Технологическая карта урока по технологии "Лепка из пластилина. Изделие: чайный сервиз", 1 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Сысокина Анна Валерьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знания о технике изготовления посуды при помощи пластилина; изготовление изделия «Чайный сервиз»

Задачи урока:

Дидактические:

Познакомить учащихся с пластическим способом лепки (из целого куска), используя пластилин

дать представление о свойствах пластилина и приемах работы с данным материалом

обобщить имеющиеся знания о способах работы с пластилином

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук

продолжить формирование следующих качеств: сила воли, умение быть внимательными, некоторые творческие способности

развивать способность к эстетической оценке некоторых видов искусств, представленных в различных формах

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, аккуратность

формировать    эмоционально-ценностное отношение  к учению и познанию нового

способствовать воспитанию  нравственных качеств, таких как: ответственность, внимательность, дисциплинированность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynyy_serviz.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 28.01.2021

Школа: Академический лицей №95

Класс: 1-3

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30   Кабинет: 221

Студент: Сысокина Анна

Группа: №  33

Учитель: Серёгина Надежда Александровна

Методист: Бондарь Елена Борисовна

Тема урока «Посуда. Работа с пластилином»

Изделие: «Чайный сервиз»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знания о технике изготовления посуды при помощи пластилина; изготовление изделия «Чайный сервиз»

Задачи урока:

Дидактические:

Познакомить учащихся с пластическим способом лепки (из целого куска), используя пластилин

дать представление о свойствах пластилина и приемах работы с данным материалом

обобщить имеющиеся знания о способах работы с пластилином

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук

продолжить формирование следующих качеств: сила воли, умение быть внимательными, некоторые творческие способности

развивать способность к эстетической оценке некоторых видов искусств, представленных в различных формах

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, аккуратность

формировать    эмоционально-ценностное отношение  к учению и познанию нового

способствовать воспитанию  нравственных качеств, таких как: ответственность, внимательность, дисциплинированность

Оборудование: пластилин, доска для лепки, стека, учебная презентация, образец изделия

Челябинск, 2022

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
1 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Добрый день, дети –

Лучшие на свете!

Прозвенел для вас звонок

Начинать пора урок!

- Меня зовут Анна Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Сядьте на свои места девочки, сейчас сядьте мальчики.

- Отлично, займите свое место как самые прилежные ученики.

Показывают свою готовность к уроку

Р: включение в учебную деятельность

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Учебная презентация

2.  Актуализация знаний и мотивация

3-5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в мастерскую самых настоящих кудесников.

- Первым делом к кому мы с вами попали в гости? Как мы назовем этого человека?

- Верно, это гончар, а что он делает?

- Из чего он ее лепит?

- Отлично, вы когда-нибудь работали с глиной?

- Хорошо, давайте откроем следующую дверь и узнаем, кто же ждет нас в следующей комнате мастерской?

- Хорошо, что он делает?

- А что он использует, чтобы сделать пирожки и булочки?

- Вы отлично справляетесь, а мы уже идем дальше, кто же здесь?

- Посмотрите, а с чем работают ученики?

- Отлично. Поднимите руку те ребята, которые никогда не работали с пластилином.

- Вижу, что большинство из вас работали с этим материалом. Скажите, что вы делали из пластилина?

- А для какой цели вы их делали?

- Долгое время наши предшественники обходились без посуды, пили воду из ладоней, ручья, рвали мясо и другую пищу зубами. Первую посуду начали мастерить еще первобытные люди, как вы думаете, из чего они ее делали?

- Верно!

- С самого начала возникновения данного ремесла люди поняли, что нельзя использовать и для еды и для питья, а также для приготовления пищи один и тот же сосуд. Почему?

- Хорошо. - Еда и готова. Что вы будете дальше делать? Есть борщ из кастрюли? Пить чай прямо из чайника? Конечно, нет! Мы воспользуемся другой посудой — для еды и питья. Какой?

- Посмотрите на экран, что вы видите? Даю вам 30 секунд на то, чтобы с соседом по плечу обсудить, что изображено.

- Что изображено? Какие приборы и посуда?

- Верно, как вы думаете, какое изделие мы сегодня с вами будем делать?

- Ребята, так как мы будем работать с пластилином, давайте подумаем, какими свойствами обладает пластилин?

- Посмотрите на экран, здесь изображены способы работы с пластилином, которые нам понадобятся при создании изделия. Например, для того, чтобы сделать основу для чайника нам нужно скатать шарик, а для создания ручки у чайника необходимо скатать небольшую «колбаску», для того, чтобы сделать углубление в кружке или блюдце необходимо сплющить середину.

