Программа кружка "Мягкая игрушка"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Данная работа заинтересует учителей и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkaya_igrushka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя школа №2»
Автор: Архипова Виктория Николаевна – учитель начальных классов
Разработка программы курса «Мягкая игрушка»
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…».
В. Сухомлинский.
Эти слова принадлежат замечательному педагогу В. Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука.
В этих словах великого педагога заключена основная идея моей деятельности в факультативном курсе «Мягкая игрушка».
Учитывая, что игрушка – постоянный спутник детей. Еще не умея сидеть, ребенок уже следит глазами за игрушкой, пытается схватить ее руками. Повзрослев, дети с радостью учатся шить, чтобы создать свою игрушку-мечту.
Чем же их привлекает это занятие? Прежде всего, оно доступно: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Оно вызывает светлые чувства.
Волнуют образцы, волнует радость создания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Оно познавательно: помогает лучше разделять и узнать окружающий мир. Оно продуктивно: шьешь – и обязательно что-то получится. Сшив игрушку, можно украсить ею интерьер, подарить ее, а можно стать ее другом и пошептаться когда одиноко.
Дети очень любят дарить родным и близким оригинальные игрушки, сшитые самостоятельно, любят, когда их хвалят за терпение и мастерство. Они увлеченно шьют игрушки, фантазируют. Очень часто их творческие изделия отражают их внутренний мир.
Цель педагогов и родителей заключается в том, чтобы дети свободное время проводим с пользой для себя и окружающих.
Факультативная работа изначально ориентирована на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие способностей.
На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики. Психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как « в наши дни талант и творческая одаренность становится залогом экономического процветания и средством национального престижа».
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать « возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Формирование основ творчества – одна из главных задач программы факультативного курса «Мягкая игрушка» в начальных классах. Обучаясь труду младшие школьники
приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт, смекалку и т. д.
Факультативные занятия в курсе «Мягкая игрушка» в начальных классах предусматривают определенные задачи воспитания и развития учащихся; обеспечение школьников знаниями и способами трудовой деятельности ( ручного труда); развитие творчества детей, их воображения; формирование организованности детей, умение длительное время трудиться, доводить дело до завершения; выработку у учащихся потребности трудиться. Реализации этих задач способствует определенная направленность организации факультативных занятий с младшими школьниками. На занятиях изготавливаются интересные изделия, которые находят применение в быту, выполняя определенную функциональную роль. Они должны быть оригинальными, нестандартными, выражать индивидуальность автора. Работа по выполнению мягкой игрушки содержит в себе творческое начало, развивает художественное творчество. Изделия, которые мы предлагаем для работы с младшими школьниками различны по внешнему виду, но их объединяет общая направленность в творческом развитие детей.
Отсутствие принуждения, свобода выбора, делают занятия привлекательными для любого ребенка. Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных, так и общечеловеческих проблем. В коллектив приходят дети, которые не могут и не хотят по разным причинам (неуверенности в себе, стеснительность и т.д.), посещать другие факультативы. Иной раз ребенок приходит заниматься по той причине, что в семье не хватает денег для покупки игрушек, чтобы иметь красивые игрушки, дети сами их шьют. А может быть и наоборот, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и самоутвердиться. Для того, чтобы учесть все это в обучении и построить систему, возникает необходимость написания программы.
Задачи:
1. Развивающие:
-увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребенка тайнами шитья
-открыть ребенку доступ для восприятия одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства – шитья мягкой игрушки.
-Познакомить детей с историей мягкой игрушки.
2. Обучающие:
-учить детей основным видам швов
-научить ребенка пользоваться учебным материалом (шаблоны, лекала, выкройки, литературы).
-совершенствовать умения самостоятельно творить
3. Воспитательные:
формирование у ребенка таких качеств как:
вкус
чувство меры
творчество
способность видеть и воспринимать прекрасное
желание и умение вносить красоту в быт
прилежание тщательности в работе
дисциплинированность
трудолюбие
внимательность
способность к приобщению новых знаний
Принципы
1. Культуросообразности:
-через овладение ремеслом – к возвращению к истокам декоративно-прикладного искусства шитья мягкой игрушки.
2. Креативности:
-чем шире, образнее и осмысленнее открывает для себя ребенок мир творчества, тем естественнее и ограничение происходит овладение ремеслом.
3. Природосообразности:
-занятия не должны быть утомительные и должно иметь практический смысл.
-вторичная переработка материалов – один из важнейших путей экономичности, в природе это является выживанием.
4. Коллективности:
-введение на занятиях элементов коллективно-творческой деятельности.
Формы работы
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Творческая выставка индивидуальная выставка-коллекция
Методы обучения
1. Словесные:
рассказ
беседа
объяснение
убеждение
поощрение
2. Наглядные:
демонстрация образов
показ
примеры
3. Практические
упражнение
выполнение
4. Аналитические
наблюдение
анкетирование
самоконтроль
самоанализ
опрос
Учебно-материальная база
1. Кабинет
–В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
-Шкаф для хранения незаконченных изделий, ниток, фурнитуры и т.д.
