Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты
|
Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу |
|
|
|
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
| Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. -Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место. Садитесь, меня зовут Дарья Романовна, и сегодня урок технологии у вас проведу я.
| Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
|
|
| 1 мин
|
| II. Формулирование темы урока, постановка цели |
|
| 2 мин. |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
| Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, что такое симметрия, изготовим симметричную аппликацию «пальма»), выясняет практическую значимость изделия - Рассмотрите работы, представленные на слайде. В какой технике выполнены эти работы? (аппликация). -Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей) -Верно ребята. Аппликация в переводе «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству,применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания картин. При создании аппликации для вырезания деталей часто используется прием симметрии. Кто знает, что такое симметрия? (Ответы детей) - Сегодня мы рассмотрим понятие «симметрия», будемучится вырезать симметричные детали, развивать навыки работы с ножницами и клеем, изготовим симметричную аппликацию. -А для того чтобы все поставленные задачи реализовать, нужно быть активным и внимательно слушать. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости изделия |
| Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя |
|
| III.Вводная беседа |
|
| 3-5 мин. |
Познакомить с понятием «симметрия»; сформировать представления об аппликации. Способство-вать развитию образного, логического и художественного мышления; устной речи; пространственного воображения.
| Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации. -Ребята, посмотрите на слайд, на нем вы видите разные виды аппликаций. -(Перечисляю, показываю картинки и немного рассказываю о представленных видах аппликаций). - Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку? - Какой характер музыки передает ее содержание? (Веселый, задорный) - Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых странах, на берегу океана. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
| Знать: виды изучаемыхматериалов,ихсвойства и названия
| Познавательные УУД: добыватьновыезнания из совместной беседы, обобщать полученнуюинформацию. Личностные УУД: -называтьиобъяснятьсвои чувства от прослушивания музыки и просмотра видов аппликаций,объяснять своё отношениек ним. |
|
| IV. Подготовка к практической работе
|
|
| 4-5 мин. |
Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану. | Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения, приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия; составляет краткий план работы; проводит физминутку а) Анализ образца изделия Откройте страницу 10 учебника. Рассмотрите аппликацию. Что напоминает вам эта картинка? Можно ли сказать, что она является иллюстрацией песни, которую мы слушали? (Да). Почему? - Почему для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.) - Как называются деревья, на которых растут кокосы? (Пальмы.) -Мы рассмотрели аппликацию, определили ее фон. Давайте рассмотрим аппликацию «Пальма» -Из каких частей состоит аппликация? (Из двух – основы и сюжетной картинки - аппликации). Сколько деталей в сюжетной картинке – аппликации (две пальмы и кокосы). - Как присоедены пальмы и кокосы к основе, к фону? (приклеены) - Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.) Обратите внимание на ствол пальмы. Какую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.) - Какого цвета дерево? (Ствол - коричневого, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.) - Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая деталь по сложенной заготовке, а потом раскрыв ее, получим зеркальное отражение одной части в другой). -А какие симметричные детали вы можете найти в природе?(ответы детей) - Как соединяются детали аппликации с основой (фоном)? (с помощью клея, неподвижно). - Какие материалы использованы?(Бумага, клей) - Какие необходимы инструменты? (Ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея) -Какие приспособления нам необходимы? клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора. Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения. б) Составление краткого плана работы План: 1. Складывание заготовок для симметричного вырезания 2.Разметка деталей аппликации. 3.Вырезание деталей. 4.Компоновка деталей на фоне. 5.Наклеивание деталей на фон. 6. Высушивание аппликаций под грузом. -Мы определили, по какому плану будем работать, а теперь давайте немного отдохнем.
в) Проведение физминутки -Итак, мы отдохнули а теперь нужно проверить вашу готовность к уроку. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы, выполняют физминутку
| Знатьконструк-циимногоде -тальные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки. Уметь:анализиро-вать,планирова - тьпредсто-ящуюпрактичес-куюработу; спомощьюучителярешатьдоступные конструкторско-техно- логическиезадачи. | Коммуникативные УУД: -вступатьвбеседуиобсуждение,донестисвою позициюдо других, слушатьипониматьречь других, уметь сотрудничать, уважительноотноситьсякпозициидругого. Регулятивные УУД: -учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наоснове коллективногообсуждениязаданий, –проговариватьпоследовательностьдействийнауроке; – с помощьюучителя объяснятьвыбор наиболееподходящих для выполнениязаданияматериаловиинструментов;
|
|
| V. Организация рабочего места |
|
| 3 мин. |
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены | Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами - Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах. Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Линейку, ластик положи, В порядке вещи содержи. Все готовы? Молодцы! - Сначала необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножницами. Правила безопасной работы ножницами: - Перед работой проверьте исправность ножниц.
- Используйте ножницы только по назначению.
- Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Не работайте ножницами с ослабленным креплением.
- Работайте ножницами только на своем рабочем месте.
- Следите за движением лезвий во время работы.
- Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
- Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде.
- После выполнения работы ножницы кладите на стол кольцами к себе.
- Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу.
- Не держите ножницы концами вверх.
- После работы уберите ножницы в укладку или чехол сомкнутыми лезвиями вниз.
-Как нужно правильно работать с клеем? (Клей-карандаш закрывать, мыть руки после работы с ним). -Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие. -Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить.
| Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами | Уметь:организовы-ватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во времяработы.
| Регулятивные УУД: учиться готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания. |
|
| VI. Практическая работа |
|
| 25-30 мин. |
Учить вырезать симметричные детали. Закрепить навыки: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон; Способство - вать воспитанию общей культуры труда; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. | Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль.
-Оценивать работу буду по следующим критериям: - ровное вырезание;
- аккуратное склеивание;
- творческий подход к оформлению.
Придется хорошо постараться. Внимательно посмотрите на заготовки, которые я вам приготовила. Цветные прямоугольники - это ствол, листья, а кокосы готовые. Также на ваших партах лежат шаблоны листьев пальмы в форме полуовала, которые нужно будет обвести. -Мы будем делать только одну пальму, поэтому нам нужен будет 1 ствол, 5 листьев и 5 кокосов. Практическую работу выполняем по составленному плану. 1. Складывание заготовок для симметричного вырезания -Берем заготовку ствола, это коричневыйпрямоугольник, складываем его пополам. Берем все заготовки листьев и складываем их также. Посмотрите, как это делаю я. 2.Разметка деталей аппликации. Далее берем шаблон полуовал, прикладываем его на край листа, обводим его карандашом на изнаночной (не цветной) стороне.Убираем шаблон в сторону или отдаем соседу по парте. Размечаем 5 листов. 3.Вырезание Берем в руки ножницы, не забываем про технику безопасности, и аккуратно вырезаем листья по обведенному полуовалу. Далее берем заготовки и вырезаем зубчики, режем или кончиками ножниц или серединойножниц, если кончики не смыкаются(показ). 4.Компоновка деталей на фоне. Вырезанные детали мы прикладываем к основе (фону). Сейчас мы скомпонуем нашу композицию. Разложите ваши детали так, как в учебнике или на слайде. 5.Наклеивание деталей на фон. Сейчас берем в руки клей, не забываем про правила работы с клеем, намазываем все детали полностью, хорошо промазываем края деталей на макулатурной бумаге. Приклеиваем сначала ствол в центр листа. Потом листья и кокосы, как показано в учебнике. 6. После завершения работы аппликацию необходимо высушить под грузом. Наше занятие подходит к концу. Сейчас посмотрим ваши аппликации. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Уметь:правильноработать ручнымиинструментами;выполнятьэкономную и рациональную разметкудеталей по шаблонам, аккуратновыполнятьсборкудеталей, реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями. | Регулятивные УУД: учиться проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;выполнятьпрактическую работупо плану;предлагать свои конструкторско-технологические приёмыиспособы выполненияотдельныхэтапов изготовления изделий; осуществлятьконтрольточностивыполнения технологических операций |
|
| VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
|
| 3 мин. |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.Организует самооценку учебной деятельности. Выставка работ детей -Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы! Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу. - Какие трудности встретились в практической работе? -Все ли поставленные задачи выполнены? - Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить? - В ходе работы мы закрепили представление об аппликации; продолжили знакомство, с какими фигурами? (с симметричными фигурами) -Если вам понравился сегодняшний урок, давайте друг другу похлопаем, если нет, потопаем. - Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы!
| Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности |
| Регулятивные УУД: учитьсясовместносучителеми другимиученикамидавать эмоциональнуюоценкудеятельности классанауроке; вдиалогесучителемучитьсявырабатыватькритерииоценки иопределятьстепеньуспешностивыполнениясвоейработыиработывсех,исходяизимеющихсякритериев. |
|
| VIII. Уборка рабочих мест |
|
| 2 мин. |
Способство-вать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочееместо | Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала. -Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место? - Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, клей закройте, на перемене вымойте руки. Не забудьте убрать всю лишнюю бумагу и вытрите салфеткой клей. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания.
| Наводят порядок на рабочем столе |
| Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочееместо |
|