Общение
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно имеет огромное значение для общего развития человека, становления его как личности, формирования самооценки и воспитания характера. Умение продуктивно общаться является одним из критериев социальной зрелости и готовности школьников к самостоятельной жизни. У современных детей широко фиксируются нарушения в эмоциональной сфере: раздражительность (капризы, обиды), чрезмерная подвижность, отрицательное отношение к людям, алекситимия (бедность воображения, фантазии, трудность в вербализации собственных эмоциональных состояний). Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно-личностные реакции в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Если эти реакции наблюдаются у детей часто, то существует опасность их закрепления как устойчивых черт характера, что требует особого внимания со стороны взрослых. В связи с этим особое значение приобретает работа по формированию эмоционально-нравственной сферы, развитие способности детей преодолевать раздражительность, обидчивость, агрессию. Этому и способствуют занятия по общению, на которых дети передают свое внутреннее состояние в цвете, звуке, словесных ассоциациях. Анализу и восприятию действительности помогает прослушивание музыки, рисование своих эмоций или эмоций героев, лепка человечков и животных с передачей их эмоционального состояния.
Направленность данной программы - социально-педагогическая.
Актуальность программы определена необходимостью развития и совершенствования коммуникативного общения между детьми раннего школьного возраста.
Целесообразно показать ребенку, что он может получить многое, когда научится принимать другого человека и его проблемы. Понимать и принимать другого - это значит «услышать» его переживания, мысли и чувства, «приоткрыть» свое сердце, чтобы дать почувствовать другому, что он услышан и понят. Занятия по общению приобщают детей к духовно-нравственным ценностям, формируют культуру общения, развивают творческие способности.
Цель программы: Развивать и воспитывать духовную личность, раскрывающую свои творческие возможности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры.
Основные задачи:
-развивать и воспитывать навыки речевой культуры общения младших школьников как неотъемлемой части общей культуры
-научить успешному, эффективному общению и конструктивному разрешению конфликтов;
-развивать коммуникативно-речевые умения и творческие способности;
-формировать эмоционально-нравственную сферу
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
- Использование специальных развивающих игр.
- Проявление себя и общение без слов как эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности.
- Занятия по данной программе показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым.
- Использование выразительных движений в воспитании эмоций. Изучение эмоций и управление ими.
- Приобретение навыков в саморасслаблении.
- Игры-упражнения включают в деятельность фантазию, чувства, движения ребенка.
- Занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.
- Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста: 8-10 лет.
Срок реализации – 3 года. Продолжительность одного занятия 30 минут с десяти минутным перерывом.
Достижение цели и реализация основных задач программы осуществляется в рамках трех разделов: «Виды общения», «Речевой этикет», «Речевая деятельность»
На занятиях дети знакомятся с тремя главными функциями общения:
- коммуникативная - обмен информацией, чувствами;
- интерактивная - взаимодействие при организации совместной деятельности;
- перцептивная - восприятие одним партнером по общению другого, в формировании образа другого человека.
Программа носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в ней занимают коммуникативные умения. Это умения:
- адекватно воспринимать свое состояние и состояние другого человека, быть внимательным к себе и окружающим людям;
- чувствовать другого человека, сопереживать ему;
- понимать другого, мысленно ставя себя на его место, т.е. идентифицируя себя с ним;
- видеть хорошее в людях и демонстрировать свое расположение к ним;
- избегать стереотипов (ярлыков), категоричности в суждениях и оценках;
- видеть свои ошибки, признавать свою неправоту, извиняться (если это необходимо) и др.
Важнейшей задачей преподавателя является создание непринужденной обстановки, раскрытие внутреннего мира учащихся, стимулирование их активности. С этой целью с детьми проводятся игры, экскурсии, конкурсы, чаепитие, праздники, к участию в которых привлекаются родители.На занятиях используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Дети узнают, что жесты могут выражать:
- открытость в общении;
- замкнутость;
- доверие и недоверие;
- уверенность и неуверенность;
- оценку, принятие решения.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня общей культуры и культуры общения младших школьников;
- воспитание чувства коллективизма и товарищества;
- развитие творческих способностей;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьей
Итоги реализации данной программы подводятся в виде:
- выставок поделок из пластилина,
- оформлении альбомов с рисунками и фотографиями детей;
- в подготовке дидактического материала в виде памяток для учащихся, раздаточного материала;
- выставок специальных детских игр и книг по общению;
- проведения соревнований, праздников совместно с родителями.
Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся младшего школьного возраста. Занятия 1года обучения проводятся 4 часа в неделю, 144 часа в год, 2 – го и 3- го года обучения по 6 часов в неделю, 216 часов в год. Программа предусматривает проведение мероприятий самими детьми либо непосредственное участие в нем, что способствует закреплению полученных знаний, умений, навыков.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных занятий (теоретических) учащимся требуется тетрадь для записей, а для практических занятий – альбом, цветная бумага, цветные карандаши, пластилин.
Программа предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков с помощью контрольных срезов, которые проводятся в конце каждого раздела. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета о работе в данном кружке.
На занятиях педагог использует следующие методы обучения:
- репродуктивный;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый.
Педагогом используются следующие формы занятий:
-рассказ на этическую тему;
-беседа;
-игра;
-конкурсы;
-викторины;
-спортивные семейные праздники;
-коллективная творческая деятельность.
Программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований.
Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе часов | |
практики | теории | |||
1. | Вводное занятие. Правила безопасного поведения во время занятий и во время игр | 2 | 1 | 1 |
2. | Виды общения | 62 | 38 | 24 |
2.1. | Знакомство. Для чего люди общаются. Игры на развитие внимания | 4 | 2 | 2 |
2.2. | Устное и письменное общение Игры на развитие речи | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Словесное и несловесное общение Игры на развитие ловкости, сплоченности | 4 | 2 | 2 |
2.4. | Правила работы в группе Развивающие игры «Игра с муравьем», «Солнышко и тучка» | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Общение с окружающими. Игра «Зоопарк настроений» | 4 | 2 | 2 |
2.6. | Общение с окружающими. Игра «Пойми меня» | 4 | 2 | 2 |
2.7. | Общение с помощью мимики, жестов, пантомимики Игры на развитие мышления | 4 | 2 | 2 |
2.8. | Виды эмоций. Игры на развитие внимания Упражнения на коррекцию застенчивости, зазнайства, лжи. Аппликация из сухих листьев | 6 | 4 | 2 |
2.9. | Наши эмоции Рисунки «Мое настроение» | 4 | 2 | 1 |
2.10. | Наши эмоции. Лепка из пластилина. Выставка поделок «Пойми меня» | 5 | 3 | 2 |
2.11. | Тренинг поведения. Развивающие игры и упражнения | 4 | 3 | 1 |
2.12. | Упражнения на коррекцию поведения | 4 | 3 | 1 |
2.13. | Как работает почта. Экскурсия на почту | 3 | 2 | 1 |
2.14. | Я такой человек. Оформление альбома с рисунками | 6 | 4 | 2 |
2.15. | Подготовка к спортивному празднику. Семейный праздник «Мы сильные, ловкие» | 4 | 3 | 1 |
3. | Речевой этикет | 57 | 40 | 17 |
3.1. | Вежливость. Вежливая речь. Рисунки на свободную тему. | 2 | 1 | 1 |
.3.2.. | Этикетные формы приветствия, прощания, благодарности. Игры – упражнения на коррекцию поведения. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | 1 -й Секрет общения. Развивающие игры | 4 | 3 | 1 |
3.4. | 2 -й Секрет общения. Игры - упражнения | 4 | 3 | 1 |
3.5. | 3 -й Секрет общения. Лепка из пластилина. | 4 | 3 | 1 |
3.6. | 4-й Секрет общения. Поделки из природного материала. | 4 | 3 | 1 |
3.7. | 5-й Секрет общения. Изготовление подарков из бумаги и картона. | 4 | 3 | 1 |
3.8. | Разговор по телефону. Инсценирование. | 2 | 1 | 1 |
3.9. | Правила поведения в гостях. Упражнение – игра «Чаепитие» | 2 | 1 | 1 |
3.10. | Составление правил игры. Ролевые игры. «В гостях», «На дне рождения». | 2 | 1 | 1 |
3.11. | Как подписывают открытки. Практическое занятие по изготовлению поздравительных открыток. | 4 | 3 | 1 |
3.12. | Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в художественную школу. | 3 | 2 | 1 |
3.13. | Поездка в театр. Правила поведения. | 6 | 5 | 1 |
3.14. | Правила в игре. Конкурс рисунков «Мои любимые куклы». Лепка из пластилина. | 8 | 6 | 2 |
3.15. | Подарки. Упражнение – игра «День рождения». | 3 | 2 | 1 |
3.16. | Праздник «День рождения» | 3 | 2 | 1 |
4. | Речевая деятельность | 23 | 13 | 10 |
4.1. | Слушание. Слушать и слышать. Развивающие игры. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Правила для слушающего. Игры на коррекцию поведения. | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Как мы говорим. Интеллектуальные игры | 2 | 1 | 1 |
4.4. | Правила для собеседников. Инсценирование. | 2 | 1 | 1 |
4.5. | Подготовка к празднику. Праздник «Мисс кукла » | 3 | 2 | 1 |
4.6. | Правила поведения в ситуации обращения к незнакомому человеку. Разбор ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
4.7. | Знакомство с разными формами обращения. Разбор ситуаций. | 4 | 2 | 2 |
4.8. | Подготовка к празднику. Семейный праздник | 4 | 3 | 1 |
4.9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 92 | 52 |
Содержание программы 1–го года обучения
1.Вводное занятие – 2ч
1.1.Теория – 1ч. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с программой 1-го года обучения.
1.2.Практика- 1ч. Анкетирование.
2. Виды общения 62ч
2.1.Теория – 2ч. Знакомство. Для чего люди общаются
Практика – 2ч. Игры на развитие внимания.
2.2.Теория –2ч. Устное и письменное общение.
Практика –2ч. Игры на развитие речи.
2.3.Теория – 2ч. Словесное и несловесное общение
Практика – 2ч. Игры на развитие ловкости, сплоченности.
2.4.Теория –1ч. Правила работы в группе
Практика – 1ч. Развивающие игры.
2.5.Теория -2ч. Общение с окружающими.
Практика – 2ч. Игра «Зоопарк настроений»
2.6.Теория –-2ч. Общение с окружающими.
Практика –2ч. Игра «Пойми меня»
2.7.Теория – 2ч. Общение с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Практика – 2ч. Игры на развитие внимания.
2.8.Теория – 2ч. Виды эмоций. Эмоции печали, злости, радости
Практика – 4ч. Игры на развитие внимания.
Упражнения на коррекцию застенчивости, зазнайства, лжи.
Аппликация из сухих листьев.
2.9.Теория - 1ч. Наши эмоции. Эмоции удовольствия, вредности.
Практика –2ч. Рисунки «Мое настроение»
2.10.Теория –2ч. Наши эмоции. Эмоции обиды, гнева.
Практика –3ч. Лепка из пластилина. Выставка поделок «Пойми меня»
2.11.Теория – 1ч. Тренинг поведения.
Практика – 3ч. Развивающие игры и упражнения
2.12.Теория – 1ч. Наши эмоции.
Практика –3ч. Упражнения на коррекцию поведения.
2.13.Теория - 1ч. Как работает почта.
Практика – 2ч. Экскурсия на почту.
2.14.Теория –2ч. Я такой человек.
Практика –4ч. Оформление альбома с рисунками.
2.15.Теория – 1ч. Подготовка к спортивному празднику.
Практика – 3ч. Семейный праздник «Мы сильные, ловкие»
3.Речевой этикет 57ч
3.1..Теория – 1ч. В чем состоит вежливость.
Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо - невежливо- грубо.
