Рабочая программа по технологии 4 класс УМК"Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Третьяченко Ольга Владимировна

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tretyachenko_4_klass.docx64.18 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка.

  1. Статус программы
  2. Назначение программы
  3. Цели  программы
  4. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
  5. Особенности программы
  6. Цели и задачи изучения курса технологии в 4-А классе

2. Содержание программы курса технологии в 4-А классе.

3.Тематическое  планирование.

4. Учебно-методическое обеспечение.

5. Календарно- тематическое планирование.

6. Требования к уровню подготовки обучающихся.        

7..Нормы выставления оценок в начальных классах по технологии.

8. Литература для учителя.

1.Пояснительная записка

Предмет: технологии

Класс: 4

Всего часов на изучение программы: 34

Количество часов в неделю: 1 час

  1. Статус программы

Рабочая программа по технологии в 4 классе

- является приложением к образовательной программе начального общего образования МБОУ «ЧСШ №1»;

- обеспечивает усвоение школьниками 4 класса Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, Комплексной программы по технологии учащихся 1- 11 классов Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)

- способствует  духовно-нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся;

- реализует принципы преемственности обучения технологии в начальной школе;

- является основным документом в работе учителя по преподаванию технологии в 4 классе.

          1.2. Назначение программы

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ «ЧСШ №1» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ «ЧСШ №1» программа является основанием для определения качества реализации общего образования;

- категория обучающихся: учащиеся 4-А класса МБОУ «ЧСШ №1»

- сроки освоения программы: 1 год

1.3. Цель программы

Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

1.4. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  • авторская программа Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)
  • приказ Минобразования Крыма №555 от 11.06.2015г «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год
  • Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного  МБОУ  «Черноморская средняя школа № 1» на 2015-2016 учебный год
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственного образования начального общего, среднего общего, основного общего образования» ( в редакции приказов МОН РФ от 03.09.2009 №164, от 31.08.2009 №320, от19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643,от 24.01.2012 №39,от 31.01.2012 №69)
  • Приказ Минобразования Крыма №555 от 11.06.2015г «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»
  • Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993
  • Санитарно-эпидемиологические правила «Гигиенические требования к ПВЭМ. СанПиН 2.2.2/2.41340-03», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от03.06.2003 №119
  • Письмо Министерства образования, науки и молодёжи РК от19.05.2014 №01-14/68 « Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций РК на 2015/2016 учебный год»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373).

      1.5. Особенности Программы

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

    1.6. Цели и задачи курса

Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Задачи:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

2.Содержание программы курса технологии в 4-А классе.

Содержание  учебного  предмета  «Технология»  имеет  практико-ориентированную  направленность.  Практическая  деятельность рассматривается  как  средство  развития  личностных  и  социально  значимых качеств  учащихся,  а  также  формирования  системы  специальных технологических и универсальных учебных действий.

В  4  классе основная  форма  практической  работы  —  простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются  уже  усвоенные  предметные  знания  и  умения,  а  также  постоянное развитие основ творческого мышления.

 В  программу  включены  поисковые,  пробные  или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.

 Изготовление  изделий  не  есть  цель  урока.  Изделия  (проектная  работа) лишь  средство  для  решения  конкретных  учебных  задач.  Выбор  изделия  не носит  случайный  характер,  а  отвечает  цели  и  задачам  каждого  урока  и подбирается  в  чётко  продуманной  последовательности  в  соответствии  с изучаемыми  темами.  Любое изготавливаемое  изделие  доступно  для выполнения  и  обязательно  содержит  не  более  одного-двух  новых  знаний  и умений,  которые  могут  быть  открыты  и  освоены  детьми  в  ходе  анализа изделия  и  последующего  его  изготовления.  Это  обеспечивает  получение качественного  изделия  за  период  времени  не  более  20  минут  от  урока  и исключает домашние задания.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить  добывать  знания  и  применять  их  в  своей  повседневной  жизни,  а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо  важнее,  чем  просто  запоминать  и  накапливать  знания.  Для  этого необходимо  развивать  у  учеников  способность  к  рефлексии  своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт  через  осознание  того,  что  известно  и  неизвестно,  умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить  его  и  оценить  полученный  результат,  а  в  случае  необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Основные  продуктивные  методы  —  наблюдение,  размышление, обсуждение,  открытие  новых  знаний,  опытные  исследования  предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит  каждого  ребёнка  в  позицию  субъекта  своего  учения,  т.  е.  делает ученика  активным  участником  процесса  познания  мира.  Для  этого  урок строится  таким  образом,  чтобы  в  первую  очередь  обращаться  к  личному опыту  учащихся,  а  учебник  использовать  для  дополнения  этого  опыта  на-

