Начало Победы
методическая разработка (4 класс) по теме
Историко-докуменьальная композиция "Начало Победы", посвящённая 70-летию Победы под Москвой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70.docx | 669.2 КБ |
scenariy97-03.doc | 64 КБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 843.26 КБ |
Предварительный просмотр:
"Начало Победы"(слайд)
Историко-документальная композиция, посвященная70-летию битвы под Москвой
Цели:
- гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
-укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину;
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
“… Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
(слайд)П.Шубин
ВЕДУЩИЙ 1: В декабре 2011 года не только москвичи, но и все россияне будут отмечать знаменательную дату – 70 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 году. Время, отделяющее нас от тех военных лет, позволяет всё яснее видеть величие беспримерного подвига нашего народа. Победа в 1945 году была достигнута усилиями рабочих, крестьян, интеллигентов всех наций и народностей, населявших Россию и другие страны, входящие в бывший СССР.
Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.
ВЕДУЩИЙ 2: Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов. Мы знаем, что она еще где-то есть. Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой! Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается. Ради чего? По какому праву? (слайд-видео)
ВЕДУЩИЙ1: 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред злым словом Война. Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками.
К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».
Ученик 1:
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев.
Слайд-видео «Оккупация»
ВЕДУЩИЙ 2:
Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои – пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.
В условиях круговой обороны в глубоком тылу противника. стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. (слайд) Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах казематов, они продолжали борьбу. А фронт откатывался назад. А бойцы отступали…
2 ученик
И снова бой, и отступленье
За беженцами след во след.
Сегодняшнему поколенью
Не знать печаль тех скорбных лет.
Не знать – и в этом наша сила,
И ради этого сквозь дым
Глядела скорбная Россия,
Себя доверив молодым.
Была уверена, спокойна,
Когда к отмщению звала.
И громко проклиная войны,
Священной эту назвала!
В. Фирсов
ВЕДУЩИЙ 1: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт –объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Всё для фронта. Всё для победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.
На экране кадры военной кинохроники: голос Левитана , звучит песня “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).:
Ведущий 2:. Германия обрушила на Советский Союз всю мощь своей военной машины. Враг рвался к Москве и Ленинграду. 30-го августа 1941 года Ленинград оказался в кольце окружения – в блокаде. Гитлер приказывал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить».И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.
Ученик 3.
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в закате зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Стук подков на морозе четче.
В нар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.
Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву…
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву… А. Сурков
ВЕДУЩИЙ 1: Как же выглядела в то время Москва? (слайды)
Затемнённые окна домов, противотанковые заграждения – ежи, сваренные из рельсов которыми перекрывали подходы к городу, баррикады из мешков, набитых землёй, которые воздвигались на улицах и площадях. В оборонительных работах участвуют женщины, подростки. Словом всё, что могло помешать продвижению фашистов, было приведено в действие. Наша столица превратилась в укреплённый город.
Ученик4 отрывок из стихотворения А. Прокофьева “Москве”.(Слайд)
Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца…
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!
ВЕДУЩИЙ2: По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. (слайд)Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.
Вспомним летчиков – героев Отечественной войны(сообщения детей о героях)Гостело, Талалихин (слайды- лётчики)
Ведущий 2.С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.
Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.(Слайд)
Ученик 5 читает стихотворение Михаила Кульчицкого “Столица”.
Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.(Слайд)
Ученик 6
Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.
Ведущий 2.
Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск. (СЛАЙД) Звучит “Песня защитников Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова).
Ученик 7. Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии В.Г. Клочков, возглавивший группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково, в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска. (слайд) Это ему принадлежат слова, облетевшие всю страну: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. Выдающийся подвиг 28 бойцов их дивизии, которой командовал генерал-майор И.В. Панфилов, подбивших в четырехчасовом бою 18 вражеских танков, золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик8
Из друзей,
Ушедших в эту осень,
Не один
Простился с головой, -
Но остановили
Двадцать восемь
Вражеские танки
Под Москвой. Дм. Кедрин
Песня-видео “У деревни Крюково” (сл. С.Острового, муз. М.Фрадкина)
Ученик 9. Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Зою направили в партизанский отряд. Этот отряд действовал в районе Московской, Смоленской областей. <Слайд >. Он выполнял важные задания: минировал мосты, шоссе, сжигал фашистские здания. Партизаны делали всё возможное, чтобы минутки не дать спокойно прожить фашистским оккупантам. И вот группа партизан получает очередное задание: уничтожить несколько военных объектов противника. В этом задании участвовала Зоя. Кто же знал, что это дорога к смерти!
Ученик 10 Тишина, ах какая стоит тишина!
Даже шорохи ветра нечасты и глухи.
Тихо так, будто в мире осталась одна
Эта девочка в ватных штанах и треухе.
Ученик 9 . Зоя должна была поджечь конюшню с лошадьми в деревне Петрищево. Она едва успела чиркнуть спичкой, как сзади на неё навалился фашистский солдат. Враг оказался сильнее и завязав руки, отвёл её в избу. После первого допроса раздетую и разутую её привели в штаб. Допрос учинил немецкий полковник. Он требовал, чтобы Зоя сообщила место отряда, фамилии и имена товарищей, командира отряда.(слайд)
Ученик 10 Вот и наступила та минута.
