РП Оригами.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством: «ори» означает «сложенный», а «ками» – «бумага» и «бог» одновременно.

Одной из важнейших задач начального школьного образования является всестороннее личностное развитие детей. Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения программы начального образования.

Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Оригами» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП Оригами42.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № » 

________________________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

на заседании

Педагогического совета № _____

«_____» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _________ от _____________

Директор ГБОУ Школа №

_____________________

«____» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Оригами

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающегося: 6-8 лет

Срок реализации программы: 1год

Количество часов в год: 34

Педагог, реализующий программу:

________________________________

                                                                   

                 

Москва, 2023

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством: «ори» означает «сложенный», а «ками» – «бумага» и «бог» одновременно.

Одной из важнейших задач начального школьного образования является всестороннее личностное развитие детей. Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения программы начального образования.

Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Оригами» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Педагогическая целесообразность программы – занятия оригами являются одной из форм изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.

Цель программы – обучение техникам оригами.

Задачи программы:

Обучающие

  1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы.
  3. Обучить различным приемам работы с бумагой.

Развивающие

  1. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию ребенка.

Воспитательные

  1. Привить интерес к искусству оригами.
  2. Расширить коммуникативные способности детей.  

Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.

Категория обучающихся – дети 6-8 лет.

Срок реализации программы – 1 год с 01 октября 2023г. по 31 мая 2024г.

Объём (общее количество учебных часов) программы – 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности:

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний – раскрытие основной темы занятия (беседа, лекция, интерактивная экскурсия с использованием интернет-ресурсов, занятий МЭШ);

- формирование практических навыков изготовления образцов, созданных в технике оригами.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстративный, упражнение, познавательная игра.

Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (60 мин).

Планируемые результаты:

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия.

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать правила по технике безопасности;
  • соблюдать правила организации рабочего места;
  • соблюдать правила бережного использования бумаги;
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;
  • анализировать информацию, полученную из разных источников;
  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;  
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Обучающиеся будут уметь:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • оценивать свои достижения;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать самостоятельно, в парах и рабочих группах.

  1. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Тема

Количество часов

Теория  

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Входной контроль. Знакомство с оригами

1

1

2

Квадрат – основная форма оригами

0,5

0,5

1

3

Базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей». Техника безопасности (повторный инструктаж). «Двойной треугольник», «Двойной квадрат». «Конверт».  Промежуточный контроль

2,5

16,5

19

4

Цветочные композиции

13

13

5

Итоговый контроль. Оформление выставочных работ

3

3

Итого:

4

30

34

Содержание учебного (тематического) плана

  1. Вводное занятие – 1 ч.

Техника безопасности (вводный инструктаж). Знакомство с планом работы объединения. История возникновения техники оригами. Беседа о видах бумаги, основными свойствами бумаги. Знакомство с инструментами для работы. Входной контроль (собеседование с целью определения уровня знаний, умений и навыков).

  1. Квадрат – основная форма оригами – 1 ч.

Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).  Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания бумаги.

  1. Базовые формы – 19 ч.

«Треугольник»: Стаканчик. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».  

«Воздушный змей»: Сова. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Техника безопасности (повторный инструктаж). «Двойной треугольник»: Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.

«Двойной квадрат»: Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».

«Конверт»: Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

  1. Цветочные композиции – 13 ч.

Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Складывание деревьев. Композиция «Лесная поляна».

  1. Итоговый контроль. Оформление выставочных работ – 3 ч.

Подведение  итогов  работы  за  год. Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях». Выставка моделей, композиций, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Оригами».

Содержание аттестации:

Виды контроля:

  • входной контроль (проводится в начале учебного года в виде собеседования с целью определения уровня знаний, умений и навыков);
  • промежуточный контроль (определяет уровень практической подготовки и качества усвоение обучающимися учебного материала по итогам учебного периода), выставка изделий;
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы). Выставка изделий, композиций, изготовленных обучающимися.

Формы аттестации и оценочные материалы:

  • собеседование;
  • выставка работ обучающихся за истекший период (конец I полугодия, конец года);
  • участие в конкурсах художественно-прикладной направленности.