Практика –1ч. Рисунки на свободную тему.
3.2.Теория – 1ч. Способы выражения (этикетные формы) приветствия,
прощания, благодарности.
Практика –1ч. Игры упражнения на коррекцию поведения.
3.3..Теория – 1ч. Правила (секреты) общения
Практика – 3ч. Развивающие игры
3.4.Теория – 1ч. Правила общения
Практика –3ч. Игры – упражнения.
3.5..Теория – 1ч . Правила общения.
Практика – 3ч. Лепка из пластилина.
3.6.Теория – 1ч. Правила общения.
Практика – 3ч. Поделки из природного материала
3.7..Теория – 1ч. Правила общения.
Практика - 3ч. Изготовление подарков друзьям из картона и бумаги.
3.8..Теория –1ч. Разговор по телефону.
Практика – 1ч. Инсценирование.
3.9.Теория – 1ч. Правила поведения в гостях.
Практика – 1ч. Игра – упражнение «Чаепитие»
3.10..Теория – 1ч. Составление правил игры.
Практика – 1ч. Ролевые игры «В гостях», «На дне рождения».
3.11.Теория – 1ч. Как подписывают открытки.
Практика – 3ч. Изготовление открыток.
3.12.Теория – 1ч. Правила поведения в общественных местах.
Практика –2ч. Экскурсия в художественную школу.
3.13..Теория – 1ч. Правила поведения в театре.
Практика –5ч. Поездка в театр.
3.14.Теория – 2ч. Правила в игре.
Практика – 6ч. Конкурс рисунков «Мои любимые куклы».
Лепка из пластилина.
3.15..Теория – 1ч. Подарки.
Практика – 2ч. Упражнение – игра «День рождения»
3.16.Теория – 1ч. Встреча гостей.
Практика – 2ч. Праздник «День рождения»
4.Речевая деятельность 23ч
4.1.Теория – 1ч. Слушание. Как мы слушаем.
Стремимся понять говорящего
Практика – 1ч. Развивающие игры
4.2.Теория – 1ч. Правила для слушающего.
Практика – 1ч. Игры на коррекцию поведения
4.3.Теория – 1ч. Как мы говорим.
Практика – 1ч. Интеллектуальные игры.
4.4.Теория – 1ч. Правила для собеседников.
Практика – 1ч. Инсценирование.
4.5.Теория – 1ч. Подготовка к празднику.
Практика – 2ч. Праздник «Мисс Кукла»
4.6.Теория – 1ч. Правила поведения в ситуации
обращения к незнакомому человеку
Практика – 1ч. Разбор ситуаций
4.7.Теория – 2ч. Знакомство с разными формами обращения.
Практика – 2ч. Разбор ситуаций
4.8.Теория – 1ч. Подготовка к празднику.
Практика –3ч. Семейный праздник
4.9.Теория – Подведение итогов
Практика – Игры в кругу.
Учебно – тематический план 2 год обучения
№ | Разделы и темы | Всего часов | В том числе часов | |
практики | теории | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Виды общения | 89 | ||
2.1. | Правила поведения. Игры на внимание | 1 | 1 | - |
2.2. | Как люди общаются. Секреты общения. Игры в кругу. | 6 | 3 | 3 |
2.3. | Наши эмоции и чувства. Игры на развитие воображения | 6 | 3 | 3 |
2.4. | Внимателен ли ты к окружающим тебя людям. Изготовление поздравительных открыток. | 4 | 3 | 1 |
2.5. | Разучивание стихов и песни. Участие в концерте «Вас школа звонками зовет» | 4 | 1 | 3 |
2.6. | Общение в быту. Тест «Общительны ли вы». Подвижные развивающие игры: «Сладкое дерево», «У медведя во бору» | 4 | 3 | 1 |
2.7. | Общение в семье. Деловая игра «Отношения в семье». Тестирование. Разбор ситуаций. | 4 | 3 | 1 |
2.8. | Что такое диалог. Правила ведения диалога. Игры: «Два Мороза», «В гостях у белочки» | 4 | 3 | 1 |
2.9. | Правила общения по телефону. Анализ ситуаций «Как не надо разговаривать» Игра на внимание «Кряк-квак» | 4 | 3 | 1 |
2.10. | Несловесное общение. Практическая работа «Жесты». Игра «Пойми меня». Настольные игры. | 6 | 4 | 2 |
2.11. | Светофор и дорожные знаки | 2 | 1 | 1 |
2.12. | Проблемы общения. Упражнение «Комплименты». Обсуждение пословиц. Лепка человечков. Конкурс загадок | 6 | 3 | 1 |
2.13. | Что такое преданность. Понимай и люби братьев наших меньших (животных) Лепка животных. Конкурс рисунков о животных | 6 | 4 | 2 |
2.14. | Мои друзья. Составление рассказа. Выставка фотографий. Игры: «Перо Жар-птицы», «Сердечко» Викторина по русским народным сказкам | 4 | 3 | 1 |
2.15. | Знакомство с детскими журналами. Переписка, адреса. Игры «Найди похожее», «Узнай предметы». Библиотечный час. | 4 | 2 | 2 |
2.16. | Знакомство с детскими газетами. Конкурсы: «Угадайка», «Чьи это слова» Устный журнал «Чтение –лучшее учение» | 4 | 3 | 1 |
2.17. | Литературная игра по произведениям Н.Н.Носова: «Затейники», «Фантазеры» | 2 | 2 | 0 |
2.18. | Конкурс рисунков «Моя любимая книга». Игра «Лукошко грибника». Экскурсия в библиотеку. | 4 | 3 | 1 |
2.19. | Как учить стихи. Конкурс чтецов. | 2 | 1 | 1 |
2.20. | Работа с кроссвордами по произведениям К.И.Чуковского, Маршака С.Я. | 4 | 2 | 2 |
2.21. | В гостях у словарей. Виды словарей. Работа в группах. | 3 | 2 | 1 |
2.22. | Турнир знатоков. | 2 | 1 | 1 |
2.23. | Изготовление кормушек для птиц. | 2 | 1 | 1 |
3. | Речевой этикет | 88 | ||
3.1. | Приветствие и знакомство. Развивающие игры. Рисунки на тему «Мои роли в жизни» | 4 | 2 | 2 |
3.2. | Игра- упражнение «День рождения» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Первое впечатление. Какое оно? | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Турнир Шерлока Холмса. | 2 | 2 | 0 |
3.5. | Конкурс на лучшую валентинку. | 2 | 1 | 1 |
3.6. | Обращение к знакомым и незнакомым людям. Шесть «не» при встрече с незнакомцем. Упражнение «Секреты». Опрос «Что нельзя?» Правила поведения на улице и дома | 6 | 3 | 3 |
3.7. | Стихи и песни о маме. Участие в концерте «Улыбка солнца». Конкурс рисунков. | 4 | 3 | 1 |
3.8. | Извинение. Ролевые игры в общении для извинения. Лепка животных | 8 | 7 | 1 |
3.9. | Вежливая просьба. Игра «Невпопад» | 2 | 1 | 1 |
3.10. | Вежливый отказ | 2 | 1 | 1 |
3.11. | Проблемы общения | 2 | 1 | 1 |
3.12. | Литературно- познавательная игра | 2 | 2 | - |
3.13. | Конфликты. Тест «Конфликтный ли вы человек» | 2 | 1 | 1 |
3.14. | Урегулирование конфликтов. Игры-упражнения: «Дразнилка», «Комплименты», «Пойми меня». Тренинг «Что делать?» | 8 | 7 | 1 |
3.15. | Умей себе говорить «нет». | 2 | 1 | 1 |
3.16. | Закон для нас. Закон внутри нас. | 2 | 1 | 1 |
3.17. | Работа с пословицами. Изготовление книжек- малышек «Говорит направо, глядит налево» | 8 | 7 | 1 |
3.18. | Понятие о противоречии. | 2 | 1 | 1 |
3.19. | Противоречие в свойствах характера. | 2 | 1 | 1 |
3.20. | Противоречие в ситуациях. | 2 | 1 | 1 |
3.21. | Тропою сказок | 2 | 2 | 0 |
3.22. | Противоречие: цель- средство | 2 | 1 | 1 |
3.23. | Плохой, хороший человек. | 2 | 1 | 1 |
3.24. | Правила игры. Деловая игра «Азбука этики» | 2 | 1 | 1 |
3.25. | Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. | 2 | 1 | 1 |
3.26. | Я могу волшебником быть. Конкурс рисунков «Милая моя» | 2 | 1 | 1 |
3.27. | Поговорим о вежливости. Беседа-диалог. | 2 | 1 | 1 |
3.28. | Праздники в жизни человека. Рисование на тему «Победа» Изготовление поздравительных открыток. | 8 | 7 | 1 |
4. | Речевая деятельность | 38 | ||
4.1. | Слушание. Приемы слушания | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Картинный план (рисунки прослушанного) | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Логическое ударение, темп, громкость высказывания. | 2 | 1 | 1 |
4.4. | Драматические импровизации | 8 | 7 | 1 |
4.5. | Изготовление открыток- приглашений | 3 | 2 | 1 |
4.6. | Правила и вежливые формы переписки. Практические упражнения в написании писем и записок Знакомство с рассказом Чехова А. «Ванька» | 8 | 6 | 2 |
4.7. | Упражнение в правильном оформлении надписей на конверте. | 3 | 2 | 1 |
4.8. | Игра в почту. Экскурсия на почту | 4 | 3 | 1 |
4.9. | Игра «12 записок» Конкурс рисунков на асфальте | 4 | 3 | 1 |
4.10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 216 | 140 | 76 |
Содержание программы 2 –го года обучения
1.Вводное занятие – 2ч
1.1.Теория- 1ч. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой 2 года обучения.
1.2.Практика - 1ч. Анкетирование.
2.Виды общения 89ч
2.1.Теория – 1ч. Правила поведения на занятиях.
Практика – 1ч. Игры на внимание.
2.2. Теория – 3ч. Как люди общаются. Секреты общения.
Практика – 3ч. Игры в кругу.
2.3.Теория – 3ч. Наши эмоции и чувства.
Практика -3ч. Игры на развитие воображения.
2.4. Теория – 1ч. Внимателен ли ты к окружающим тебя людям.
Практика – 3ч. Изготовление поздравительных открыток
2.5. Теория -3ч. Разучивание стихов и песен об учителе.
Практика – 1ч. Участие в концерте «Вас школа звонками зовет»
2.6. Теория – 1ч. Общение в быту. Тест «Общительны ли вы».
Практика – 3ч. Подвижные развивающие игры.
2.7. Теория – 1ч. Общение в семье. Деловая игра «Общение в семье»
Практика -3ч. Тестирование. Разбор ситуаций.
2.8. Теория – 1ч. Что такое диалог. Правила ведения диалога.
Практика – 3ч. Игры «Два Мороза», «В гостях у белочки»
2.9.Теория -1ч. Правила общения по телефону.
Практика – 3ч. Анализ ситуаций: «Как не надо разговаривать»
.Игра на внимание: «Кря - кря».
2.10. Теория – 2ч. Несловесное общение.
Практика -4ч. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».
2.11. Теория – 1ч. Светофор и дорожные знаки.
Практика – 1ч. Рисование дорожных знаков.
2.12. Теория – 2ч. Проблемы общения.
Практика – 4ч. Упражнение «Комплименты».
Обсуждение пословиц.
Лепка человечков. Конкурс загадок.
2.13. Теория -2ч. Что такое преданность .
Понимай и люби братьев наших меньших (животных).
Практика – 4ч. Лепка животных. Конкурс рисунков о животных.
2.14. Теория – 1ч. Мои друзья. Составление рассказов
Практика – 3ч. Выставка фотографий.
Игры «Перо Жар – птицы» «Сердечко»
Викторина по русским народным сказкам
2.15. Теория – 2ч. Библиотечный час.
Знакомство с детскими журналами. Переписка, адреса.
Практика – 2ч. Игры: «Найди похожее», «Узнай предметы».
2.16. Теория – 1ч. Библиотечный час. Знакомство с детскими газетами.
Практика – 3ч. Конкурсы: «Угадайка», «Чьи это слова»,
устный журнал «Чтение – лучшее учение».
2.17. Теория – 0ч.
Практика – 2ч. Литературная игра по произведениям Н.Н.Носова.
Конкурс рисунков
2.18.Теория – 1ч. Конкурс рисунков «Моя любимая книга».
Практика – 3ч. Конкурс чтецов. Игра «Лукошко грибника»
2.19. Теория –1ч. Как учить стихи.
Практика - 1ч. Конкурс чтецов
2.20. Теория - 2ч. Кроссворды.
Практика – 2ч. Работа с кроссвордами по произведениям
К.И.Чуковского, Маршака С.Я.
2.21. Теория – 1ч. В гостях у словарей. Виды словарей.
Практика - 2ч. Работа со словарями в группах.
Игра «Найди слово»
2.22. Теория – 1ч. Турнир знатоков
Практика - 1ч. Изготовление эмблем
2.23. Теория – 1ч. Виды кормушек для птиц.
Практика – 1ч. Изготовление кормушек из коробок.
3.Речевой этикет 88ч
3.1.Теория – 2ч. Приветствие и знакомство.
Практика - 2ч. Развивающие игры.
Рисунки на тему «Мои роли в жизни»
3.2. Теория - 1ч. День рождения
Практика -1ч. Игра- упражнение «День рождения»
3.3. Теория - 1ч. Первое впечатление. Какое оно
Практика – 1ч. Игры - упражнения «Дразнилка», «Комплименты»
3.4.Теория – 1ч. Составление правил игры.
Практика – 1ч. Турнир Шерлока Холмса.
3.5.Теория -1ч. «Валентинки»
Практика 1ч. - Конкурс на лучшую «валентинку».
3.6.Теория – 3ч. Ситуация знакомства.
Обращение к знакомым и незнакомым людям.
Шесть «не» при встрече с незнакомцем.
Практика – 3ч. Упражнение «Секреты».
Опрос «Что нельзя?»
Правила поведения на улице и дома
3.7.Теория – 1ч. Стихи и песни о маме.
Практика – 3ч. Участие в концерте «Улыбка солнца».
Конкурс рисунков.
3.8.Теория – 1ч. Извинение, способы выражения.
Практика – 7ч. Ролевые игры в общении для извинения.
Лепка животных. Игры.
3.9.Теория – 1ч. Вежливая просьба.
Практика – 1ч. Игра «Невпопад»
3.10.Теория – 1ч. Вежливый отказ.
Использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи,
вежливых жестов, мимики при извинении, при обращении с просьбой и
при вежливом отказе.
Практика – 1ч. Игра «Затейник»
3.11.Теория – 1ч. Проблемы общения.
Практика – 1ч. Игра «Котята»
3.12.Теория – 1ч. Правила игры.
Практика – 1ч. Литературно- познавательная игра
3.13.Теория – 1ч. Конфликты.
Практика – 1ч. Тест «Конфликтный ли вы человек»
3.14.Теория - 1ч. Урегулирование конфликтов.
Практика – 7ч. Игра «Пойми меня».
Упражнения при помощи жестов, мимики, пантомимики
по изображению различных ситуаций.
Тренинг «Что делать?»
3.15.Теория – 1ч. Умей себе говорить «Нет».
Практика – 1ч. Игры – упражнения по общению
3.16.Теория – 1ч. Закон для нас. Закон внутри нас
(правила этикета)
Практика 1ч. Игры – упражнения по общению
3.17.Теория – 1ч. Работа с пословицами.
Практика – 7ч. Изготовление книжек- малышек.
3.18.Теория – 1ч. Понятие о противоречии.
Практика – 1ч. Игры «Ниточка и иголочка»,
«Однорукие», «Сердечко»
3.19.Теория - 1ч. Противоречие в свойствах характера.
Практика -1ч. Лепка из пластилина животных.
3.20.Теория - 1ч. Противоречие в ситуациях.
Практика - 1ч. Инсценировки ситуаций
3.21.Теория –1ч. Виды сказок.
Практика - 1ч. Тропою сказок.
3.22.Теория - 1ч. Противоречие: цель- средство.
Практика – 1ч. Обсуждение ситуаций
3.23.Теория – 1ч. Плохой, хороший человек.
Практика - 1ч Чтение и обсуждение сказки.
3.24.Теория – 1ч. Правила игры
Практика – 1ч. Деловая игра «Азбука этики»
3.25.Теория – 1ч. Чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть.
Практика - 1ч. Изготовление подарков друг другу.
3.26.Теория – 1ч. Я могу волшебником быть.
Практика – 1ч. Конкурс рисунков «Милая моя».
3.27.Теория – 1ч. Поговорим о вежливости. Беседа- диалог.
Практика - 1ч. Игры - упражнения
3.28. Теория – 1ч. Праздники в жизни человека.
Практика – 5ч. Рисование на тему «Победа»
Изготовление поздравительных открыток.
4. Речевая деятельность 38ч
4.1.Теория - 1ч. Слушание. Приемы слушания.
Практика- Конкурс «Угадай», «Чьи это слова?»
4.2. Теория - 1ч. Картинный план.
Практика - 1ч. Составление рассказов
4.3.Теория - 1ч Логическое (смысловое) ударение, темп, громкость
высказывания.
Практика - 1ч. Чтение стихов.
4.4 Теория - 1ч. Драматические импровизации
(выражение сочувствия).
Практика –7ч.
4.5.Теория - 1ч. Открытки – приглашения.
Практика - 2ч. Изготовление открыток – приглашений.
4.6.Теория - 2ч. Правила и вежливые формы переписки.
