ситуации не прибегая к агрессивным действиям.

Учитель:

Как вы думаете, можно ли в жизни решать конфликты подобным образом? Почему?

Подумайте, как можно решить ситуации:

  • Двое друзей не могут решить, кто будет в игре водителем, а кто пассажиром. Они спорят. Попробуйте их помирить
  • Двое друзей подрались на перемене в школе. Они оба хотят помириться, но из-за упрямства никто не подходит первым. Как нужно поступить?
  • Брат с сестрой не могут договориться, какую программу по телевизору им смотреть: сестра хочет смотреть мультфильмы, а брат – кино. Как им договориться?
  • Две подружки ссорятся из-за того, что обе хотят быть дежурными. Как их помирить?

Дети делятся на группы по 3 – 4 человека. Обсуждают ситуации и проигрывают их с возможными вариантами решения проблемы.

Учитель:

Вы молодцы, все правильно показали.

Нам пора возвращаться из Страны Сказок обратно в класс.

Понравилось ли вам на занятии?

Что запомнилось?

Можно ли в жизни обойтись без драк и ругательств?

Как можно решать конфликтные ситуации?

ВЕСЕЛИСЬ, ИГРАЙ, ДА ФЕРМЕРСКОЕ ДЕЛО ЗНАЙ (праздник для детей и родителей)

Задачи:

  • Способствование установлению гармоничных отношений между родителями и детьми
  • Создание атмосферы сотрудничества

Методические материалы к празднику:

Уютную обстановку могут создать самовар, нехитрые угощения, особое размещение столов, чтобы семьи, болельщики, все участники хорошо видели друг друга.

Ход:

Приглашения на праздник раздаются заранее детям и родителям.

Текст рекламы.

Внимание! Внимание!

Мы, герои книги Эдуарда Успенского - Дядя Федор, пес Шарик и Матроскин, приглашаем всех учащихся принять участие в празднике «Веселись, играй, да фермерское дело знай!».

В нашей деревне Простоквашино мы хотим иметь соседей - умных, добрых, веселых, знающих крестьянский труд, любящих природу и животных. А потому в программе праздника - конкурсы, игры, викторины, подарки, сувениры, приз-сюрприз!

Праздник состоится... Желаем вам удачи! Дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин

Учитель. Кокетничает осень с нами:

 Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

Петр Андреевич Вяземский

На сцену выходят ведущие - герои повести-сказки Э. Успенского: почтальон Печкин, Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и галчонок Хватайка. Они улыбаются, со всеми здороваются.

Печкин. Я, друзья, недавно в гостях у знакомых фермеров был. Чай с медом, сушками пил. Сидя за самоваром, разговоры всякие разговаривал с житье-бытье, крестьянском труде. У них хоть и много забот, да живут они весело, дружно.

Матроскин (призадумавшись). А и правда! Что это мы все одни да одни. Даже словом перекинуться не с кем. Давайте кого-нибудь в соседи позовем. Ведь не зря говорится, что ближний сосед лучше дальней родни. Напишем объявление, мол, «...края у нас хорошие и много разных просторов. Приезжайте к нам жить и работать».

Шарик. Ага, а как понаедут? Простоквашино-то не резиновое.

Дядя Федор. Хорошо, пусть по соседству поселяются семьи, желающие стать фермерами, правда, на конкурсной основе: «Кто больше читает, тот и больше знает!»

Шарик. По лапам, устроим им экзамен!

Хватайка. Кар-ррр! Ну что ты, Шарик, какой тебе экзамен?! Ты что, хочешь наших гостей перепугать? Ты забыл, что у нас сегодня праздник! Давайте лучше в игры играть, загадки загадывать, думать вместе. А победителей определим по гороху. У кого за правильные ответы наберется больше гороха в стаканах, тот и фермер будет наш, простоквашинский.

Печкин. Молодцы, ребятки! Правильно придумали. Ну, потеха - делу не помеха. Начнем, однако... Прошу семьи представиться. Кто такие и откуда...

Представление семейных команд. Затем все ведущие по очереди предлагают участникам конкурса викторины, загадки.

Конкурсы, игры для детей

Конкурс 1 «Что бы это значило?»

Предварительно на магнитофон записываются «деревенские шумы»: звон струйки молока при дойке коровы, скрип колес телеги, шуршание травы при косьбе, плеск воды при подъеме ведра из колодца, хруст пищи, когда животные жуют, удары пастушьего кнута, голоса различных домашних животных (петуха, кур, свиньи, коровы) и т. д.

Пес Шарик предлагает детям проверить, как на деле они знают матушку-деревню. Он включает магнитофон и задает вопрос: «Что бы это значило?»

