Конспект занятия «Изготовление зенитной ракеты»
план-конспект занятия по технологии (1 класс)
Из учебного плана 1 года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Техническое моделирование" для детей 7-9 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-1-raketa.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»
Конспект открытого занятия
на тему: «Изготовление зенитной ракеты»
(из учебно-тематического плана 1 года обучения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Техническое моделирование»)
Автор: педагог дополнительного образования
Панов Михаил Викторович
Рязань, 2019 г.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Изготовление модели советской зенитной рекеты В-300. История становления зенитных ракетных войск ПВО Страны.
Состав учебной группы: 2 год обучения, 7-
13 лет, предполагаемое количество детей - 15 человек.
Цель занятия: формирование познавательного интереса детей к истории ракетной техники.
Задачи занятия:
образовательные:
1. Активизировать познавательную деятельность учащихся и чувство патриотизма через знакомство со свершениями советского народа по созданию оборонительного щита Родины.
2. Ознакомить обучаемых с устройством и основными частями ракеты.
3. объяснить порядок изготовления изделия, начать изготовление части деталей ракеты.
развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность при ответе на вопросы педагога.
2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе изучения рисунков, фотографий и чертежей зенитных ракет.
3. Развивать логическое мышление при конкретном выполнении элементов изделия.
воспитательные:
1. Воспитывать внимательность и аккуратность.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации обучения: фронтальная.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический показ предстоящих операций.
Оборудование:
1. Класс, оснащенный инструментом для выполнения картонажных работ и работ с папье-маше.
2. Линейка, карандаши, авторучки, ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски.
Наглядный материал:
1. Комплект листов с рисунками, фотографиями и чертежами:
· Устройство простейшей одноступенчатой ракеты (Фау-1);
· Устройство двухступенчатой ракеты (В-300);;
· Отечественный зенитный ракетный комплекс С-25;
· Отечественный зенитный ракетный комплекс С-75;
· Отечественный зенитный ракетный комплекс С-125;
· Отечественный зенитный ракетный комплекс С-200;
2. Схема позиции ракетного дивизиона.
3. Фотографии ракетных пусков.
4. Модель простейшей зенитной ракеты.
Раздаточный материал:
1. Лекала для изготовления стабилизаторов (рулей поворота) 1-й и 2-й ступеней ракет.
План занятия (2 занятия по 45 минут):
I. Организационный момент.
II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.
III. Объяснение нового материала.
IV. Вопросы на закрепление.
V. Практическая часть занятия
VI. Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Сегодня мы приступаем к изготовлению нового изделия. Я объясню, как и в каком порядке мы его будем делать и мы начнем изготавливать небольшие, но очень важные для нашего изделия детали. Но прежде я расскажу вам о новом разделе очень нужной техники, объясню, как и для чего она создавалась. Мы рассмотрим ее внеший вид и устройство на рисунках, фотографиях и схемах.
II. Обобщение имеющихся знаний, полученных во время предыдущих занятий.
Педагог: Сегодня я расскажу вам об очень важных ракетах, которые защищают нашу страну и позволяют россиянам мирно трудиться на благо Родины, а вам спокойно играть и учиться. Мы уже говорили с вами и изготавливали макеты домиков, бронеавтомобиля, самолета, парусной яхты. Вот – самолет. Он может быть и гражданским (пассажирским, грузовым) и военным. Бронеавтомобиль – это вещь исключительно военного назначения. На то его и бронируют, чтобы вражеские пули и снаряды не могли повредить экипаж, он имеет вооружение и участвует в боях. А вот здания и парусные яхты – вещи вполне мирные и их для участия в войнах не изготавливают. А сегодня наш разговор о ракетах. Какие бывают ракеты по назначению?
Дети: Космические, межпланетные, боевые, атомные.
Педагог: Правильно, ракеты мирные и боевые. Атомных ракет пока еще нет, а вот боевые ракеты с атомной бомбой существуют. Они очень разрушительные и опасные. Как вы думаете, кто изобрел атомную бомбу?
Дети: Немцы, американцы.
Педагог: Правильно будет сказать, что их изобрели ученые под руководством американского правительства. Это было во время 2-й мировой войны, когда шла борьба с фашизмом. Американское правительство применило тогда две атомные бомбы против двух мирных японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Погибло много мирных жителей. Но те бомбы доставляли еще не с помощью ракет, а с помощью самолетов. Как называются самолеты, которые возят бомбы?
Дети: Бомбардировщики.
Педагог: Правильно. После окончания 2-й Мировой войны появилась новая угроза для нашей страны и многих других стран. Это американские бомбардировщики с атомными бомбами на борту. Они летали по всему миру, и вокруг границ нашей страны, тогда Советского Союза, тоже. Наш народ с помощью ученых, конструкторов и рабочих вынужден был тоже создать и атомную бомбу, и мощные самолеты, и мощные ракеты. Но это не защищало до конца территорию нашей Родины от нападения. Американские самолеты-разведчики на огромной высоте пересекали в 50-х годах нашу страну. И их не могли достать ни самолеты-истребители, ни зенитная артиллерия.
Надо было что-то делать. Как вы думаете что?
Дети: сбивать самолеты ракетами.
III. Объяснение нового материала.
Педагог: Мысль правильная. Но вот в чем загвоздка. Ни космической, ни тяжелой боевой ракетой с атомной бомбой вражеский самолет не собьешь. Его может сбить только специальная ракета – легкая, быстрая, маневренная, снабженная специальной аппаратурой и специальной боевой головкой. Как вы думаете, что это за ракета?
Дети: противосамолетная, зенитная.
Педагог: Правильно – зенитная. И я расскажу вам о создании зенитно-ракетных войск нашей страны. Но сначала мы поговорим об устройстве ракет. Все ракеты и большие и маленькие в чем-то похожи друг на друга. У них одинаковые устройства. Вот давайте взглянем на первый рисунок. Здесь изображена одноступенчатая немецкая ракета Фау-2. Вот ее основные элементы: корпус с топливом, рули поворота, с помощью которых она управляется в полете, головная часть, где расположен полезный груз. Для космических ракет, какой это может быть груз?
Дети: космонавт, спутник.
Педагог: Верно, спутник или космический корабль с космонавтом на борту. Самих космонавтов не принято называть грузом. Это экипаж и пассажиры. А у боевых ракет, какой груз называется полезным?
Дети: Атомная бомба.
Педагог: Точнее будет сказать взрывчатка. А это не всегда атомная бомбы. В случае зенитных ракет – это обычная взрывчатка. Ведь вражеский самолет сбивают над своей или рядом со своей территорией. Кому же придет в головы взрывать над самими собой атомные бомбы? Ведь назначение зенитных ракет абсолютно оборонительное – защитить свою территорию от нападения вражеской авиации. Во время Великой Отечественной войны эту задачу выполняли зенитные пушки и самолеты истребители. Они и сейчас есть на вооружении нашей армии.
Что мы еще забыли упомянуть, без чего не полетит самая замечательная ракета?
Дети: Ракетный двигатель.
Педагог: Все правильно, для движения ракеты нужен реактивный двигатель. А топливо для реактивных двигателей бывает жидкое (керосин) и твердое (особым образом приготовленный порох). Ракеты с пороховыми двигателями проще в эксплуатации. Поэтому сейчас большинство зенитных ракет и у нас и за рубежом – пороховые.
Ракеты в нашей стране делать после войны научились. Одним из главных ракетных специалистов у нас был Сергей Павлович Королев. Вот его портрет. Королев его многочисленные сослуживцы и ученики научились делать сложные двух- и трехступечатые ракеты. Давайте поговорим о том, как они устроены, и зачем ракетам вообще какие-то ступени. Вот посмотрим на чертеж двухступенчатой зенитной ракеты. Чем она отличается от отдноступенчатой Фау-2?
Дети: У нее крыльев больше.
Педагог: Правильно. После использования топлива первой ступени, она отбрасывается, ракета становится легче, остается третья ступень и ее рули поворота.
Но ракета – это еще не все, что должно участвовать в перехвате самолета. Для попадания ракеты в цель необходимо эту цель обнаружить, и навести на нее ракету. Чем обнаруживают воздушные цели?
Дети: Локатором.
Педагог: Правильно. Радиолокатором кругового обзора. Вот изображение очень популярного радиолокатора П-15. А на цель наводит ракету аппаратура радиоуправления. Эта аппаратура сравнивает местоположение цели и расположения позиции ракетного дивизиона, вычислительная машина комплекса вычисляет момент пуска и маршрут ракеты. Ракета стартует и летит к цели. Но ведь летчик самолета не дурак. Увидев старт ракеты он постарается отклониться от нежелательной встречи с ней. Но и разработчики аппаратуры тоже не лыком сшиты. Они в зависимости от изменения полета самолета вводят поправки в маршрут ракеты и дают ракете знать, куда следует отклониться, чтобы не промахнуться по цели. Как это делается?