учной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.

Результатом  освоения содержания становятся заложенные  в программе знания  и  умения,  а  также  качественное  выполнение  практических  и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для  обеспечения  качества  практических  работ  в  курсе  предусмотрено выполнение  пробных  поисковых  упражнений,  направленных  на  открытие  и освоение  программных  технологических  операций,  конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее  изделий,  помогают  наглядно,  практически  искать  оптимальные технологические  способы  и  приёмы  и  являются  залогом  качественного выполнения  целостной  работы.  Они  предлагаются  на  этапе  поиска возможных  вариантов  решения  конструкторско-технологической  или декоративно-художественной  проблемы,  выявленной  в  результате  анализа предложенного образца изделия.

3.Тематическое  планирование.

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Краткое содержание темы

1

Информационная мастерская

3 часа

Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.

2

Проект «Дружный класс»

3 часа

Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».

Проверим себя

3

Студия «Реклама»

4 часа

Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.

4

Студия «Декор интерьера»

5 часов

Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.

5

Новогодняя студия

3 часа

Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.

6

Студия «Мода»

7часов

История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.

7

Студия «Подарки»

3 часа

День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы.  Проверим себя.

8

Студия «Игрушки»

4 часа

История игрушек.  Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя.

9

Подготовка портфолио

2 часа

Отбор лучших работ, выполненных за год. Оформление их в порфолио.

4. Учебно-методическое обеспечение.

1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС

2. Учебник Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.(М.:Просвещение,2014г)

5. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата проведения

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

По плану

По факту

Информационная мастерская (3 часа)

02.09

Вспомним и обсудим!

Повторение изученного в 3 классе материала. Общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота). Сравнение изделий, строений по данным требованиям. Повторение ранее изученных понятий в форме кроссвордов. Решение и составление кроссвордов на конструкторско-технологическую тематику (по группам)

Самостоятельно:

- анализировать графические изображения по вопросам к ним;

- наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы; - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда, осуществлять сотрудничество в малой группе;

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников;

- использовать свои знания для решения технологических кроссвордов, составлять аналогичные кроссворды;

- оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- обобщать (называть) то новое, что освоено;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете

09.09

Информация. Интернет. (2 часа)

Введение понятий «информация», «Интернет» . Повторение правил работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера. Знакомство с назначением сканера. О получении информации человеком с помощью органов чувств. Книга (письменность) как древнейшая информационная технология. Интернет - источник информации.

Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете Создание таблиц в программе Word. Использование таблиц для выполнения учебных задании.

Самостоятельно:

- анализировать способы получения информации человеком в сравнении с возможностями компьютера;

- выполнять правила безопасного пользования компьютером;

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе;

- оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- обобщать (называть) то новое, что освоено.

С помощью учителя:

- исследовать возможности и осваивать приёмы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации;

- обсуждать и рассуждать с опорой на вопросы учебника и учителя, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создания простейших презентаций в программе Power Point;

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников;

- выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

16.09

Создание презентаций. Программа Power Point.

Введение понятий «презентация», «компьютерная презентация». 3накомство с возможностями

программы Power Point. Создание компьютерных презентаций с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера. Создание презентаций

по разным темам учебного курса технологии и других учебных предметов. Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме.

Проект «Дружный класс» (3 часа)

23.09

Презентация класса (проект).

