ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
учебно-методический материал по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогическая технология включает 2 группы компонентов: первая - связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. К ПЕРВОЙ группе относятся: 1. Владение своим организмом. Здесь велика роль мимики и пантомимики. 2. Управление своим психическим состоянием. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. Учителю важно выработать эмоциональную устойчивость, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации. 3. Социально-перцептивные способности: а) внимание, которое позволяет вызвать устойчивое состояние сосредоточенности. Б) способность к наблюдению. В) педагогическая интуиция. 4. Техника речи - правильная постановка дыхания, голоса, дикции. 5. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. К ВТОРОЙ группе компонентов педагогической техники относятся умения: А) дидактические – способность преподносить учащимся материал доступно, вызывать интерес к нему, возбуждать активную самостоятельную мысль. Б) организаторские – способность организовать, сплотить и воодушевить ученический коллектив, а также способность правильно организовать собственную работу. В) коммуникативные – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, наличие педагогического такта и пр. Г) рефлексия – процесс познания самого себя, своего внутреннего мира, собственных переживаний, размышление о самом себе, понимание того, как к тебе относятся другие люди. Д) эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их чувства, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ | 185.29 КБ |
Презентация | 1.3 МБ |
Педагогические ситуации | 11.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Лыткарино Московской области»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
тема:
«ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Подготовила: учитель начальных классов
КОКНАЕВА С.Г.
2018 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Педагогическая технология включает 2 группы компонентов: первая - связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. К ПЕРВОЙ группе относятся:
1. Владение своим организмом. Здесь велика роль мимики и пантомимики.
2. Управление своим психическим состоянием. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. Учителю важно выработать эмоциональную устойчивость, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.
3. Социально-перцептивные способности:
а) внимание, которое позволяет вызвать устойчивое состояние сосредоточенности.
Б) способность к наблюдению.
В) педагогическая интуиция.
4. Техника речи - правильная постановка дыхания, голоса, дикции.
5. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным.
К ВТОРОЙ группе компонентов педагогической техники относятся умения:
А) дидактические – способность преподносить учащимся материал доступно, вызывать интерес к нему, возбуждать активную самостоятельную мысль.
Б) организаторские – способность организовать, сплотить и воодушевить ученический коллектив, а также способность правильно организовать собственную работу.
В) коммуникативные – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, наличие педагогического такта и пр.
Г) рефлексия – процесс познания самого себя, своего внутреннего мира, собственных переживаний, размышление о самом себе, понимание того, как к тебе относятся другие люди.
Д) эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их чувства, переживания.
II элемент. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Педагогическое общение – это социально-педагогическое взаимодействие учителя и учащихся с целью организации взаимоотношений, оказания воспитательного воздействия, обмена информацией с помощью коммуникативных средств.
Педагогическое общение выполняет 3 функции:
Функция | Технологические операции: |
1. «Открытие» ребенка на общение | А) установление личного контакта (визуального, вербального или тактильного). Б) устранение барьеров в общении: - социальный (подчеркивание превосходства), - гностический (не приспосабливает речь к уровню понимания учащихся), - подражательный, - «боязни класса», - негативной установки на класс или ученика, - физический. |
2. «Соучастие» ребенку в общении | А) проявление интереса через умение задавать вопросы и СЛУШАТЬ ребенка. Б) оказание помощи. Важно помнить, что решение о принятии помощи всегда принимает тот, кому она направляется. |
3. «Возвышение» ребенка в общении | А) просьба о помощи со стороны педагога для повышения самооценки ребенку и создания положительной репутации. Б) принятие ребенка как данности,т.е. опора на положительные качества и тенденции в развитии. |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Конфликт – процесс резкого обострения борьбы участников в решении проблемы, имеющей для каждого из них личностную значимость.
Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, личностно значимой для участников, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Формы проявления конфликтов:
1. Недовольство в классе зачастую принимает групповую форму и выражается мимикой, позой, словами возражения, протяжным звучанием гласных.
2. Разногласие, когда отдельные реплики собеседника воспринимаются в штыки или игнорируются. Т.е. главное здесь – заявить о себе, привлечь внимание.
3. Противодействие возникает, если оппонент проявляет настойчивость на этапе разногласия. Здесь действия сторон носят пробный характер, субъекты занимают выжидательную позицию, наблюдая, как отреагирует соперник.
4. Противостояние возникает при обострении противоречия, если стороны стоят на своём.
5. Противоборств оможет привести к скандалу, еслисоперники не стесняются в способах выражения неприязни. Чтобы избежать этого, учитель должен концентрировать внимание на противоречии, а не на эмоциональной стороне конфликта. Результатом противоборства при обострении взаимоотношений становится одна из форм: разрыв отношений, принуждение.
Этапы разрешения конфликта конфликта:
1. Обнаружение конфликта. Умение увидеть конфликт на начальной стадии влияет на его продолжительность и остроту.
2. Анализ ситуации начинается с четкого обрисовывания события. Этому способствует профессионально-педагогическая память учителя, умение выделить главное, учет обстоятельств, возраста, уровня индивидуального развития и т.п. После этого учитель должен определить интересы каждой из сторон с целью оценить случившееся с т. зр. перспектив развития личности ребенка.
3. Непосредственное разрешение конфликта. Важно снять психическое напряжение, без чего невозможно разрешение К. После этого появляется возможность для совместной выработки решения и поиска выхода из конфликта.
Способы разрешения конфликта:
Юмор.
2. «Выход чувств». Надо позволить конфликтующему жаловаться на обидчика сколько сможет. Учитель при этом слушает и не перебивает. Когда человек «выдохнет» эмоции, то станет способен услышать разумные доводы учителя.
3. Эмоциональное возмещение – посочувствовать человеку, даже если он не прав. Сказать о тех хороших качествах, которыми он обладает, но, к сожалению, не смог применить в конфликте.
4. Компромисс – взаимная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними.
5. Третейский суд – когда конфликтующие обращаются за помощью к третьему лицу, независимому, которому доверяют обе стороны.
6. Ультиматум. Принуждение. | Применяются в особых случаях, когда от ребенка требуется резкое изменение поведения, а иначе это может нанести ему или другим людям вред. |
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Следует различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это процесс установления качества чего-либо, осуществляемый человеком. Отметка – условно-формальное отражение этого процесса оценивания в баллах. Педагогическая оценка предполагает оценивание НЕ личности ребенка в целом, а лишь проявляемого качества. Такой подход дает возможность педагогу формировать ценностные отношения своих учеников.
Технологические правила реализации педагогической оценки:
Поощрение как оценочная доминанта | Давая оценку нужно, в первую очередь, «поднять» ребенка в собственных глазах и создать ему положительную репутацию в коллективе. Реализуя данную операцию, педагог отдает предпочтение поощрению социально-ценностных достижений школьников, а в случае их отсутствия – проявлению этих качеств в проекции. Эта операция дает возможность ребенку пережить радостные эмоциональные чувства, создает условия для развития его взаимоотношений с педагогом. |
Безоценочность суждений | Реализуется при помощи 3-х приемов: 1) оглашение субъектом своего состояния и отношения к человеку, поступку как к явлению. 2) оглашение вероятностного состояния ребенка в момент совершения каких-либо действий. 3) логическое продолжение события БЕЗ оценивания. |
Отсрочка оценки | Используется, если не выявлены мотивы поведения. Отсрочка позволяет избежать поспешного неправильного решения и, следовательно, негативной реакции ученика. Продолжительность отсрочки определяется педагогом в зависимости от сложности проблемы. Время отсрочки обязательно сообщается ученику. |
Не злоупотреблять наказанием | При осознанном нарушении социально-культурных норм наказание производится обязательно. Если же ребенок может сам скорректировать свое поведение, не причиняет вреда другому, наказаний следует избегать. |
Предавать забвению возложенное наказание | Нельзя зацикливать внимание детей на отрицательной оценке, а иначе негативное проявление личностного качества закрепляется как окончательно установленное. Целенаправленное фиксирование в сознании ребенка или, н-р, в дневнике, недостойного поведения дает обратный воспитательный эффект, т.к. закрепляет ученика в неприглядном положении. В результате он привыкает к роли «отрицательного героя» и утрачивает чувство вины. О возложенном наказании ребенку не следует напоминать, тем более в присутствии других учеников, чтобы не вызвать агрессии. Если мера наказания не принесла эффекта, то дополнительные воздействия производятся в контексте вновь возникшей ситуации, без напоминания о прежних проступках. То есть, любое асоциальное проявление каждый раз рассматривается заново, чтобы исключить положение, когда ребенку придется отвечать за один и тот же проступок несколько раз |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. Именно отношение воспитанника к определенной ценности должно стать объектом педагогического влияния при формулировке требования.
Формы передачи требования условно можно разделить на 2 группы:
Невербальные - усиливают эмоциональное восприятие словесного требования | Пауза – выжидательная позиция педагога, выражаемая в непродолжительной приостановке речи. Мимика – движение мускулов лица. Пластика – жесты, поза, движения, в совокупности выражают внутреннее душевное состояние в процессе общения. В момент воздействия речь педагога и телодвижения должны соответствовать друг другу, а иначе это приведет к недоверию. |
Вербальные (с использованием речи) | а) непосредственные предъявляются открыто и недвусмысленно указывают на само правило и содержание деятельности. б) опосредованные – предъявление требования в завуалированном виде. |
Существует несколько приемов передачи требованияв вербальной форме:
| Прием и его содержание |
Непосредственные требования | Просьба к собеседнику - это побуждающее обращение в мягкой форме, призывающее удовлетворить чьи-то нужды. При этом в качестве «просителя» выступает педагог. Совет - мнение по поводу того, как следует поступать. Деловое распоряжение - это забота о выполнении в срок, о необходимости использования чего-либо. Используется, когда требуется быстрое, четкое исполнение задания. Рекомендация - аргументированное обоснование значения для ребенка безусловной нормы (можно использовать описание подходящего примера). Приказ - это обязательное для исполнения распоряжение человека, обладающего властью. Это наиболее жесткая форма предъявления требования. При общении с детьми используется в исключительных случаях для пресечения каких-либо асоциального действия)!!! |
Опосредованные требования | Рассказ - небольшое словесное изложение событий. Используется для предъявления в скрытом виде норм поведения (на материале реальных событий или сказок, рассказов) Вопрос - это обращение с целью получения информации и увеличения интенсивности мыслительной работы. Вопрос используется в том случае, когда ребенок способен сравнить свое поведение и отношение с нормой: «Как бы вы поступили на моем месте?» Удивление - это ответная эмоциональная реакция педагога на неожиданное поведение ученика, побуждающая его к переосмыслению своей позиции. Намек -тонкое указание, способствующее самостоятельной догадке. Однако важно ориентироваться на реальный уровень развития детей, а иначе они не поймут намека. |
Правила предъявления педагогического требования:
1. Требование должно доводиться до логического конца. О предъявленном требовании нельзя забывать или отказываться от него, видя сопротивление детей предъявляемой норме. Иначе у детей сформируется негативное отношение к требованию педагога и к нему самому.
2. Инструктивность требования может непосредственно указывать на последовательность действий, а может выражаться намеком. Дать инструкцию – значит заинтересовать в получении результата, обозначить средства и совокупность операций по достижению цели. Четкая инструкция должна обязательно соответствовать уровню развития ребенка.
3.Учет индивидуальности ребенка, то есть планирование воспитательной работы исходя из личных интересов ребенка без сравнения с другими детьми.
4. Учет психического состояния.При увлеченности игрой и т.п. дети могут отказаться от выполнения требования. В этом случает необходимо включить детей в такую деятельность по выполнению нормы, которая бы являлась логичным продолжением того, чем они сейчас заняты.
5. Позитивная направленность при обращении к детям, оптимистичность настроения.
6. Занимательность форм деятельности, что снимает напряжение.
7. Соблюдение педагогического такта.
Информативное воздействие
Информативное воздействие условно подразделяется на два блока: речевой и демонстрационный, которые на практике сливаются воедино и помогают восприятию информации.
I блок информативного речевого воздействия обеспечивается технологическими умениями:
1) пластические умения | Этоумения выражать пластикой тела определенные состояния, передавать часть информации и влиять на создание атмосферы, благоприятной для восприятия. |
2) перцептивные умения | Связаны с чувственным восприятием. Здесь акцент делается на умение педагога воспринимать мир так, как его воспринимают дети, выстраивать свое взаимодействие с ними с учетом детского отражения действительности. |
3) логические умения - способность конструировать фразу, с которой учитель обращается к детям. | - повторение, облегчающее запоминание информации. - Использование репродуктивных вопросов на воспроизведение ранее известной информации без искажения смысла. - Риторический вопрос – утверждение, произносимое в вопросительной форме и не требующее ответа. Такой вопрос украшает речь, заполняет паузу. - Проблемный вопрос используется для создания интеллектуального и духовного затруднения ребенка, когда он не может решить проблему известными ему способами и должен искать новые варианты действий. Постановка проблемного вопроса должна быть ориентирована на учет их умения самостоятельно решать проблемы. |
4) экспрессивные умения | повышают эмоциональную окраску содержания, усиливая его доступность. К ним относятся: - образность, - интонационная выразительность |
5) дискуссионные умения | С их помощью педагогу удается создать 2 образа: - образ сотрудничества. Вся информация при этом передается с позиции «Мы» и ориентируется на житейский опыт детей. - Образ собеседования как своеобразная технология ведения дискуссии складывается из следующих правил: - умение уяснять смысл разговора и отдельных фраз оппонента, - предоставление партнеру права на несогласие и др. |
2 блок - информативного демонстрационного воздействия. Его правила:
- наглядный материал должен быть понятен детям и не загроможден деталями.
- Обязательное подкрепление демонстрации речью.
- Доска, таблица должны иметь горизонтальное положение с соотношением сторон 3:4.
- Делая записи на доске, следует очерчивать выводы овалом, прямоугольником.
- Цветовое разнообразие облегчает восприятие, но лучше использовать НЕ более 3-х цветов
- Запись должна легко читаться даже с последней парты.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ.
Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).
К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания.
Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение.
Виды поощрения:
- похвала, одобрение;
- благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям);
- почетное звание;
- особое доверие, ответственные полномочия;
- подарок, награждение вымпелом, грамотой;
- экскурсионная поездка;
- организация праздника (вечера отдыха, чаепития).
Требования к поощрению:
- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;
- справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом;
- больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей;
- нежелательно поощрение материальное (деньгами);
- поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия.
Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений.
Виды наказаний: замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты.
Требования к наказанию:
- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;
- справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом;
- больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;
- нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически;
- наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения);
- соблюдать педагогический такт;
- преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной.
В современных условиях возрастает роль скрытой оценки.
Технологические приемы ее выражения:
«Я-сообщение», т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога:
- Я очень расстроена…
- Я разочарована (поражена, удивлена…)
- Сегодня ты порадовал меня…
«Ты-сообщение» – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия:
- Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…?
- Ты спешил и поэтому не успел…?
Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил:
обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери…
Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника:
- Как ты сам это оцениваешь?
- Подумай: ты поступил правильно или нет?
Оценка, отодвинутая во времени:
- Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…
ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПЕДАГОГА.
Назначение этической защиты в том, чтобы отстоять свое достоинство от посягательств извне. Она не только открывает возможность защиты как таковой, но и дает возможность коррекции поведения, углубления взаимоотношений с людьми.
Некоторые функции и приемы этической защиты:
Функции этической защиты | Приемы этической защиты: |
Сохранение собственного достоинства. Используется в момент грубости, звучащей в твой адрес. | Педагог подчеркнуто показывает ребенку невозможность такого обращения к себе и человеку вообще. В связи с этим используются приемы: · вопрос на воспроизведение. Учитель просит повторить фразу еще раз, подталкивая к поиску более культурных форм: «Простите, я не расслышала». Если грубость повторяется, интонация ужесточается. Подтекст – «Подобного обращения я никогда не услышу». · Наивное удивление помогает сохранить достоинство и не допустить грубости в свой адрес: «Это вы мне?!!». Мимика должна соответствовать реплике и говорить о разочаровании в человеке, который проявил себя подобным образом. |
Корректировка поведения партнера | окультуренное воспроизведение – произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно: «Если я правильно поняла, вы хотели сказать…» Ссылка на свои слабости. Внешне педагог принимает вину на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и извиниться: «Я, наверное, говорю очень тихо (быстро,…), но ведь у каждого из нас есть недостатки». |
Сохранение достоинства партнера | Используется для развития взаимоотношений с детьми, предоставления им возможность проявить себя на более высоком культурном уровне: · Подстановка мотива – оглашение, вероятно, доброго намерения ученика, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности. · Оправдание поведения – расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле: «На твоем месте каждый бы восхитился такой красотой» |
Можно использовать и более жесткие приемы этической защиты, но только после того, как будут использованы возможности вышеперечисленных (более легких). | |
Оставить человека наедине с собственным поступком | Демонстративно прекратить отношения с учеником, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка: «Если ты когда-нибудь сможешь понять…, то тебе, наверное, будет стыдно». |
Противопоставление достоинств партнера его поведению | Как сравнение: «Ты такой…, а…». Сложность состоит в отыскании достоинств партнера именно в момент напряженных отношений |
Великодушное прощение | Выглядит как позволение такого обращения, но реально жестко пресекает подобную практику: «Если тебе только это нужно для счастья…» |
|
Педагогические ситуации.
Педагогическая ситуация № 1.
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?
Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.
Педагогическая ситуация № 2.
Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учителя.
Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5». Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать: «Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2» за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечания.
Педагогическая ситауция № 3.
Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения. Правильно ли они поступили?
Решение. Конечно, оставлять без внимания данный случай не стоит, как минимум следовало бы задуматься о последствия, подростки в этом возрасте очень сильно подвержены постороннему влиянию, чаще всего негативному, и сбить их с истинного пути может любой. Может развиться алкогольная зависимость, с раннего возраста и детей уже будет не остановить. Педагогам стоило, провести беседу с учениками, поговорить, рассказать о последствиях, прибегнуть к помощи психолога. И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры. А то, что оставили без внимания, это халатное отношение к детям.
Педагогическая ситуация № 4.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»
Решение. Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.
Педагогическая ситуация № 5.
«Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна. Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену.
Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница.
— Решил помочь тете Маше?
Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так
получилось…
Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала.
А вот на классном собрании громко заявила:
— Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал ей вчера.
Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но
по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал.
Сам не зная почему, мальчик вдруг встал.
— Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, как
было дело.
— Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила учительница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.
Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы.
Решение. Учительница поступила правильно, не стала сразу уличать парня во вранье, дала ему шанс исправиться, увидеть ошибки в своём действии, дала возможность объективно оценить всё не хорошее им сделанное, тем самым помогла парню, осознать, что говорить правду, намного лучше, чем постоянно лгать. Не зря говорят «всё тайное рано или поздно становится явным.»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Педагогическая технология включает 2 группы компонентов: первая - связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. К ПЕРВОЙ группе относятся: Владение своим организмом. Здесь велика роль мимики и пантомимики . 2. Управление своим психическим состоянием. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. Учителю важно выработать эмоциональную устойчивость, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.
ВНИМАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ,ИНТУИЦИЯ, ТЕХНИКА РЕЧИ, ВНЕШНИЙ ВИД 3. Социально - перцептивные способности: а) внимание , которое позволяет вызвать устойчивое состояние сосредоточенности. Б) способность к наблюдению . В) педагогическая интуиция . 4. Техника речи - правильная постановка дыхания, голоса, дикции. 5. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ К ВТОРОЙ группе компонентов педагогической техники относятся умения : А) дидактические – способность преподносить учащимся материал доступно, вызывать интерес к нему, возбуждать активную самостоятельную мысль. Б) организаторские – способность организовать, сплотить и воодушевить ученический коллектив, а также способность правильно организовать собственную работу. В) коммуникативные – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, наличие педагогического такта и пр. Г) рефлексия – процесс познания самого себя, своего внутреннего мира, собственных переживаний, размышление о самом себе, понимание того, как к тебе относятся другие люди. Д) эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их чувства, переживания.
