Правила этикета
классный час (4 класс) по теме
Классный час о знаниях правил этикета. Всегда ли под красивой "этикеткой" находится "качественный товар"?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_etiketa.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела учитель начальных классов
МОУ СОШ №5 с.Сергиевское Гордеева Нина Викторовна.
Тема классного часа: Правила этикета
Цель классного часа: - формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера;
- развитие общей культуры учащихся.
Оборудование:
— карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;
— карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «- « , «=»;
— три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее бутафорский (пластилиновый) шоколад.
Предварительная работа.
1. Анкетирование учеников класса.
Вопросы:
— По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?
— Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?
2. Анкетирование учителей, работающих в классе. Вопрос: «Кого из учащихся
класса можно считать воспитанным?»
Домашнее задание.
1. Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».
2. Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются -
наше время.
В течение классного часа учащиеся работают параллельно в трех группах по 6-
8 человек в каждой.
Ход мероприятия.
Ученик (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне, Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня
словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».
Учитель. Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука.
Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками, чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.
Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины- Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...
Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, о которых у нас
сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе
(школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся
к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.
Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.
Учитель. Перед классным часом мы проводили анкетирование. В ней участвовали 22 ученика нашего класса. Воспитанными вы назвали следующих ребят... (называет фамилии, цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).
Итак, по поводу 9 учащихся мнения учителей и учеников совпали, 4 имени
назвали только ученики, 6 — только учителя. Это значит, что наши представления о воспитанности в чем-то совпадают, а в чем-то отличаются. Как объяснить такие расхождения? Может быть, во время анкетирования вы забыли о некоторых одноклассниках? А может быть, иные из вас
предпочитают проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят, кто попал в один список, но не вошел в другой, есть о чем подумать. Но еще больше поводов задуматься над своим поведением у тех, кто не обнаружил своей фамилии, ни в одном списке.
На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности
человека?» — вы, ребята, отвечали так:
— по внешнему виду;
— по манере разговаривать и слушать
других;
— по готовности прийти на помощь;
— по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.
Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который
привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.
А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая, прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.
Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.
Рассказ 1
Ученик (читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»),
...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился
попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.
Рассказ 2
Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо про-
ходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним. Хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.
Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам - захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь, содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!
Далее идет обсуждение данной тем в группах.
В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить, замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.
Давайте и мы попробуем разобраться некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят дайте им свою оценку.
Ситуация 1
На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».
Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из
них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?
Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Люди вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.
Ситуация 2
Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимаете девочка.
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты... Спасибо... Не надо.
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю,
Оживление на лице женщины гаснет.
Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?
Учитель. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна
из них — тактичность. На этом примере видно. Что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...
Ситуация 3
В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое других ребят уст-
роились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.
А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...
— Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик —берите, я их сверху положу
Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной
палате, почему?
Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил Друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»
Учитель: Чувствуете разницу? А ведь все просто.
Один человек имеет доброе сердце, поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С-Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой.
Оптимист — тот, кто верит в хорошее.
Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.
Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и развернуть.
Красивая Еще более Некрасивая
этикетка и красивая этикетка и
настоящий этикетка и настоящий
шоколад пластилиновый шоколад
внутри шоколад внутри внутри
Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.
Первая группа учеников выбрала самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.
Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки
ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?
Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное.
«По одежке встречают, по уму провожают».
Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?
Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае.
Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом
внутри.
Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.
Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?
Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные
черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.
Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?
Ученики. Человек со шрамом.
Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом.
Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.
Учитель. Какой урок вы извлекли?
Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово.
Учитель. Кто из героев подходит подданное вами определение?
Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!
Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета». «+». «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.
Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.
знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность
знание этикета + соблюдение его правил = этикетка
Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.
Учитель. Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает переставшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичным, чтобы у людей от общения с вами осталось только хорошее впечатление, чтобы вами было приятно дружить и общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Правила этикета"
ЦЕЛь: сформировать у детей навыки культурного поведения....
Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса
Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...
Правила этикета
-...
правила этикета
1. Цветы, которые можно подарить мужчине: хризантемы, розы, гвоздики, дельфиниумы, орхидеи, бамбук, каллы, лилии, антуриумы, гладиолусы, тюльпаны, ирисы, герберы, плюмерии, геликонии, маргариточки, по...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...