Разработка урока "Православный женский день. Жены-мироносицы".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Ефремова Елена Владимировна

Ознакомленение учащихся с историей православного праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Строим город будущего»

Вид проекта: ролево-игровой, групповой

Форма проведения

➢ Сбор информации (чтение, рассматривание иллюстраций)

➢ Наблюдения

➢ Просмотр фильма о Чебоксарах

➢ Сбор моделей из лего «Транспорт города будущего»

➢Обыгрывание моделей.

Задачи проекта:

  1. Освоение знаний об основах робототехники, конструирования, программирования, об основных принципах механики, о методах и этапах моделирования, о методах сбора, анализа и обработки информации, о методах проектирования и проведения исследований;
  2. Овладения умениями применять знания основ конструирования для создания моделей реальных объектов и процессов, мыслить логически, творчески подходить к решению поставленной задачи, работать с конструктором, проводить исследования, создавать проекты, проводить презентацию итогов собственного труда;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания моделей и проектов, образного и технического мышления, мелкой моторики, речи учащихся в процессе анализа проделанной работы;
  4. Воспитание  умения работать в микрогруппах и в коллективе в целом, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при решении  творческих задач, при сборе и обработки информации, создании проектов.
  6. Мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, технологии, информатики, (программирование и автоматизированные системы управления)  и математики.
  7. Внедрение современных технологий в учебных процесс, содействие развитию детского научно-технического творчества, популяризацию профессии инженера и достижений в области робототехники.
  8.  Развитие умения довести решение задачи до работающей модели

Обоснование актуальности: Формирование общечеловеческих ценностей: любви к родному городу; заботе о будущем родного края; уважение к людям, построивших этот город.

Учитель:

- Посмотрите на эти фотографии. Узнаёте ли вы этот город :это наш город Чебоксары. Сейчас в нашем городе строятся современные здания, красивые и светлые дома, растёт и преображается на глазах. (показываю на экране фотографии)

- Как вы думаете, с какими проблемами может столкнуться человек в большом городе?

 Дети :

 - Однообразные здания. Нет цветов, мало деревьев.

-  Шум, много машин – загрязненный воздух от выхлопных газов.

 Учитель :

- Каким бы вам хотелось видеть город, в котором вы живете?

Дети :

- Хочется видеть город без проблем, с красивыми домами, улицами, скверами и чтобы не было пробок, воздух был чистый.

Учитель :

- Над планом и макетом города работают люди разных профессий: архитекторы, дизайнеры, инженеры, конструкторы и даже ученые. Как вы думаете, как можно решить проблему загрязнения воздуха?

Дети:

Учитель:

- Можете ли предложить модели машин, не загрязняющих окружающий воздух?

Дети:

Практическая работа.

Чтение стихотворения собственного сочинения. Алексеева Юлия «Любимый город»

Просмотр видео «Добро пожаловать в Чебоксары»



Предварительный просмотр:

Тема: Православный женский день. Жены-мироносицы

Цели: создать условия для:

-ознакомления учащихся с понятием «жены-мироносицы»,  историей православного праздника «День жен-мироносиц», его духовном значениии традициях в жизни христиан;

- формирования духовно-нравственных ориентиров и семейных ценностей;

-  воспитания милосердия, доброты, сострадания, любви к ближним.

Оборудование: презентации, раздаточные дидактические материалы - кроссворд, аудиозапись песни  

Планируемые результаты (УУД):

Метапредметные:

Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы; осознание ответственности человека за общее благополучие;  ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной форме; выделять существенную информацию.

Коммуникативные: строить монологические высказывания; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: имеют представление о том, кого называют женами-мироносицами,  ориентируются в житие святой княгини Елизаветы Федоровны, знают традиции праздника «День жен-мироносиц».

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада видеть вас в это чудесный день! Желаю вам плодотворной работы.

2. Целеполагание.

- Какое сегодня число?

- Чем м.б. знаменательно это число? (варианты ответов)

- Посмотрите в календаре,  в интернете       15 мая 2016 года

- Православный женский день, День Жен-мироносиц.

- Почему я назвала и год?  

- В церкви или дома каким святым молятся ваши родители или вы сами? О чём эти молитвы?    (варианты ответов).

-Ребята, посмотрите на слайд, тема нашего занятия называется «Жены-мироносицы».

-Вы когда-нибудь слышали это словосочетание?

-Нам сегодня предстоит узнать много нового и очень интересного об этом.

-Но вначале давайте поставим перед собой задачи, которые необходимо решить на занятии.

-Обратите внимание на слайд, попробуйте закончить предложение.

 Сегодня нам необходимо познакомиться: продолжите, согласно теме урока!

-«Познакомиться с историей возникновения ……..

