Исследовательская работа «Дымковская игрушка»
проект по технологии (3 класс) на тему

Данная работа предназначена для учителей начальных классов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21,

с углубленным изучением отдельных предметов.

Исследовательская работа

«Дымковская игрушка»

Работу выполнила  

ученица 3«в» класса

Искандарян Диана

МОУ СОШ №21

г. Волгограда

Руководитель: Власова В.В.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №21

г. Волгограда

Волгоград 2015 г.

1. Введение. 

Я, Искандарян Диана, мне 9 лет. Живу я в городе Волгограде. Это очень живописный край! Наш город украшают прекрасные русские березки. Рядом могучая и красивая река Волга.  Я очень  люблю свою малую Родину. А еще я  люблю читать, петь, рисовать, принимать участие в творческих конкурсах. И еще я очень люблю лепить из пластилина, глины поделки.

А все началось на уроке трудового обучения. Мы знакомились с дымковской игрушкой и лепили барыню с ребенком.  Эта работа мне очень понравилась. Когда я пришла домой, то захотелось больше узнать об этих игрушках, слепить еще другие фигурки.

Но для этого нужно было больше узнать о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), познакомиться с историей возникновения этих игрушек.

И я решила провести свое исследование. Для начала поставила перед собой цели, которые должна была достигнуть своим проектом.

−        Формирование навыков работы с информацией;

−        Познакомиться с историей возникновения  дымковской игрушки;

−        Узнать о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

Потом были выработаны критерии, которым должен соответствовать наш проект.

−        Оригинальность

−        Познавательность

−        Научность

Я наметила вопросы, которые мне нужны для создания дымковской игрушки и стала работать с собранной информацией.

            Мне было интересно узнать:

Где родилась дымковская игрушка?

Как возник этот вид промысла?

А для чего нужны дымковские игрушки?

Особенности производства дымковской игрушки

Возрождение дымковской игрушки.

Порядок  лепки игрушки.

Ознакомление с характером росписи игрушек.

Я сделала для себя, своей работой, настоящее открытие!

Где родилась дымковская игрушка?

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

Как возник этот вид промысла?

       Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

        Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия.

        Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков.

      Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Возрождение дымковской игрушки.

Перечитывая собранный материал, мне становилось страшно. Я и представить себе не могла, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения.

И снова передо мной встал вопрос: кому же быть благодарными за сохранение дымковской игрушки. Исследуя этот вопрос, я узнала, что возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

        МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

        В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Помимо традиционных барынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи, подсмотренные на лубочных картинках, — «Ученый медведь», «Коза в сарафане», «Скоморох на козле».

        Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.

        Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

Особенности производства дымковской игрушки

        Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

         С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом, занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

        Традиционная система росписи сохраняется. Однако художники осваивают новые современные сюжеты, отражающие наш быт и жизнь.

Порядок  лепки игрушки.

        Вооружившись знаниями, я была готова применить их на практике. И я приступила к работе.

        За неимением глины я  попробовала сделать игрушку из соленого теста.

Изготовление животных.

        Если вы хотите слепить животного, то должны знать что, все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Чтобы фигурка была выразительной и красивой мастера прикрепляли к основной форме гриву, рога, ушки.

Изготовление барышни.

        Барышню лепили иначе. Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием теста для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.

Ознакомление с характером росписи игрушек.

Игрушку я слепила. Но передо мной встал новый вопрос: а как ее раскрасить? Ведь, наверное, у дымковской игрушки есть свои правила? И я стала изучать этот вопрос.

        Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету).

Чем отличается она от других игрушек?

        Верно, это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.

        Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узоры на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

           Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушечный народец отличается веселым нравом. Расфуфыренные барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

Работа была увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать игрушки.

Литература:

  1. В. С. Горичева. Сказку   сделаем   из   глины,   теста,   снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
  2. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  3. Использование Интернет ресурсов.
  4. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

«Декоративная работа. Дымковской игрушки».

Цель урока.Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.Задачи:- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки-ф...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...