РП Оригами.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
- Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы – искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством: «ори» означает «сложенный», а «ками» – «бумага» и «бог» одновременно.
Одной из важнейших задач начального школьного образования является всестороннее личностное развитие детей. Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения программы начального образования.
Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Оригами» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП Оригами | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № »
________________________________________________________________________________________
«ПРИНЯТО» на заседании Педагогического совета № _____ «_____» августа 2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № _________ от _____________ Директор ГБОУ Школа № _____________________ «____» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Оригами
Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающегося: 6-8 лет Срок реализации программы: 1год Количество часов в год: 34 Педагог, реализующий программу: ________________________________ |
Москва, 2023
- Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы – искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством: «ори» означает «сложенный», а «ками» – «бумага» и «бог» одновременно.
Одной из важнейших задач начального школьного образования является всестороннее личностное развитие детей. Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения программы начального образования.
Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Оригами» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность программы – занятия оригами являются одной из форм изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.
Цель программы – обучение техникам оригами.
Задачи программы:
Обучающие
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы.
- Обучить различным приемам работы с бумагой.
Развивающие
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию ребенка.
Воспитательные
- Привить интерес к искусству оригами.
- Расширить коммуникативные способности детей.
Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.
Категория обучающихся – дети 6-8 лет.
Срок реализации программы – 1 год с 01 октября 2023г. по 31 мая 2024г.
Объём (общее количество учебных часов) программы – 34 часа.
Формы организации образовательной деятельности:
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний – раскрытие основной темы занятия (беседа, лекция, интерактивная экскурсия с использованием интернет-ресурсов, занятий МЭШ);
- формирование практических навыков изготовления образцов, созданных в технике оригами.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстративный, упражнение, познавательная игра.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (60 мин).
Планируемые результаты:
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
Обучающиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности;
- соблюдать правила организации рабочего места;
- соблюдать правила бережного использования бумаги;
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;
- анализировать информацию, полученную из разных источников;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Обучающиеся будут уметь:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- оценивать свои достижения;
- высказывать свою точку зрения;
- работать самостоятельно, в парах и рабочих группах.
- Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Входной контроль. Знакомство с оригами | 1 | 1 | |
2 | Квадрат – основная форма оригами | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей». Техника безопасности (повторный инструктаж). «Двойной треугольник», «Двойной квадрат». «Конверт». Промежуточный контроль | 2,5 | 16,5 | 19 |
4 | Цветочные композиции | 13 | 13 | |
5 | Итоговый контроль. Оформление выставочных работ | 3 | 3 | |
Итого: | 4 | 30 | 34 |
Содержание учебного (тематического) плана
- Вводное занятие – 1 ч.
Техника безопасности (вводный инструктаж). Знакомство с планом работы объединения. История возникновения техники оригами. Беседа о видах бумаги, основными свойствами бумаги. Знакомство с инструментами для работы. Входной контроль (собеседование с целью определения уровня знаний, умений и навыков).
- Квадрат – основная форма оригами – 1 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания бумаги.
- Базовые формы – 19 ч.
«Треугольник»: Стаканчик. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
«Воздушный змей»: Сова. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Техника безопасности (повторный инструктаж). «Двойной треугольник»: Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
«Двойной квадрат»: Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
«Конверт»: Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
- Цветочные композиции – 13 ч.
Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Складывание деревьев. Композиция «Лесная поляна».
- Итоговый контроль. Оформление выставочных работ – 3 ч.
Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка моделей, композиций, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
- Формы аттестации и оценочные материалы
Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Оригами».
Содержание аттестации:
Виды контроля:
- входной контроль (проводится в начале учебного года в виде собеседования с целью определения уровня знаний, умений и навыков);
- промежуточный контроль (определяет уровень практической подготовки и качества усвоение обучающимися учебного материала по итогам учебного периода), выставка изделий;
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы). Выставка изделий, композиций, изготовленных обучающимися.
Формы аттестации и оценочные материалы:
- собеседование;
- выставка работ обучающихся за истекший период (конец I полугодия, конец года);
- участие в конкурсах художественно-прикладной направленности.