Критерии оценки результативности обучения

Уровень усвоения Программы

Результат

Минимальный уровень

Обучающийся не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков: не усвоил виды и свойства бумаги, основные базовые формы использует при помощи взрослого, путает правила складывания, самостоятельно выполняет простейшие поделки

Базовый  уровень

Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале: умеет определять виды бумаги, знает свойства бумаги, ориентируется в терминологии, знает и выполняет основные виды поделок, используя базовые формы. Составляет композиции при помощи взрослого

Повышенный уровень

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняет программу: имеет начальные представления об истории возникновения оригами, соотносит виды и свойства бумаги, знает терминологию, использует базовые формы, пытается самостоятельно составлять новые композиции, интересуется новыми способами складывания, стремится к дополнительным занятиям.

Творческий уровень

Обучающийся выполняет программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

  1. Помещение для занятий (кабинет № 22)
  2. Оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
  3. Образцы работ
  4. Методические пособия
  5. Методическая литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Дидактические игры, пособия к занятиям
  2. Мультимедийное оборудование, компьютер
  3. МЭШ

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования

Дидактическое обеспечение

  1. Дидактические игры
  2. Демонстрационные пособия
  3. Схемы оригами. http://www.origama.ru/
  4. Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm

Методическое обеспечение

  1. ГМЦ. Методическое пространство.  Примерные дополнительные общеразвивающие программы.
  2. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных и развивающих программ.
  3. Нормативно-правовая документация.

Список литературы

  1. Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги [Текст]   /   Е.Ю. –Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Литера, 1997.
  2. Афонькина, Е. Ю.,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006.
  6. Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. – М., «Москва-пресс», 2009.
  7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
  8. Художественно – творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Приложение 1

Календарный (тематический) план

Дата

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Место

проведения занятия

1

02.10.2023

1

Вводное занятие. Техника безопасности (вводный инструктаж). Входной контроль. Знакомство с оригами

Комплексное занятие. Диагностика

2

09.10.2023

1

Квадрат – основная форма оригами

Изучение нового

3

16.10.2023

1

Базовая форма «Треугольник». Стаканчик

Изучение нового

4

23.10.2023

1

Базовая форма «Треугольник». Лисёнок и собачка

Изучение нового

5

30.10.2023

1

Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход

Комплексное занятие

6

06.11.2023

1

Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу»

Изучение нового

7

13.11.2023

1

Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу»

Комплексное занятие

8

20.11.2023

1

Базовая форма «Воздушный змей». Сова

Изучение нового

9

27.11.2023

1

Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок

Изучение нового

10

04.12.2023

1

Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок

Изучение нового

11

11.12.2023

1

Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке»

Изучение нового

12

18.12.2023

1

Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке»

Комплексное занятие

13

25.12.2023

1

Базовая форма «Двойной треугольник». Лилия

Изучение нового

14

08.01.2024

1

Техника безопасности (повторный инструктаж). Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка

Изучение нового. Диагностика

15

15.01.2024

1

Базовая форма «Двойной треугольник». Головастик и жук

Изучение нового

16

22.01.2024

1

Базовая форма «Двойной квадрат». Жаба

Изучение нового

17

29.01.2024

1

Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта

Изучение нового

18

05.02.2024

1

Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду»

Выставка работ

19

12.02.2024

1

Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка

Практическое занятие

20

19.02.2024

1

Базовая форма «Конверт». Композиция «В море»

Комплексное занятие

21

26.02.2024

1

Базовая форма «Конверт». Композиция «В море»

Изучение нового

22

04.03.2024

1

Цветы к празднику  8 Марта

Изучение нового

23

11.03.2024

1

Цветы к празднику

Изучение нового

24

18.03.2024

1

Цветы к празднику

Изучение нового

25

25.03.2024

1

Летние композиции. Цветочные композиции

Изучение нового

26

01.04.2024

1

Летние композиции. Цветочные композиции

Изучение нового

27

08.04.2024

1

Летние композиции. Композиция «Лесная поляна»

Изучение нового

28

15.04.2024

1

Летние композиции. Композиция «Лесная поляна»

Практическое занятие

29

22.04.2024

1

Впереди – лето! Парусный кораблик

Практическое занятие

30

29.04.2024

1

Впереди – лето! Соревнования «Гонки на столе»

Изучение нового

31

06.05.2024

1

Подготовка изделия и композиций к выставке

Закрепление изученного

32

13.05.2024

1

Подготовка изделия и композиций к выставке

Практическое занятие

33

20.05.2024

1

Итоговый контроль. Подготовка изделия и композиций к выставке

Диагностика. Практическое занятие

34

27.05.2024

1

Выставка изделий и композиций

Выставка работ