У кого правильный ответ, тому горошину в стакан.

Конкурс 2 «Где щи, там и нас ищи!»

Кот Матроскин объясняет детям следующее задание: «Все взрослые на сенокосе. Вернутся уставшие и голодные. Попробуйте «сварить» первые в своей жизни щи, а я помогу. Я загадываю загадку - кто первый отгадает, получает в руки овощ. У кого овощей больше, у того щи вкуснее получатся, тот и победитель. Ну, как говорится: «Где щи, там и нас ищи!» Начнем...

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

 А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

 «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?(Лук.)

В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить.(Свекла.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь.)

Привязан кустик к колышку.

На кустике шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.(Помидоры.)

Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок.)

Конкурс 3 (шуточный) «Буква заблудилась...»

Выходит Печкин (растерянный, разводит руками), из сумки достает телеграммы и говорит: «Ребята, когда галчонок Хватай-ка улетел в Простоквашино, он в спешке забыл отдать мне кое-какие зарисовки из жизни нашей деревни и потому прислал их телеграфом. Правда, при этом тексты исказились, буквы заблудились».

Помогите мне разобраться, что же происходит в Простоквашино? Печкин читает каждую телеграмму. После того как дети дадут правильные ответы, он их комментирует.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (Звери.)

Тут Хватайка хотел сказать, что места у нас заповедные, много всяких зверюшек живет...

На виду у детворы Крысу красят маляры.(Крышу.)

Это они для будущих фермеров стараются...

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! (Маки.)

Здесь он хотел сказать, какая у нас плодородная земля...

Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом! (Сом.)

Дедушкам скучать будет некогда, рыбалка у нас отменная...

 Мы собрали васильки, На головах у нас - щенки. (Венки.)

Стало быть, и деткам - разнообразие.

Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом.(Коне.)

Ишь, раздолье у нас какое...

Миша дров не напилил, Печку кепками топил. (Щепками.)

Да, в деревне так: «... что потопаешь, то и полопаешь».

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук С длинными усами! (Жук.)

Видите, мамы, наши дети изучают насекомых не по картинкам...

На волке - сметана, Творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать нелегко. (Полке.)

Вот какие большие запасы еды можно сделать в Простоквашино...

Конкурс 4 «Да» или «Нет»

Хватайка решил проверить, насколько старшие дети близки к природе. Он приглашает участников - детей от каждой семьи и объясняет, что на вопросы надо ответить коротко: «Да» или «Нет».

Сам же в ходе викторины оценивает ответы деток словами: «Правильно», «Неправильно».

При спорных ответах уместны разъяснения.

- Может ли дрозд отморозить хвост? Нет. Потому что он зимует на юге.

- Может ли оса взлететь на небеса? Да.

- Может ли барсук залезть за шишкою на сук? Нет. Потому что он приспособлен жить в норе.

- Может ли свинья на боку лежать три дня? Да. С перерывами на обед.

- Может ли синица на крыше поселиться? Да.

- Может ли пчела ужалить коня? Да.

- Может ли медведь танцевать и петь? Да. Если он дрессированный.

Конкурсы для взрослых

Конкурс 1 «Специально для мам»

Выходит пес Шарик, с теплотой говорит о том, что мамы -хранительницы семейного очага, что они создают в доме уют, стирают, гладят, готовят.

Предлагает несколько конкурсов для мам «По маминым рецептам».

Назвать блюда, в состав которых входят:

1. Сливочное масло, яйцо, молоко.

2. Растительное масло, помидоры, лук.

Конкурс 2 «Хозяйке на заметку»

Дать ответы на вопросы:

1. Как освежить увядшую зелень?

(Положить на 1 час в холодную воду, добавить немного уксуса.)

2.  Что надо добавить в рассол, чтобы огурцы получились вкуснее и дольше хранились?

(Немного сухой горчицы.)

3. Сколько блюд и какие можно приготовить из тыквы?

(До тридцати блюд: оладьи, запеканка, пудинг, каша, торт, янтарное варенье и др.)

Конкурс 3 «Каждой руке - свое дело»

Мамы часто огорчены тем, что дела идут не так быстро, как им хотелось бы. Оказывается, каждой руке можно дать свое дело: например, левой рукой помешивать деревянной ложкой воду в литровой банке, а правой - одновременно катать детскую коляску. Именно такое- задание дает мамам пес Шарик, приговаривая: «Попробуйте! Вот смеху-то будет! Да и горошин в стакане прибудет!»

