Рабочая программа по технологии 4 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по технологии (4 класс)
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора Н.И. Роговцевой УМК "Школа России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №41»
Рассмотрена и одобрена Согласована Утверждена
на заседании методического с заместителем руководителем
объединения директора по УВР образовательного
руководитель ШМО учреждения
______________________ _________________ ________________
/ Е.В. Догадова / /О.П. Забенкова/ /В.В. Терёхин/
«29» августа 2019 г. «30» августа 2019 г. «02» сентября 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
УМК «Школа России»
4 «Б» класс
Количество часов: 34
Учитель начальных классов: Горбунова Л.Н.
Учебный год: 2019-2020
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, УМК «Перспектива». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2019.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2019-2020 учебного года.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа:
I. Пояснительная записка:
1. Нормативная база
2. Описание цели данного курса
3. Основные задачи курса
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
5. Описание учебно-методического комплекта
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
1. Личностные;
2. Предметные;
3. Метапредметные.
III. Содержание учебного предмета, курса:
1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;
2. Характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);
3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:
1. Тематическое планирование
2. Календарно-тематическое планирование:
1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);
2) название разделов;
3) название тем уроков;
4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;
5) домашнее задание.
I. Пояснительная записка
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
1. Нормативная база
1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;
4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,
утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;
8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;
9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;
11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;
12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;
13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.
2. Описание цели данного курса
Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Технология» в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
3. Основные задачи курса
Задачи, в процессе осуществления которых реализуется цель рабочей программы по предмету «Технология»:
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию, отображению объекта, процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); знаково-символического и пространственного мышления, творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно - преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».
В 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели в год.
Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Технология» в 4 «Б» классе отводится 29 часов:
1. в I четверти – 8 часов,
2. во II четверти – 7 часов,
3. в III четверти – 8 часов,
4. в IV четверти – 6 часов.
5. Описание учебно-методического комплекта
Реализация учебной программы по предмету «Технология» УМК «Школа России» для 4 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:
Для учителя:
1. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
2. Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. - М.: Просвещение, 2019.
Для учащегося:
1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова. Технология. 4 класса. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.
2. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» учащихся 4 класса
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
- осознание своей ответственности за общее дело;
- ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
- уважение к чужому труду и результатам труда;
- уважение к культурным традициям своего народа;
- представление о себе как гражданине России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств окружающих людей;
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,
- осознания себя как гражданина России.
Регулятивные
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения, оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном и словесно-логическом уровнях;
- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- владеть общими приемами решения задач;
- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
- находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
- передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов;
- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковые систем, медиаресурсов;
- делать выписки из используемых источников информации;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- ориентироваться па позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные
Обучающийся научится:
- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
- выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
- называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
- изменять способы соединения деталей конструкции;
- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
- размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особенности проектной деятельности; осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность; разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
- выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы;
- соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя;
- писать и отправлять электронное письмо;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
III. Содержание учебного предмета, курса
1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Название изделия |
Человек и земля (20 ч) | ||
1 | Вагоностроительный завод. | «Ходовая часть (тележка)» |
2 | Вагоностроительный завод. | «Пассажирский вагон» |
3 | Полезные ископаемые. | «Буровая вышка» |
4 | Полезные ископаемые. | «Малахитовая шкатулка» |
5 | Автомобильный завод. | «КамАЗ» |
6 | Монетный двор. Проект «Медаль». | «Стороны медали» |
7 | Фаянсовый завод. | «Ваза» |
8 | Швейная фабрика. | «Прихватка» |
9 | Швейная фабрика. | «Новогодняя игрушка» |
10 | Швейная фабрика. | «Птичка» |
11 | Швейная фабрика. | «Подставка под горячее» |
12 | Обувная фабрика. | «Модель детской летней обуви» |
13 | Обувная фабрика. | «Модель детской летней обуви» |
14 | Деревообрабатывающее производство. | «Лесенка-опора для растений» |
15 | Деревообрабатывающее производство. | «Лесенка-опора для растений» |
16 | Кондитерская фабрика. | «Пирожное «Картошка» |
17 | Кондитерская фабрика. | «Шоколадное печенье» |
18 | Бытовая техника. | «Абажур» |
19 | Бытовая техника. | «Настольная лампа» |
20 | Тепличное хозяйство. | «Цветы для школьной клумбы» |
Человек и вода (3 ч) | ||
21 | Водоканал. | «Фильтр для очистки воды» |
22 | Порт. | «Канатная лестница» |
23 | Узелковое плетение. | «Браслет» |
Человек и воздух (3 ч) | ||
24 | Самолётостроение. | «Самолёт» |
25 | Ракетостроение. | «Ракета-носитель» |
26 | Летательный аппарат. | «Воздушный змей» |
Человек и информация (3 ч) | ||
27 | Издательское дело. | «Титульный лист», «Таблица». |
28 | Содержания книги. | Создание работы «Содержание» |
29 | Переплётные работы. | «Дневник путешественника» |
2. Характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Выпускник научится:
- иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Выпускник научится:
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
- знакомиться с доступными способами получения информации, её хранения, переработки.
3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся
Особенности организации контроля по технологии
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов:
Отметка | Норма выполнения |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка выполнения практических работ:
Отметка | Норма выполнения |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса
1. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Человек и земля | 20 ч |
2 | Человек и вода | 3 ч |
3 | Человек и воздух | 3 ч |
4 | Человек и информация | 3 ч |
Итого: | 29 ч |
2. Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов | Домашнее задание | |
план. | факт. | ||||
I четверть (8 ч) | |||||
Человек и земля (20 ч) | |||||
1 | 02.09 | 02.09 | Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележка)», | 1 | Принести изображения пассажирского вагона. |
2 | 09.09 | 09.09 | Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон». | 1 | Принести изображения буровой вышки. |
3 | 16.09 | 16.09 | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка». | 1 | Принести изображение шкатулок. |
4 | 23.09 | 23.09 | Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка». | 1 | Принести изображение машины КамАЗ. |
5 | 30.09 | 30.09 | Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ». | 1 | Принести изображения медалей. |
6 | 07.10 | 07.10 | Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали». | 1 | Принести изображения кухонной вазы. |
7 | 14.10 | 14.10 | Фаянсовый завод. Изделие «Ваза». | 1 | Принести изображения кухонной прихватки. |
8 | 21.10 | 21.10 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка». | 1 | |
II четверть (7 ч) | |||||
9 | 11.11 | 11.11 | Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка». | 1 | Принести изображения новогодней птички, проволоку, 2 бусинки для птички. |
10 | 18.11 | 18.11 | Швейная фабрика. Изделие «Птичка». | 1 | Принести изображение подставки под горячее, плотную ткань, пуговицы. |
11 | 25.11 | 25.11 | Швейная фабрика. Изделие «Подставка под горячее». | 1 | Принести изображение детской летней обуви, плотную ткань (шерсть, сукно и т.д.). |
12 | 02.12 | 02.12 | Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви». | 1 | Принести изображения летней обуви. |
13 | 09.12 | 09.12 | Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви». | 1 | Принести изображение лесенки-опоры для растений. |
14 | 16.12 | 16.12 | Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений». | 1 | Принести проволоку. |
15 | 23.12 | 23.12 | Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений». | 1 | |
III четверть (8 ч) | |||||
16 | 13.01 | 13.01 | Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка». | 1 | Принести продукты для пирожного "Картошка". |
17 | 20.01 | 20.01 | Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье». | 1 | Принести изображения абажуров для настольных ламп. |
18 | 27.01 | 27.01 | Бытовая техника. Изделие «Абажур». | 1 | Принести изображения настольных ламп. |
19 | 03.02 | 03.02 | Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». | 1 | Посадить семена цветка с клумбы. |
20 | 10.02 | 10.02 | Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы». | 1 | Принести изображения фильтров для очистки воды. |
Человек и вода (3 ч) | |||||
21 | 17.02 | Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер». | 1 | Принести изображения канатной лестницы. | |
17.02 | ДО. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер». | 1 | Выполнить модель фильтра для очистки воды. | ||
22 | 02.03 | 02.03 | Порт. Изделие «Канатная лестница». | 1 | Принести изображения женских браслетов. |
23 | 16.03 | 16.03 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет». | 1 | |
IV четверть (6 ч) | |||||
Человек и воздух (3 ч) | |||||
24 | 06.04 | Самолётостроение. Изделие «Самолёт». | 1 | Принести изображения ракеты. | |
06.04 | ДО. Самолётостроение. Изделие «Самолёт». | 1 | Сделать модель любого самолёта. | ||
25 | 13.04 | Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель». | 1 | Принести изображения «Воздушного змея». | |
13.04 | ДО. Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель». | 1 | Сделать модель любой ракеты. | ||
26 | 20.04 | Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей». | 1 | Принести изображение титульного листа книги. | |
20.04 | ДО. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей». | 1 | Сделать модель воздушного змея. | ||
Человек и информация (3 ч) | |||||
27 | 27.04 | Издательское дело. Изделие «Титульный лист», «Таблица». | 1 | Принести изображение содержания книги. | |
27.04 | ДО. Издательское дело. Изделие «Титульный лист», «Таблица». | 1 | Сделать Титульный лист к своей книге. | ||
28 | 18.05 | Содержания книги. Создание работы «Содержание». | 1 | Создать содержание к своей книге. | |
29 | 25.05 | Переплётные работы. Изделие «Дневник путешественника». | 1 | ||
Итого: | 29 | 27 |
Программный материал: скорректирован и пройден.
Учитель: Горбунова Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочие программы для 2 класса по системе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Рабочие программы по УМК "Школа России"...
Рабочие программы для 3 класса по системе "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО
Программы по всем предметам для 3 класса...
Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").
Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....
Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России
Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...
Рабочая программа по технологии 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...