Программа "Здоровячки"
рабочая программа (2 класс) по теме
Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Данная программа "Здоровячки" направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья младшего школьного возраста, формирование у родителей, детей, педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, социализацию личности ребенка в современных условиях. Программа расчитана на один год с обучающимися 2 класса. Составлена на занимательном материале, что помогает проводить занятие интересно, расширяет кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_Zdorovyachki.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Программа «Здоровячки»
Составитель программы:
Вахрушева М.А.
учитель начальных классов
I квалификационная категория
г. Набережные Челны
Составитель программы
учитель I квалификационной категории
по должности «Учитель»
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 49» города Набережные Челны
Вахрушева Маргарита Анатольевна.
Программа « Здоровячки» рассчитана на один год с обучающимися 2 класса ( 8-9 лет). С сентября по май (включительно) проводится два занятия в неделю, продолжительность каждого занятия 45 минут. Используется фронтальная форма проведения (всей группой численностью 15 человек).
Программа составлена на занимательном материале, что помогает проводить занятие интересно, расширяет кругозор детей.
Занятия выстраиваются в творческом диалоге с обучающимися, открытой инициативе семьи, нравственном сближении детей и взрослых, последовательной подготовке к различным праздникам. Игровая атмосфера занятий, выдумка и инициатива детей, взаимодействие, общение и дружба со взрослыми, перспектива предстоящих праздников поддерживают интерес детей и семьи к физическим упражнениям, вызывают эмоциональное и нравственное сопереживание, способствуют овладению обучающихся основными двигательными навыками.
Игровой сюжет занятий служит предпосылкой эстетического восприятия движений, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых.
Подведение итогов реализации программы - на итоговом занятии «Папа, мама, я — спортивная семья» в конце первого года обучения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Название темы | Кол-во часов | |||
всего | теор. | практ. | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Культура здоровья | 15 | 6 | 9 |
3 | Знай и будь осторожным | 11 | 5 | 6 |
4 | Хорошее самочувствие | 27 | - | 27 |
5 | Наша безопасность | 8 | 2 | 6 |
6 | Крепыши (воспитательная работа) | 9 | - | 9 |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого | 72 | 14 | 58 |
Объяснительная записка
к курсу «Здоровячки»
Современное состояние общества, высочайшие темы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение укрепления его – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Понятие «здоровье» определяется как физическое и социальное благополучие человека. Такая трактовка понятия «здоровья» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей, которое закладывается в младшем школьном возрасте. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействию окружающей среды.
Данная программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья младшего школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, социализацию личности ребенка в современных условиях.
Принципы построения программы:
- Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
- Личностно-ориентированный подход к детям.
- Изучение интересов и потребности детей.
- Практическое участие детей, педагогов, родителей.
- Творческий подход в решении проблемы.
Программа состоит из пяти разделов:
- «Культура здоровья»
- «Знай и будь осторожным»
- « Хорошее самочувствие»
- « Наша безопасность»
- «Крепыши» - прогулки, походы, игры, соревнования, эстафеты, взаимодействие с родителями.
Планируемые результаты:
К концу года общими усилиями педагогов, родителями все задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть решены полностью.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:
- В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме, все параметры физического развития не имеют отклонений от нормы.
- В интеллектуальном плане – проявляет хорошие, умственные способности, любознательность, воображение, возросла познавательная активность, интерес к миру и желание узнать новое.
- В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.
- В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиций общих ценностей (добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо).
- В эмоциональном плане – уравновешен, способен восхищаться, удивляться.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы.
ЗАДАЧИ:
а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся;
б) совершенствовать двигательные умения и навыки;
в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни;
г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр.
ПЕРЕЧЕНЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
1 | Общеразвивающие упражнения | ежедневно |
2 | «Тропа здоровья» - занятия | ежедневно |
3 | Солнечные и воздушные ванны: прогулка на свежем воздухе, походы в лес, экскурсии | |
4 | Подвижные игры, соревнования, эстафеты | |
5 | Физкультминутка | ежедневно |
6 | Гимнастика для глаз | ежедневно |
7 | ЛФК | 1 р.в неделю |
8 | Аромотерапия | |
9 | Коктейль | |
10 | Витамины | |
11 | Фиточай | |
12 | Бассейн |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Здоровячки» |
Основания для разработки программы | *Устав МОУ СОШ №49 * План учебно-воспитательной работы * Конвенция о правах ребёнка. * Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка». * Закон РФ «Об образовании». * Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. от 11.02.2002 г. №393. * Программа развития МОУ СОШ № 49 на 2009-2013 г.г. |
Заказчик программы | Совет Школы |
Цель | Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы. |
Задачи | а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся; б) совершенствовать двигательные умения и навыки; в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр. |
Направления реализации программы |
|
Формы работы, используемых при реализации программы |
|
Обеспечение программы |
|
Сроки реализации программы, этапы | 2010 сентябрь 2010 подготовительный период октябрь - май 2010 реализация программы декабрь, май 2010 итоговый |
Орган ответственный за реализацию | Научно-методический совет МОУ СОШ №49 |
Исполнители | Педагог дополнительного образования, педагог-психолог, работники столовой, медицинский работник |
Источники финансирования | Средства родителей |
Предполагаемые результаты | Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:
5. В эмоциональном плане – уравновешен, способен восхищаться, удивляться. |
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов | - повышение уровня знаний по здоровьесбережению -количественный и качественный рост показателей участия обучающихся в школьных и городских соревнованиях - динамика изменений в состояниях психофизического здоровья - динамика уровня обученности и качества знаний обучающихся |
Формы предоставления результатов программы | - отчеты о ходе реализации программы - методические рекомендации и разработки педагогов школы по проблемам здоровьесбережения - опубликованные в СМИ материалы по технологиям организации школьной здоровьесберегающей среды - материалы занятий, собраний, игр, соревнований, праздников. |
Задачи программы:
В работе с обучающимися
1. Формировать личность обучающего, способную самостоятельно развивать себя духовно в течение всей жизни:
* обучать жизненно важным навыкам и умениям;
* развивать двигательные качества;
* обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
* формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации программы для обучающихся.