Выбор тем страниц презентации, стиля их оформления. Распределение работы по группам. Распечатывание страниц презентации. Определение способа сборки альбома. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда и т. п.

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малoй группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения в схожих и новых ситуациях;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий;

- наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения;

- выполнять правила безопасного пользования компьютером;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы оформления страниц, материалы и способы соединения деталей эмблемы, её крепления на различных поверхностях и др.);

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

30.09

Эмблема класса. 

3накомство с понятием « эмблема». Требования к эмблеме (схематичность, отражение самого существенного с целью узнавания отражаемого события или явления). Обсуждение вариантов эмблемы класса. Работа в группах. Изготовление эскизов эмблем. Подбор конструкций эмблем, технологий их изготовления. Выбор окончательного варианта эмблемы класса по критериям: требования к содержанию эмблемы, прочность, удобство использования, красота. Подбор материалов и инструментов.

Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера

07.10

Папка «Мои достижения».

Обсуждение возможных конструкций папок и материалов с учётом требований к изделию (удобство, прочность, красота), замков, вариантов оформления папок. Папки, упаковки для плоских и объёмных изделий. Обсуждение способов расчёта размеров папки. Выбор своей конструкции каждым учеником. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление папки (упаковки) достижений на основе ранее освоенных знаний и умений.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Реклама» ( 4 часа)

14.10

Реклама и маркетинг.

Знакомство с понятиями «реклама.), «маркетолог» , «маркетинг», « дизайнер ». Виды рекламы  (звуковая, зри тельная, зрительно-звуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения о развёртках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объёмных упаковок;
  • делать выводы о наблюдаемых явлениях;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения  (способы построения форм развёрток, расчёта их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др.);
  • обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

21.10

Упаковка для мелочей. 

Виды упаковок, назначение упаковок. Требования к упаковкам  (к конструкциям и материалам). Конструкции упаковок-коробок. Преобразование развёрток (достраивание, изменение размеров и формы). Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров

04.11

Коробочка для подарка. 

Конструкции упаковок коробок. Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Варианты замков коробок. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление коробочек для сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров

11.11

Упаковка для сюрприза.

Построение развёрток пирамид с помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й способ). Способы изменения высоты боковых граней пирамиды. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами.

Проверим себя. Проверка знаний и умений  по теме.

Студия «Декор интерьера» ( 5 часов)

18.11

Интерьеры разных времён.

Художественная техника «декупаж». Знакомство с понятиями: «интерьер», «декупаж». Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа.

Изготовление изделий (декорирование) в художественной технике «декупаж».

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

_ использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ;

_ анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий;

_ наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

_ формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

_ планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

_ выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действий, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

_ искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

_ обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать интерьеры разных времён и стилей, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приёмы их выполнения;

- открывать новые знания и умения, решать ·.конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «интерьер», «декупаж», «полимеры», приёмы выполнения декупажа, плетения по кругу, свойства и приёмы обработки креповой бумаги, пенопласта, подвижное проволочное соединение деталей, свойства и приём);

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

25.11

Плетёные салфетки. 

Различное назначение салфеток. Материалы, из которых можно изготавливать салфетки. Способы изготовления салфеток. Использование чертёжных инструментов для разметки деталей плетёных салфеток. использование ранее освоенных знаний и умений.  Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов

02.12

Цветы из креповой бумаги.

Повторение свойств креповой бумаги. Сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги. Технология обработки креповой бумаги (сравнение и перенос известных способов обработки). Использование ранее освоенных знаний  и умений.

Изготовление цветов из креповой бумаги

09.12

Сувениры на проволочных кольцах. 

Повторение способов соединения деталей. Соединение деталей на крючках. Свойства тонкой проволоки, придание спиралевидной и кольцевой формы проволоке путём её накручивания на стержень.

Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями

16.12

Изделия из полимеров. 

