Программа курса внеурочной деятельности «Мастерицы»
рабочая программа по технологии по теме
Программа представлена широким спектром направлений декоративно-прикладной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_masteritsy.odt | 104.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Программа курса внеурочной деятельности «Мастерицы»
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - один из самых важных и древних видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям, что является неотъемленной частью их жизни, повседневного быта.
Ненецкое прикладное искусство в прошлом было разнообразным. Ненцы знали обработку металла, обработку кожи, разнообразные плетения из кожи, замши, деревянную скульптуру. Наиболее полно самобытное народное искусство отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Некоторые виды прикладного искусства и ремесла сохранились до наших дней и играют важную роль в современной жизни ненцев.
В нашем интернате для детей-ненцев оленеводов-частников работают с детьми люди разных национальностей, которые с глубоким уважением относятся к национальным традициям, обычаям ненцев. Соприкосновение с народным прикладным искусством и ремеслом, участие в народных традициях обогащают и наших детей, формируют в них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его культуре. В первые годы существования нашего образовательного учреждения не возникало проблемы сохранения национальных традиций, в том числе и ненецкого декоративно-прикладного искусства, так как первыми воспитанниками были дети в возрасте 8-14 лет, владеющие определенными навыками в ненецком декоративно-прикладном искусстве и ремесле. Со временем возрастной состав менялся, в группах стало больше дошкольников. Если в первые годы подростки обучали младших плетению ненецких поясов, шитью, вырезанию нарт и ненецких игрушек из дерева, то в последние годы обучать дошколят ненецкому декоративно-прикладному искусству и ремеслу некому. Находясь по 7-8 месяцев в учебном году вдали от привычного образа жизни в тундре, дети начинают многое утрачивать, так как формирование мироощущения дошкольников и школьников происходит без прямого участия родителей, возникает угроза потери ненецких традиций, обычаев, рукотворного мастерства. Из многолетних наблюдений я знаю, что дети-ненцы по своим психофизическим возможностям склонны к занятиям художественно-продуктивной деятельностью, особенно к ненецкому декоративно-прикладному искусству и ремеслу. Поэтому основной целью при составлении данной программы является: продолжать развивать творческие способности детей-ненцев в декоративно-прикладном искусстве с целью сохранения национальных традиций.
Школьник на таких занятиях становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду в чуме будущих оленеводов и чумработниц. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, технологии и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую ненцев, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество ненцев, что не только понятно всем нашим воспитанникам, но и является для них "самым близким искусством". Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи дети впитывали с ранних лет.
Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора.
Программа курса внеурочной деятельности “Мастерицы” разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования”. Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности. Программа представлена широким спектром направлений декоративно-прикладной деятельности. Она является комплексной, многоуровневой, интегрированной в области декоративно-прикладного творчества. В программу включены модули, которые логически развивают и дополняют друг друга: художественная вышивка, вязание на спицах, бисероплетение, шитьё.
Цели занятий по программе курса внеурочной деятельности “Мастерицы”:
- обучить детей основам бисероплетения, технике вязания на спицах, шитью, вышиванию;
- развить творческую активность детей с помощью практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества;
- воспитать художественный вкус, усидчивость, аккуратность;
- сформировать культуру взаимодействия с миром природы, людей, вещей.
Задачи:
• организовать свободное время детей;
• развить творческие способности учащихся;
• сформировать у младших школьников интерес к декоративно-прикладному творчеству;
• развить навыки работы учащихся в группе.
Содержание курса объединено в несколько тематических модулей, которые логически развивают и дополняют друг друга. Базовым модулем является бисероплетение.
Программа носит вариативный характер, её модули могут меняться с учетом потребностей и материально-технического оснащения интерната.
Образовательная программа реализуется в течение 4 лет. Этот срок разбивается на четыре периода, продолжительность которых является ориентировочной и определяется не временем, а достигнутыми результатами (самостоятельно выполненными работами).
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с основами бисероплетения, вязания, вышивания, шитья. Второй – на базовую подготовку детей, обучение самостоятельному выполнению работы по схемам. Третий – на подготовку творческих проектов, самостоятельное составление детьми схем и выполнение работы по ним. Четвертый – на подготовку творческих проектов.