словосочетания «жены-мироносицы»;

традициями праздника«День жен-мироносиц»;

-Научиться ……

составлять синквейн;

правильно слушать и анализировать песню;

Основная часть

3. Вводная беседа.

Ребята,  скажите, когда отмечается международный женский день? (8 марта)

4. Введение нового материала

-А вы знаете, что есть еще один женский праздник, который празднуют православные люди?

-Он называется православный женский день или иначе День жен-мироносиц.

-Вы что-нибудь слышали об этом празднике?

- Этот праздник отмечается во второе  воскресенье после праздника Пасхи. Жен – значит женщин.

Учитель: Кто они, святые жены-мироносицы, и почему Русская православная церковь чтит их память во второе воскресенье после Пасхи?

-А почему их называют «мироносицы»? Об этом мы сегодня узнаем. Послушайте и посмотрите  внимательно!

5. Видео – ролик  «Жёны - мироносицы»

6. Вопросы для закрепления:

- Кто они, святые жены-мироносицы?

Учащиеся

- Жены-мироносицы - это женщины, которые были верны учению Иисуса Христа.

 - А еще ребята, жены-мироносицы были возле Креста, когда Христа распяли. Вы же знаете о том, что Его завистники, которые боялись Его большого влияния на окружающих, решили Его убить. Они это и сделали через распятие на Кресте.

- Конечно, женам-мироносицам  было очень больно видеть Его казнь, но они ничего не могли сделать. Вы видите это на слайде.

-Миро – это душистое масло, по обычаям того времени им полагалось мазать тело умершего человека.

-Потому этих женщин стали называть жены-мироносицы, т.к. они несли миро.

Мироносицы – это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.. 

Учитель. Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

7.Картина Дуччо.
Учитель:  Казалось бы, ничего особенного жены - мироносицы не сделали. Просто они на деле явили свою любовь Христу. Им было страшно во время гонений, но любовь их побеждала страх. Их мучили боль и сомнения: отчего Христа распяли? Но они покрывали их верой и преданностью.  Движимые  любовью  и  состраданием,  в темноте, замирая от страха шли, они с сосудами драгоценного миро ко Гробу Спасителя. 
- Понятно, почему их называют мироносицами? (ответ). 
- Но в  этих сосудах было не только миро, в них они несли Христу свою любовь, сострадание, мужество и веру. Православная церковь прославляла этих женщин в лике святых и призывает нас следовать их пути. Что это значит для нас? Как мы можем следовать за ними? (делать дела любви и милосердия).

8. Стихотворение «ЖЕНЫ МИРОНОСИЦЫ» (икона ) (читает уч-ся)
Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной утренней землей,
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с вешнею зарей.
В их руках - сосуды благовонные,
В их глазах молитва и любовь,
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.
"Все бежали..." Даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.
И за то дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле -
Возвестить Воскресшего в полуночи
Всем, сидящим в смертной мгле.
                       Л. Глухова

9. Закрепление нового материала. Работа с кроссвордом. (работа в паре)

Прочесть эту историю ты можешь в  23-24 главах Евангелия от Луки.

После распятия и смерти Иисуса друзья сняли Его тело и положили в (2в), предназначенную для погребения.

Вход закрыли огромным камнем. Власти поставили около входа в пещеру (9а) – они боялись, как бы  последователи Иисуса не украли Его тело.

Рано утром в (5в) несколько женщин взяли ароматы и (13а) для помазания (6а) Иисуса и отправились к пещере.

Тело Иисуса из-за праздника не успели приготовить к погребению, как того требовал иудейский (4а).

Женщины молча вошли в сад. Они думали о том, как им попасть в пещеру, (5а) в которую закрыт тяжелым  (8в).

Но когда они подошли поближе, то вскрикнули от удивления. Огромный камень был (3в) и стража исчезла!

Женщины вбежали в пещеру – она была пуста. Они встревожились. В это время они увидели двух (14а) в сияющих светлых одеждах, стоявших возле (1в).    Женщины не верили своим глазам.

“Почему вы ищете Иисуса здесь? – спросили ангелы. – Он воскрес! Разве вы забыли, как Он говорил вам, что Ему надлежит умереть и воскреснуть в (10в) день? Так и случилось.

Идите и расскажите это ученикам”.  Женщины поспешили обратно по городским улицам.    “Он (7а) жив! Ангелы говорили с нами!” – повторяли они, задыхаясь от быстрой ходьбы.

Женщины прибежали к дому, где собирались их друзья, и начали стучать в (15а).

“Откройте, – звали они учеников. – Мы принесли вам радостную (11а): Иисус (12в)!"

Текстовый этап.    Чтение.