Введение понятия «полимеры». Использование полимеров в нашей жизни. Свойства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов. Повторение правил безопасной работы канцелярским ножом. Упражнение в обработке пенопласта - тонкого (пищевые лотки) и толстого (упаковка техники). Использование ранее освоенных .знаний и умений.

Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Новогодняя студия ( 3 часа)

23.12

Новогодние традиции. 

История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального

труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, полимеров для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек;

- наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления;

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, -способы их обработки, способы соединения разных материалов;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и

рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объёмной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид, звёзд из зубочисток и трубочек для коктейля); - обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

Игрушки из зубочисток.

Знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро. Узнавание и называние объёмных геометрических фигур. Нахождение и счёт вершин и рёбер фигур. Подбор материалов для изготовления моделей объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции. Использование зубочисток, пробок из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций. Использование ранее освоенных знаний и умений.  Изготовление игрушек объёмных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина и т. п.

Игрушки из трубочек для коктейля.

Свойства пластиковых трубочек для коктейля. Использование данных свойств для подбора технологии изготовления новогодних игрушек (связывание, резаHиe' нанизывание на нитку или тонкую проволоку). Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их нанизываHия на нитку или тонкую проволоку .

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Мода» (7 часов)

История одежды и текстильных материалов. 

Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды тканей натурального и искусственного происхождения. Использование ранее освоенных знаний и умений. Проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей. Подбор образцов тканей для коллекции

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в

малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; - использовать полученные знания и умения об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ;

- исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

-- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, технологические приёмы, делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приёмы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека, приёмы вышивки крестообразной строчкой и её вариантами, узкими лентами, приёмы изготовления объёмной рамки для композиции и др.);

- знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

Исторический костюм.

Мода разных времён. Особенности фасонов одежды разных времён. Основные конструктивные особенности платьев разных эпох. Оклеивание картонных деталей тканью. Изготовление складок из ткани на картонной детали. Проект «Костюм эпохи». Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи

Одежда народов России. 

Национальная одежда народов России. Основные составляющие женского (рубаха, юбка-понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья. Основные материалы национальной одежды (лён, хлопчатобумажная ткань). Головные уборы девушек и замужних женщин разных губерний России. История женских головных уборов, их современные фасоны. Проект «Национальный исторический костюм». Использование ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России

Синтетические ткани. 

Синтетические ткани, их происхождение. Свойства синтетических тканей. Сравнение свойств синтетических и натуральных тканей. Использование специфических свойств- синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды. Профессии людей, в которых используются специальные костюмы. Использование ранее  освоенных знаний и умений.  Изготовление коллекции тканей Изготовление вариантов  школьной формы для картонных кукол

Объёмные рамки.

Повторение знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертёжных инструментах. Расчёт размеров рамок. Получение объёма складыванием. Проработка сгибов биговкой. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление объёмных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов

Аксессуары одежды.

Виды аксессуаров одежды. Отделка аксессуаров вышивкой. Освоение строчки крестообразного стежка и его

Вышивка лентами.

Об истории вышивки лентами. Выбор материалов для вышивки. Вдевание в иглу и закрепление тонкой ленты на ткани в начале и конце работы. Некоторые доступные приёмы вышивки лентами. Разметка рисунка для вышивки. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Подарки» ( 3 часа)

Плетёная открытка. 

Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток. Конструктивная особенность плетёной открытки. Выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др.)

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания о развёртках, чертежах, чертёжных инструментах и умения работать с ними для выполнения' практических работ; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения.

С помощью учителя:

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление);

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки

День защитника Отечества.

О наиболее значимых победах Российского государства в разные времена. Царь-пушка, её история. Групповой проект. Использование других ранее освоенных знаний и умений (изготовление объёмных деталей по чертежам и др.). Изготовление макета Царь-пушки или объёмного макета другого исторического военного технического объекта

Весенние цветы.

Об истории Международного женского дня

8 Марта. Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток, узнавание в них ранее освоенных художественных техник. Подбор технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Студия «Игрушки» (

История игрушек. Игрушка-попрыгушка.