Демонстрация результатов работы осуществляется по итогам учебного года на выставке творческих работ.
Режим занятий:
• 1-й класс –2 занятия в неделю по 35 мин.;
• 2–4-й классы – 2 занятия в неделю по 40 мин.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности “Мастерицы”
К концу 1-го класса младшие школьники должны:
• знать базовые технические приемы вышивания, бисероплетения, шитья и вязания;
• уметь правильно применять инструменты и материалы в соответствии с выбранной техникой.
К концу 2-го класса младшие школьники должны:
• знать основные технические приемы вышивания, шитья, вязания и бисероплетения;
• уметь самостоятельно подбирать материал для работы и технику выполнения.
К концу 3-го класса младшие школьники должны:
• знать технические приемы вышивания, вязания, бисероплетения и шитья;
• уметь самостоятельно составлять узоры, зарисовки эскизов, выполнять работы с использованием сложных и редких техник.
К концу 4-го класса младшие школьники должны:
• знать технические приемы вышивания, вязания, бисероплетения и шитья;
• уметь самостоятельно составлять узоры, зарисовки эскизов, выполнять работы с использованием сложных и редких техник, организовывать исследовательскую проектную деятельность.
Учебно-тематический план
1 класс
Название темы или раздела | Количество часов | ||||
Теоретические | Практические | Всего | |||
Бисероплетение (26 часов) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | 1 | ||
История декоративно-прикладного искусства | 1 | - | 1 | ||
Техники низания в одну и в две нити | 1 | 4 | 5 | ||
Ажурные цепочки | 1 | 4 | 5 | ||
| 1 | 4 | 5 | ||
| 1 | 5 | 6 | ||
| - | 2 | 2 | ||
| 1 | - | 1 |
Вязание на спицах (12 часов)
| 1 | - | 1 |
История декоративно-прикладного искусства | 1 | - | 1 |
Набор петель (набор начального ряда на две спицы). Провязывание (20-30 петель) лицевыми петлями. | - | 2 | 2 |
Провязывание (20-30 петель) изнаночными петлями. Изучение чулочного вязания (чередующиеся ряды лицевых и изнаночных петель) | - | 3 | 3 |
Разновидности вязания «резинки». Провязывание 29 петель (3/3) | - | 3 | 3 |
Закрепление петель | - | 1 | 1 |
| 1 | - | 1 |
Вышивка крестом (14 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
| 1 | 4 | 5 |
| - | 3 | 3 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | - | 1 |
Шитье (14 часов) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационно-подготовительный этап работы. Инструменты и приспособления для работы. | 2 | - | 2 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 5 | 6 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | - | 1 |
Итого | 19 | 47 | 66 |
2-й класс
Название темы или раздела | Количество часов | ||||
Теоретические | Практические | Всего | |||
Бисероплетение (27 часов)
| 1 | - | 1 | ||
| 1 | 6 | 7 | ||
| 1 | 6 | 7 | ||
| 1 | 6 | 7 | ||
| - | 2 | 2 | ||
| - | 2 | 2 | ||
| 1 | - | 1 |
Вязание на спицах (13 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 |
Расчитывание плотности вязания (образец). Вязание шарфа | - | 5 | 5 |
| - | 1 | 1 |
| 1 | - | 1 |
Вышивка крестом (12 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | - | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
| - | 6 | 6 |
| - | 1 | 1 |
| 1 | - | 1 |
Шитьё (16 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 |
| - | 3 | 3 |
| - | 4 | 4 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | - | 1 |
Итого | 17 | 51 | 68 |
3-й класс
Название темы или раздела | Количество часов | ||||
Теоретические | Практические | Всего | |||
Бисероплетение (28 часов)
| 1 | - | 1 | ||
| 1 | 2 | 3 | ||
| - | 9 | 9 | ||
| - | 9 | 9 | ||
| - | 3 | 3 | ||
| - | 2 | 2 | ||
| 1 | - | 1 |
Вязание на спицах (13 часов)
| 1 | - | 1 |
Подбор цветовой гаммы и ненецкого орнамента | - | 1 | 1 |
| - | 9 | 9 |
| - | 1 | 1 |
| 1 | - | 1 |
Вышивка крестом (12 часов)
| 1 | - | 1 |
| - | 9 | 9 |
| - | 1 | 1 |
| 1 | - | 1 |
Шитьё (16 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
| 1 | 1 | 2 |
| - | 3 | 3 |
| - | 3 | 3 |
| - | 3 | 3 |
| 1 | - | 1 |
Итого | 11 | 57 | 68 |
4-й класс
Название темы или раздела | Количество часов | ||||
Теоретические | Практические | Всего | |||
Бисероплетение (28 часов)
| 1 | - | 1 | ||
| 1 | - | 1 | ||
| - | 9 | 9 | ||
| - | 11 | 11 | ||
| - | 3 | 3 | ||
| - | 2 | 2 | ||
| 1 | - | 1 |
Вязание на спицах (13 часов)
| 1 | - | 1 |
Вязание одежды для куклы | - | 4 | 4 |
| - | 5 | 5 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | - | 1 |
Вышивка крестом (12 часов)
| 1 | - | 1 |
| - | 8 | 8 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | - | 1 |
Шитьё (16 часов)
| 1 | - | 1 |
| 1 | - | 1 |
| - | 2 | 2 |
| - | 2 | 2 |
| 1 | 3 | 4 |
| - | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
Итого | 11 | 57 | 68 |
Содержание тем курса внеурочной деятельности “Мастерицы”
Название темы или раздела | Содержание деятельности | Методическое обеспечение | ||
1 класс Бисероплетение | ||||
| Деятельность учителя: Сформировать группу, познакомиться с детьми. Познакомить детей с кабинетом. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с программой кружка. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (колье, браслеты, игрушки, картины, салфетки), инструменты и материалы (бисер, стеклярус, рубка, иголки, леска, проволока, нитки, крючки, ткань, ножницы) | ||
| Деятельность учителя: Рассказать историю развития бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства. | Книги о бисероплетении , образцы изделий | ||
| Деятельность учителя: Дать понятие о наиболее распространенных видах низания в одну нить (пупырышками, петлями, крестиками, цветочками) и в две нити (простая цепочка, цепочка в крестик, цепочка в колечки, двухрядная цепочка из колечек). | Книги о бисероплетении, образцы низания в одну нить и в две нити, схемы плетения цепочек | ||
| Деятельность учителя: Дать представление об ажурных цепочках и научить низать наиболее распространенные виды цепочек: | Книги о бисероплетении, образцы и схемы основных видов цепочек | ||
| Деятельность учителя: Дать представление о мозаичных изделиях, научить низать наиболее распространенные цепочки: мозаику, ромашку, шнуры объемные, шнур-мозаику, шнур-спираль. | Книги о бисероплетении, образцы изделий, схемы | ||
| Деятельность учителя: Дать представление о низании на проволоку (параллельном плетении), общие рекомендации, описать техники плетения: петли, игольчатое плетение, плоские и объемные фигурки, круговая (французская) техника, параллельное плетение. Описать инструменты и материалы. | |||
| Деятельность учителя: Приобщить детей к участию в конкурсах и выставках. | Образцы рамок для оформления работ | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы | |||
Вязание на спицах | ||||
| Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, книги и журналы о вязании, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки | ||
| Деятельность учителя: Рассказать об истории развития различных видов вязания. | Книги и журналы о вязании, образцы изделий | ||
| Деятельность учителя: Научить набирать петли начального ряда на две спицы. Научить выполнять лицевые петли. | Книги и журналы о вязании, образцы изделий, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки | ||
Провязывание (20-30 петель) изнаночными петлями. Изучение чулочного вязания (чередующиеся ряды лицевых и изнаночных петель) | Деятельность учителя: Научить выполнять изнаночные петли . Научить выполнять чулочную вязку (чередование лицевых и изнаночных петель). | Книги и журналы о вязании, образцы изделий, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки | ||
Разновидности вязания «резинки». Провязывание 29 петель (3/3) | Деятельность учителя: Показать наглядно условное обозначения петель. Научить провязывать «резинку» разными видами. Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении провязывания петель | Схемы с условными обозначениями, образы «резинки» (1/1, 2/2, 3/3, ½, 2/1, 2/3, 3/2) | ||
Закрепление петель | Деятельность учителя: Научить выполнять закрепление петель последнего ряда. Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении закрепления петель | Образцы изделий | ||
Итоговое занятие | Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы | Изделия, сделанные детьми и образцы изделий | ||
Вышивка крестом | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании | ||
| Деятельность учителя: Рассказать историю появления и развития вышивания. Научить закреплять рабочую нить. | Книги о вышивании , образцы и схемы для вышивки | ||
| Деятельность учителя: Ознакомить с разновидностями вышивки крестом: полукрест, шов “палочка”, крест косой односторонний. | Журналы и книги о вышивании, образцы и схемы вышивки | ||
| Деятельность учителя: Ознакомить с вышивкой крестом по готовым схемам. | Журналы и книги о вышивании, образцы и схемы вышивки | ||
| Деятельность учителя и учащихся: Оформление работ для выставок | Вышивки учащихся, рамки | ||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
Шитьё | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационно-подготовительный этап работы. Инструменты и приспособления для работы. | Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Познакомить с видами ручных стежков и строчек. | Образцы ручных стежков, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить шить куколок, подбирать тесьму по цветовой гамме, прикреплять основу к утиному клювику. Деятельность учащихся: Практиковаться в шитье ненецкой куколки «нухуко», правильно оформлять её (отличать мужской наряд от женского, старого человека от молодого) | Инструменты и материалы для шитья, образцы куколок (папа, мама, сестра, брат, младенец) | ||
| Деятельность учителя: Помощь детям в подготовке к выставкам. Научить детей выполнять работы по заказу. | Работы детей | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
2 класс Бисероплетение | ||||
| Деятельность учителя: Сверить состав группы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (цепочки, цветы и др.), инструменты (иголки, ножницы, проволока) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, мононить | ||
| Деятельность учащихся: Вспомнить все виды низаний и выполнить их (низание цепочек в одну и в две нити, ажурные цепочки, мозаичные изделия, низания на проволоку плоских и объемных фигурок) | Книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учащихся: Выполнить плетение разных насекомых, обитающих в тундре. Следить за аккуратностью выполнения работ | Книги и журналы о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Закрепить навыки низания на проволоку в технике параллельного плетения, дугового плетения, выполнения композиции из цветов. Деятельность учащихся: Выполнить плетение разнообразного растительного мира тундры (кусты (в зимний, летний, осенний периоды), ягоды (морошку, голубику, бруснику). Выполнение композиции из цветов (цветы клевера, лютика, ромашки и др.) Следить за аккуратностью выполнения работ | Схемы плетения, образцы изделия | ||
| Деятельность учителя: Научить детей совмещать различные виды бисероплетения и оформлять композиции в подарок. Пробудить фантазию и творческую активность. | Книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учащихся: Самостоятельное выполнение работ по образцам. Посещение выставок, участие в конкурсах | |||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
Вязание на спицах | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты (спицы, ножницы), материалы (нитки) | ||
| Деятельность учащихся: Набрать начальный ряд. Вязать лицевые и изнаночные петли | Журналы и книги о вязании | ||
| Деятельность учителя: Научить прибавлять и убавлять петли | Журналы и книги о вязании | ||
Расчитывание плотности вязания (образец). Вязание шарфа | Деятельность учителя: Показать образцы с разной плотностью вязания | Журналы и книги о вязании, образцы изделий | ||
| Деятельность учителя: Помогать детям в оформлении выставки. | Детские работы | ||
|
|
Вышивание крестом | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки, инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учителя: Рассказать историю появления и развития вышивания. Научить закреплять рабочую нить. | Книги о вышивании , образцы и схемы вышивок | ||
| Деятельность учителя: Ознакомить с разновидностями вышивки крестом: полукрест, шов “палочка”, крест косой односторонний. Научить подбирать цветовую гамму ниток мулине для вышивки, научить вышивать небольшое настенное панно по готовой схеме. | Книги о вышивании , образцы и схемы вышивок | ||
|
| Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учащихся: Оформление работ для выставок с помощью учителя | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
Шитьё | ||||
| Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Повторить изученные виды ручных стежков и строчек. | Образцы ручных стежков, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить изготавливать ненецкую сумочку «падку», подбирать форму изделия. Научить переводить по шаблону деталей сумочки на ткань и раскраивать их. Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое ненецкой сумочки «падки» | Образцы сумочек из меха, сукна и других плотных тканей, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить шить ненецкую сумочку «падку», подбирать рисунок. Научить переводить по трафарету ненецкий орнамент для сумочки и раскраивать его, соединять детали сумочки швом через край. Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое и шитье ненецкой сумочки «падки», подобрать красивый узор для сумочки и оформить её | Образцы сумочек , инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить шить ненецкую сумочку «падку», подбирать рисунок, тесьму по цветовой гамме, бисер для отделки. Деятельность учащихся: Практиковаться в шитье ненецкой сумочки «падки», подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер для сумочки и оформить её | Образцы сумочек , инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить детей оформлять композиции в подарок. Пробудить фантазию и творческую активность. Деятельность учащихся: Практиковаться в оформлении композиций и в изготовлении подарков к праздникам. | Детские работы | ||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
