Уроки технологии в свете Новых Образовательных Стандартов начальной ступени. (ФГОС НОО)
статья по технологии ( класс) на тему
Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном, даются разрозненно, в отрыве друг от друга, часто - разными преподавателями. Да, сегодня уже существуют интегрированные курсы. Наиболее известные из них - программы Неменского и Шпикаловой. Но при всех достоинствах этих программ, при внимательном изучении можно заметить, что технологии в них отводится второстепенная роль, мало показано возможностей работы с материалами, мало уделено внимания формированию технологических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semyonova_shnyrova.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки технологии в свете Новых Образовательных Стандартов начальной ступени. (ФГОС НОО)
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Непредсказуемость — это реальная черта нашей современной жизни. Всё вокруг меняется с неуловимой быстротой. Именно в таком, быстро изменяющемся современном мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Учитель должен стремиться научить школьника учиться способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а не просто сидеть и брать готовые истины. Одним из основных требований введения ФГОС является включение ребёнка в активную творческую деятельность. Очень эффективными и интересными являются интегрированные занятия, объединяющие прикладное и изобразительное творчество. В свете ФГОС второго поколения уроки технологии нужно и важно проводить. Дети на на этих уроках учатся выбирать, сочетать и придумывать свои средства выражения, используя известные приёмы и способы.
Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном, даются разрозненно, в отрыве друг от друга, часто - разными преподавателями. Да, сегодня уже существуют интегрированные курсы. Наиболее известные из них - программы Неменского и Шпикаловой. По мнению, Проняковой Т.Н. , при всех достоинствах этих программ, при внимательном изучении можно заметить, что технологии в них отводится второстепенная роль, мало показано возможностей работы с материалами, мало уделено внимания формированию технологических навыков. В соответствии с новыми стандартами, будет разработан новый интегрированный курс «ИЗО –Технология» для системы развивающего обучения с основными тематическими блоками:
- Учимся у природы;
- Фантастические образы в изобразительном искусстве;
- Учимся на традициях своего народа;
- Приобщаемся к культуре народов мира;
- Опыт художественно-творческой деятельности (реализуется в процессе работы над первыми четырьмя блоками).
В первый блок входит изображение и изготовление объектов природы - главного вдохновителя для художника, работа с природными материалами . Задания второго раздела - создание сказочных образов активно развивает фантазию детей, в раздел народных традиций должны входить различные известные ремёсла и промыслы, обряды и праздники (старинные и современные), и наконец, совсем новый блок для предмета технология - культура народов мира - знакомство с искусством и традиционными ремёслами разных стран. Для современного поликультурного общества такое знакомство необходимо и очень актуально. Интересно, что
- Во многих странах обучение искусству продолжается до 12 класса. Например, в американских школах эти занятия являются частью программ по выбору (хорошо, что такой выбор есть!). В Японии огромное значение придают обучению искусству всех детей. Почему? Очень грамотная политика! Чтобы достичь высочайшего качества продукции, нужно подготовить таких рабочих, которые просто не могут делать плохо. А для этого их с раннего детства и весь период обучения нужно приобщать к изобразительному и прикладному искусству. Ещё Дидро говорил, что та страна, которая будет обучать рисованию с таким же усердием, как другим наукам, быстро перегонит другие страны в развитии
- Преподавание искусства почти везде ведётся именно как интегрированный курс. Такие технологии как аппликация, мозаика, коллаж, конструирование и моделирование являются средствами выражения художественного замысла наряду с различными графическими и живописными приёмами.
- В программы обучения входит изучение творчества великих мастеров прошлого. Дети не просто изучают произведения, но и пытаются уловить элементы стиля, создают работы в подражание разным художникам
- Дети обязательно изучают национальное искусство других стран и создают рисунки и предметы декора в японском, китайском, индийском стиле, рисуют, подражая австралийским аборигенам, изображают даже наши матрёшки.
Как видно из этого краткого обзора, преподавание искусства и творчества за рубежом вполне соответствует нашему образовательному стандарту.
Сейчас технологии и материалы развиваются с такой скоростью, что знания устаревают очень быстро. Сейчас ценится не шаблон, а индивидуальность. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования урок технологии рассматривается как мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Каждый из педагогов хочет, чтобы их дети выросли талантливыми. Но вот уже несколько веков ведутся споры о природе таланта. Каким должно быть обучение, способствующее раскрытию уникальных талантов каждого? Талантливый человек оригинально решает известные задачи. И чем неожиданней решение, тем ярче талант. Нужно осознать себя талантом и действовать как талант.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока технологии? В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, и помощника. Ученик уже не является пассивным слушателем, а становится активным участником на уроке. На уроках технологии можно конкретно доказать, что поиск полезной информации может стать основой для формирования навыков её применения в реальной жизни. На уроках используются продуктивные задания. Учащиеся имеется возможность использовать специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный.