3. Организовать в течении учебного года серию занятий. Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, медицины.
4. Подготовить и провести спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для учащихся, родителей.
* дни здоровья;
* спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;
* игра «Зов Джунглей»
* совместные соревнования по игровым видам спорта
* участие в походах, экскурсиях.
В работе с родителями.
Достичь тесного сотрудничества педагога, обучающихся, родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
* проведение совместных занятий детей и родителей, участите в играх на свежем воздухе, походах, спортивных соревнованиях и праздниках;
* участие в проведении родительских собраний, круглых столов с тематическими выступлениями;
* проведение консультирования (по специальному ежемесячному расписанию) по вопросам организации ЗОЖ детей , их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
* установление тесного контакта в работе между медицинскими сотрудниками, учителями физкультуры, родителями учащихся;
* ознакомление родителей с требованиями программы обучающихся посредством консультаций, выступлений на родительских собраниях.
* разработка индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонение в здоровье.
В работе с социальными партнерами.
1.Выработка совместной стратегии в вопросах профилактики здорового образа жизни
2. Организация и проведения совместных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
3. Расширение сферы дополнительных услуг (разнообразие видов спорта).
Обеспечение программы
Методическое обеспечение
- нормативные и инструктивно-методические документы
-результаты мониторинга физподготовки.
- санитарно-гигиенические нормы и правила
- программы основных курсов
- локальные акты школы
Кадровое обеспечение
- квалифицированные учителя ФК, педагог дополнительного образования, библиотекарь, привлечение специалистов учреждений дополнительного образования
Медицинское обеспечение
- беседы врача и мед. сестры с обучающимися
- посещение стоматологической поликлиники
- выпуск санитарных бюллетеней
- допуск учащихся к спортивным соревнованиям
- заполнение паспортов здоровья класса
- контроль питания учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм и психолого-педагогических правил
Социальное обеспечение
- тесное сотрудничество педагога и родителей с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья
- предупреждение конфликтных ситуаций, реализация программы, направленных на установление доброжелательных отношений в коллективе
- решение проблем, связанных с трудностями возникающими у обучающихся в процессе занятий
Материально-техническое обеспечение
- спортивный инвентарь и оборудование
- медицинский кабинет
- спортивный зал
- спортивная площадка
- библиотека
- спортивные сооружения
- кабинет ОБЖ
- столовая
Основные требования к учащимся,
окончивших курс «Здоровячки».
Обучающийся должен уметь:
1) называть:
- основные правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры.
2) различать (соотносить):
- основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность, заботливость, внимательность, доброта и т.д.)
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- выполнять трудовые поручения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зайцев Г.К. «Уроки Айболита», Спб, 1997 г.
- Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», Спб, 1997 г.
- Зайцев Г.К. «Твои первые уроки здоровья», 1995 г.
- Гращенкова В.С. «Занимательный материал на уроках природоведения», Смоленск СГПИ, 1993 г.
- Кисляковская В.Г., Васильева Л.П., Гурвич Д.Б. «Питание детей дошкольного и школьного возраста», Москва, «Просвещение», 1983 г.
- Латохина Л.И. «Творим здоровье души и тела», Спб, 1997 г.
- Мир детства: Младший школьник, Москва, 1988 г.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «30 уроков здоровья», Москва, 1998 г.
- Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы, под ред. Г.М.Королева, Москва, 1996 г.
- Пармз К.А., Либерман Л.Р. «Путешествия Джуно», Москва «Просвещение», 1993 г.
- Соковня-Семенова Н.Н. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»:Учебное пособие, 2-е изд., стереотипное, Москва, 1997 г.
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б, Калинина т. н. Валеология. Основы безопасности ребенка: Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени, Спб, 1997 г.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту»: Советы психолога родителям», Москва, 1996 г.
- Физкультура для всей семьи, сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина, Москва, 1989 г.