Дымковская игрушка
план-конспект занятия по технологии (1 класс)
И сегодня мы поговорим о таком народном промысле, как игрушка.
Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.
- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Мехдиева ПЗ
Предмет: ИЗО.
Класс: 3 «А».
Тема урока: «Дымковская игрушка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Дымковская игрушка».
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод | - Здравствуйте, ребята меня зовут. Пери Захаровна. Урок по ИЗО проведу у вас я. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. | - Приветствуют студента. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Словесный метод (беседа) Наглядный (показ) | Какие народные промыслы вы знаете? (Слайд 1-4) И сегодня мы поговорим о таком народном промысле, как игрушка. Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными. - Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы? (Слайд 5-6) | - Роспись посуды, глиняных и деревянных игрушек. -каргопольская, филимоновская. | К: владеть диалогической речью. | ||
3. Проблемное объяснение нового знания | Словесный метод (беседа) Наглядный (показ) | - Сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие в мастерскую народного промысла, а какого вы узнаете из видиоролика. (показ видеоролика) -Откуда даже появилось такое удивительное искусство? Кто внимательно слушал? -А из какого материала делали дымковскую игрушку? -Чем изначально была дымковская игрушка? (слайд 8). -Не один праздник не обходится без ярких игрушек. Дымковская игрушка - искусство рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. -О каких видах дымковской игрушки вы узнали из видеоролика? (Слайд9-10) Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. -О какой игрушке говорится в этих строчках? (Слайд 11) -О дымковской барышне. Но все ли они выгладят одинаково? Что барыни держат в руках?
Она окружена всегда детьми.( слайд 12)
У нее на юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.
Это один из самых узнаваемых образов, изображается с коромыслом. Давайте рассмотрим игрушки. Лицо, шея и руки остаются белого цвета. Из-за этого барышню называют белоликой. Головные уборы – кокошники, венцы. Волосы коричневого цвета различных оттенков. Щеки и рот — круги красного, разового, оранжевого цветов Брови: тонкие дуги черного цвета. Глаза: точки черного цвета. Одноцветная кофточка или жакет по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки. Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону. Благодаря этому барышню называют белобокой. Если есть передники, то они остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке. - Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (слайд 15-16) Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. Все элементы брали из обычной жизни. - Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические? - Какие цвета брали для росписи игрушек? ( слайд 17) -Верно. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов. Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах Элементы расположены в ряд. Элементы расположены в шахматном порядке. В клетке между линиями. Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец. Физ. минутка Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом, Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идёт тычок! | -Из заречной слободы Дымково. -Белой глины. -Свистулькой. -Лошади, олени, индюки, мужские фигурки, барышни. -О барыни. -Они выглядят не все одинаково. В руках держат хлеб, детей… -Круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии. -Геометрические - красный, синий, желтый, зеленый, белый фон. | Сформировать у обучающихся представление о делении. | К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. П: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя. | интерес к изучению темы: «Дымковская игрушка» |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный метод (беседа) | -Что общего у всех этих игрушек? -Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать? - Какие цвета мы будем использовать в работе? -Почему барыню называют белоличкой и белобокой? Что это значит? -Верно, потому что у барыни белое лицо, ладони и юбка. | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный метод (беседа) | -Сегодня на уроке мы выполним эскиз дымковской игрушки - барышни, но не простой. Вам нужно будет придумать свой образ барыни отталкиваясь от традиционного. И для этого у нас есть шаблоны. -Как вы думаете, с чего мы начнем работу над образом? -Для начала мы перенесем наш шаблон на лист А4, для этого внимательно посмотрите, как мы его будем располагать. -Верно. Дальше на основе этого шаблона мы прорисуем детали. -Третий шаг, это выбрать палитру цветов, которую мы будем использовать. -Четвертый шаг-это выполнить эскиз в цвете. -А в конце урока мы проведем выставку. | Р: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | |||
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Словесный метод (беседа) | - Скажите: с каким промыслом вы познакомились? Назовите основные элементы дымковской игрушки? | -Дымковская игрушка. Геометрические фигуры. | К: владеть диалогической речью. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный метод (беседа) | -Сегодня вы все были мастерами дымковской игрушки и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку. (дети демонстрируют работы) - Поднимите руку те, кому понравился сегодняшний урок, и он считает, что все у него получилось хорошо. Теперь поднимите руку те, кому было сложно и непонятно. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. |
| П: осуществлять обобщение. К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.
Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка
Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская игрушка...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...