Дети: По радио посылают сигнал.
Педагог: Вот мы и пришли к пониманию, как устроен ракетный комплекс. Он состоит из ракет, радиолокаторов, и передатчиков. Локатор определяет положение цели (а когда ракета запущена и положение ракеты тоже), определяет маршрут ракеты, определяет момент пуска, и во время полета ракеты к цели корректирует ее маршрут, наводя на самолет.
Ракетные комплексы для ПВО Страны разрабатывало конструкторское бюро «Алмаз-Антей» под руководством замечательного советского радиоинженера Александра Андреевича Расплетина. Вот портрет этого замечательного инженера и ученого. С 1952 по 1967 года его КБ разработало несколько таких систем. В настоящее время его дело продолжают его ученики. Перечислю самые известные зенитно-ракетные комплексы (сокращенно ЗРК) ПВО Страны.
Комплекс С-25. Самый первый советский комплекс. Стацинарный. То есть не передвижной. Он позволял одновременно обстреливать до 20 самолетов. Зона досягаемости комплекса позволяла поражать воздушные цели на высоте от 3-5 км до практического потолка всех находящихся на тот момент на вооружении самолетов противника (более 22 км). Систему С-25 развернули вокруг Москвы – столицы нашей страны.
У С-25 было еще красивое название «Беркут». Впервые в нашей стране была создана такая сложная многокомпонентная система. Одновременно в стране сформировали проектные институты и создали предприятия-изготовители таких систем. Для подготовки инженеров для проектирования и производства организовали 3 радиотехнических института (в том числе Рязанский), для подготовки офицеров для обслуживания новой техники создали 4 военных зенитно-ракетных училища и более 20 военных кафедр в гражданских институтах.
Общее построение московской ПВО было следующим: радиолокаторы кругового обзора для обнаружения подлетающих самолетов; 2 кольца секторных многоканальных зенитно-ракетных комплексов, удаленных от города на 50 км и на 90 км. В состав каждого комплекса входили зенитные ракеты и радиолокаторы наведения. Управление системой ПВО столицы обеспечивали 4 командных пункта и один центральный. За подготовкой ракет к боевому применению, а также их хранением следили специальные технические базы.
Испытания системы ЗРК С-25 на полигоне Капустин Яр прошли в сентябре 1952 года, а в ноябре был выполнен успешный пуск ракеты В-300 по цели.
Вот изображение ракеты В-300, макет которой мы начнем сегодня изготавливать.
Прогресс не стоял на месте, а военные требовали разработки передвижного комплекса ПВО. Таким комплексом стал знаменитый С-75 (годы создания 1953-1957). При этом зенитная ракета В-750 комплекса ПВО С-75 при практически вдвое меньшей массе по своим летно-техническим характеристикам почти не уступала ракете В-300 комплекса С-25. На протяжении многих десятилетий ЗРК С-75 оставался основой отечественной ПВО, комплекс неоднократно модернизировался, поставлялся на экспорт и широко применялся в локальных военных конфликтах своего времени.
ЗРК С-75 первой из отечественных ракетных систем ПВО прошла настоящие боевые испытания. 1 мая 1960 года ракетой В-750 над Свердловском удалось сбить высотный американский самолет-шпион U-2. Помимо этого очень успешно С-75 применялся во время Вьетнамской войны. Здесь в период с 1965 по 1973 годы с помощью данного комплекса было сбито порядка 2,5 тысяч американских самолетов, которые летали бомбить многострадальную вьетнамскую землю.
В 1956-1961 годах в СССР велись работы по созданию комплекса, который был бы в состоянии обеспечить высокоэффективное ракетное прикрытие различных объектов от низколетящих средств воздушного нападения. Результатом этих работ стало создание маловысотного ракетного комплекса ПВО С-125. Впервые ракета данного комплекса была оснащена лишь твердотопливными двигателями на обеих ступенях, что значительно упростило эксплуатацию всего комплекса в целом. Как и комплекс С-75, ЗРК С-125 прожил достаточно долгую жизнь, активно эксплуатируясь и в СССР, и за рубежом. По сей день как в России, так и за границей ведутся работы по усовершенствованию данного комплекса, в том числе и создание его высокомобильных вариантов.