Общее представление о происхождении и назначении игрушек. Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки. Российские традиционные игрушечные промыслы. Современные игрушки (механические, электронные, игрушки-конструкторы

и др.). Их развивающие возможности. Игрушки с подвижными механизмами. Конструкции подвижных механизмов. Раздвижной подвижный механизм. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани и других. материалов для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек;

- формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.

С помощью учителя:

- наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек, качающихся игрушек, игрушек типа «Щелкунчик», игрушек с рычажным механизмом);

- знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России;

- обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания

Качающиеся игрушки. 

Сравнение конструктивных особенностей изделий и их качающихся механизмов. Изготовление качающегося механизма складыванием деталей. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого замка

Подвижная игрушка «Щелкунчик». 

Подвижный механизм типа «Щелкунчик». Особенности его конструкции и изготовления. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с подвижным механизмом типа «Щелкунчик»

Игрушка с рычажным механизмом.

Рычажный механизм. Особенности его конструкции и изготовления. Использование других ранее освоенных знаний и умений.

Изготовление игрушек с рычажным механизмом

33

34

Подготовка портфолио.

 Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения

Самостоятельно:

- организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;

- осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;

- использовать полученные знания и умения для выполнения практических работ;

- анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; - формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); - планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;

- искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;

- обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки

6. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностными результатами изучения курса  «Технология» в 4-м классе является  формирование следующих умений:

–    оценивать  жизненные  ситуации  (поступки,  явления,   события)  с  точки  зрения  собственных ощущений  (явления,  события), соотносить  их   с  общепринятыми  нормами  и   ценностями;  оценивать (поступки) в предложенных ситуациях,  отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как  хорошие или   плохие;

–  описывать  свои   чувства  и  ощущения  от  созерцаемых  произведений  искусства, изделий  декоративно-прикладного  характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

–   принимать  другие  мнения  и   высказывания,  уважительно относиться к ним;

–   опираясь  на   освоенные  изобразительные   и  конструкторско-технологические знания  и  умения, делать выбор  способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.

Средством достижения  этих   результатов  служат  учебный  мате- риал  и  задания  учебника,  нацеленные  на  2-ю  линию развития

 – умение  определять  своё  отношение к  миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными  результатами  изучения  курса «Технология» в  4-м  классе  является  формирование  следующих  универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

–   самостоятельно  формулировать  цель   урока  после   предварительного обсуждения;

–  уметь   с  помощью учителя  анализировать  предложенное задание,  отделять известное и  неизвестное;

–  уметь   совместно  с  учителем выявлять  и  формулировать  учебную  проблему;

–  под   контролем  учителя  выполнять  пробные  поисковые  действия  (упражнения)  для   выявления   оптимального  решения  проблемы (задачи);

–  выполнять  задание  по  составленному  под  контролем  учителя плану, сверять свои  действия с ним;

–   осуществлять  текущий   в   точности  выполнения   технологических  операций  (с  помощью  простых  и  сложных  по  конфигурации   шаблонов,  чертёжных   инструментов)  итоговый контроль  общего    качества  выполненного  изделия,  задания;

проверять  модели  в  действии,  вносить  необходимые  конструктивные  доработки.

Средством   формирования    этих    действий   служит   соблюдение  технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

–  в  диалоге с  учителем учиться  вырабатывать  критерии  оценки и  определять степень успешности выполнения  своей  работы и  работы  всех, исходя из  имеющихся критериев.

Средством  формирования    этих    действий  служит  соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

–  искать и  отбирать необходимые для решения  учебной задачи источники  информации  в  учебнике  (текст,  иллюстрация,  схема, чертёж,  инструкционная  карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

–  добывать новые знания  в  процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений  материалов  учебника,  выполнения  пробных  поисковых упражнений;

–  перерабатывать полученную информацию: сравнивать  и  классифицировать  факты   и   явления;   определять  причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

–  делать выводы на  основе  обобщения полученных  знаний;

–  преобразовывать  информацию:  представлять  информацию  в виде  текста, таблицы, схемы (в  информационных проектах).