Практические упражнения в написании писем и записок
Знакомство с рассказом Чехова А. «Ванька».
Практика - 6ч. Упражнение в правильном оформлении надписей
на конверте.
4.7. Теория - 1ч. Оформление конвертов.
Практика - 2ч. Упражнение в правильном оформлении надписей
на конверте.
4.8.Теория - 1ч. Экскурсия на почту.
Практика - 3ч. Игра в почту.
4.9.Теория -1ч. Игра «12 записок»
Практика-3ч. Конкурс рисунков на асфальте
4.10. Теория – 1ч. Подведение итогов. Награждение.
Практика – 1ч. Игра в кругу «Подарок»
Учебно – тематический план 3-го года обучения
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе часов | |
практики | теории | |||
1. | Вводное занятие Правила безопасного поведения на занятиях | 2 | 1 | 1 |
2. | Виды общения | 46 | ||
2.1. | Твоя общительность Игры- упражнения на развитие внимания, собранности, вежливости | 4 | 2 | 2 |
2.2. | Общение в официальной обстановке (где, с кем) Игры «Волшебное слово», «Разговор через стекло» | 6 | 4 | 2 |
2.3. | Средства общения. Жесты Игры «Зоопарк», «Замороженный» | 6 | 4 | 2 |
2.4. | Всем ли можно доверять Свободный рисунок Упражнения - игры «Сцена», «Чемодан» | 6 | 4 | 2 |
2.5. | Что значит быть коммуникабельным Упражнение «Что мешает общению» | 6 | 3 | 3 |
2.6. | Как надо учиться общению. Игры-упражнения «Ива на ветру» и др. (эмоции) | 6 | 3 | 3 |
2.7. | Изготовление книжек малышек «Секреты общения» Игры- упражнения «Подарки», «Дождь» | 6 | 3 | 3 |
2.8. | Подготовка к празднику. Семейный спортивный праздник | 6 | 5 | 1 |
3. | РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | 76 | ||
3.1. | Как мы обращаемся друг к другу Игры в кругу | 4 | 2 | 2 |
3.2. | Похвала, одобрение | 4 | 2 | 2 |
3.3. | Поздравительная открытка «С днем рождения» | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Праздник «С днем рождения» | 2 | 2 | 0 |
3.5. | Правила гостеприимства | 4 | 2 | 2 |
3.6. | Поведение за столом | 4 | 2 | 2 |
3.7. | Умеете ли Вы общаться (выставка рисунков). Развивающие игры. | 4 | 3 | 1 |
3.8. | Правила точности и обязательности | 4 | 2 | 2 |
3.9. | Зачем людям этикет | 6 | 3 | 3 |
3.10 | Корректное и некорректное поведение Рисунки «Приятно - неприятно» | 4 | 2 | 2 |
3.11. | Тест «Внимательны ли вы». Игры на внимание | 4 | 2 | 2 |
3.12. | Как ты одет. Важно ли это Упражнение «Комплименты» | 4 | 2 | 2 |
3.13. | Правила поведения в незнакомой обстановке Упражнение «Найди выход из ситуации» | 4 | 2 | 2 |
3.14. | Мое поведение. Анкетирование. | 4 | 2 | 2 |
3.15. | Подготовка к празднику. Изготовление поздравительных открыток Праздник «Мы рыцари» (вежливость, внимательность) | 6 | 5 | 1 |
3.16. | Оформление - альбома с рисунками «Умеете ли Вы общаться» | 6 | 5 | 1 |
3.17. | Ролевые игры: «Я приветливый», «Я щедрый» | 4 | 3 | 1 |
3.18. | Подготовка к празднику. Разучивание стихов, песен. Праздник «Мисс Кукла» | 6 | 4 | 2 |
4. | РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 92 | ||
4.1. | Слушание. Приемы слушания Игры на внимание | 4 | 2 | 2 |
4.2. | Что затрудняет общение | 4 | 2 | 2 |
4.3. | Речь правильная и хорошая | 4 | 2 | 2 |
4.4. | Нормы речи. | 4 | 2 | 2 |
4.5. | Экскурсия в библиотеку. Работа со словарями | 2 | 1 | 1 |
4.6. | Знакомство со справочной литературой | 2 | 1 | 1 |
4.7. | Знакомство с новой детской литературой | 2 | 1 | 1 |
4.8. | Какие бывают шутки Рисунки «Что меня затрудняет» | 4 | 3 | 1 |
4.9. | Как нужно спорить. Принципы спора Игры - упражнения | 4 | 2 | 2 |
4.10. | Спор, драка? Нет, рукопожатие | 4 | 2 | 2 |
4.11. | Стучат, откройте дверь | 4 | 2 | 2 |
4.12. | Если я в чужих ботинках Тренинг «Что делать» | 6 | 4 | 2 |
4.13. | Я - хороший, ты - хороший Игра «Мы похожи друг на друга» | 6 | 4 | 2 |
4.14. | Чтение в группе книги Элвина Фрида «Книга для тебя». Озвучивание картинок. | 6 | 2 | 4 |
4.15. | Оформление альбома с рисунками детей | 6 | 3 | 3 |
4.16. | Правила общения в пословицах Упражнение «Секреты» | 4 | 2 | 2 |
4.17. | Знакомств со стихами Михалкова С. « Мы с приятелем», «Бараны», «Птичий двор». Упражнение «Определи свое состояние» | 4 | 1 | 3 |
4.18. | Конфликт. Как обойтись без отрицательных эмоций Упражнение «Не навреди» | 6 | 3 | 3 |
4.19. | Анкетирование «Какой я» Составление правил поведения в общественном транспорте | 4 | 2 | 2 |
4.20. | Что мешает быть внимательным Игры по правилам | 4 | 2 | 2 |
4.21. | Конкурс чтецов | 4 | 2 | 2 |
4.22. | Всегда ли третий лишний | 2 | 1 | 1 |
4.23. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 216 | 121 | 95 |
Содержание программы 3 - го года обучения
1. Вводное занятие – 2 ч
1.1.Теория -1ч. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой 3 года обучения. Анкетирование.