ЗРК С-125 предназначался для борьбы с самолетами противника на высотах от 100 до 5000 метров на дальности до 12 км, летящих со скоростями до 1500 км/ч. Комплекс разрабатывался с учетом обеспечения мобильности всех составляющих – пусковых установок, придаваемых им технических средств обеспечения, средств радиолокационной разведки, связи и управления.
На этих рисунках и фотографиях мы видим радиолокаторы и ракеты ЗРК С-75, С-125.
В середине 50-х годов XX века в СССР обозначилась потребность в разработке ЗРК большого радиуса действия, который позволил бы при развертывании ограниченного числа комплексов обеспечить прикрытие больших территорий страны и построить эшелонированную оборону наиболее важных промышленных и военных объектов. К разработке новой системы С-200 в СССР приступили в 1958 году. Проект был успешно реализован к 1967 году.
В интересах сохранения режима секретности наиболее совершенное и мощное средство ПВО долгое время развертывалось только на территории нашей страны, первые поставки комплекса С-200 за рубеж начались лишь в 1980-е годы.
В России комплексы С-200 входили в состав зенитных ракетных полков или бригад. Долгое время полк, вооруженный ЗРК-200 дислоцировался под Рязанью, на южной границе города, там, где расположен поселок Строитель.
А кто знает, где в Рязани установлен памятник советским и российским зенитчикам?
Дети: Не знаем.
Педагог: Он спрятан во дворе Рязанского радиотехнического университета, справа от главного здания. Там установлена настоящая зенитная ракета комплекса С-75 – В-750. Можете с родителями сходить и посмотреть.
Сейчас у нас десятиминутный перерыв. Рисунки, чертежи, фотографии, закреплены на доске, часть их лежит на столе. Спокойно посмотрите поближе то, что вам интересно. После перерыва мы еще немного поговорим о ракетах и зенитно-ракетных комплексах, а потом начнем практически готовить детали для модели первой советской зенитной ракеты В-300.
IV. Вопросы на закрепление.
Педагог: А сейчас мы проверим, что осталось у вас в памяти от нашей беседы.
Я задам вам несколько вопросов, а вы постараетесь ответить на них. При ответах можно смотреть на развешанные рисунки, фотографии, чертежи. Они способны подсказать правильный ответ.
Вопросы:
Какие бывают ракеты по назначению?
Из чего состоит ракета, покажите по схеме?
На каком топливе работают реактивные двигатели?
Кто такой Сергей Павлович Королев? Что он сделал для нашей Родины?
Из каких элементов состоит зенитно-ракетный комплекс? Покажите на рисунке.
Что проектировал Александр Андреевич Расплетин и его сотрудники?
Какие зенитно-ракетные комплексы вы знаете? Отвечая, воспользуйтесь фотографиями ракет, на них есть подписи.
Где в Рязани готовят специалистов для промышленности и войск ПВО Страны?
Дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Изготовление новогодних игрушек"
Тема: Работа с тканью. Приёмы изготовления новогодних игрушек.Изделие: Игрушки: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»Цель: Заинтересовать детей изготовлением новогодних игрушек. Применение и закрепление пол...
Конспект занятия «Изготовление обложки для любимой книги»
Конспект занятия «Изготовление обложки для любимой книги»подготовили:педагог дополнительного образованияГанжинова Анна Михайловна,методистНекрасова Елена Николаевна На занятии в коллективе дети 7...
Методическая разработка конспекта занятия «Изготовление сувенира к Пасхе».
Занятие проводится перед праздником Пасха. К этому занятию соответственно украшается класс – детскими работами, рис...
Конспект занятия "Изготовление весеннего букета из бросового материала"
Занятие по декоративно-прикладному искусству для детей 8-12 с целью обучения изготавливать цветы из бросового материала (яичных контейнеров)....
Конспект занятия "Изготовление открытки-корзинки к 8 марта"
Конспект занятия для детей 8 лет с целью учить изготавливать открытки-корзинки к 8 марта ...
План – конспект занятия «Изготовление конусной куклы»
Цель: Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; научить приемам изготовления конусной куклы.Задачи:I. Обучающая – закрепить полученные знания, умения работы с картоном, объемного...
конспект занятия "Изготовление медальки для мамы"
Представлено занятие для учащихся первых, вторых классов первый год обучения на повторения применения и выполнения простых швов. Дети вспоминают правила работы с иглой и ножницами. Выполняют швы в зав...