Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
Содержание технологий.
1. Методы дыхательной гимнастики.
2. Методика игрового стрейчинга.
3. Методика профилактики нарушения зрения.
4.Комплексы коррекционных физкультминуток для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologi.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Методы дыхательной гимнастики.
Саламатина Жанна Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 106»
Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. Правильно выполняемые дыхательные упражнения не просто оздоровляют организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
Выполнение дыхательных упражнений эффективно в хорошо проветренном помещении.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
При обучении детей младшего школьного возраста дыхательным упражнениям, прежде всего обращаем внимание на выдох, добиваясь его продолжительности: «подуй на снежинку», «на одуванчик» и т.д. Или показываем произношение некоторых звуков. Наиболее удобными являются:
«ух-х» - колка дров; «ау-у-у» - заблудился; «ка-а-р» - ворона; «га-га-га» - гуси; «ква-а-ква-а» - лягушка и др.
Правильное чередование вдоха и выдоха. Умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
- вдох через нос – выдох через рот;
- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
- медленный выдох. Чтобы воздух выходил узкой струёй;
- выдох толчками;
- сделайте глубокий вдох. Медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта;
- выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните лёгкие воздухом. Но не за один вдох. А за несколько коротких, активных вдохов;
- на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж…; писк летающего комара: З-З-З-З…; рычание собаки: Р-Р-Р…; воздух, выходящий из проколотой шины велосипедиста: С-С-С-С…;
- «Свеча» - ровный медленный выдох. Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло». И удержать его в таком положении до конца выдоха;
- «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох;
- на одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звукам: ф! – ф! – ф! – ф!...;
- произнесите скороговорку-считалку.
Комплекс упражнений «На лугу»
1. Упражнение «На лугу вырос цветок»
И.п. – основная стойка.
На счёт 1 вдох через нос. Поднять руки через стороны вверх.
На счёт 2 выдох через рот со звуком «а-а-х». Опустить руки вниз И.п.
2. Упражнение «Подул ветерок».
И.п. – руки сложены на груди.
На счёт 1 – вдох через нос. Развести руки в стороны.
На счёт 2 выдох со звуком «ф-ф-ф-у». Руки вытянуть вперёд. Подуть на ладони. Вернуться в и.п.
3. Упражнение «Цветок зашелестел листочками»
И.п. – основная стойка.
На счёт 1 поднять руки через стороны вверх. Вдох через нос.
На счёт 2 опустить скрестно руки вниз. Выдох со звуком «Ш-ш-ш».
4. Упражнение «Вместе с ветерком прилетел комарик»
И.п. – руки на поясе, ноги чуть врозь.
На счёт 1 вдох через нос. Поворот влево. Ноги стоят на месте.
На счёт 2 выдох со звуком «з-з-з» через рот, зубы сжаты. Вернуться в и.п.
На счёт 3 поворот вправо. Вдох
На счёт 4 – и.п. Выдох.
5. Упражнение «На лугу пасутся гуси»
И.п. – прямые руки слегка отведены назад, ноги на ширине плеч.
На счёт 1 вдох через нос. Встать на носки. Шею вытянуть вверх.
На счёт 2 выдох со звуком «ш-ш-ш». Опуститься на всю стопу. Лёгкий наклон вперёд. Погнуться. Шею вытянуть вперёд.
6. Упражнение «Цветочек качается на ветру».
И.п. – руки на поясе.
На счёт 1 вдох через нос. Подняться на носки.
На счёт 2 выдох через нос. Перекат на пятки.
Методика игрового стрейчинга
Среди оздоровительных методик восстановления можно выделить игровой стрейчинг. Методика упражнений стрейчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные младшим школьникам названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке даётся новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
Стрейчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально- психические напряжения. Упражнения стрейчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. в результате воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатываются естественная сопротивляемость организма.
Комплекс упражнений может включать:
- упражнения для мышц живота путём прогиба назад;
- упражнения для мышц спины путём наклона вперёд;
- упражнения для укрепления позвоночника путём его поворотов;
- упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,
- упражнения для укрепления мышц ног;
- упражнения для развития стоп;
- упражнения для развития плечевого пояса на равновесие.
Упражнение «Морская звезда»
И.п. Встать прямо. Ноги поставить чуть шире плеч. Руки развести в стороны на уроне плеч ладонями вниз.