Конкурс 4 «Наши папы лучше всех»

Матроскин: Папы наши в хозяйстве все должны уметь: и дрова рубить, и гвозди забивать и воду носить. Объявляю конкурс для пап: нужно набрать в ведро как можно больше воды с помощью… ложки.

Из одного ведра в другое папы носят воду в столовой ложке на время. У кого ведро окажется полнее. Тот получает горошину.

Конкурс для бабушек «Аптека под ногами»

Дядя Федор. Я не степью хожу -Я хожу по аптеке, Разбираясь в ее Травяной картотеке.

Этими стихами поэта Семена Кирсанова дядя Федор открывает конкурс бабушек. Бабушки должны вообразить степь и при каждом шаге, не сбиваясь, поочередно называть лекарственное растение.

Например, шаг - анис, шаг - ландыш, шаг - зверобой и т. д. Кто больше назовет растений, тот и выиграл.

После первой части конкурса ведущий рассказывает о том, что в старину на рынках существовали «зеленые ряды» (от слова «зелье»). Для простонародья они были одновременно и аптекой, и своего рода консультационными пунктами. Торговца травами называли «знатцем». Бабушкам необходимо представить и себя - «знатцами», и то, что они «набрали в степи», объяснив при этом, какая трава от какой хвори. За каждую проданную травку - горошину в стакан.

Ситуативная игра для дедушек «Если...»

Хватайка обращается к дедушкам: «Представьте, что вы уже в Простоквашино. После дел праведных сидите на завалинке, скучаете... Думаю, имея большой жизненный опыт, вы могли бы и не скучать, а стать главными советниками и помощниками молодых фермеров. Предлагаю разыграть ряд ситуаций, которые могут случиться в любом хозяйстве.

Дайте совет, как быть, если...

...вы высадили рассаду помидоров, перца, капусты, и вдруг метеослужба объявила заморозки.

(Надо разводить костры, накрывать рассаду пленками, банками и т. д.)

...наступает время засолки овощей, а бочки рассохлись. Что делать?

(Править обручи, замачивать бочки водой.)

...у вас неожиданно большой урожай картошки, а места для хранения не осталось.

(В этом случае копают яму, сжигают в ней солому и присыпают землей.)

...у вас в хозяйстве нет большой ложки, бутыли для масла, пузатого графина для фруктового сока, плошки, мочалки и других предметов домашнего обихода. Из какой бахчевой культуры все это можно сделать?

(Из тыквы.)

...в сарае завелись мыши. Известно, что они не переносят запахи растения, с которым мы любим пить чай. Какое это растение?

(Мята.)

...тачка, груженная овощами, слишком тяжела. Что легче сделать - тянуть ее за собой или толкать вперед?

(Легче тачку тянуть за собой, т. к при этом уменьшается давление ног ее колеса.)

За каждый оригинальный ответ - горошину в стакан.

Межсемейные конкурсы

1. «Занимательные задачки».

Матроскин поочередно задает семьям задачки, например такие.

•  Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает...

- Сколько времени отведено ржи от всходов до готовых зерен?

(10 недель, или 2,5 месяца.)

• Человеку в год нужна 1 тонна зерна всякого в сборе: пшеницы и ржи, ячмени и овца, кукурузы, гороха и фасоли и другого. Большую часть из этого надо отдать на корм скоту, чтобы получить мясо, молоко, масло, яйца и другие продукты.

-  Сколько тонн зерна на год нужно заготовить для вашей семьи?

(Сколько членов семьи - столько тонн зерна.)

•  Какую геометрическую фигуру напоминает гектар земли? Какова его площадь?

(Квадрат, площадь 100 м2'.)

•  Перед вами две банки, в одной - крупа перловая, а в другой - ячневая.

-  Что между ними общего и в чем различие?

(Эти две крупы получают из одного и того же зерна -ячменя. Перловая крупа — из целого зерна, ячневая - из дробленого.)

• Почему в России хлеб, испеченный из одной и той же муки, назывался в одном случае - решетным, а в другом - ситным?

(Решетный хлеб просевался через решето, ситный ~ через сито.)

2. «Ботанические жмурки».

Печкин и пес Шарик стараются снять напряжение. Предлагают поиграть. Всем членам семьи завязывают глаза, каждому дают растение, плод и цветок. На ощупь, на запах участники должны определить, что у них в руках. За каждый правильный ответ - аплодисменты участникам праздника и горошину в стакан.

Итоги праздника могут подвести всё те же ведущие: Печкин, Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, галчонок Хватайка. Они помогают считать горошины в стаканах, предоставляют слово жюри, вручают призы, сувениры, подарки. Семье-победительнице Печкин подносит шуточный фермерский приз-сюрприз, искусно оформленный ордер на поселение в Просто-квашино.