 

- Гончар, лепит посуду

- Из глины

- Ответы

- Это повар

- Он печет пироги и булочки

- Тесто

- Это школьники/ученики

- С пластилином

- Поднимают руки

- Различные фигурки, предметы

- Маме на день рождения, подарок подружке, для себя

- Из камня, веток

- Некоторая посуда может быть непрактичной

- Например, кружка предназначена для питья, а глубокая чашка для супа

Работа в парах

- Здесь изображена посуда чайная, кофейная, кухонная и столовая

- Посуду

- Пластилин мягкий, пластичный, его можно мять, сгибать, скатывать

Л: строит речевое высказывание

М:  активно участвует в общей  работе

П: учится структурировать знания

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающихся

Учебная презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

Учитель в занимательной (познавательной ) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами уже набор посуды. Какие способы лепки из пластилина вы здесь видите?

- Перед вами ребус, вам нужно его разгадать, и мы узнаем, что сегодня с вами будем делать

- Что у вас получилось?

- Отлично!

- Какие бывают сервизы?

- В наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство.

Не зря наш народ придумал поговорку: Чай пить - приятно жить или выпей чайку - позабудешь тоску. В наше время такими сервизами украшают быт.

- Сегодня мы с вами будем в роли одного из кудесников, у которых побывали ранее, а именно школьников, как вы считаете, что мы будем делать из пластилина?

-Верно, какова цель на наш сегодняшний урок?

- Абсолютно верно! Давайте приступим, чтобы все успеть!

- Скручивание, вдавливание, прищипывание, скатывание

Разгадывают ребус

- Сервиз

- Чайный, столовый.

- Чайный сервиз

- Изготовить чайный сервиз, используя пластилин

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

П: анализ

К: достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: осознание ответственности за общее дело

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

10-12
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

Знакомство с новым материалом.

- Кто знает, что такое сервиз?

- Отлично! Сервиз это полный набор посуды, подающийся к столу, на определенное количество человек.

- Как вы уже поняли, мы с вами будем делать чайный сервиз, что же в него входит?

- Совершенно верно! А также поднос или подставка.

Анализ изделий

- Давайте посмотрим на примеры выполнения сервизов и иной посуды из пластилина.

- Как вы думаете, для чего нам нужны сервизы?

- А еще это изделие может послужить подарком. Какие цвета мы можем использовать при изготовлении сервиза?

- Теперь давайте рассмотрим, из каких деталей и частей сделан каждый прибор сервиза?

- Хорошо. Основа посуды – шарик, носик чайника и ручка кружки – небольшая «колбаска». Основа кружки – шарик с углублением.

- Какие инструменты нам понадобятся, чтобы сделать такой сервиз из пластилина?

- Давайте проверим, все ли вы назвали.

Педагогический показ приемов выполнения задания

- Ребята, сейчас я вам покажу, основные этапы работы, которые будут расположены на экране, а вы внимательно слушайте и уберите все из рук.

1 этап: Заготовка основы для посуды. Основа для чайника – шар, для кружки – шар с углублением, сахарница – шар

2 этап: Изготовление подставки для сервиза, при помощи сплющивания пластилина

3 этап: Изготовление недостающих деталей: ручка кружки, чайника, крышка сахарницы, чайника

4 этап: Нанесение узора при помощи отщипывания пластилина и придавливания на изделие

- Но прежде чем начать работу, давайте выделим основные правила работы с пластилином:

Правила работы с пластилином:

1) работай на клеенке или дощечке;

2) работай со стекой аккуратно, не балуйся! Отрезай нужное количество пластилина;

3) Согрей кусочек пластилина в руках, чтобы он стал мягким;

4) Использую тряпочку для поддержания чистоты;

5) Не пачкайся и не кушай пластилин!

-А сейчас ребята положите перед собой пластилин подходящего цвета.

- Проверьте свое рабочее место, на нем должны быть пластилин, стека, дощечка, тряпочка

- Сервиз мы с вами будем делать в группах по 4 человека, так, как вы сидите, но перед тем, как начать, давайте вспомним правила работы в группе

- Отлично! Теперь, когда мы вспомнили правила работы в группе, можно начинать.

- Сервиз – это полный набор подающейся на стол посуды, чайной, кофейной и другой.

- В чайный сервиз входят чайник, кружка, блюдце, сахарница

- Для украшения дома, использования в быту.

- Любые, контрастные

Шарик, «колбаска», шарик с углублением

 

- Стека, доска, тряпочка

- Работать аккуратно, правильно использовать стеку

Проверяют свое рабочее место

- Работать сообща, все должны быть активными, работать тихо, никому не мешать

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: усвоение правил техники безопасности; овладение техникой изготовления изделия

М: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; структурирование знаний;

К: умение излагать мысли;

Л: проявление активности в общей работе

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

П: осознаёт последовательность действий

П: осознаёт последовательность действий

Презентация, художественные изделия (образцы учителя)

5.Первичное закрепление
1 мин

Усвоение нового способа действий

 Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

- Мы сейчас с вами по примеру сделаем чайный сервиз, по желанию вы сами можете добавить что-то свое.