Средством формирования  этих   действий  служат  учебный  материал  и  задания  учебника,  нацеленные  на  1-ю  линию развития  – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

–  донести  свою   позицию  до  других:  оформлять  свои   мысли  в устной  и  письменной  речи    с  учётом  своих    учебных  и  жизненных речевых ситуаций;

–  донести  свою   позицию  до  других:  высказывать  свою   точку зрения и  пытаться её обосновать, приводя аргументы;

–  слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения, быть  готовым изменить свою  точку зрения.

Средством  формирования    этих    действий  служит  соблюдение технологии  проблемного  диалога  (побуждающий  и   подводящий диалог);

–  уметь   сотрудничать,  выполняя  различные  роли   в  группе,  в совместном решении  проблемы (задачи);

–  уважительно относиться к  позиции другого, пытаться договариваться.

Средством  формирования   этих   действий  служит  организация работы в малых группах.

Предметные.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Учащийся будет иметь представление:

  • о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
  • об  основных  правилах  дизайна  и  их  учете  при  конструировании  изделий  (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  • организовывать  и  выполнять  свою  художественно-практическую  деятельность  в соответствии с собственным замыслом;
  • использовать  знания  и  умения,  приобретенные  в  ходе  изучения  технологии,

изобразительного  искусства  и  других  учебных  предметов,  в  собственной  творческой

деятельности;

  • бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
  • безопасно  пользоваться  бытовыми  приборами  (розетками,  электрочайником, компьютером);
  • выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

2.  Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать:

  • названия  и  свойства  наиболее  распространенных  искусственных  и  синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных  инструментов;
  • основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • петельную строчку, ее варианты, их назначение;
  • названия  нескольких  видов  информационных  технологий  и  соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
  • о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
  • художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать  и  обосновывать  наиболее  рациональные  технологические  приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;   находить  и  использовать  дополнительную  информацию  из  различных  источников  (в том числе из сети Интернет).

 3.  Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать  и  моделировать  изделия  из  разных  материалов  по  заданным декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

 4.  Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)  

Иметь представление:

  • об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

  • создавать небольшие текс ты и печатные публикации с  использованием изображений на экране компьютера;
  • оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией;
  • работать в программах Word, Power Point.

7..Нормы выставления оценок в начальных классах по технологии.

Оценка «5»

  1. тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  2. задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей  технологии;
  3. правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  4. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

  1. допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  2. задание выполнено  с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
  3. в основном правильно выполняются приемы труда;
  4. работа выполнялась самостоятельно;
  5. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  6. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

  1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  2. задание выполнено с серьезными замечаниями  по соответствующей технологии изготовления;
  3. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  4. самостоятельность в работе была низкой;
  5. норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  6. не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

  1. имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  2. неправильно выполнялись многие приемы труда;
  3. самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  4. норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  5. не соблюдались многие правила техники безопасности.

8.Литература для учителя.

1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС

2. Учебник Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.(М.:Просвещение,2014г)

3. Набор предметных картинок.

4 . Словари справочники, энциклопедии.

 

 

 

Рабочая программа по технологии в 4 классе УМК «Школа России». Автор : Третьяченко О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа России"

Рабочая программа по технологии создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения. Авторы учебника Роговцева Н. И., Анащенкова С. В....

Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Технология

Разработка рабочей программы по технологии 2-го класса...

Рабочая программа по технологии для 2класса . "Школа России"

Эта программа предназначена для работы учителя во 2классе по УМК "Школа России"...

рабочая программа по технологии 4 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапотехнологии4клШколаРоссииФГОС...

рабочая программа по технологии 1 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапотехнологиив1клШколаРоссииФГОС...

Рабочая программа по технологии 1-4 "Школа России"

Рабочая программа по технологии 1-4  "Школа России"по ФГОС...

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа России"

Рабочая программа по  технологии для начальных классов  по УМК  "Школа России"  в соответствии с ФГОС....