Установление контакта, устранение барьеров в общении Педагогическое общение – это социально-педагогическое взаимодействие учителя и учащихся с целью организации взаимоотношений, оказания воспитательного воздействия, обмена информацией с помощью коммуникативных средств. Педагогическое общение выполняет 3 функции: Технологические операции: 1. «Открытие» ребенка на общение А) установление личного контакта (визуального, вербального или тактильного). Б ) устранение барьеров в общении : социальный (подчеркивание превосходства), гностический (не приспосабливает речь к уровню понимания учащихся), подражательный, «боязни класса», негативной установки на класс или ученика
СЛУШАТЬ, ПОМОГАТЬ, ВОЗВЫШАТЬ 2. «Соучастие» ребенку в общении А ) проявление интереса через умение задавать вопросы и СЛУШАТЬ ребенка. Б) оказание помощи . Важно помнить, что решение о принятии помощи всегда принимает тот, кому она направляется. 3. «Возвышение» ребенка в общении А ) просьба о помощи со стороны педагога для повышения самооценки ребенку и создания положительной репутации. Б ) принятие ребенка как данности то есть опора на положительные качества и тенденции в развитии.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Формы проявления конфликтов: 1. Недовольство в классе зачастую принимает групповую форму и выражается мимикой, позой, словами возражения, протяжным звучанием гласных. 2. Разногласие, когда отдельные реплики собеседника воспринимаются в штыки или игнорируются. То есть главное здесь – заявить о себе, привлечь внимание. 3. Противодействие возникает, если оппонент проявляет настойчивость на этапе разногласия. Здесь действия сторон носят пробный характер, субъекты занимают выжидательную позицию, наблюдая, как отреагирует соперник. 4. Противостояние возникает при обострении противоречия, если стороны стоят на своём. 5. Противоборство может привести к скандалу, если соперники не стесняются в способах выражения неприязни. Чтобы избежать этого, учитель должен концентрировать внимание на противоречии , а не на эмоциональной стороне конфликта. Результатом противоборства при обострении взаимоотношений становится одна из форм: разрыв отношений , принуждение .
Этапы разрешения конфликта Обнаружение конфликта. Умение увидеть конфликт на начальной стадии влияет на его продолжительность и остроту. 2. Анализ ситуации начинается с четкого обрисовывания события. Этому способствует профессионально-педагогическая память учителя, умение выделить главное, учет обстоятельств, возраста, уровня индивидуального развития и т.п. После этого учитель должен определить интересы каждой из сторон с целью оценить случившееся то есть с перспективой развития личности ребенка. 3. Непосредственное разрешение конфликта. Важно снять психическое напряжение, без чего невозможно разрешение конфликта, после этого появляется возможность для совместной выработки решения и поиска выхода из конфликта.
Этапы разрешения конфликта Юмор. Посмеяться, улыбнуться, написать что-нибудь смешное… 2. «Выход чувств». Надо позволить конфликтующему жаловаться на обидчика сколько сможет. Учитель при этом слушает и не перебивает. Когда человек «выдохнет» эмоции, то станет способен услышать разумные доводы учителя. 3. Эмоциональное возмещение – посочувствовать человеку, даже если он не прав. Сказать о тех хороших качествах, которыми он обладает, но, к сожалению, не смог применить в конфликте. 4. Компромисс – взаимная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. 5. Третейский суд – когда конфликтующие обращаются за помощью к третьему лицу, независимому, которому доверяют обе стороны.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ . Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная). К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания. Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение. Виды поощрения : - похвала, одобрение; - благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям); - особое доверие, ответственные полномочия; - подарок, награждение вымпелом, грамотой; - экскурсионная поездка; - организация праздника (вечера отдыха, чаепития).
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ . Требования к поощрению : - не использовать слишком часто к одним и тем же детям; - учитывать индивидуальные и возрастные особенности; - справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом; - больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей; - нежелательно поощрение материальное (деньгами); - поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия.
НАКАЗАНИЯ Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений. Виды наказаний : замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты. Требования к наказанию: - не использовать слишком часто к одним и тем же детям; - учитывать индивидуальные и возрастные особенности; - справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом; - больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ . - нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически; - наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения); - соблюдать педагогический такт; преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной.
РОЛЬ СКРЫТОЙ ОЦЕНКИ Технологические приемы (большая роль принадлежит учителю): « Я-сообщение », т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога: - Я очень расстроена… - Я разочарована (поражена, удивлена…) - Сегодня ты порадовал меня… « Ты-сообщение » – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия: - Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…? - Ты спешил и поэтому не успел…? Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил: обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери… Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника: - Как ты сам это оцениваешь? - Подумай: ты поступил правильно или нет? Оценка, отодвинутая во времени: - Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…
Предварительный просмотр:
Педагогическая ситуация № 1.
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
Как купировать скандал?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими путями можно было избежать такой ситуации?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическая ситуация № 2.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»
Причины такого поведения ученика (возможные):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую помощь может оказать учитель в данной ситуации?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...