Зал, сцену уместно оформить плакатами с соответствующими пословицами, поговорками. Уголок «Начинающему фермеру» (книжные выставки, словари, справочники, газетные и журнальные публикации) должен быть расположен недалеко от столов.

Особые требования к ведущим - героям повести-сказки Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Здесь дело не только в характерных костюмах, например, Печкина (шапка-ушанка, плащ, резиновые сапоги, сумка) или Хватайки (черное трико, к которому крепятся хвост, имитированные крылья, а на голове - шапка-клюв), а в том, что ведущие должны обладать хорошей дикцией, красивым голосом, иметь быструю реакцию, обладать чувством юмора, быть соучастниками игр, конкурсов, а главное - не изображать из себя этаких всезнающих экзаменаторов.

В перерывах между играми и конкурсами можно показать номера художественной самодеятельности с элементами фольклора.

Примерные игры для проведения классных часов.

Игра "Сказка наоборот"

Игра помогает выбрать ребенку наиболее оптимальный стиль поведения.

Известная сказка разыгрывается в двух частях. В первой ребенок играет привычный образ героя, а во второй - образ с противоположными чертами характера того же героя.

 После игры нужно обсудить, трудно ли переключаться с одного характера на другой, бывают ли в жизни такие ситуации, кого лекче играть - доброго или злого, хитрого или честного?

 

Игра "Встреча героев из сказки"

Дети играют роль сказочных героев, которые обладают противоположными им качествами. Например, активный ребенок - стойкий оловянный солдат, конфликтный - Золушка,с заниженной самооценкой - Илья Муромец.

 Разыгрывается встреча героев. Дети сами придумывают тему разговора, разыгрывают сказку. У каждого ребенка есть пять "жизней", которых можно лишиться, изменив поведение.

 После игры обсуждаются ощущения детей, что мешало сохранить выбранный стиль поведения, какие сильные и слабые стороны героев и мо;ет ли в реальности ребенок вести себя также, как герой?

Король.

Цель. Предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом не смущая и не обижая.

Инвентарь. Высокий стул для короля.

Подготовка. Ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимуще-ства получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».

Содержание. Один из детей становится королем. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на посылках и т.д.

Рекомендации. Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо ска-зать сразу, что наступит очередь каждого. За одну игру в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизме-рять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем. Наиболее полезна игра для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не чувствуя неловкости.

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

"Маленькое привидение" (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

 Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"

«У кого больше доводов?» (для детей 7-14 лет)

Цель: научиться отстаивать свое мнение.

 Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно приводить в качестве доводов и какие-то примеры из жизни. (Порой детям так бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребенок рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроем, а еще лучше — вдвоем. Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.

 Примеры утверждений:

 - Читать полезно, (потому что...).

 - Ссориться плохо, (потому что...).

 - Уроки лучше делать побыстрее.

 - Лучше иметь много друзей, чем мало.

 - Иметь собаку — это здорово!

 - Пятерка лучше четверки.

Игра «Закрытый город»

Ведущий: А теперь представьте, что вы оказались в Закрытом городе. По моему сигналу каждый из вас становится жителем такого города. Покажите, как вы теперь выглядите, чем отличаетесь от обычных людей. Начните движение по классу в этом образе.

В течение 10–12 минут ребята молча двигаются по классу в роли жителей Закрытого города. Психологу следует внимательно следить за тем, что происходит: дети отчужденно поглядывают друг на друга, стремятся при встречах испуганно отойти друг от друга или, наоборот, вызывающе столкнуться. Игру следует остановить, как только в поведении появляется грубость. Дать сигнал на выход из роли и изменить условия игры: “Вы — вновь жители нашего города, ученики 4-го класса”.

«Ладошки»

 Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по профилактике употребления психоактивных веществ

Описание процесса и результатов деятельности по профилактике....

Презентация по профилактике употребления наркотических средств

Организация первичной профилактики немедицинского потребления наркотивов....

Классный час "Профилактика употребления ПАВ" (планирование)

План работы по профилактике употребеления ПАВ (на год) Аудитория: обучающиеся начальной школы....

Рабочая программа по профилактике употребления ПАВ "Все цвета, кроме черного" 2-4 классы

Данная программа, предназначенная для младших школьников, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при...

Программа профилактики употребления ПАВ учащимися

Программа "Профилактика употребления ПАВ учащимися"разработана педагогами школы сроком на 5 лет. Цель данной программы-формировать позититвное отношение учащихся к здоровому образу жизни, пр...