«Ваш ребёнок стал учеником»
план-конспект урока (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с. Верхнемарково
Семинар – практикум для родителей
Тема: «Ваш ребёнок стал учеником»
1 класс.
Подготовила
учитель начальных классов
Реуцкая Елена Борисовна
с. Верхнемарково 2010
Семинар – практикум для родителей
Тема: «Ваш ребёнок стал учеником»
1 класс.
Реуцкая Елена Борисовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ СОШ
с. Вехнемарково
Усть – Кутского
муниципального образования
Иркутской области
Цель:
- способствовать расширению представлений родителей о готовности детей к школьному обучению;
- вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- вовлекать родителей в воспитание своих детей.
Оформление:
- рисунки первоклассников на тему: «Что мне нравится в школе?»
- изображение цветка;
- листки для упражнения «Снежинка»
- плакат «Условия успешности обучения в школе»;
- анкеты и памятки для родителей;
Ход встречи.
- Знакомство – приветствие.
- Добрый день, уважаемые родители! Благодарим Вас за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Надеемся, что эта встреча будет для Вас интересна и познавательна.
Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для начала предлагаем выяснить, каковы же Ваши ожидания от обучения ребёнка в школе.
- Практическое задание №1.
Инструкция: Напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в 1 класс школы.
Работают 1-2 минуты. Далее прикрепляют свои листки на доску, объясняя свой выбор.
Обобщение ответов родителей по составлению «портрета идеального (по мнению родителей) первоклассника».
В это время раздаю диагностику на каждого ученика.
3. Теперь предлагаю Вам познакомиться с «портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника».
Школьная готовность
Физическая Педагогическая
Психологическая
Интеллектуальная Мотивационная
Коммуникативная Эмоционально –
Волевая
Расшифровка понятий.
1) Физическая готовность (эмоционально- волевая готовность)
Именно в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная ориентировка в пространстве. При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.
Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.
2) Мотивационная готовность
Многих привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребёнка должно быть сформировано – желание учиться. И главное – надо создать положительную мотивацию ребёнка к обучению в школе. Ведь мотивация может меняться в зависимости от различных факторов.
3) Интеллектуальная готовность
Она заключается в приобретении определённого кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.
Необходимо также развивать у ребёнка мышление, воображение, восприятие.
4) Коммуникативная готовность
Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т. к. зависит от характера, темперамента ребёнка. Сложно приходится застенчивым и «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.
4. Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?
Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
5. Работа с изображением цветка
Цветок – это Ваш ребёнок, наш ученик.
Корни цветка – дошкольная зрелость.
Листья – общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т. е. Вашего ребёнка. На этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счёта. Если у вашего ребёнка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки сформируются и разовьются.
6. Анкета для родителей «Всё ли благополучно у вашего ребёнка?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребёнка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте «+»
Если утверждения к вам не относятся, то поставьте «-«
1. Моему ребёнку нравится учиться в школе. | |
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу. | |
3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома. | |
4.К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. | |
5. В классе у него много друзей. | |
6. Ему мало нравятся учителя в школе. | |
7. Он активно участвует во всех внеклассных мероприятиях. | |
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или другой причине). | |
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания. | |
10. Другие интересы и хобби не мешают его учёбе в школе. |
Подсчитайте количество совпадений:
1) + 2) - 3) + 4) - 5) + 6) - 7) + 8) - 9) - 10) +
8-10 баллов – У Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, всё ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов – В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребёнку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или ком источник школьных переживаний вашего ребёнка.
1-2 балла – Ребёнку крайне необходима Ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
7. Рассмотрим рисунки детей.
Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей.
8. Послушайте известную Вам сказку на психологический лад.
Жили – были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко н а старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляй маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок дальше по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвёртая: Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.
На этом наша встреча заканчивается. Я попрошу Вас оставить на листках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для Вас небольшие памятки.
9. Памятка для родителей.
1) Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
2) Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
3) Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутстиве завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаем Вам всего доброго!
10. Анкета – рефлексия.
1) Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребёнка к школе?
- Да
- Нет
2) Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия?
- Да
- Нет
- Предложите свой вариант_____________________________________
3) Что для Вас оказалось интересным?
- Необычная форма проведения
- Возможность узнавать о деятельности ребёнка в школе
- Предложите свой вариант _____________________________________
4) Что показалось наиболее сложным?
- придти в такое время
- активно включиться в обсуждение
- Предложите свой вариант _____________________________________
5) Выберите краткую характеристику мероприятия
- Интересно, познавательно
- Пригодиться в будущем
- Скучно, не хочется участвовать
Используемая литература
1. Кравцова М. М. В школу с удовольствием. М: Эскимо, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ваш ребёнок стал первоклассником"
Конспект первого родительского собрания первоклассников. Первые школьные уроки, организация досуга, выполнение детьми режима дня, памятка для родителей....
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Ваш ребёнок стал школьником"
Советы родителям в первые школьные дни ребёнка....
Ваш ребёнок стал учеником
Одна из нестандартных форм работы с родителями - “ День открытых дверей”. В рамках этого мероприятия проводится разнообразная работа специалистов школы с родителями учеников....
"Ваш ребёнок стал учеником"
Родительское собрание в 1 классе в адаптационный период с презентацией...
В помощь родителям.Если ребёнок стал отстающим.
Несколько советов родителям, как себя вести, если ребёнок стал испытываать трудности в обучении....
"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."
Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие родителей в воспитание своих детей....
Родительское собрание"Ваш ребёнок стал учеником"
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоп...