Программа курса внеурочной деятельности «Мастерицы»
рабочая программа по технологии по теме

Котельникова Евгения Анатольевна

Программа представлена широким спектром направлений декоративно-прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_masteritsy.odt104.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Программа курса внеурочной деятельности «Мастерицы»

Пояснительная записка

          Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - один из самых важных и древних видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям, что является неотъемленной частью их жизни, повседневного быта.

        Ненецкое прикладное искусство в прошлом было разнообразным. Ненцы знали обработку металла, обработку кожи, разнообразные плетения из кожи, замши, деревянную скульптуру. Наиболее полно самобытное народное искусство отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Некоторые виды прикладного искусства и ремесла сохранились до наших дней и играют важную роль в современной жизни ненцев.

        В нашем интернате для детей-ненцев оленеводов-частников работают с детьми люди разных национальностей, которые с глубоким уважением относятся к национальным традициям, обычаям ненцев. Соприкосновение с народным прикладным искусством и ремеслом, участие в народных традициях обогащают и наших детей, формируют в них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его культуре. В первые годы существования нашего образовательного учреждения не возникало проблемы сохранения национальных традиций, в том числе и ненецкого декоративно-прикладного искусства, так как первыми воспитанниками были дети в возрасте 8-14 лет, владеющие определенными навыками в ненецком декоративно-прикладном искусстве и ремесле. Со временем возрастной состав менялся, в группах стало больше дошкольников. Если в первые годы подростки обучали младших плетению ненецких поясов, шитью, вырезанию нарт и ненецких игрушек из дерева, то в последние годы обучать дошколят ненецкому декоративно-прикладному искусству и ремеслу некому. Находясь по 7-8 месяцев в учебном году вдали от привычного образа жизни в тундре, дети начинают многое утрачивать, так как формирование мироощущения дошкольников и школьников происходит без прямого участия родителей, возникает угроза потери ненецких традиций, обычаев, рукотворного мастерства. Из многолетних наблюдений я знаю, что дети-ненцы по своим психофизическим возможностям склонны к занятиям художественно-продуктивной деятельностью, особенно к ненецкому декоративно-прикладному искусству и ремеслу. Поэтому основной целью при составлении данной программы является: продолжать развивать творческие способности детей-ненцев в декоративно-прикладном искусстве с целью сохранения национальных традиций.

        Школьник на таких занятиях становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду в чуме будущих оленеводов и чумработниц. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, технологии и другим предметам, преподаваемых в школе.

        Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую ненцев, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество ненцев, что  не только понятно  всем нашим воспитанникам, но и  является для них "самым близким искусством". Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи дети впитывали с ранних лет.

Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора.

        Программа курса внеурочной деятельности “Мастерицы” разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования”. Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности.              Программа представлена широким спектром направлений декоративно-прикладной деятельности. Она является комплексной, многоуровневой, интегрированной в области декоративно-прикладного творчества. В программу включены модули, которые логически развивают и дополняют друг друга: художественная вышивка, вязание на спицах, бисероплетение, шитьё.

        Цели занятий по программе курса внеурочной деятельности “Мастерицы”:
- обучить детей основам бисероплетения, технике  вязания на спицах, шитью, вышиванию;
- развить творческую активность детей с помощью практической деятельности в области декоративно-прикладного        творчества;
- воспитать художественный вкус, усидчивость, аккуратность;

  • сформировать культуру взаимодействия с миром природы, людей, вещей.
    Задачи:
    • организовать свободное время        детей;
    • развить творческие способности        учащихся;
    • сформировать у младших школьников интерес к декоративно-прикладному творчеству;
    • развить навыки работы учащихся в        группе.
    Содержание курса объединено в несколько тематических модулей, которые логически развивают и дополняют друг друга. Базовым модулем является бисероплетение.
    Программа носит вариативный характер, её модули могут меняться с учетом потребностей и материально-технического оснащения        интерната.
            Образовательная программа реализуется в течение 4 лет. Этот срок разбивается на четыре периода, продолжительность которых является ориентировочной и определяется не временем, а достигнутыми результатами (самостоятельно        выполненными        работами).
            
    Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с основами бисероплетения, вязания, вышивания, шитья. Второй – на базовую подготовку детей, обучение самостоятельному выполнению работы по схемам. Третий – на подготовку творческих проектов, самостоятельное составление детьми схем и выполнение работы по ним. Четвертый – на подготовку творческих        проектов.
            Демонстрация результатов работы осуществляется по итогам учебного года на выставке творческих        работ.
    Режим        занятий:
    • 1-й класс –2 занятия в неделю по 35        мин.;
    • 2–4-й классы – 2 занятия в неделю по 40        мин.

    Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности        “Мастерицы”
            К концу 1-го класса младшие школьники        должны:
    • знать базовые технические приемы вышивания, бисероплетения, шитья  и вязания;
    • уметь правильно применять инструменты и материалы в соответствии с выбранной        техникой.
            
    К концу 2-го класса младшие школьники        должны:
    • знать основные технические приемы вышивания, шитья, вязания и бисероплетения;
    • уметь самостоятельно подбирать материал для работы и технику выполнения.
            
    К концу 3-го класса младшие школьники        должны:
    • знать технические приемы вышивания, вязания, бисероплетения и шитья;
    • уметь самостоятельно составлять узоры, зарисовки эскизов, выполнять работы с использованием сложных и редких        техник.
            
    К концу 4-го класса младшие школьники        должны:
    • знать технические приемы вышивания, вязания, бисероплетения и        шитья;
    •  уметь самостоятельно составлять узоры, зарисовки эскизов, выполнять работы с использованием сложных и редких техник, организовывать исследовательскую        проектную        деятельность.

Учебно-тематический план

1 класс

Название темы или раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

Бисероплетение (26 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

История декоративно-прикладного искусства

1

-

1

Техники низания в одну и в две нити

1

4

5

Ажурные цепочки

1

4

5


Мозаичные изделия

1

4

5


Низание на проволоку

1

5

6


Подготовка к выставкам

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Вязание на спицах (12 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

История декоративно-прикладного искусства

1

-

1

Набор петель (набор начального ряда на две спицы). Провязывание (20-30 петель) лицевыми петлями.

-

2

2

Провязывание (20-30 петель) изнаночными петлями. Изучение чулочного вязания (чередующиеся ряды лицевых и изнаночных петель)

-

3

3

Разновидности вязания «резинки». Провязывание 29 петель (3/3)

-

3

3

Закрепление петель

-

1

1


Итоговое занятие

1

-

1

Вышивка крестом (14 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Азы вышивания.

1

1

2


Вышивание полукрестом и крестом

1

4

5


Вышивание по готовым схемам

-

3

3


Подготовка к выставкам

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Шитье (14 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационно-подготовительный этап работы. Инструменты и приспособления для работы.

2

-

2


Виды ручных стежков и строчек (сметочная, наметочная, строчки для образования оборок)

1

2

3


Изготовление ненецких куколок «нухуко»

1

5

6


Посещение выставок и участие в конкурсах

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Итого

19

47

66

2-й класс

Название темы или раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

Бисероплетение (27 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Повторение. Основные приемы бисероплетения. Плетение в одну нить. «Цепочка с пупырышками». Плетение цепочки с ромбами, «лодочка». Цепочка «крестик» (использование двух концов проволоки)

1

6

7


Плетение стрекоз, бабочек, жучков

1

6

7


Растительный мир тундры из бисера

1

6

7


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

-

2

2


Посещение выставок и участие в конкурсах

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Вязание на спицах (13 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Повторение

1

1

2


Прибавление и убавление петель. Прибавление  накидами

1

2

3

Расчитывание плотности вязания (образец).

Вязание шарфа

-

5

5


Подготовка к выставкам

-

1

1


Итоговое занятие

1

-

1

Вышивка крестом  (12 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Азы вышивания.

1

-

1


Начало вышивки небольшого настенного панно по готовой схеме. Подбор цветовой гаммы ниток мулине

1

1

2


Вышивка панно

-

6

6


Подготовка к выставкам

-

1

1


Итоговое занятие

1

-

1

Шитьё (16 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Повторение изученных швов

1

1

2


Изготовление ненецкой сумочки - «падка». Выбор рисунка и формы изделия. Перевод по шаблону деталей сумочки на ткань. Раскрой.

1

2

3


Подбор орнамента для сумочки, раскрой орнамента по трафарету. Соединение деталей «падки» швом через край

-

3

3


Шитьё «падки». Отделка сумочки

-

4

4


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Итого

17

51

68

3-й класс

Название темы или раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

Бисероплетение (28 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Повторение. Основные приемы бисероплетения.

1

2

3


Плетение оленей, песцов

-

9

9


Плетение уток, сов

-

9

9


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

-

3

3


Посещение выставок и участие в конкурсах

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Вязание на спицах (13 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

Подбор цветовой гаммы и ненецкого орнамента

-

1

1


Вязание ненецкого орнамента по схеме в полосе

-

9

9


Подготовка к выставкам

-

1

1


Итоговое занятие

1

-

1

Вышивка крестом  (12 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Вышивка панно

-

9

9


Подготовка к выставкам

-

1

1


Итоговое занятие

1

-

1

Шитьё (16 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Изготовление ненецкой люльки - «ебц». Выкраивание из плотного картона основных деталей (донышко, круговая боковая часть, верхняя часть «ебца»)

1

1

2


Выкраивание деталей «ебца» из сукна или других плотных тканей по контурам шаблона из картона с соблюдением экономной раскладки деталей.

1

1

2


Оформление круговой боковой стороны «ебца» с закреплением внутри люльки (на донышке). Оформление внутренней части «ебца» (изготовление подушечки и матраца)

-

3

3


Оформление верхней части «ебца», которая находится над головой ребенка и верхней части, которая соединяется с боковыми стенками люльки

-

3

3


Окончательная отделка «ебца» тесьмой, бисером и др.

-

3

3


Итоговое занятие

1

-

1

Итого

11

57

68

4-й класс

Название темы или раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

Бисероплетение (28 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Повторение. Основные приемы бисероплетения.

1

-

1


Плетение «на уголок» или «мозаика» - самый плотный метод низания (4 ряда)

-

9

9


Плетение ненецких орнаментальных узоров в полосе

-

11

11


Творческий проект «В моем чуме», «В тундре»

-

3

3


Посещение выставок и участие в конкурсах

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Вязание на спицах (13 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

Вязание одежды для куклы

-

4

4


Вязание ненецкого орнамента по схеме в полосе

-

5

5


Творческий проект «Узоры Севера»

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Вышивка крестом  (12 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Вышивка панно  «Из жизни ненцев»

-

8

8


Творческий проект «Из жизни ненцев». Подготовка к выставкам

-

2

2


Итоговое занятие

1

-

1

Шитьё (16 часов)


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1


Изучение бытовой швейной машины. Детали машины, чистка, смазка. Заправка швейной машины.

1

-

1


Подготовка к выполнению машинных работ.
Намотка ниток на шпульку. Выполнение машинных строчек.

-

2

2


Выполнение машинных строчек (стачной вразутюжку, накладной с открытыми срезами, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом).

-

2

2


Технология изготовления швейных машин. Изготовление ненецкой сумочки «падка», ненецкой куколки «нухуко»

1

3

4


Окончательная отделка «падки», «нухуко» тесьмой, бисером и др.

-

3

3


Творческий проект «Жизнь на Севере». Итоговое занятие. Подготовка к выставке.

1

2

3

Итого

11

57

68

Содержание тем курса внеурочной деятельности “Мастерицы”

Название темы или раздела

Содержание деятельности

Методическое обеспечение

1 класс

Бисероплетение


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Сформировать группу, познакомиться с детьми. Познакомить детей с кабинетом. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с программой кружка.

Деятельность учащихся: Рассмотреть образцы, инструменты, материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (колье, браслеты, игрушки, картины, салфетки), инструменты и материалы (бисер, стеклярус, рубка, иголки, леска, проволока, нитки, крючки, ткань, ножницы)


История декоративно-прикладного искусства

Деятельность учителя: Рассказать историю развития бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства.

Деятельность учащихся: Рассмотреть иллюстрации, принять участие в дидактической игре “Волшебные узоры”

Книги о бисероплетении   ,  образцы изделий


Техники низания в одну и две нити

Деятельность учителя: Дать понятие о наиболее распространенных видах низания в одну нить (пупырышками, петлями, крестиками, цветочками) и в две нити (простая цепочка, цепочка в крестик, цепочка в колечки, двухрядная цепочка из колечек).

Деятельность учащихся: Низать в одну нить и в две нити

Книги о бисероплетении, образцы низания в одну нить и в две нити, схемы плетения цепочек


Ажурные цепочки

Деятельность учителя: Дать представление об ажурных цепочках и научить низать наиболее распространенные виды цепочек:

• с ровными краями: лесенка в полквадрата, цепочка в полромба, восьмерка, цепочка ромб с мысиком;

• зубчиками: кривулька, цепочка с зубчиками в полтора ромба.

Деятельность учащихся: Низать наиболее распространенные виды цепочек

Книги о бисероплетении, образцы и схемы основных видов цепочек


Мозаичные изделия

Деятельность учителя: Дать представление о мозаичных изделиях, научить низать наиболее распространенные цепочки: мозаику, ромашку, шнуры объемные, шнур-мозаику, шнур-спираль.

Деятельность учащихся: Изготавливать наиболее распространенные цепочки

Книги о бисероплетении, образцы изделий, схемы


Низание на проволоку

Деятельность учителя: Дать представление о низании на проволоку (параллельном плетении), общие рекомендации, описать техники плетения: петли, игольчатое плетение, плоские и объемные фигурки, круговая (французская) техника, параллельное плетение. Описать инструменты и материалы.

Деятельность учащихся: Выполнять плетение в основных техниках


Подготовка к выставкам

Деятельность учителя: Приобщить детей к участию в конкурсах и выставках.

Деятельность учащихся: Оформлять с помощью педагога работы для выставок и конкурсов

Образцы рамок для оформления работ


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Вязание на спицах


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Рассмотреть образцы, инструменты, материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, книги    и журналы о вязании, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки


История декоративно-прикладного искусства

Деятельность учителя: Рассказать об истории развития различных видов вязания.

Деятельность учащихся: Обсуждать историю развития видов вязания, рассматривать образцы

Книги и журналы о вязании, образцы изделий


Набор петель (набор начального ряда на две спицы). Провязывание (20-30 петель) лицевыми петлями

Деятельность учителя: Научить набирать петли начального ряда на две спицы. Научить выполнять лицевые петли.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении набора петель и провязывания петель

Книги и журналы о вязании, образцы изделий, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки

Провязывание (20-30 петель) изнаночными петлями. Изучение чулочного вязания (чередующиеся ряды лицевых и изнаночных петель)

Деятельность учителя: Научить выполнять изнаночные    петли . Научить выполнять чулочную вязку (чередование лицевых и изнаночных петель).

Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении  чулочного вязания

Книги и журналы о вязании, образцы изделий, инструменты и материалы: спицы, ножницы, нитки

Разновидности вязания «резинки». Провязывание 29 петель (3/3)

Деятельность учителя: Показать наглядно условное обозначения  петель. Научить провязывать «резинку» разными видами.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении  провязывания петель

Схемы с условными обозначениями, образы «резинки» (1/1, 2/2, 3/3, ½, 2/1, 2/3, 3/2)

Закрепление петель

Деятельность учителя:  Научить выполнять закрепление  петель последнего ряда.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выполнении  закрепления петель

Образцы изделий

Итоговое занятие

Деятельность учителя:  Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Изделия, сделанные детьми и образцы изделий

Вышивка крестом

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с техникой безопасности, рассмотреть образцы, инструменты, материалы

Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании


Азы вышивания.

Деятельность учителя: Рассказать историю появления и развития вышивания. Научить закреплять рабочую нить.

Деятельность учащихся: Учиться закреплять рабочую нить.

Книги о вышивании , образцы и схемы для вышивки


Вышивание полукрестом и крестом

Деятельность учителя: Ознакомить с разновидностями вышивки крестом: полукрест, шов “палочка”, крест косой односторонний.

Деятельность учащихся: Выполнять основные швы: крест и полукрест

Журналы и книги о вышивании, образцы и схемы вышивки


Вышивание по готовым схемам

Деятельность учителя: Ознакомить с вышивкой крестом по готовым схемам.  

Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивании крестом по готовым схемам

Журналы и книги о вышивании, образцы и схемы вышивки


Подготовка к выставкам

Деятельность учителя и учащихся: Оформление работ для выставок

Вышивки учащихся, рамки


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Шитьё

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организационно-подготовительный этап работы. Инструменты и приспособления для работы.

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты  и материалы для шитья


Виды ручных стежков и строчек (сметочная, наметочная, строчки для образования оборок)

Деятельность учителя: Познакомить с видами ручных стежков и строчек.

Деятельность учащихся: Рассмотреть образцы видов ручных стежков. Учиться шить разными ручными стежками

Образцы ручных стежков, инструменты  и материалы для шитья


Изготовление ненецких куколок «нухуко»

Деятельность учителя: Научить шить куколок, подбирать тесьму по цветовой гамме, прикреплять основу к утиному клювику.

Деятельность учащихся: Практиковаться в шитье ненецкой куколки «нухуко», правильно оформлять её (отличать мужской наряд от женского, старого человека от молодого)

Инструменты  и материалы для шитья, образцы куколок (папа, мама, сестра, брат, младенец)


Посещение выставок и участие в конкурсах

Деятельность учителя: Помощь детям в подготовке к выставкам. Научить детей выполнять работы по заказу.

Деятельность учащихся: Доработка изделий, оформление работ для выставок. Выполнение работы по заказу.

Работы детей


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

2 класс

Бисероплетение


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Сверить состав группы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Прослушать инструктаж по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты, материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (цепочки, цветы и др.), инструменты (иголки, ножницы, проволока) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, мононить


Повторение. Основные приемы бисероплетения. Плетение в одну нить. «Цепочка с пупырышками». Плетение цепочки с ромбами, «лодочка». Цепочка «крестик» (использование двух концов проволоки)

Деятельность учащихся: Вспомнить все виды низаний и выполнить их (низание цепочек в одну и в две нити, ажурные цепочки, мозаичные изделия, низания на проволоку плоских и объемных фигурок)

Книги о бисероплетении


Плетение стрекоз, бабочек, жучков

Деятельность учащихся: Выполнить плетение   разных насекомых, обитающих в тундре.  Следить за аккуратностью выполнения работ

Книги и журналы о бисероплетении


Растительный мир тундры из бисера

Деятельность учителя: Закрепить навыки низания на проволоку в технике параллельного плетения, дугового плетения, выполнения композиции из цветов.

Деятельность учащихся: Выполнить плетение   разнообразного растительного мира тундры (кусты (в зимний, летний, осенний периоды), ягоды (морошку, голубику, бруснику). Выполнение композиции из цветов (цветы клевера, лютика, ромашки и др.) Следить за аккуратностью выполнения работ

Схемы плетения, образцы изделия


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

Деятельность учителя: Научить детей совмещать различные виды бисероплетения и оформлять композиции в подарок. Пробудить фантазию и творческую активность.

Деятельность учащихся: Разработка и оформление работ, подарков (цветы в различных техниках исполнения и др.)

Книги о бисероплетении


Посещение выставок и участие в конкурсах

Деятельность учащихся: Самостоятельное выполнение работ по образцам. Посещение выставок, участие в конкурсах


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Вязание на спицах

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Прослушать инструкцию по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты (спицы, ножницы), материалы (нитки)


Повторение

Деятельность учащихся: Набрать начальный ряд. Вязать лицевые и изнаночные петли

Журналы и книги о вязании


Прибавление и убавление петель. Прибавление  накидами

Деятельность учителя: Научить прибавлять и убавлять петли

Деятельность учащихся: Практиковаться в прибавлении и убавлении петель

Журналы и книги о вязании

Расчитывание плотности вязания (образец).

Вязание шарфа

Деятельность учителя: Показать образцы с разной плотностью вязания

Деятельность учащихся:  Рассмотреть образцы с разной плотностью вязания. Практиковаться в вязании шарфа.

Журналы и книги о вязании, образцы изделий


Подготовка к выставкам

Деятельность учителя: Помогать детям в оформлении выставки.