– Отвечай, не то тебе капут! –
Он подходит к ней развалкой пьяной,
– Кто ты есть и как тебя зовут?
Отвечай!
– Меня зовут Татьяной!
А на другие вопросы она только отвечала: “Нет”, “Не знаю”, “Не скажу”.
Ученик 9 :Взбешённый старший офицер приказал солдатам снять свои ремни и бить её, пока не добьются признания.Истязания девушки привели в ужас даже молодого офицера – он выбежал из комнаты. Около 200 ударов! Но девушка стойко терпела боль и не просила пощады. С неё стянули тёплые брюки и босую повели в другой дом. Там начались новые издевательства. Солдаты прижигали её окурками, подносили горящие спички к ушам, подбородку, носу. В полузабытьи она попросила пить. Но фашист вместо кружки с водой, поднёс ко рту керосиновую лампу. Через некоторое время солдаты ушли спать, а Зою вывели босую, раздетую на мороз.(слайд)
Ученик 10 И уже почти что над снегами,
Лёгким телом ,устремясь вперёд,
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идёт.
Ученик9 На следующий день пришли офицеры, на грудь Зое повесили доску с надписью “Поджигатель” и повели к месту казни. Туда созвали всех жителей деревни. Фашисты были любителями фотографировать пытки и казни. И не думал офицер, что эти снимки, сделанные им на память, станут известны миллионам людей.
Ученик 10 :Гордо вскинув голову, Зоя сказала:
– Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, – голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Ученик 9 А через несколько дней село Петрищево было освобождено нашей армией. Найденный изуродованный труп долго не могли опознать. Но вскоре стало известно имя московской школьницы, героини – Зоя Космодемьянская.(слайд)
Ученик 10 Нас босыми
По снегу водили
На допрос и пытку
Из тюрьмы…
Все равно:
Враги не победили!
В этой битве
Победили Мы!
Ведущий 1.
Разгром немцев под Москвой готовила вся страна. Именно здесь, под Москвой, было подготовлено первое в истории Великой Отечественной войны мощное контрнаступление. Оборону Москвы возглавил генерал Георгий Константи-нович Жуков. (слайд) Войска Западного и Калининского фронтов, а также части Юго-Западного фронта 5-6 декабря 1941 года перешли в решительное наступление. Прорвав вражескую оборону на широком фронте от Калинина(ныне Твери) до Ельца, они за короткий срок разгромили группу вражеских армий “Центр”.
Ведущий 2.Мы - жители Подмосковья, мы любим свой край, его историю. В те суровые дни на южном направлении велись ожесточенные бои. В ноябре-декабре 1941 года кавалеристы били и гнали на запад танковые дивизии Гудериана. Лютые морозы, пурга. Немецкие танкисты, разбитые в боях под Тулой и Каширой, потеряв в боях технику, отступали пешком, ехали в крестьянских санях.(слайды) (сообщения детей о наших участниках обороны Москвы)
Ведущий 1.
Сегодня на территории Подмосковья возвышаются памятники, которые отражают все события битвы под Москвой. (слайд )
песня“Моя Москва” (Я по свету немало хаживал…).Сл. М. Лисянского и С.Аграняна, муз.И.Дунаевского.
Ученик 11.
Свою память я зря неволю –
Лишь бы вспомнить – я помню и так:
И траншея по снежному полю,
И наплывы фашистских атак.
И отрывистый лай пулемета,
И стекающий посвист “катюш”,
И в морозных окопах пехота -
Сотня, две ли мальчишеских душ.
Мы - мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то наверно не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
(сообщение детей о Катюше, которая производилась в нашем городе)СЛАЙД
. Ведущий 2 Победа советских воинов в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков. В Москве в память о тех событиях 1941 года в 1965 году была возведена могила Неизвестного солдата. (слайд) За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20 летия победы советского народа в Великой отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.(слайд)
Ученик 12.Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними! МИНУТА МОЛЧАНИЯ(ЗВУК в слайде)
Ученик 13.
В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
В заключение звучит песня “Дорогие мои , москвичи!»(Утесов)).
ТЕСТ
- Когда началась Великая Отечественная война?
А. 5 августа 1941 г. Б. 22 июня 1941 г. В. 19 июня 1941 г.
- Главнокомандующий русской армией во время битвы за Москву?
А. Конев И.С. Б. Будённый С.М. В. Жуков Г.К.
- Как назывался план наступления на Москву?
А Тайфун. Б. Ураган. В. Смерч.
- Когда состоялся парад на Красной площади во время битвы за Москву?
А. 23 октября 1941 г. Б. 5 ноября 1941 г. В. 7 ноября 1941 г.
- Сколько героев-панфиловцев погибло, защищая Москву?
А. 22. Б. 25. В. 28.
- Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
А. 6. Б. 4. В. 5.
- Какой подвиг совершил Виктор Талалихин?
А. Взорвал склад с немецкими боеприпасами.
Б. Совершил ночной тараню.
В. Взорвал колонну немецких танков.
Предварительный просмотр:
Эпизоды с мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья - начало всех начал"
Собрание для родителей и детей....
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительский дом - начало начал.
Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...
Лицей, лицей, начало всех начал!
19 октября 2011 года в МОУ «Лицей №1 поселка Львовский» отмечал свой шестидесятилетний юбилей в ДК «Металлург»....
Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"
Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...