1.2.Практика – 1ч. Анкетирование.
2.Виды общения 46ч
2.1.Теория – 2ч. Твоя общительность: очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
Практика – 2ч. Упражнения-игры: «Чемодан», «Сцена», «Здравствуй».
2.2. Теория – 2ч. Общение в официальной обстановке (где, с кем)
Практика –4ч. Упражнения-игры: «Волшебное слово», «Подарки»,
«Разговор через стекло» (внимание, эмоции, собранность,
уважение, вежливость).
2.3.Теория – 2ч. Средства общения: вербальные и невербальные.
Язык поз, мимики и жестов. Жесты выражают: открытость в общении;
замкнутость, доверие и недоверие (подозрение),
уверенность и неуверенность, оценку, принятие решения
Практика – 4ч. Упражнения-игры: «Зоопарк», «Замороженный»
2.4.Теория – 2ч. Что такое доверительное общение. Всем ли можно доверять.
Практика - 4ч. Свободный рисунок Упражнения-игры: «Сцена», «Чемодан»
2.5. Теория – 3ч. Что значит быть коммуникабельным
Практика – 3ч. Упражнение «Что мешает общению»
2.6.Теория –3ч. Как надо учиться общению
Практика – 3ч. Упражнения-игры: «Ивы на ветру» и др.
2.7.Теория – 3ч. Изготовление книжек – раскрасок
Практика – 3ч. Игры: «Дождь», «Общее настроение», «Найди свое место», «Ход конем»,
2.8.Теория – 1ч. Подготовка к семейному празднику.
Правила поведения.
Практика – 5ч. Семейный праздник: «Папа,
мама, я – спортивная семья
.
3.Речевой этикет 76ч
3.1.Теория – 2ч. Как мы обращаемся друг к другу
Практика -2ч. Игры в кругу.
3.2.Теория – 2ч. Похвала, одобрение.
Практика –2ч. Игра «Пойми меня»
3.3.Теория -1ч. Как поздравить друзей
Практика-1ч. Изготовление поздравительных открыток «С днем рождения»
3.4.Теория –1ч. Как себя вести в гостях
Практика -1ч. Праздник «День рождения»
3.5.Теория – 2ч. Правила гостеприимства
Практика – 2ч. Изготовление подарков
для гостей.
3.6..Теория –2ч. Поведение за столом.
Практика – 2ч. Изготовление цветов
3.7.Теория – 1ч. Чтобы выйти из затруднения,
говори о том , что тебя затрудняет.
Практика – 3ч. Рисунки «Маски»
Ролевые игры
3.8..Теория -2чПравила точности и обязательности.
Практика – 2ч. Игры - упражнения
3.9..Теория –3ч. Зачем людям этикет
Практика – 3ч. Ролевые игры.
3.10..Теория –2ч. Корректное и некорректное поведение.
Практика – 2ч. Игра «Зоопарк настроений»
3.11.Теория –2ч. Внимание к окружающим.
Практика – 2ч. Изготовление игрушек для малышей.
3.12.Теория – 2ч. Твоя одежда. Важно ли это.
Практика – 2ч. Упражнение «Комплименты»
3.13.Теория – 2ч. Правила поведения в незнакомой обстановке
Практика - 2ч. Найди выход из ситуации
3.14.Теория – 2ч. Мое поведение
Практика – 2ч. Анкетирование
3.15.Теория – 1ч. Кого называли рыцарями
Практика – 5ч. Подготовка к празднику.
Изготовление подарков. Праздник-игра «Мы рыцари»
3.16.Теория – 1ч. Как оформляют альбомы
Практика – 5ч. Оформление альбома с рисунками
Подвижные игры с мячом
3.17.Теория – 1ч. Приветливость. Щедрость.
Практика –3ч. Ролевые игры «Я приветливый»,
«Я щедрый»
«Я предупредительный»
3.18.Теория – 2ч. Стихи, песни о маме
Практика – 4ч. Подготовка к празднику.
Праздник «Мисс Кукла»
4.Речевая деятельность 92ч
4.1.Теория – 2ч. Слушание. Приемы слушания.
Практика –2ч. Игры на внимание.
4.2.Теория – 2ч. Что затрудняет общение
Практика –2ч. Обсуждение «Честность и лживость»
4.3.Теория – 2ч. Речь правильная и хорошая
Практика –2ч. Игра «Дразнилки»
4.4.Теория – 2ч. Нормы речи.
Нарушение норм затрудняет общение
Практика – 2ч. Обсуждение пословиц
4.5.Теория –1ч. Словари
Практика –1ч. Игры – упражнения со словарями
4.6.Теория – 1ч. Справочная литература
Практика – 1ч. Работа в группах
4.7.Теория –1ч. Новинки детской литературы
Практика –1ч. Работа в группах
4.8.Теория – 1ч. Какие бывают шутки
Практика –3ч. Рисунки « Что меня затрудняет»
Разбор ситуаций
4.9.Теория – 2ч. Как нужно спорить. Принципы спора
Практика –2ч. Игры -упражнения
4.10.Теория – 2ч. Спор, драка? Нет, рукопожатие
Практика – 2ч. Инсценирование
4.11.Теория – 2ч. Стучат, откройте дверь
Практика –2ч. Обсуждение ситуаций.
4.12.Теория – 2ч. Если я в чужих ботинках.
Видеть, слышать, понимать своего собеседника
Практика –2ч. Тренинг «Что делать»
4.13.Теория – 2ч. Я хороший, ты хороший.
Практика –2ч. Игра «Мы похожи друг на друга»
4.14.Теория – 4ч. Чтение книги Э. Фрида «Книга для тебя»
Практика – 2ч. Озвучивание картинок
4.15.Теория – 3ч. Чтение детских журналов
Практика –3ч. Оформление альбома с рисунками детей
4.16.Теория – 2ч. Правила общения в пословицах
Практика – 2ч. Упражнение «Секреты»
4.17.Теория –3ч. Стихи Михалкова С.В.