-В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы учащиеся при работе не мешали друг другу.
2. Оборудование
-швейная машина
-утюг
-гладильная доска, подставка для утюга, резиновый коврик.
3. Инструменты и приспособления.
-ножницы, иглы, наперстки, игольницы, линейка, мыло, мел, простой карандаш, клей, картон, фломастеры, проволока, скотч.
4. Используемые материалы.
-хлопчатобумажная ткань
-мех, фетр, драп
-кружево, тесьма
-шелк, капрон
-кожа
-синтепон, поролон
-фурнитура
-нитки (х/б, шелковые)
5. Методический фонд
-конверты с выкройками и графическим изображением игрушки
-наглядные пособия
-стенды, папки
-образцы швов
-методическая литература
Перечень знаний, умений и навыков у учащихся
Учащиеся должны знать:
-Правила безопасного труда, правильной организации рабочего места.
-Краткие сведения из истории развития игрушки.
-Инструменты и материалы, необходимые для изготовления мягкой игрушки.
-Знать специальные термины: выкройка, лекало, детали кроя, заготовки, элементы игрушки, выточка, проволочный каркас.
-Способы перенесения выкройки с помощью копировальной бумаги.
-По готовой выкройке сделать лекало.
-Увеличение выкройки способом квадратирования.
-Характеристику меха: трикотажная основа, ворс, долина ворса, направление ворса.
-Этапы кроя и сшивания меха.
-Виды швов и их использование.
О крое симметричных и зеркальных деталей.
-Последовательность изготовления объемных игрушек с каркасом, с вертикальной установкой ушей.
-Последовательность изготовления сложных глаз, способом аппликации.
-Последовательность изготовления носа-шарика.
-Последовательность подготовки и выполнение проектных работ их защиту.
Учащиеся должны уметь:
-Правильно организовать свое рабочее место
-Соблюдать правила безопасного труда;
-Понимать и оперировать терминами: выкройка, трикотажная основа, направление ворса, длина ворса, основа, проволочный каркас, выточка, основной и отделочный материал;
-Пользуясь одной выкройкой, сделать лекало, два лекала по одной выкройке;
-Грамотно раскроить детали их меха, ткани;
-По назначению использовать швы «вперед иголку», «назад иголку», «петельный шов», «соединительный шов»;
-Шить игрушки из меха и комбинированные – из меха и ткани;
-Сделать сложные глаза из цветной, бархатной бумаги, цветной клеенки;
-Сшить нос-шарик;
-Работать экономно, аккуратно, красиво, последовательно;
-Подобрать мех и ткань для игрушки с учетом длины ворса, структуры ткани, цвета и количества материала;
-Проявить выдумку и изобретательность в оформлении игрушки.
Тематический план курса «Мягкая игрушка»
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 1 | ||
1 | Инструменты и приспособления | 1 | |
2 | Ручные работы | 3 | 7 |
3 | Изготовление игрушки простой формы | ||
Игольница "Шляпка» Изготовление игрушки «Цыпленок Изготовление игрушки «Мышка | 1 1 1 | 3 3 3 | |
4 | .Изготовление игрушки - подушки | ||
Изготовление игрушки «Рыбка» Изготовление игрушки «Птичка» | 1 1 | 4 4 | |
5 | Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом | ||
Изготовление игрушки «Гномик» Изготовление игрушки «Котенок» | 1 1 | 4 4 | |
6 | Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах | ||
Изготовление игрушки «Львенок» Изготовление игрушки «Собачка» | 1 1 | 4 4 | |
7 | Творческий проект | 2 | 7 |
Итого | 16 | 48 | |
Всего | 64 |
Содержание программы
Введение ( 1 час)
Краткие сведения о мягкой игрушке: организация рабочего места; программа и часы занятий в факультативном курсе «Мягкая игрушка»;
1. Инструменты и приспособления
Организация рабочего места; техника безопасности при работе с ножницами, утюгом, иглой.
2. Ручные работы (10 ч.)
Виды швов;
а) шов «вперед иголку», закрепление шва.
б) шов "назад иголку», закрепление шва.
в) соединение деталей швом «назад иголку», «вперед иголку».
3.Изготовление игрушки простой формы
Игольница «Шляпка»( 4 ч.)
Выкраиваем детали игольницы и картона и х/б ткани; сметываем большой круг, вставляем картон; сметываем малый круг, наполняем набивочным материалом; пришиваем верх шляпки к полям; украшаем лентой.
Игрушка «Цыпленок» (4 ч.)
Выкраиваем детали игрушки из меха; сметываем малый круг, наполняем набивочным материалом; сметываем большой круг, наполняем набивкой; пришиваем голову к туловищу; оформляем голову игрушки; украшаем бантиком.
Игрушка «Мышка» ( 4 ч.)
Выкроить игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым швом прошить детали; вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить голову игрушки.
4.Изготовление игрушки - подушки
Игрушка «Рыбка» (5 ч)
Выкроить детали игрушки из меха, х/б ткани, сметать детали игрушки; прошить детали, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить голову игрушки.
Игрушка «Птичка» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, фетра, сметать детали туловища, вставив внутрь крылья и хвост из фетра, краевым швом прошить туловище, вывернуть игрушку, наполнить набивкой, оформить голову игрушки.
5.Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом
Игрушка «Гномик» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым швом прошить детали; вставить каркас, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; пришить туловище к ногам, ручки к туловищу «потайным швом», оформить голову игрушки.
Игрушка «Котенок» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым швом прошить детали; вывернуть игрушку, вставить каркас, наполнить набивкой; пришить к туловищу «потайным швом» ноги, хвост, голову; оформить голову игрушки.
6.Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах
Игрушка «Львенок» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым швом прошить детали; вывернуть игрушку, наполнить набивкой; пришить к туловищу «потайным швом» ноги, хвост, голову, пришить «потайным швом» гриву к голове, пришить помпон к хвосту, оформить голову игрушки.
Игрушка «Собачка» ( 6 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; прошить детали «краевым» швом, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить голову игрушки, украсить бантиком, тесьмой шею собачки.
7. Творческий проект 9 часов.
Определение потребности и формулировка задачи, набор первоначальных идей, изготовление изделия, испытание и оценка изделия.
Контрольные вопросы по темам.
I. Вводное занятие. Инструменты и материалы.
Правила безопасности труда
1. С какой стороны должны падать свет.
2. С какой стороны лежат инструменты, инструкции и образцы?
3. Какие материалы можно использовать для изготовления мягких игрушек?
4. Как подготовить старый мех к работе?
5. Чем отличается выкройка от лекала?
6. Что такое эскиз?
7. Чем отличаются детали кроя, заготовки и элементы игрушки?
8. Каковы способы перенесения выкройки?
9. Для чего используют маникюрные ножницы?
10. Почему для каркасов лучше применять медную проволоку?
11. Что можно использовать для оформления игрушек?
II. Изготовление игрушки постой формы.
1. Каким способом увеличивают выкройку.
2. Назовите виды швов?
3. Когда используется шов «Строчка»?
4. В каком случае применяют шов «через край».
5. Для чего годится потайной шов?
6. Как выполняют шов «назад иголку»?
7. Расскажите об этапах утяжки головы?
8. Назовите способы изготовления головы?
9. Расскажите о крое симметричных и зеркальных деталей?
10. Какова последовательность изготовления носа-шарика?
11. Какой материал можно использовать для набивки?
12. Каким образом оформляется лицо (глаза, рот)?
III. Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом.
1. Дайте характеристику меху (трикотажная основа, ворс, длина ворса, направление ворса).
2. Как раскладывать мех для раскроя?
3. Назовите этапы раскроя меха?
4. Каковы этапы соединения деталей из меха?
5. Расскажите о выточках, их назначении и правилах зашивания.
6. Какова последовательность изготовления сложных глаз способом аппликаций.
7. Назовите этапы вшивания глаз способом утяжки?
8. Какие способы изготовления проволочного каркаса игрушки вы знаете?
9. Как изготовить 2 лекала по одной выкройке.
10. Каким образом выполняется сметка сложного туловища?
11. Назовите этапы, изготовления накладки на мордочку?
IV. Изготовление объемной игрушки, стоящей на задних лапах?
1. Для чего необходимо обматывать проволочный каркас синтепоном?
2. Как можно покрасить пуговицы?
V. Изготовление игрушки-подушки.
1. Какие требования предъявляются в машинной строчке при изготовлении игрушки-подушки?
2. Какие инструменты понадобятся?
3. Что можно использовать для проталкивания набивки в узкие детали игрушки?
4. Какие комбинации цветов вы узнаете? (белый, красный, черный; белый, желтый, коричневый: белый, голубой, синий, черный, синий).
5. Как выкраивать детали в зеркальном отображении?
6. Какие швы применяются для изготовления игрушек и их назначения?
7. Каковы способы изготовления глаз?
8. Опишите технологию изготовления помпона.
9. Расскажите о способах изготовления носа игрушки-подушки.
10. Вспомните способы перенесения выкройки.
11. Назовите виды швов, используемых при работе по изготовлению игрушки.
12. Почему мех режут маленькими ножницами либо лезвием?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».
Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....
Методическая разработка «Игры и игровые упражнения на занятиях по программе «Мягкая игрушка»
Методическая разработка по играм и игровым упражнениям, применяемым на учебных занятиях по мягкой игрушке. К методической разработке прилагается презентация дидактической игры "Правильно-неправильно"....
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....