Карпогольская игрушка
план-конспект по технологии

Карпогольская игрушка. Конспект внеурочного занятия и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karpogolskaya_igrushka.doc481.5 КБ
Файл karpogolskaya_igrushka.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема

Карпогольская игрушка

Класс

3

Форма внеклассного мероприятия

Кружок

Цель

Организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о Карпогольской игрушке и истории её возникновения; формирование умения выполнять рисунок Карпогольской игрушки.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные

У выпускников будут сформированы: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Метапредметные

Регулятивные

Выпускник научится: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

Выпускник научится: осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные

Выпускник научится: учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирует собственное мнение и позицию

Предметные

Выполняет рисунок Карпогольской игрушки.

Термины и понятия

Карпогольская игрушка

Предметно-развивающая среда

(оборудование, ресурсы)

ТСО, презентация, краски, альбом, кисточки.

Межпредметные связи

ИЗО

Предварительная подготовка

Разработка технологической карты, образца, презентации.

Подпись учителя_______________

Подпись методиста_____________


Технология проведения мероприятия

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Планируемые результаты (УУД)

Подготовительный

Организует приветствие обучающихся, настраивает их на работу.

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, каждый день всегда, везде: на занятиях, в игре, верно, чётко говорим, никуда мы не спешим!

- А сейчас друг к другу повернёмся и приветливо улыбнёмся!

-Ребята, в старину зимой, когда было холодно на улице, в русских селах люди много мастерили. На улице холодно, не выйдешь, люди сидели дома и мастерили.

(На слайде: Матрешка, Гжельская тарелка, Каргапольская игрушка)

-Ребята, а вам знакомы эти игрушки?

-Как раз эти игрушки выполняли зимой в селах, когда было холодно.

-Посмотрите, что это за игрушка?

-Правильно, вот матрешек мастерили зимой.

-А это что у нас?

- А эта игрушка вам знакома?

-Да, ребята, эта игрушка тоже из глины.

-А какая эта игрушка, мы сегодня и узнаем.

-Так какая тема сегодняшнего урока? О чем мы сегодня узнаем?

-Да, ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Карпогольская игрушка».

-А, а как вы думаете, что мы с вами будем выполнять?

-Поставим задачи на занятие используя слова подсказки: узнать, изготовить.

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на работу.


-Да, знакомы.


-Матрёшка.

-Тарелка гжельская.


Затрудняются ответить. Высказывают своё мнение. Игрушка из гшлины.

-Будем говорить о лепной игрушке.

-Рисовать.

-Узнать о Карпогольской игрушке.

-Выполнить эскиз Карпогольской игрушки.

Ф.

Ф.

Л. Проявляет положительный настрой к занятию.

П. Строит сообщения в устной форме.

Р. Принимает и сохраняет учебную задачу.

К.Формулирует собственное мнение и позицию.

П. Строит сообщения в устной форме.

Р. Определяет тему и задачи занятия.

Основной

Организует деятельность обучающихся по формированию знаний о Карпогольской игрушке.

-Ребята, какая 1 задача занятия?

-Как будем решать эту задачу?

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Давайте сравним Карпогольские игрушки с Филимоновскими игрушками. Какие сходства? Какие различия?

-Молодцы!

-Сейчас предлагаю поработать в парах. У каждого на столе лежит текст. Вам нужно прочитать текст про Карпогольскую игрушку и выделить главное. Но для начала давайте вспомним, как работать в паре? (на слайде правила).

Текст

- Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», оттуда и пошло название.

- Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера.

- Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы.

- Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

- Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

-Итак, закончили. Что самое основное вы выяснили в тексте?

-Молодцы!

-Мы решили с вами 1 задачу занятия?

Организует деятельность обучающихся по выполнению практической части занятия.

-Какая 2 задача занятия?

-Как будем решать эту задачу?

- Ребята, мы перешли к самой интересной и творческой части нашего внеурочного занятия. Сейчас я предлагаю вам побыть настоящими мастерами по росписи глиняных игрушек и попробовать собственноручно разрисовать свою игрушку. Я раздам вам распечатки с контуром глиняных игрушек, а вам нужно будет нарисовать желаемый узор, характерные символы для вашей игрушки и раскрасить её. (слайд)

-В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Работают с информацией из текста. Выделяют главное.


-Узнать о Карпогольской игрушке.

-Будем работать с текстом, с информацией.


Каргопольская игрушка отличается простотой исполнения и обилием необычных по сюжету и характеру образов. Это медведи и олени в народных одеждах, сирины, кентавры, многофигурные композиции. Родина игрушки – город Каргополь Архангельской области.

Филимоновская игрушка построена на органичном сочетании вытянутых вверх изящных скульптурных форм и трехцветного малиново-желто-зеленого, в основном, полосатого орнамента. Статные барыни с детьми и птицами подмышкой, горделивые кони, важные всадники, задорные петушки. Почти все филимоновские скульптурки – свистульки. На древнее происхождение игрушки указывают элементы росписи: разнонаправленные полоски, звезды, круги, восходящие к дохристианским формам славянского культа, т. н. солярные знаки. Родина игрушки – деревня Филимоново Тульской обл. Одоевского р-на.

По желанию пары высказывают своё мнение, что главного они выделили в тексте.

-Да.

Выполняют рисунок.

-Выполнить эскиз Карпогольской игрушки.

-Будем рисовать.

Слушают задание учителя.

Ф.

П.

Ф.

И.

Р. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Строит сообщения в устной форме.

К. Слушает и понимает речь других.

Р. Принимает и сохраняет учебную задачу.

К. Формулирует собственное мнение и позицию.

Р. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

Заключительный

Организует деятельность обучающихся по подведению итогов занятия.

- Итак, ребята, наше внеурочное занятие подходит к концу.

- Скажите мне, какая была тема нашего внеурочного занятия?

-Решили ли мы поставленные задачи?

- Что вы узнали для себя нового?

- Если вам понравилось, как вы работали на этом внеурочном занятии, вам было интересно, вы были заинтересованы – покажите мне вашу работу рисунком вперёд.

- Если вы работали плохо, вы не узнали для себя ничего нового, и вам было не интересно – покажите обратную сторону вашего рисунка.

- А сейчас мы сделаем выставку из ваших замечательных работ. Кто хочет продемонстрировать свою работу всем? Прошу к доске!

- Спасибо за работу!

Подводят итоги занятия.

-Карпогольская игрушка.


-Да.

-Узнали о Карпогольской игрушке, её историю, что она из себя представляет.

По желанию обучающиеся выходят к доске для демонстрации своих работ.

Ф.

И.

Л. Формирует способность к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности.

П. Умеет обобщать.

Р. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие

Слайд 3

Карпогольские игрушки Филимоновские игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...