3 класс Бисероплетение | ||||
| Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (картины, цветы и др.), инструменты (ножницы, иглы, проволока. мононить) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, бусины) | ||
| Деятельность учителя: Предложить учащимся выполнить плетения в соответствии со схемами на карточках. | Карточки со схемами плетений (ажурное, мозаичное, кирпичное, параллельное, дуговое, в крестик) | ||
| Деятельность учителя: Научить выполнять объемное плетение. | Образцы и схемы, книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Научить выполнять объемное плетение. | Образцы и схемы, книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Научить детей выполнять работы по заказу. | Образцы и схемы, книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Подготовить учащихся к участию в конкурсах, посетить вместе с учащимися выставки декоративно-прикладного творчества. Деятельность учащихся: Подготовка работ к выставкам и конкурсам | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
Вязание на спицах | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы вязанных изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом работы. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для вязания | ||
Подбор цветовой гаммы и ненецкого орнамента | Деятельность учащихся: Рассмотреть иллюстрации, принять участие в дидактической игре “Ненецкие орнаментальные узоры” | Книги о вязании, образцы и схемы ненецкого орнамента | ||
| Деятельность учащихся: Практиковаться в вязании лицевыми петлями ненецкого орнамента в полосе | Книги о вязании, образцы и схемы ненецкого орнамента | ||
| Деятельность учителя: Научить детей готовить свои работы для выставок. Рассмотреть готовые изделия и обсудить их оформление.
| Детские работы | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
Вышивка крестом | ||||
| Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. | Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки, инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивке небольшого настенного панно по готовой схеме. | Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учащихся: Оформление работ для выставок с помощью учителя | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов |
Шитьё | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить изготавливать ненецкую люльку «ебц». Научить выкраивать из плотного картона детали люльки. Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое из плотного картона основных деталей ненецкой люльки «ебца» | Шаблоны деталей люльки, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить переводить по шаблону детали люльки на ткань и раскраивать их. Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое ненецкой люльки «ебц» | Шаблоны деталей люльки, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить оформлять круговую боковую сторону «ебца» с закреплением люльки на донышке швом через край. Научить оформлять внутреннюю часть «ебца» (изготовление подушечки и матраца) Деятельность учащихся: Практиковаться в шитье ненецкой люльки «ебца» (соединение деталей люльки и внутреннее оформление) | Шаблоны деталей люльки, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить оформлять верхнюю часть ненецкой люльки «ебца» Деятельность учащихся: Практиковаться в оформлении верхней части «ебца», которая находится над головой ребенка и верхней части, которая соединяется с боковыми стенками люльки | Образцы люлек, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить оформлять ненецкую люльку «ебц», подбирать тесьму по цветовой гамме, бисер для отделки. Деятельность учащихся: Подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер и бусины для люльки и оформить её | Образцы люлек, инструменты и материалы для отделки ненецкой люльки «ебца» | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
4 класс Бисероплетение | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (картины, цветы, пояса, сумочки, кошельки, ключницы, косметички из бисера с ненецким орнаментом и др.), инструменты (ножницы, иглы, проволока. мононить) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, бусины) | ||
| Деятельность учителя: Организовать повторение пройденного материала по карточкам со схемами плетений. | Карточки со схемами плетений (ажурное, мозаичное, кирпичное, параллельное, дуговое, в крестик) | ||
| Деятельность учителя: Научить выполнять плетение «на уголок» или «мозаику» | Образцы и схемы плетения бисером «на уголок» или «мозаику» , книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Научить выполнять плетение ненецких орнаментальных узоров в полосе, понимать особенности плетения и составления возможных цветовых сочетаний (2-3 цвета), научить способам закрепления и наращивания нити, лески. Практиковаться в различных способах закрепления и наращивания нити, лески. | Образцы и схемы плетения бисером ненецких орнаментальных узоров в полосе , книги о бисероплетении | ||
| Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности. | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подготовить учащихся к участию в конкурсах, посетить вместе с учащимися выставки декоративно-прикладного творчества. Деятельность учащихся: Подготовка работ к выставкам и конкурсам | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
Вязание на спицах | ||||
| Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для вязания | ||
Вязание одежды для куклы | Деятельность учителя: Научить снимать мерки с куклы, по меркам набрать нужное количество петель для определенной вещи и вязать одежду для куклы.
| Книги о вязании, образцы и схемы ненецкого орнамента | ||
| Деятельность учащихся: Рассмотреть иллюстрации, вспомнить название ненецкого орнамента на русском и ненецком языке, принять участие в дидактической игре “Ненецкие орнаментальные узоры”. Практиковаться в вязании лицевыми петлями ненецкого орнамента в полосе | Книги о вязании, образцы и схемы ненецкого орнамента | ||
| Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности. | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
Вышивка крестом | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки, инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивке панно «Из жизни ненецев» (рыбалка, охота, предметы быта и др.) по готовой схеме. | Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки) | ||
| Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности. | Работы учащихся | ||
| Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы |
Шитьё | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий. | Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к оборудованию и аккуратности при работе Деятельность учащихся: Принять участие в играх по карточкам: 1) «Контроль знаний техники безопасности»; 2) «Контроль знаний строения бытовой швейной машины». | Учебники по технологии, швейная машина, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся; способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда. Деятельность учащихся: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине, потом на заправленной машине | Учебники по технологии, швейные машины, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Научить выполнять машинные строчки (стачной вразутюжку, накладной с открытыми срезами, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом). Деятельность учащихся: Выполнение тренировочных упражнений в шитье машинных строчек на заправленной машине. | Швейные машины, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учителя: Познакомить с технологией изготовления швейных машин. Научить шить ненецкую сумочку и ненецкую куколку с помощью машинных строчек. Деятельность учащихся: Практиковаться в изготовлении ненецкой сумочки «падка», ненецкой куколки «нухуко» на швейной машине. | Швейные машины, инструменты и материалы для шитья | ||
| Деятельность учащихся: Подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер и бусины для ненецкой сумочки «падки» и ненецкой куколки «нухуко» и оформить её | Образцы изделий, инструменты и материалы для отделки сумочки и куколки | ||
| Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности. Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы. Подготовить учащихся к участию в выставке. | Работы учащихся |
По завершении курса обучения учащиеся должны сформировать УУД:
Бисероплетение
- пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
- владеть основными техниками бисероплетения;
- правильно начинать и заканчивать изделия;
- уметь изготавливать сувениры из бисера;
- работать со схемой будущего изделия;
- разбираться в направлении движения лески, проволоки;
- подбирать цветовые сочетания; -
- различать разные виды плетения.
Вязание на спицах
- пользоваться инструментами для вязания (спицами);
- выполнять лицевые и изнаночные;
- правильно начинать и заканчивать работу;
- выполнять узор по схеме и описанию.
- Вышивание крестом
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивания;
- выполнять основные приемы вышивания крестом;
- правильно закреплять нить в начале работы и при ее завершении;
- выполнять работу по схеме.
Шитьё
- знать историю шитья;
- усвоить технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, щвейной машиной и нагревательными приборами;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть правилами кроя ткани, соединительных швов;
- овладеть технологией изготовления ненецкой куколки «нухуко», сумочки «падки», люльки «ебца»;
- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;
- работать с электронагревательными приборами;
- подбирать ткань по цвету и фактуре;
- владеть приемами кроя, соединения и оформления;
- выполнять различные соединительные швы.
Обеспечение программы
Материалы :
- бумага для схем; картон для изготовления шаблонов;
- нитки: катушечные № 10, 20, 30, мулине, «ирис»,
- шерстяная пряжа,
- станки для плетения ненецких поясов из шерстянных ниток,
- челноки для плетения ненецких поясов из шерстянных ниток,
- веревки, шнуры, тесьма, цветные ленты;
- поролон, вата, ветошь для набивки;
- проволока, леска разного размера;
- карандаши, мел;
- иллюстрации;
- салфетки и тарелочки для бисера;
- ткани, различные по цвету, фактуре и виду;
- бисер; стеклярус, рубка, бусины
- кожа;
- канва;
- клей «Момент»;
- рамки для оформления работ;
- утиные клювики для изготовления ненецких куколок «нухуко»;
Инструменты, приспособления: карандаши, ручки, линейки, иголки простые и для бисера, спицы, пяльцы, ножницы, утюг, шило, швейные машины.
Список литературы
- Гай-Гулина М. С. , Гай –Гулина З.С. Бабушкин клубок. М.: Малыш, 1998. – 20 с.
- Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство Коми. Сыктывкарский национальный центр «Ветераны за мир», 1992. – 205 с.
- Еременко П., Лебедева Л.И. Стежок за стежком. М.: Малыш, 1981. – 10 с.
- Ерзенкова Н.В., Ефременко Р.М., Зуева Т.К. Шьём – перешиваем. Пенза: «Ваш дом», 1992. – 255 с.
- Кондратюк Л.С. Учусь вязать. М.: КФ ВНИИ полиграфия, 1992. – 31 с.
- Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. М.: «Линка – Пресс», 1993. – 159 с.
- Коротеева Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 2004. – 145 с.
- Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Возрождение славянки. СПб. ИД «М и М», 1998. 48 с.
- Лебедева Л.И. Умелые руки не знают скуки. М.: Малыш, 1990. – 10 с.
- Магина А.Р. Бижутерия из бисера. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 31 с.
- Майорова Л. Подарки. М.: Малыш, 1990. – 12 с.
- Мелинсетян А.С. Юному любителю мозаики. М.: Просвещение, 1980. – 159 с.
- Огерчук Л. Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 классов. М.: Школьная Пресса. 2003. – 19 с.
- О’Рейли С. Шитьё и вышивка. СПб.: Полигон, 1997. – 31 с.
- Полянская О.Д. Шью, вяжу и вышиваю. М.: Малыш, 1998. – 19 с.
- Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. М. Просвещение, 1998. – 159 с.
- Страдиотти С.И. Делаем куклы. М.: Изд-во «Ниола – Пресс», 2008. – 128 с.
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Трушина В.П. Уроки труда. Волгоград: Учитель, 2006. – 287 с.
- Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 176 с.
- Ханашевич Д.Р. Подружки – рукодельницы. М.: Малыш, 1985. – 19 с.
- Ханакевич Д.Р. Тридцать три секрета. М.: Малыш, 1986. – 19 с.
- Ханакевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. М.: Малыш, 1990. – 12 с.
- Ханус С. Как шить? М.: «Легпромбытиздат», 1990. – 192 с.
- Шалда В.В. Цветы из ткани для любимой мамы. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005. – 34 с.
Методическое обеспечение
Для организации занятий в рамках курса внеурочной деятельности “Мастерицы” обязательно наличие: учебного кабинета с хорошим общим освещением, дополнительным освещением (подсветка на каждый рабочий стол), утюга.
Дидактическое обеспечение: схемы по вязанию, вышиванию, плетению из бисера, образцы готовых работ, шаблоны, эскизы работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Главная цель: выявление наиболее сп...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...