Деятельность учащихся: Оформить с помощью педагога работы для выставок

Детские работы


Итоговое занятие


Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Вышивание крестом

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с техникой безопасности, рассмотреть образцы, инструменты, материалы

Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки,  инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Азы вышивания.

Деятельность учителя: Рассказать историю появления и развития вышивания. Научить закреплять рабочую нить.

Деятельность учащихся: Учиться закреплять рабочую нить.

Книги о вышивании , образцы и схемы вышивок


Начало вышивки небольшого настенного панно по готовой схеме. Подбор цветовой гаммы ниток мулине

Деятельность учителя: Ознакомить с разновидностями вышивки крестом: полукрест, шов “палочка”, крест косой односторонний. Научить подбирать  цветовую гамму ниток  мулине для вышивки, научить вышивать  небольшое настенное панно по готовой схеме.

Деятельность учащихся: Выполнять основные швы: крест и полукрест. Практиковаться в подборе цветовой гаммы ниток  мулине для вышивки, практиковаться в вышивке небольшого настенного панно по готовой схеме.

Книги о вышивании , образцы и схемы вышивок


Вышивка панно


Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивке небольшого настенного панно по готовой схеме.

Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Подготовка к выставкам

Деятельность учащихся:  Оформление работ для выставок с помощью учителя

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Шитьё


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты  и материалы для шитья


Повторение изученных швов

Деятельность учителя: Повторить изученные виды ручных стежков и строчек.

Деятельность учащихся: Рассмотреть образцы, вспомнить  виды ручных стежков. Шить разными ручными стежками

Образцы ручных стежков, инструменты  и материалы для шитья


Изготовление ненецкой сумочки - «падка». Выбор рисунка и формы изделия. Перевод по  шаблону деталей сумочки на ткань. Раскрой.

Деятельность учителя: Научить изготавливать ненецкую сумочку «падку», подбирать форму изделия. Научить переводить по шаблону деталей сумочки на ткань и раскраивать их.

Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое  ненецкой сумочки «падки»

Образцы сумочек из меха, сукна и других плотных тканей, инструменты  и материалы для шитья


Подбор орнамента для сумочки, раскрой орнамента по трафарету. Соединение деталей «падки» швом через край

Деятельность учителя: Научить шить ненецкую сумочку «падку», подбирать рисунок. Научить переводить по трафарету ненецкий орнамент для сумочки  и раскраивать его, соединять детали сумочки швом через край.

Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое и шитье ненецкой сумочки «падки»,  подобрать красивый узор для сумочки и оформить её

Образцы сумочек , инструменты  и материалы для шитья


Шитьё «падки». Отделка сумочки

Деятельность учителя: Научить шить ненецкую сумочку «падку», подбирать рисунок,  тесьму по цветовой гамме, бисер для отделки.

Деятельность учащихся: Практиковаться в шитье ненецкой сумочки «падки»,  подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер для сумочки и оформить её

Образцы сумочек , инструменты  и материалы для шитья


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

Деятельность учителя: Научить детей оформлять композиции в подарок. Пробудить фантазию и творческую активность.

Деятельность учащихся:  Практиковаться в оформлении композиций и  в изготовлении подарков к праздникам.

Детские работы


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

3 класс

Бисероплетение


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (картины, цветы и др.), инструменты (ножницы, иглы, проволока. мононить) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, бусины)


Повторение. Основные приемы бисероплетения.

Деятельность учителя: Предложить учащимся выполнить плетения в соответствии со схемами на карточках.

Деятельность учащихся: Вспомнить все виды плетений. Самостоятельно выполнить некоторые из них

Карточки со схемами плетений (ажурное, мозаичное, кирпичное, параллельное, дуговое, в крестик)


Плетение оленей, песцов

Деятельность учителя: Научить выполнять объемное плетение.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выпонении объемного плетения.

Образцы и схемы, книги о бисероплетении


Плетение уток, сов

Деятельность учителя: Научить выполнять объемное плетение.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выпонении объемного плетения.

Образцы и схемы, книги о бисероплетении


Изготовление сувениров и подарков к праздникам

Деятельность учителя: Научить детей выполнять работы по заказу.