На занятиях дети привыкают работать с готовым бумажным материалом, который ограничивает воплощение детских идей. В учебниках по технологии ФГОС предлагаются работы выполнить с использованием совершенно новых материалов. По такому пути пошли авторы учебников Проснякова Т.Н. Она предлагает на занятиях исследовать «случайные» методы в прикладном творчестве. Это, своего рода, игра или волшебство. Эксперимент — король творчества! Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового.
Например, на уроке, используя «случайные техники» вместе с детьми можно открыть и создать новый бумажный материал. Так, для изготовления «радужной» бумаги, на основе гофрированной, можно получить новый материал с разной палитрой оттенков, который используется для аппликаций и создания объёмных изделий. Для каждой работы предлагается подбор соответствующих изобразительных материалов. Это даёт ребёнку возможность научиться определять свойства и фактуру каждого из материалов, наиболее эффективно использовать его особенности. Таким образом, ребёнок развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях:
- рисунке
- цветоведении
- конструировании
Учитель выступает в роли помощника, который направляет идеи учащихся в нужное русло.
На занятиях дети могут разглядывать, распознавать, находить идеи и образы в том материале, который они изготовили сами или в том материале, который им уже подарили дизайнеры — в бумажных салфетках. Стараниями производителей салфетки превратились в материал для дизайна интерьера. Учащиеся пробуют создать новые поделочные материалы для творчества при помощи бумажных салфеток. В чём достоинства и недостатки салфеток? Достоинств много: красочный рисунок, мягкая фактура, большое разнообразие, много одинаковых рисунков в одной пачке, тонкая бумага, которая позволяет делать такие техники, как распушение. Но есть и недостатки. Эта самая тонкость приводит к тому, что детали трудно вырезать, их трудно намазать клеем, они сразу прилипают или размокают, из этой бумаги трудно складывать оригами и моделировать.
Для решения данной исследовательской задачи понадобятся обычная офисная бумага, фольга и салфетки. Мы соединили вместе два материала и получили третий, который обладает свойствами своих родителей: свойства обычной бумаги и красоту салфеток. Таким образом, использование «случайных» техник в прикладном творчестве позволяет создать многообразие дизайнерской бумаги.
Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Они глубже осознают суть техники, свойства материала и приучаются использовать всё то, что есть под рукой. Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям. При выполнении одного изделия можно соединять различные изученные технологии. Полученный результат не полностью зависит от совместного выбора. Он развивает воображение и фантазию. А сам процесс помогает расслабиться и ощутить новые возможности выражения своего «я» через цвет, движение, действие.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Одной из образовательных технологий, поддерживающих деятельностный подход, является метод проектов. Метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно. Под ним в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта – продукта труда.
В программах области «Технология» включён раздел «Творческие проекты». Творческий проект – самостоятельная работа, которая показывает, насколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, полученные учащимися.
При определении тематики учебных проектов следует руководствоваться содержанием обучения в данном классе. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход – изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. В процессе работы над проектом воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует самоопределению и самореализации учащихся.
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов на уроке – это использование информационных технологий. Занятия становятся эмоционально насыщенными и наглядными. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Часто применяемыми являются: понятийный аппарат, портреты художников, репродукции, схемы, технологические карты, последовательность выполнения работы, видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме. Используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры, как учителю, так и ученикам. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к занятиям, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения. При подготовке к занятиям используются электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тесты, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, видеофайлы. Одной из интереснейшей формой урока с использованием ИКТ является творческая мастерская.
Основная воспитательная ценность занятий с использованием информационных технологий заключается в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности детей, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Заключением к данной работе может служить вывод о том, что:
- Основной целью урока является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. Такой подход резко меняет принципы ведения урока.
- Каждый приём можно использовать на разном уровне сложности. Поделку можно упрощать или усложнять, в зависимости от возможностей ученика.
- Эксперимент — король творчества! Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового.
- Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям.
- При выполнении одного изделия можно использовать соединение различных изученных технологий.
- При изучении какой-либо техники целесообразно соединять технологии и художественный образ.
- Дети учатся работать с информацией, распространять приёмы, изученные путём самостоятельного исследования, на другие материалы.
- Сам процесс помогает расслабиться и ощутить новые возможности выражения своего «я» через цвет, движение, действие.
Литература
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006.
- Карабанова О.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-
- Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой . М., Вентана-Граф, 2003.
- Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 – 221 c.
- Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Уроки творчества». Издательский дом «Фёдоров»,2009.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волглград: Учитель.- 2011.
Электронные ресурсы
Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.:ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; Министерство образования РФ, 2004,2010
Интернет- ресурсы
http://stranamasterov.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
суть изменений современного урока с введением федерального государственного стандарта начального образования второго поколения...
Учебная деятельность младших школьников в свете новых образовательных стандартов.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый ...
Конструирование урока в соответствии с новыми образовательными стандартами
Изучая содержание «Стандартов второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-преж...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Мастер-класс«Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».
Мастер-класс учителя начальных классов Торкаленко Татьяны Ивановны. Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов». Задачи:...