Практика – 1ч. Свободные рисунки.
4.18.Теория –3ч. Конфликт.
Как обойтись без отрицательных эмоций
Практика – 3ч. Упражнение «Не навреди»
4.19.Теория – 2ч. Правила поведения в общественном транспорте
Практика – 2ч. Анкетирование «Какой я»
4.20.Теория – 2ч. Что мешает быть внимательным.
Практика – 2ч. Игры по правилам.
4.21.Теория –2ч. Точность речи .Выразительность речи
Практика – 2ч. Конкурс чтецов
4.22.Теория –1ч. Всегда ли третий лишний
Практика – 1ч. Упражнение «Клякса»
4.23.Теория – 1ч. Итоговое занятие
Практика – 1ч. Игра – упражнение «Дарим радость друг другу»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная трехгодичная программа « Общение » составлена с учетом времени и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся младшего школьного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на вовлечение каждого в процесс общения, говорения, слушания, формирование умений анализировать и оценивать общение.
На занятиях педагог опирается на следующие методы:
- общие методы воспитания: рассказ, этическая беседа;
-методы организации деятельности и формирования опыта поведения,
коллективную творческую деятельность, поручение;
- методы стимулирования: одобрение, поощрение.
В ходе выполнения данной программы младшие школьники учатся корректному речевому поведению, уместному использованию,словесных и несловесных средств общения, учатся ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его
Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, конкурсов, спортивных мероприятий, семейных праздников.
Развивает творческую активность личности обучаемых работа с дополнительной литературой во внеурочное время.
Свои личностные качества обучающиеся проявляют в различных воспитательных, культурно-массовых мероприятиях, фестивалях.
Типы проведения занятий разнообразны:
-сообщение новых знаний и формирование новых практических умений;
-совершенствование знаний и практических умений;
-систематизация знаний;
-контроль знаний.
Закреплению социально-поведенческих норм способствуют «секреты общения», правила для собеседников и правила деликатности.
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также!
Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
Умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его!
ПРАВИЛА ДЕЛИКАТНОСТИ
Не затрудняй людей - не добавляй им забот без крайней нужды.
Не затрудняй людей — не будь угрюм.
Не затрудняй людей, не старайся выглядеть несчастным и нуждающимся в помощи.
Не затрудняй людей - проси помощи только того, кто может и хочет тебе помочь, не проси о помощи без конца.
Не затрудняй людей, не ставь их в неловкое положение, а если почему-либо чувствуешь свое превосходство над человеком, то тем более уступай ему.
Не затрудняй людей — если жалуешься кому-нибудь на свои беды, а человек тебя утешает, будь благодарным ему и не отводи его утешения как ничего не стоящие.
Не затрудняй людей ничем, ни силой своей, ни слабостью.
Занятия по общению способствуют организации учебного процесса на основе диалога, который обеспечивает развитие демократического стиля общения детей и взрослых, вырабатывает практические умения: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог; умение находить и отбирать соответствующие выражения собственных мыслей. Дети знакомятся с правилами ведения диалога.
Правила ведения диалога
Говори по существу.
Один говорит, другой слушает.
Смотри в глаза говорящему.
Умей признать свою неправоту.
Занятия обогащаются благодаря использованию специальных развивающих игр по общению. Это лото «Зоопарк настроений».
Народная мудрость, фантазия сказочников, авторы мультфильмов знакомят детей с жизнью и всеми ее проявлениями: с настроением, т.е. устойчивым переживанием эмоций (грусть, веселье, вина), с характером, т.е. проявлением отношения к себе и окружающим (гордость, робость, злость). Эти знания являются основой общения с окружающими. Игра способствует развитию внимания, мышления, речи.
Игра «Пойми меня» предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей. Дети познакомятся не только с названиями эмоций, но и научатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения, которые они испытывают, произвольно направляя свое внимание на эти эмоции и чувства (радостно, удивленно, страшно). Дети узнают выразительные движения, сопровождающие любые эмоциональные проявления (поднятые руки, наклон головы и т.д.).
Список литературы для педагогов
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1992. - 61 с.
Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1999. - 96 с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Москва, «Просвещение», 2001 г.
8. Белянская О, Рыляева Е., «Я такой человек». Москва, «Детская книга», 2004 г. -15 с.
9. ФридЭ, «Книга для тебя» Москва, «Аст-Пресс», 1994 г.- 160 с.
10. Зайцев Г.К., Насонкина С.Н., «Уроки Знайки». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999 г. - 48с.
11. Мамаева М.И., Русакова О.В., «Пойми меня (азбука эмоций.
Развивающая игра)». «Вик Рус», 2002 г.
12. Мамаева М.И., Русакова О.В., «Зоопарк настроений
(Развивающая игра)». «Вик Рус», 2002 г.
13. Грин С. «Мир человека» ,Москва, «Виста», 2003 г.
14. Алябьева Е.А. «Психосоматика в начальной школе». Москва, «ТЦ Сфера»,
2004 г. - 86с.
Список литературы для детей и родителей
1. Семенова И., Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой-
М: Педагогика, -176с.
2.Яхнин Л., Вежливые слова –Москва: Олма – Пресс, 2002.- 64с.
3.Львов М.Р., Школа творческого мышления Пособие по русскому языку
Москва: Астрель, 2003. – 288с.
4. ЛьвоваС.И..Позвольте пригласить вас… или Речевой этикет –
М: Дрофа,2005. – 203с.
5 О.Белянская, Е.Рыляева. «Я такой человек». Москва, «Детская книга», 2004 г. -15 с.
6. Элвин М. Фрид. «Книга для тебя» Москва, «Аст-Пресс», 1994 г.-160 с.
7. Г.К.Зайцев, С.Н.Насонкина. «Уроки Знайки». Санкт-Петербург,
«Детство-Пресс», 1999 г. - 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...