Мастер-класс "Мартиничка"
план-конспект занятия по технологии (3 класс) на тему

Мастер-класс "Матриничка" Куколка своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon martinichka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изготовление поделки «Куклы из ниток»

Цель: научиться выполнять куклу из ниток

Задачи:

 Образовательные:

 • овладение навыками изготовления куклы,

 • расширение представлений об обычаях народов, о символизме вещей в обрядах;

 • закрепить знания по технике безопасности (работа с ножницами);

 • развивать мелкую моторику рук;

• создавать условия для развития умений целеполагания и планирования.

 Развивающие:

 • развитие творческих способностей и творческого мышления.

 Воспитывающие:

 • воспитывать умение работать в коллективе;

 • воспитывать интерес к русским традициям;

• воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику.

Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка, информатика.

Материалы: набор шерстяных ниток.

Инструменты: ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами.

Оборудование: картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, ИКТ (презентация)

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

 • осуществлять совместную практическую деятельность;

 • анализировать свою деятельность;

 • умение слушать учителя.

 Предметные результаты:

 • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 • осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон из картона;

• применять полученные знания и умения в практической деятельности.

 Метапредметные результаты.

 Регулятивные УУД:

• определять с помощью учителя тему и цель урока;

 • выявлять совместно с учителем проблемы урока.

 Познавательные УУД:

 • искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы;

 • излагать свое мнение.

 Личностные результаты:

 • Уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих одноклассников.

 • Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

 Предметные результаты:

 • Умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы.

 • Способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.

Метапредметные результаты:

 Познавательные УУД:

 • Определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.

 • Планирование практической деятельности на уроке.

 • Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

 Коммуникативные УУД:

 • Умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.

ХОД УРОКА

Ну, проверь скорей дружок

Ты готов начать урок?

 - Давайте проверим, готовы ли вы приступить к занятию?

Актуализация знаний.

 - Прослушайте музыкальное произведение из мультфильма «Танцы кукол».

 - Какое название вы подобрали к этому произведению? (Ответы учащихся)

 - Это музыкальное произведение – колыбельная для кукол. А для чего исполнялись колыбельные? А вам мамы пели колыбельные в детстве? Давайте изобразим под музыку, как вы качаете своих кукол.

 - А какие стихотворения вы знаете о куклах?

 Стихотворение Т. Гостюхина:

Подарили куклу

Мне на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Бросила игрушки,

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Машей забываю.

Я кормлю и мою

Милую подружку,

Спать кладу в кроватку

Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой,

Делаем зарядку,

Вместе привыкаем

С Машенькой к порядку.

Куклу берегу я,

Я её лелею.

С ней я стала лучше,

Стала я добрее...

 Моя кукла Лена,

Видно, заболела!

Не хочет кушать кашки.

Не смотрят больше глазки.

Не идёт со мной гулять.

Нужно доктора позвать!

Но кукла тихо вдруг сказала:

«Я играть с тобой устала!

Дай немножечко поспать,

А потом пойдём гулять!»

Стихотворение Л. Зубаненкова:

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю,

Потом песню пропою ей тихо, ласково,

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

Знакомство с историей возникновения куклы.

История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки. Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки еще 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики[1].

 А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

Прочитайте на доске поговорку:

Умей дело делать, умей и позабавиться.

- Как вы её понимаете? (Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой).)

 Инструктаж по технике безопасности.

  Слайды ( 1-6)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Слайды (7-12)

- Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)

- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.

Учащиеся самостоятельно изготавливают куклу «Мартиничку».

Рефлексия (5 минут)

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность.

Формируемые УУД:

  • Развитие умения анализировать учебную цель.
  • Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
  • Воспитание чувства коллективизма.

- Давайте вернемся к теме и цели занятия.

- Как вы думаете, цель нашего занятия достигнута?

- Кому можно подарить эту куклу?

Сегодня на занятие мы сделали маленькие нитяные куколки - мартинички.