- Хорошо, давайте определим критерии вашей работы.

Определяет критерии качества выполнения задания

Критерии:

- Самостоятельность;

- Аккуратность;

- Законченность.

- Давайте вспомним этапы нашей работы.

- Перед тем, как начать, давайте разомнемся, встаньте со своих мест

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

- Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)

Этапы:

1) подготовка материала;

2) разметка;

3) заготовка деталей;

4) сборка;

5) оформление.

1 номера делают чайник, 2 кружку, 3 сахарницу, 4 делают украшение и помогают остальным.

Повторяют упражнения за учителем

П: учится формулировать учебную задачу

Учится планированию выполнения задания

Метапредметные:

П: анализ

К: умение слушать и понимать учителя

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Учитель контролирует выполнение работы, оказывает помощь в выполнении

- В каждой группе распределим задачи, первые номера делают основу

, вторые номера делают подставку, третьи номера изготавливают детали, а четвертые занимаются оформлением, по окончании работы соберите весь сервиз на подставку и покажите свою готовность поднятыми домиком вверх руками. Если вы забыли какой-либо этап, информация на экране напомнит вам.

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

- Сейчас я пройду и посмотрю, как у вас получается выполнять задание.

Демонстрирует классу удачно получившиеся работы

- Посмотрите, как работу делает группа, каждый человек занят своим делом, все сообща и слаженно.  Посмотрите, какие прекрасные сервизы у всех получились!

- Сейчас каждая группа выйдет и представит свою работу, 2 желающих из класса оценят работы по критериям.

Выполняют работу

- Рассматривают работы

- Оценка работ по критериям

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

П: использование полученных знаний и умений для выполнения работы

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Презентация

Музыкальное сопровождение, пластилин, стека, дощечка, тряпочка

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

наглядный

Повторение и закрепление ранее изученного
- Ребята, что мы сегодня учились делать на уроке? С каким материалом мы работали?

- Что мы теперь знаем о посуде?


- Отлично! Нам удалось сделать чайный сервиз?

- Отлично!

- Мы научились делать посуду, а именно чайный сервиз из пластилина

- Мы узнали о том, что существует множество видов посуды, о первом возникновении посуды.

- Да/нет

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

- Ребята, у нас получились великолепные работы!

- У каждого из вас есть на партах яблоки разного цвета. Поднимите зеленое яблоко, если у вас хорошее настроение и у вас сегодня много чего получилось. Поднимите красное яблоко, если у вас плохое настроение и у вас мало что получилось.

- На экране вы видите фразы, продолжите их: я теперь знаю, мне удалось, дома я расскажу…

- На этом наш урок окончен, молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали!  

- Организуют выставку своих работ

Рефлексия деятельности, самоанализ

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

  Практические работы учащихся

Раздаточный материал: яблоки (рефлексия), памятки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии: "Лепка из пластилина. Изделие: «Чайный сервиз»" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тема: Лепка из пластилина.Изделие: «Чайный сервиз»Цели деятельности учителя: ознакомление со спиральной  техникой изготовления посуды из пластилина на основе знаний о свойствах пласти...

Технологическая карта урока технологии «Аппликация из пластилина» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения работать с пластилином, освоение приёмов: размазывание, скатывание; выполнить аппликацию «Ромашковая поляна.Задачи...

Технологическая карта урока технологии "Аппликация из пластилина "Ромашковая поляна" (1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся приему размазывания, посредством изготовления модели ромашки из пластилина.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся с правилом р...

Технологическая карта урока технология «Лепка из пластилина» Изделие: «Снегирь» (1 класс)

Цель урока: освоение технологии лепки из пластилина, посредством изготовления изделия Задачи урока: Дидактические: 1. Освоение приемов работы с пластилином, стеком;2. Повторение знаний о бросовом мате...

Технологическая карта урока технология «Лепка из пластилина» Изделие: «Черепаха» (1 класс)

Цель урока: освоение технологии лепки из пластилина, посредством изготовления изделия Задачи урока: Дидактические: 1. Освоение приемов работы с пластилином, стеком; 2. Повторение знаний о бросовом мат...

Технологическая карта урока Технологии «Лепка из пластилина» Изделие: «Грибная корзинка» (2 класс УМК Школа России)

Тип урока: нового «открытие» знания Цель урока: Научиться изготавливать объемное изделие из пластилина. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с разнообразием...

Технологическая карта урока "Лепка из воздушного пластилина». Изделие: «Модель Динозавра» 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения создавать композицию из отдельных деталей, передавая сходство с реальнымобъектом посредством техники «Аналитической...