1. Медленно наклониться вправо, но не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в И.п.
3,4. Повторить всё в левую сторону. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в 1-й, 3-й.
Упражнение «Зёрнышко»
И.п. – Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямы руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.
Упражнение «Хлопушка»
И.п. Сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в колнях. Прикасаясь пятками к ягодицам.
1. Поднять вверх правую прямую ногу, вытянуть носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в И.п.
Методики профилактики нарушений зрения.
В последнее время среди немедикаментозных методов лечения, связываемых с нетрадиционными методиками, в сфере офтальмологии широкую известность получила методика лечения нарушений зрения, разработанная американским врачом У.Г. Бейтсом.
«Бэйтсизм» - «лечение плохого зрения без помощи очков».
Упражнения Уильяма Бэйтса обращены к тем, кто страдает каким-либо видом нарушения зрения - близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом.
Основная концепция данной методики – тесная взаимосвязь между мозгом и глазом. Если мозг подвергается напряжению, глаза тоже напрягаются. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму, необходимо снять напряжение.
Алгоритм действий по данной методике следующий:
- Общее (физическое) расслабление.
- Психическое расслабление.
- Дополнительные методы. Способствующие улучшению зрения (дыхание, диета и пр.)
Общее расслабление.
Пассивное расслабление.
- Пальминг.
- Воспоминание.
- Мысленное представление.
Динамическое расслабление.
- Перемещение и раскачивание головы.
- Большие и малые повороты (длинные и короткие покачивания0.
- Моргание и проблески.
Дыхание.
Тратака (упражнения для глаз).
Тратака- сосредоточение. Концентрация зрения. Это упражнение может быть определено как сосредоточение взгляда на одной точке.
С помощью тратаки излечиваются дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.
Упражнения для начинающих.
Упражнение 1.
Смотреть влево до конца, прямо, затем вправо, прямо, вверх, прямо, вниз. От 1 до 10 раз.
Упражнение 2.
То же самое, что и в упр. 1, но смотреть влево-вниз до конца, затем прямо, вправо-вверх, прямо. Вправо-вниз, прямо, влево-вверх. Прямо. От 1 до 10 раз.
Упражнение 3.
Делать круговые вращательные движения по часовой стрелке (начинать слева). От 1 до 10 кругов. Вначале в первые недели быстро, затем медленнее.
Упражнение 4.
Делать так же. Как в упр. 3. Но в противоположном направлении.
КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Зарядка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядке.
(Встают. Руки на поясе)
Руки в стороны согнули,
Вверх подняли и махнули.
(Машут руками).
Спрятали за спину,
Оглянулись:
(Прячут руки за спину и оглядываются попеременно.)
Через правое плечо,
Через левое ещё.
Дружно присели,
Пяточки задели.
(Приседают и обхватывают пятки руками).
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Самолёт
Пролетает самолёт –
С ним собрался я в полёт!
(Смотрят вверх и вводят пальцем за пролетающим самолётом).
Правое крыло – готово.
Левое крыло – готово
(Отводя руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу,
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом0.
За приборами слежу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
(Встают на носочки и выполняют летательное движение).
Возвращаться не хочу.
Прогулка в зимнем лесу
Мы пришли в зимний лес
(Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева ёлка на нас глядит
(Отводят руку в указанную сторону и смотрят.)
Снежинки в небе кружатся
(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)
На землю красиво ложатся.
(Кружась, приседают.)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки.)
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
(Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
(Приседают, прячась.)
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит!
(Имитируют сон.)
Пролетают снегири.
(Имитируют полёт птиц.)
Как они красивы!
(Отводят руку и прослеживают взглядом.)
В лесу красота и покой,
(Разводят руки в стороны.)
А нам пора уже домой.
(Садятся на свои места.)
Учимся письму
Мы учимся письму.
(Руки указывают на тетрадь.)
Для чего? И почему?
Из крючков, из крючков,
(Пальцами делают крючки.)
Из кружков, из кружков
(Пальцами делают кружки)
Сможем буквы написать.
(Имитируют написание букв.)
Если будем мы стараться,
(Руки на поясе, наклоны головы в стороны.)
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
(Двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем кисти без движения повисают.)
Дружно мы их встряхнём (Встряхивают кисти рук.)
И опять писать начнём! (Сгибают и разгибают пальцы рук.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....