Ответы:

По горизонтали:

(4а) Обряд. (5а) Вход. (6а) Тела. (7а) Иисус. (9а) Стражу. (11а) Весть. (13а) Елей. (14а) Ангелов.

(15а) Дверь.

По вертикали:

(1 в) Гроба. (2в) Пещеру.  (3в) Сдвинут. (5в) Воскресенье. (8в) Камнем. (10в) Третий. (12в) Жив

10. Физкультминутка «Ручеёк» (работа с карточками)

11. Песня «Мироносицы»   (группа девочек)

-Ребята, женам-мироносицам посвящено очень много песен, и сейчас я предлагаю вам, познакомиться с одной из них. Песня так и называется «Мироносицы».

12. Организация беседы по теме урока

- Посмотрите на доску: это Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от болезни; Мария Клеопова и Саломия, сыновья которых были учениками Христа; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа; а также Сусанна, о которой нам ничего неизвестно,  кроме имени.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах. Каких святых мучениц вы можете назвать?

(варианты ответов: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…)

13.  Заключительная часть.      Рефлексия

Работа над синквейном  (работа в группах)

Давайте подведем итог сказанному, при помощи составления синквейна.

-Давайте вспомним, что такое синквейн?

-Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, которое не обязательно имеют рифму.

-Итак, на первой строчке у нас название: «жены-мироносицы».

-На второй строчке мы пишем три прилагательных о женах-мироносицах.

На третьей – необходимо написать три глагола, три действия жен-мироносиц.

На четвертой – предложение о женах-мироносицах.

На пятой – обобщающее слово или синоним, то есть как вы иначе можете назвать жен-мироносиц.

1). Сочинение синквейна «Мироносицы»

-Кто хочет зачитать свой синквейн?

-Молодцы!

14. Стихотворение. Читает Пеньков Антон «Особо чтится этот день»

-Ребята, а вы согласны, что каждая женщина на Земле является мироносицей, то есть несет мир.  Она несет мир своей семье, помогает своему мужу. Потому День жен-мироносиц для православных людей является праздником всех женщин: наших мам, бабушек, сестер, подруг.

Особо чтится этот день

В России и сейчас,

Но помнят суть такого дня

Не многие из нас.

Жен мироносиц это День,

Что веру сохранив,

Служили Богу и Христу,

Себя не пощадив.

Так поздравляю я всех тех,

Кто мир несет в себе!

Семью кто бережно хранит

И не вредит судьбе!

Ведь женщина сама как мир.

Хранит тепло, уют.

Терпение ее, любовь

Все беды перетрут!

15. Итог урока

-Давайте еще раз вспомним, когда отмечается этот праздник?

-Да, это второе воскресенье после Пасхи.

 -В этот день принято поздравлять женщин в самых разных местах. Где? Да, в храме, дома в семье, на улицах города.

  -А сейчас ребята давайте подведем итого нашего урока.

-Вернемся к тем задачам, которые мы ставили в начале.

-Какие задачи мы решили?

- С чем мы познакомились, чему мы научились?

-Решили ли мы свои задачи?

-Что еще нового вы узнали сегодня?

-Что вас больше всего поразило, удивило?

-Какими словами вы бы описали свои эмоции.  Ребята, мы говорили о женах-мироносицах, а какая женщина самая близкая в жизни каждого человека, она дарит ему жизнь, окружает любовью и заботой, конечно же, это мама.

 Ее в первую очередь можно назвать мироносицей.

 Бог впервые приходит к детям через материнскую любовь. Любовь материнская - самая бескорыстная, поэтому нужно почитать матерей, не делать им больно, не заставлять их страдать из-за своих грубых слов или поступков. Детская неблагодарность оставляет грубые следы на нежном материнском сердце

-Вы согласны со мной?

- Людям не нужно делать большие поступки, чтобы нести мир людям, иногда достаточно маленькой мелочи, и человек будет улыбаться.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященному празднику 8 марта «Международный женский день».

Данная разработка может быть использована при проведении мероприятия в классе вместе с родителями....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Женский день 8 марта"

Данное  внеклассное мероприятие проведено в форме  праздника, проведенного во 2 классе совместно с родителями....

Разработки уроков по ОПК в начальной школе -"Жены-мироносицы"(с презентацией)

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Жены-мироносцы" (с презентацией)...

Разработка внеклассного мероприятия Международный женский день 8 Марта

Данное мероприятие посвящено мамам и бабушкам к празднику 8 Марта. Дети поздравили мам и бабушек с праздником весны. Пели песни, показывали школьные миниатюры, подарили подарки, сделанные своими...

Методическая разработка Международный женский день 8 марта.

Сформировать знания учащихся об истории возникновения праздника "Международный женский день 8 марта"....