Критерии оценки результативности обучения
Уровень усвоения Программы | Результат |
Минимальный уровень | Обучающийся не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков: не усвоил виды и свойства бумаги, основные базовые формы использует при помощи взрослого, путает правила складывания, самостоятельно выполняет простейшие поделки |
Базовый уровень | Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале: умеет определять виды бумаги, знает свойства бумаги, ориентируется в терминологии, знает и выполняет основные виды поделок, используя базовые формы. Составляет композиции при помощи взрослого |
Повышенный уровень | Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняет программу: имеет начальные представления об истории возникновения оригами, соотносит виды и свойства бумаги, знает терминологию, использует базовые формы, пытается самостоятельно составлять новые композиции, интересуется новыми способами складывания, стремится к дополнительным занятиям. |
Творческий уровень | Обучающийся выполняет программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету. |
- Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
- Помещение для занятий (кабинет № 22)
- Оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
- Образцы работ
- Методические пособия
- Методическая литература
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Дидактические игры, пособия к занятиям
- Мультимедийное оборудование, компьютер
- МЭШ
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования
Дидактическое обеспечение
- Дидактические игры
- Демонстрационные пособия
- Схемы оригами. http://www.origama.ru/
- Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm
Методическое обеспечение
- ГМЦ. Методическое пространство. Примерные дополнительные общеразвивающие программы.
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных и развивающих программ.
- Нормативно-правовая документация.
Список литературы
- Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. –Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999.
- Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. – М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
- Художественно – творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Приложение 1
Календарный (тематический) план
№ | Дата проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма проведения занятия | Место проведения занятия |
1 | 02.10.2023 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности (вводный инструктаж). Входной контроль. Знакомство с оригами | Комплексное занятие. Диагностика | |
2 | 09.10.2023 | 1 | Квадрат – основная форма оригами | Изучение нового | |
3 | 16.10.2023 | 1 | Базовая форма «Треугольник». Стаканчик | Изучение нового | |
4 | 23.10.2023 | 1 | Базовая форма «Треугольник». Лисёнок и собачка | Изучение нового | |
5 | 30.10.2023 | 1 | Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход | Комплексное занятие | |
6 | 06.11.2023 | 1 | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу» | Изучение нового | |
7 | 13.11.2023 | 1 | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу» | Комплексное занятие | |
8 | 20.11.2023 | 1 | Базовая форма «Воздушный змей». Сова | Изучение нового | |
9 | 27.11.2023 | 1 | Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок | Изучение нового | |
10 | 04.12.2023 | 1 | Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок | Изучение нового | |
11 | 11.12.2023 | 1 | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке» | Изучение нового | |
12 | 18.12.2023 | 1 | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке» | Комплексное занятие | |
13 | 25.12.2023 | 1 | Базовая форма «Двойной треугольник». Лилия | Изучение нового | |
14 | 08.01.2024 | 1 | Техника безопасности (повторный инструктаж). Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка | Изучение нового. Диагностика | |
15 | 15.01.2024 | 1 | Базовая форма «Двойной треугольник». Головастик и жук | Изучение нового | |
16 | 22.01.2024 | 1 | Базовая форма «Двойной квадрат». Жаба | Изучение нового | |
17 | 29.01.2024 | 1 | Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта | Изучение нового | |
18 | 05.02.2024 | 1 | Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду» | Выставка работ | |
19 | 12.02.2024 | 1 | Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка | Практическое занятие | |
20 | 19.02.2024 | 1 | Базовая форма «Конверт». Композиция «В море» | Комплексное занятие | |
21 | 26.02.2024 | 1 | Базовая форма «Конверт». Композиция «В море» | Изучение нового | |
22 | 04.03.2024 | 1 | Цветы к празднику 8 Марта | Изучение нового | |
23 | 11.03.2024 | 1 | Цветы к празднику | Изучение нового | |
24 | 18.03.2024 | 1 | Цветы к празднику | Изучение нового | |
25 | 25.03.2024 | 1 | Летние композиции. Цветочные композиции | Изучение нового | |
26 | 01.04.2024 | 1 | Летние композиции. Цветочные композиции | Изучение нового | |
27 | 08.04.2024 | 1 | Летние композиции. Композиция «Лесная поляна» | Изучение нового | |
28 | 15.04.2024 | 1 | Летние композиции. Композиция «Лесная поляна» | Практическое занятие | |
29 | 22.04.2024 | 1 | Впереди – лето! Парусный кораблик | Практическое занятие | |
30 | 29.04.2024 | 1 | Впереди – лето! Соревнования «Гонки на столе» | Изучение нового | |
31 | 06.05.2024 | 1 | Подготовка изделия и композиций к выставке | Закрепление изученного | |
32 | 13.05.2024 | 1 | Подготовка изделия и композиций к выставке | Практическое занятие | |
33 | 20.05.2024 | 1 | Итоговый контроль. Подготовка изделия и композиций к выставке | Диагностика. Практическое занятие | |
34 | 27.05.2024 | 1 | Выставка изделий и композиций | Выставка работ |