Вышивка лентами подснежника УМК "Школа России" 4 класс
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему
Урок технологии, разработан по учебнику Т.Н. Проснякова «Технология» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologiivyshivka_lentami_podsnezhnika.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока-исследования
Данные об учителе: Главатских Светлана Геннадьевна, запрашиваемая (первая) категория, МДОУ Июльской СОШ Воткинского района Удмуртской Республики
Предмет: технология Класс: 4 «б»
Учебник (УМК): Т.Н. Проснякова «Технология», корпорация «Федоров», 2002 год
Тема урока: вышивка лентами Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ленты, иглы 15 штук, ткань 20х25, схемы рисунка, пяльцы 15 штук, ножницы, фломастеры 3 цвета.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
• коммуникативные УУД:
- готовность к обсуждению разных точек зрения (1 уровень);
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод (2 уровень).
• познавательными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• регулятивными УУД:
- преобразовывать учебную задачу в учебно-практическую совместно с учителем, формулировать вопросы (2 уровень);
- речевое отображение (объяснение) учеником содержания совершаемых дейстий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности.
• личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | - вышивают лентами панно «Подснежник» | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации, применение ее на практике |
- называют вид стежка | 2 уровень — воспроизведение | |
- анализируют вышивку для выявления наиболее рациональных ходов иглой с целью экономии материала | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации, применение ее на практике | |
Регулятивные УУД | -самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
- планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся | |
Познавательные УУД | - знакомятся с новым видом вышивки - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и тему урока. | 1 уровень — понимание, адекватное воспроизведение 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Коммуникатив-ные УУД | - готовность к обсуждению разных точек зрения | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | - осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 5 минут | • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к теме урока • организовать самостоятельное формулирование темы и постановку целей | Создание проблемной ситуации сомнения | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная, фронтальная | 1. Предлагает детям просмотреть презентацию и ответить на ряд вопросов 2. Просит высказать свое отношение к просмотренному материалу 3. Предлагает сформулировать тему и цель урока | 1. Воспроизводят в устной и графической форме известные сведения о вышивке лентами. 2. Обдумывают информацию 3. Высказывают предположения о теме и цели урока | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выслушивать чужое мнение и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | • организовать самостоятельное планирование (выведение алгоритма работы) | Беседа | Фронтальная | 1. Задает наводящие вопросы для определения вида стежка и необходимых для работы материалов | Называют вид стежка и материалы, необходимые для работы | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выслушивать чужое мнение и высказывать свое собственное |
Поисково-исследовательский этап | организовать поиск решения проблемы -поиск наиболее рациональных ходов с целью экономии материала | Исследование (выявление, обобщение данных, формулирование выводов) | Групповая | 1. Координирует действия учащихся 2. Предлагает детям найти рациональные ходы иглой, в целях экономии материала. 3. Задает вопросы по видам стежков | 1. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей 2. В малой группе планируют собственную деятельность. Осуществляя выбор наиболее эффективного способа решения. 3. Отвечают на поставленные вопросы | Познавательные УУД: - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать вопросы - формулировать выводы Регулятивные УУД: планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Практический этап | • обеспечить применение полученных знаний на практике | Решение творческой задачи | Индивидуальная | 1. Проводит инструктаж при работе с колющими и режущими инструментами 2. Организует выполнение практической творческой работы | Слушают информацию, отвечают на вопросы учителя Под руководством учителя: -переводят на ткань рисунок -выполняют вышивку лентами | Познавательные УУД: - вырабатывание умения вышивать по рисунку лентами Предметные УД: - оценивать свои действия с точки зрения рациональности используемых материалов |
Рефлексивно-оценочный этап | • осмысление процесса и результата деятельности | Создание письменного текста | Фронтальная | 1. Предлагает оценить факт достижения цели урока по карточкам, приготовленным учителем с обозначенными критериями оценки своей работы 2. Предлагает поделиться впечатлением об уроке, задавая наводящие вопросы | 1. Оценивают степень достижения цели 2. Высказывают свои впечатления об уроке в устной форме по наводящим вопросам учителя | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |
Дата: Подпись учителя:
Самоанализ занятия
Данные об учителе: Главатских Светлана Геннадьевна, запрашиваемая (первая) категория, МДОУ Июльской СОШ Воткинского района Удмуртской Республики
Предмет: технология Класс: 4 «б» Учебник (УМК):
Тема урока: вышивка лентами Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ленты, иглы 15 штук, ткань 20х40, схемы рисунка, пяльцы 15 шт.,ножницы, фломастеры 3 цвета.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать учебную задачу в учебно-практическую совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- речевое отображение (объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности.
• личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | - вышивают лентами декоративное панно «Подснежник» | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации, применение ее на практике |
- называют виды стежка | 2 уровень — воспроизведение | |
- анализируя вышивку для выявления наиболее рациональных ходов иглой с целью экономии материала | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации, применение ее на практике | |
Регулятивные УУД | -самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
- планируют собственную деятельность | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся | |
Познавательные УУД | -знакомятся с новым видом вышивки - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и тему урока. | 1 уровень — понимание, адекватное воспроизведение 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Коммуникатив-ные УУД | - готовность к обсуждению разных точек зрения | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | - осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Этап урока | Уровень достижений планируемого результата (оценка) | Формируемые универсальные учебные действия и учебные действия | Возможные риски (что может быть не усвоено, не понято) | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап 5 минутка | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выслушивать чужое мнение и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности | - могут не назвать вид вышивки, а соответственно и тему и цель урока | - учитель задает наводящие вопросы, помогая детям адекватно выявить тему и цель урока |
Ориентировочный этап | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выслушивать чужое мнение и высказывать свое собственное | - могут неправильно назвать вид стежка - могут не назвать нужные для работы материалы | корректировать рассуждения учеников, направляя в нужное русло при помощи наводящих вопросов |
Поисково-исследовательский этап | 2 уровень — воспроизведение 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий | Познавательные УУД: - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать выводы Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. | - могут не назвать наиболее рациональные ходы в целях экономии материала; могут назвать алгоритм работы не том порядке, который необходим; - могут не правильно обозначить ходы иглы при переходе с 4-й точки на 5-ю точку | корректировать рассуждения учеников, направляя в нужное русло при помощи наводящих вопросов |
Практический этап | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации, применение ее на практике | Познавательные УУД: - вырабатывание умения вышивать по алгоритму лентами Предметные УД: - оценивать свои действия с точки зрения рациональности используемых материалов Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | - неадекватное преобразование информации, соответственно неадекватное ее применение; - могут не найти способ решения задачи при вышивке стебля | Помощь со стороны учителя и одноклассников |
Рефлексивно-оценочный этап | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании | Может оказаться сложным подбор слов целью описания вышивки | Помощь со стороны учителя |
Дата: 18.10.2012 год Подпись учителя: /Главатских С.Г./
Конспект урока
Данные об учителе: Главатских Светлана Геннадьевна, имеющаяся (первая) и запрашиваемая (первая) категория, МДОУ Июльской СОШ Воткинского района Удмуртской Республики
Предмет: технология Класс: 4 «б» Учебник (УМК): -
Тема урока: вышивка лентами Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ленты, иглы 15 штук, ткань 20х40, схемы рисунка, пяльцы 15 штук,ножницы, фломастеры 3 цвета.
Цель урока: учить вышивать атласными лентами.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап (5 минут):
а) Орг. момент:
- приветствие учащихся;
б) Показ слайдов с фотографиями цветов, чтение стихотворения:
Выглянул подснежник в полутьме ночной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед,
Раз пришел разведчик и весна придет.
в) Создание ситуации успеха:
Демонстрация слайдов с вышитыми цветами.
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть еще цветы. Подумайте, из чего они сделаны. (Предполагаемый ответ: они вышиты лентами)
- Как вы думаете, с какой целью я вам их показала? ( Предполагаемый ответ: мы будем учиться вышивать лентами)
- А что мы будем вышивать? (Предполагаемый ответ: подснежник)
- Назовите мне, пожалуйста, тему и цель нашего урока. ( Предполагаемый ответ: тема: вышивка лентами подснежника. Цель: научиться вышивать атласными лентами подснежник).
