Арт-терапия
статья по технологии
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_art-_terapii.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение Арт-терапии в работе с учащимися начальной школы.
Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Метод арт-терапии состоит для современного человека в том, что он в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер. Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Наиболее естественным является создание условий для развития учащихся, например, в группе продленного дня, на уроках ИЗО и технологии в начальных классах, а также на занятиях во внеурочной деятельности. Здесь можно организовать процесс «выстраивания» человеческих отношений с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – имеется в виду уход за домашними питомцами, украшение своего класса, занятия рукоделием и творчеством.
В творческих работах младших школьников отражается природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Очень действенны и другие формы искусства – инсценировки, театральные постановки, литературное творчество. Используя приемы арт-терапии, учитель достигает следующие цели: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто – для лепки и иные материалы. Ученику должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы учащиеся начальных классов предпочитают пользоваться акварельными красками, гуашью, карандашами, восковыми мелками. Используя краски, смешивая и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний ребенка и различных аспектов его опыта. Краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение. Учитель стимулирует учащихся доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
Педагогом поощряются свободные ассоциации детей и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Арт-терапия в начальной школе"
Арт-терапия -здоровьесберегающая инновация...
Арт – терапия как средство педагогической поддержки учащихся
В статье рассказывается о значении и использовании в педагогической деятельности арт-терапии( от греч.art – искусство, от лат. terapia – лечение, забота, уход) для педагогической поддержки и снятия ...
Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.
Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...
Игровая терапия
"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой...
Арт-терапия в работе педагога-психолога
Песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети...
"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...
Рисуночная терапия в преодолении страхов.
Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии....