Ремесла Владимирского края. Изделие "Птица счастья"
план-конспект урока по технологии (2 класс)
Урок технологии, на котором дети знакомятся с ремеслами края и изготавливают оберег
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Птица счастья | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Городищи Петушинского района Владимирской области
Федорова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Предмет: технология
УМК «Школа России» Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова
Тип урока: изучение нового материала; практическая работа
Тема урока: «Ремесла Владимирского края. Изделие «Птица счастья»». 2 класс
Цель урока:
- приобщение к национальной культуре Владимирского края;
- прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту;
- развивать творческую и познавательную активность, художественный вкус и фантазию;
- воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут; чувство гордости к своей малой родине;
- создание условий, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения через включение учащихся в монопроект по теме «Ремесла Владимирского края»
Целеполагание для ученика. Буду учиться работать в группе, в паре; буду учиться слушать, слышать и видеть, следовать инструкции; грамотно и четко высказывать свою мысль.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- осмысливать значение символа птицы в культуре русского народа;
- обогащать и систематизировать знания учащихся о русских национальных ремеслах;
- проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- вырабатывать терпение в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости, товарищества, терпения, трудолюбия;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развивать чувство патриотизма, гражданской позиции ребенка.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу;
- анализировать, сравнивать, классифицировать реальные объекты и изделия;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
- вести диалог на заданную тему, обосновывать свою точку зрения;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в статичных парах, парах сменного состава, в группах; организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД);
- формирование умения искать и выделять нужную информацию в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса (познавательные УУД)
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (регулятивные УУД);
- формировать умение поиска информации в интернете;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- включение детей в деятельность через включение в монопроект;
- складывать изделия из бумаги с помощью техники оригами;
- закреплять навыки работы с бумагой;
- художественно оформлять изделие;
- знать содержание понятий «ремесло», «ремесленники» , «слобода», «оберег», «оригами»;
- совершенствовать умение работать с учебным материалом.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, дети научатся прислушиваться к чужому мнению , самостоятельно принимать решения и отвечать за свою часть работы.
Метапредметные:
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, находить закономерность;
- формировать умение поиска информации в интернете;
- анализировать собранную информацию;
- совершенствовать умения;
- использовать необходимые иллюстрации.
Коммуникативные
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог;
- признавать существование различных точек зрения;
- ясно и четко излагать свою точку зрения,
- работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности;
- выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
- работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации,
- связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.
Предметные:
- узнают о техники работы с бумагой «оригами»;
- вовлечение детей в проектную работу повысит их познавательный интерес к предмету.
Межпредметные связи: литературное чтение, разделы «Поэтическая тетрадь», «Устное народное творчество»; русский язык, темы «Связь слов в предложении», «Работа с текстом»; окружающий мир, тема «Город и село»; математика «Проект «Оригами»»; изобразительное искусство, темы «Украшение и фантазия», «Выразительные возможности бумаги».
Ресурсы урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды)
- компьютер, интерактивная доска;
- презентация;
- рефераты детей на тему «Ремесла Владимирского края»;
- русские народные костюмы для мальчиков и девочек;
- электронное приложение к учебнику, фрагмент «Птица счастья»;
- графическая инструкционная карта (или предметно - технологическая) по изготовлению изделия;
- образцы изделий оригами;
- готовое изделие - оберег «Птица счастья» из древесины;
- 3 листа цветной бумаги, ножницы, клей;
- подкладной лист или клеенка;
- красивые вазы-настроения на каждую рабочую группу;
- цветы - настроения желтого и синего цвета для каждого ученика.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Приветствие (эмоциональный настрой) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие, мотивирует учащихся на работу. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подмигните, оглянитесь и гостям нашим улыбнитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного! | Приветствуют учителя. | Личностные: создание положительного эмоционального настроя и выражение положительного отношения к процессу Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2. Мотивация учебной деятельности | Стимулирование познавательного интереса. После чтения стихотворения: - В разных частях России люди живут по-разному, имеют обычаи и национальный свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. (слайд 1) - Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине. А что это такое «малая родина»? | Подготовка к сознательному восприятию. Ученик в русском национальном костюме читает стихотворение о России: «Россия, Россия – края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные русские песни поют.»
