Дидактическое описание "Ажурные бабочки"в технике художественного вырезания
учебно-методический материал по технологии (4 класс) на тему
Данное описание рекомендовано педагогам дополнительного образования для выполнения работ по вырезанию из бумаги различных фигурок. Научившись вырезать ножницами и макетным ножом сюжетные композиции, можно создавать панно или открытки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_razrabotka_azhurnye_babochki.docx | 688.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Дидактическая разработка
на тему:
«Ажурные бабочки»
В технике вырезания из бумаги
Автор: педагог дополнительного образования
Башарина Любовь Николаевна
2018 год
Введение в тему занятия. Мотивация деятельности.
1.Беседа - диалог «Знакомство с историей вырезки. Техника выполнения.
С древности это искусство очень любят в Китае, зародилось оно в 9 столетии одновременно с изобретением и распространением бумаги.
Бумажные фонарики, драконы, другие декоративные изделия народных мастеров китайских провинций продают на ярмарках, базарах. Они служат украшением жилищ: их наклеивают на окна или фонари, на подарки, а также используют как трафареты для вышивок.
Вытынанка (от — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») - древний славянский вид декоративно-прикладного искусства.( Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки ; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы) Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изоражения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божницы, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию.
В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), в Украине - витинанка (чит. вытынанка),в Литве –karpiniai (чит.карпиняй) в Польше - wycinanka (выцинанка), в России – вырезка
Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание.
Цель: Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Задачи:
1.Обучающие.
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – вырезании.. Ознакомить учащихся с техникой выполнения .
2.Развивающие.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
3.Воспитательные.
Воспитывать коммуникабельность в творческой группе, аккуратность, поощрять творческую активность, культуру труда.
Материально-техническое оснащение занятия:
- раздаточный материал: фото и рисунки с изображением бабочек, инструкционные карты;
-белая бумага для ксерокса, цветной картон;
- карандаши, ластики, ножницы, резаки, коврики для вырезания,
-клей, кисточки для клея или зубочистки, салфетки.
Тип занятия: познавательно-репродуктивный.
Форма занятия: традиционная, комбинированная, практическая.
План занятия:
1. Организационный момент-5 минут
2. Основная часть - теоретическая часть-20 минут
- практическая часть-50 минут
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Через 45 минут делается перерыв – 10 минут
3.Уборка рабочего места-5 минут
4. Заключительная часть. Анализ работы-10 минут
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Взаимное приветствие.
-Проверка отсутствующих.
-Организация внимания.
2. Основная часть занятия.
Техника безопасности:
Напоминаю вам, что прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен:
-соблюдать на рабочем столе порядок;
-аккуратно пользоваться резаком и ножницами.
- Самостоятельная работа
Проговаривается поэтапно техника вырезания.
Изучается инструкционная карта.
Педагог показывает технику вырезания.
Далее дети действуют самостоятельно:
- Определяется композиция.
- Складывается бумага вдвое. Наносятся контуры рисунка простым карандашом.
- Выполнится рисунок (можно заштриховать те части, которые будут вырезаться).
- Прорезаются детали внутри композиции резачком, затем ножницами по контуру, а когда раскрывается сложенный листок – получается симметричный рисунок.
- Для того, чтобы сделать вырезку на плотной бумаге, нужно перевести на нее трафарет. Далее вырезать канцелярским ножом.
4.Заключительная часть занятия.
В конце занятия проводится мини-выставка, отмечаются наиболее аккуратные и без ошибок сделанные работы, ребята, справившиеся с заданием быстрей и успевшие помочь своим товарищам, Разбираются наиболее трудные этапы выполнения работы.
Использованная литература:
1.Пищикова Н.Т. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике– 2»М: «Издательство скрипторий, 2003»,2007 г.
2.Румянцева, Е.А. Праздничные открытки - М.: Айрис-п
3.Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания/ Бумажная панда; пер. с англ. Юлии Змеевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Образцы выполненных работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания. 3 класс
Урок технологии. Тема: Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания....
Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания. 3 класс
Урок технологии. Тема: Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания....
Технологическая карта урока технологии 3 класс Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания
Технологическая карта урока технологии 3 класс. Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания...
Конспект занятия по теме: «Интересное рядом» Изготовление картины «Сова» в технике силуэтного вырезания.
Данное занятие разработано для кружка "Вырезанка" для учащихся начальной школы....
Технологическая карта урока технологии "Художественное вырезание. Изделие: снежинка" (4 класс)
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: освоение технологии художественного вырезания, посредством изготовления снежинок. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические:1.Познак...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс
Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...