2. Ориентировочный этап (3-4 минуты):
а) Выбор методов и материалов:
Итак, как вы думаете, что нам понадобится? (Предполагаемый ответ: атласные ленты, иглы, ножницы, пяльца, джинсовая ткань)
б) Определение вида стежка:
- Какой вид стежка используется в вышивке лентами? (Предполагаемый ответ: «шов вперед иголку»)
(работа по презентации):
3. Поисково-исследовательский этап Организация самостоятельного планирования (выведение алгоритма работы - нахождение рациональных ходов иглы при вышивании с целью экономии материала):
- Какой вид стежка используется в вышивке лентами? (Предполагаемый ответ: «шов вперед иголку»)
(работа по презентации):
- Сейчас вы объединяетесь в группы. Перед вами схемы вышивки, где уже проставлены единички. Ваша задача - продумать ходы иглой, учитывая вид стежка, так, чтобы при вышивке у вас ушло как можно меньше ленты. Обратите внимание, единичек две. Как вы думаете, почему? ( Предполагаемый ответ: потому что вышивать будем лентами двух цветов.)
- Что из этого следует? ( Предполагаемый ответ: ходы иглой нужно продумывать дважды, для каждого цвета.)
в) Работа в группах над последовательностью работы.
г) Демонстрация детьми своего выбора, сравнение эскизов, вывод:
- Хорошо. Сравните свои работы со схемой на доске. У кого так же? Молодцы.
4.Практический этап (20-21 минута):
а) Инструктаж для работы с колющими и режущими инструментами:
- Итак, начинаем работу. Я прошу вас не торопиться, вышивать аккуратно, не спеша. А перед работой давайте вместе вспомним 5 нельзя при работе с иглой и ножницами. Итак, назовите 5 нельзя при работе с иглой и ножницами. (Предполагаемый ответ: нельзя:
1. Направлять иглу при работе в сторону товарища, сидящего рядом.
2. Размахивать ею, пытаться кого-либо уколоть.
4. Передавать ножницы острием вперед.
5. Класть их на парту острием вниз.
б) Показ 5 нельзя на презентации. Закрепление.
в) Подготовка иглы и ленты.
г) Вышивка под руководством учителя:
- Проколите ткань в точке 1 цветка с изнаночной стороны. Вытащите иглу, протяните ленту. Дальше вышивайте его по намеченному алгоритму. Затем переходим к вышивке листьев и стебля. И начинаем так же с точки 1. Дальше мы с вами идем в точку 2, а из нее в точку 3, которая является началом стебля. Стебель - это тонкая веревочка с изгибом наверху. Попробуйте найти решение задачи по изготовлению стебля самостоятельно.
В случае, если дети не смогут решить эту задачу, учитель помогает детям:
- Для того, чтобы стебель получился тонким, веревочку нужно перевить. Для изгиба - иглой выйти на лицевую сторону в точке 5, и уйти в точку 6. Получившийся лист удержит стебель в нужном для нас изгибе.
е) Завершение работы:
- Итак, время работы на уроке подходит к концу. Работу над вышивкой мы продолжим на следующем уроке и она будет выглядеть так: показ готового панно «Подснежники». Домашняя работа на следующий урок: принести рамку для оформления работы 12х17 см.
5.Рефлексивно-оценочный этап:
а) Оценка своей работы детьми.
- Перед вами на столах лежат таблички, на которых написаны 5 критериев, по которым вы должны оценить свои работы. Если вы согласны с высказыванием, то ставите галочку, если нет, то ничего не ставите.
б) Подведение итогов оценивания работ.
- Поднимите руку те, у кого 5 галочек. Это оценка 5.
- У кого 4 галочки……
в) Подведение итогов урока.
- Чему научились на уроке?
- Выполнили ли мы с вами цель урока?
- А сейчас те, кому понравилось занятие, похлопайте.
- А те, кому не понравилось занятие, потопайте.
- На следующем уроке мы с вами продолжим работу над панно - оформим ее в рамочку и добавим еще несколько стежков.
г) Учитель демонстрирует готовую работу.
Дата: 18.10.2012 год Подпись учителя: /Главатских С.Г./
Приложение
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | ||
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно |
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | ||
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно |
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | ||
Критерии оценки работы | Критерии оценки работы | ||
Работа закончена | Работа закончена | ||
Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | Швы положены аккуратно, не обвисают, не перетянуты | ||
На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | На изнаночной стороне узлы аккуратные, концы нитей не более 1 - 2 см, отрезаны ножницами | ||
Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | Игла после окончания работы аккуратно вдета в ткань | ||
Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно | Линии эскиза скрыты под лентой, их не видно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...