- Это то место, где мы родились и живем. Для нас малая родина – это поселок Городищи Петушинского района. | Познавательные УУД Развивать операции мышления Опираются на приобретённые знания. Коммуникативные УУД Формировать умение слышать и слушать собеседника |
3. Постановка учебной проблемы | Организует деятельность учащихся по определению темы урока, цели и учебных задач. - Областным центром нашей малой родины является город Владимир. (слайд 2) - Красив наш Владимир и мы об этом знаем из наших экскурсий по этому славному городу, а так же из наших сообщений..(слайд 3)
| Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цель урока. Ученица в русском национальном костюме читает стихотворение С. Каткова о Владимире: « Есть город славный на Святой Руси, Его все знают, кого ни спроси. И всем известно, что когда – то он Был Красным солнышком рожден! Владимир, город наш родной, Стоит над Клязьмою – рекой! Над ним, как шлем богатыря, Блестят Соборов купола! Живи, Владимир, сотни лет! Неси потомкам наш привет, Через столетия неси Историю Святой Руси!». | Регулятивные УУД Уметь формулировать учебную задачу. Самостоятельно учатся ставить цель и планировать учебные действия Познавательные УУД Формирование работать с информацией. |
4. Выход к учебной проблеме | Учитель создает условия для формирования темы урока учащимися. - Знаменита наша земля Владимирская своими древними городами, лесами, полями и реками. А еще больше прославилась она своими мастерами и ремеслами. (слайд 4) - Кто мне ответит, что такое «ремесло»? (терминология выводится на слайде после ответов учеников ) - А кто такой «ремесленник» или «мастер»? (терминология на слайде). - Ремесленники пользовались на Руси большим уважением. Ремесло передавалось от отца к сыну. - Вы, наверное, уже догадались о чем пойдет дальше речь на нашем уроке? | Учащиеся формулируют тему урока. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения Рассуждения и высказывания предположений (работа – рабочий, ремесло – ремесленник) Ребёнок делает выбор и объясняет его. - О том какими ремеслами занимались во Владимирской области. | Познавательные УУД Умение выделять сущность, особенность объектов; анализ объектов; Формулировка выводов; Умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли Полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации |
5.Введение нового материала | Объясняет новый материал используя материалы ЭОР как основу для презентации. - Место, где жили и работали ремесленники называли «слободой» (терминология на слайде). - Все изделия , которые изготавливали ремесленники можно было купить на…ярмарке (слайд 5). И вот сейчас мы отправимся в гости к ремесленникам и узнаем, чем же они торговали на ярмарке. Об этом нам поведают наши мастера. (презентация «Ремесла Владимирского края»). (Слайды 6-21) | Ученики в русской национальной одежде представляют свою слободу. По окончании презентации ученик читает стихотворение: «За все, что создано для нас Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, И мы трудиться будем…» | Познавательные УУД Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием; Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации |
6. Физкультминутка | - Но прежде, чем потрудиться, мы немного разомнемся. « Мы на солнце посмотрели, И нас лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем И ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | Дети выполняют движения: -потянуть руки к солнцу -взмахи руками -3 раза -3 раза -шаги на месте -садятся на места | |
7. Продолжение изучения нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и ученика | - Давайте вновь обратимся к нашим фотографиям с экскурсии (ДМЦ г. Владимир, экспозиция «Ярмарка») - Что это там такое расположено в правом верхнем углу? (слайд 22) - Правильно, это птицы. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? - Правильно, молодцы! На Руси образ птицы называли «оберегом». Что же такое оберег нам поведает наш интерактивный помощник (используется электронное приложение к учебнику И. Н. Роговцевой урок № 28 «Птица счастья» презентация «Обереги») - Вот здорово! Давайте сейчас на уроке мы сами попробуем сделать свою птицу счастья, которая будет оберегать наш дом. Будем мы изготавливать нашу птицу из бумаги, применяя японскую технику работы с бумагой «оригами», что в переводе с японского языка означает «складывать бумагу» (ори – бумага, ками – складывание). | Отвечают на вопросы учителя. Ученики делают выбор и объясняют его, составляют монологические высказывания по теме, аргументируют ответы. -Это птицы. - Полет – птицы летают Свобода – только свободные птицы могут летать Красота – птицы очень грациозные, красивые Счастье – птица свободна, значит счастлива Мир – только в мирном небе летают птицы Семья – птицы вьют гнезда и выводят птенцов Учащиеся наблюдают за демонстрацией фрагмента. Слушают и запоминают значение слова «оригами».
| Познавательные УУД Умение доказывать свой выбор; Коммуникативные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; слушать и понимать речь других. |
8.Составление пошаговой инструкции для выполнения самостоятельной работы учащимися. Выполнение задания учащимися (практическая работа). Контроль результатов. | Контролирует и анализирует результаты выполнения учащимися задания. Оказывает помощь учащимся в выполнении работы. - Что же нам потребуется для работы? Проверяем: 3 листа цветной бумаги, ножницы, клей и подкладной лист. - Итак, начнем работать, а за помощью мы снова обратимся к нашему интерактивному помощнику и опираясь пошагово на инструкцию приступим к работе (используется электронное приложение к учебнику И. Н. Роговцевой урок № 28 «Птица счастья» технологическая карта с 34 секунды)
| Ученики осваивают способы сгибания и складывания бумаги. Опираются на слайдовый план. Осваивают прием складывания изделия с помощью техники оригами. Контролируют и корректируют свою работу. | Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество: умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Познавательные УУД Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации. Личностные УУД Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации) |
9. Формулирование выводов урока. Презентация своих работ. | Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы. - Поднимите и покажите своих птиц… - Какая красота у вас получилась! - Какую технику работы с бумагой мы применили сегодня на уроке? - Как вам кажется, справились ли вы с заданием? - Пусть эти птицы принесут всем счастье! Ребята, а давайте подарим птиц нашим гостям? | Презентуют результаты исследования. Дают самооценку своей деятельности и деятельности своей своей группы ( Довольны ли своей работой?). Делают самооценку своей работы. Анализируют готовый продукт по критериям: владение техникой оригами, оформление, индивидуальность. | Коммуникативные УУД самовыражение: монологические высказывания разного типа Регулятивные УУД контроль, коррекция, оценка. Формирование умения оценить свою работу на уроке. |
10. Рефлексия. «Вазы настроения» | Учитель подводит итог урок эмоциональном плане. - Дети, вам понравился наш урок? - А вам, дорогие гости? - Посмотрите, ребята, у вас у каждого на столе лежит цветок – настроения. Желтый цветок – это цвет нашего солнышка, доброты и тепла. Его возьмут те ребята, у которых после урока стало на душе тепло и хорошо, кто считает, что он полностью справился с работой. Синий цветок – это для тех ребят, кто думает, что у него немного не получилось. - Выберете цветок, который выражает ваше настроение в конце урока и поставьте его в вазу настроения. -Вы подарили мне сегодня тепло и радость своей хорошей работой на уроке. Все получают оценку «отлично»! Урок окончен! | Учащиеся устанавливают соответствия между поставленными задачами урока и результатами. Оценка эмоционального состояния на занятии | Личностные УУД Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли Познавательные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суворов и Владимирский край.
Можно использовать как внеклассное мероприятие....
Конспект урока. Тема: «Мой любимый город». Природа и архитектура Владимирского края. 3 класс УМК "Школа России".
Факультативный курс "Наш край" 3 класс. Изучение нового материала....
Литературная гостиная "Пушкин А.С. и Владимирский край"
Неделя краеведения....
Бакшеево - уголок владимирского края.
Презентания "Моя малая родина"....
"Каменная летопись Владимирского края" - внеурочное занятие. Учитель Громова Татьяна Викторовна МБОУ СОШ №6 г. Киржач Владимирской области.
На внеурочном занятиии по теме "Каменное зодчество Владимирского края" обобщаются знания учащихся о храмах города Владимира, формируются представление о православном храме, его значении в жи...
Презентация к уроку .Ремесла Владимирского края. Изделие "Птица счастья".
Презентация к уроку технологии...
Приложение к презентации "Ремесла Владимирского края"
Описание к слайдам...