Деятельность учащихся: Выполнять работы по заказу в различных техниках

Образцы и схемы, книги о бисероплетении


Посещение выставок и участие в конкурсах

Деятельность учителя: Подготовить учащихся к участию в конкурсах, посетить вместе с учащимися выставки декоративно-прикладного творчества.

Деятельность учащихся: Подготовка работ к выставкам и конкурсам

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Вязание на спицах

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Продемонстрировать образцы вязанных изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах. Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом работы.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для вязания

Подбор цветовой гаммы и ненецкого орнамента

Деятельность учащихся: Рассмотреть иллюстрации, принять участие в дидактической игре “Ненецкие орнаментальные  узоры”

Книги о вязании, образцы  и схемы ненецкого орнамента


Вязание ненецкого орнамента по схеме в полосе

Деятельность учащихся: Практиковаться в вязании лицевыми петлями ненецкого орнамента в полосе

Книги о вязании, образцы  и схемы ненецкого орнамента


Подготовка к выставкам

Деятельность учителя: Научить детей готовить свои работы для выставок. Рассмотреть готовые изделия и обсудить их оформление.


Деятельность учащихся:
  Оформление работ для выставки

Детские работы


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Вышивка крестом


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах.

Деятельность обучающихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки,  инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Вышивка панно

Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивке небольшого настенного панно по готовой схеме.

Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Подготовка к выставкам

Деятельность учащихся:  Оформление работ для выставок с помощью учителя

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подведение итогов занятий, вручение грамот и поощрительных призов

Шитьё

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить детей с планом работы. Продемонстрировать образцы изделий. Дать детям представление об основных материалах и инструментах.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты  и материалы для шитья


Изготовление ненецкой люльки - «ебц». Выкраивание из плотного картона основных деталей (донышко, круговая боковая часть, верхняя часть «ебца»)

Деятельность учителя: Научить изготавливать ненецкую люльку «ебц». Научить выкраивать из плотного картона детали люльки.

Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое  из плотного картона основных деталей ненецкой люльки «ебца»

Шаблоны деталей люльки, инструменты  и материалы для шитья


Выкраивание деталей «ебца» из сукна или других плотных тканей по контурам шаблона из картона с соблюдением экономной раскладки деталей.

Деятельность учителя:  Научить переводить по шаблону детали люльки на ткань и раскраивать их.

Деятельность учащихся: Практиковаться в раскрое  ненецкой люльки «ебц»

Шаблоны деталей люльки, инструменты  и материалы для шитья


Оформление круговой боковой стороны «ебца» с закреплением внутри люльки (на донышке). Оформление внутренней части «ебца» (изготовление подушечки и матраца)

Деятельность учителя: Научить оформлять круговую боковую сторону «ебца» с закреплением люльки на донышке швом через край. Научить оформлять внутреннюю часть «ебца» (изготовление подушечки и матраца)

Деятельность учащихся: Практиковаться в  шитье ненецкой люльки  «ебца» (соединение деталей люльки и внутреннее оформление)

Шаблоны деталей люльки, инструменты  и материалы для шитья


Оформление верхней части «ебца», которая находится над головой ребенка и верхней части, которая соединяется с боковыми стенками люльки

Деятельность учителя: Научить оформлять верхнюю часть ненецкой люльки «ебца»

Деятельность учащихся: Практиковаться в оформлении верхней части «ебца», которая находится над головой ребенка и верхней части, которая соединяется с боковыми стенками люльки

Образцы люлек, инструменты  и материалы для шитья


Окончательная отделка «ебца» тесьмой, бисером и др.

Деятельность учителя: Научить оформлять

 ненецкую люльку «ебц», подбирать тесьму по цветовой гамме, бисер для отделки.

Деятельность учащихся: Подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер и бусины для люльки и оформить её

Образцы люлек, инструменты  и материалы для отделки ненецкой люльки «ебца»


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

4 класс

Бисероплетение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий (картины, цветы, пояса, сумочки, кошельки, ключницы, косметички из бисера с ненецким орнаментом и др.), инструменты (ножницы, иглы, проволока. мононить) и материалы (бисер, рубка, стеклярус, бусины)


Повторение. Основные приемы бисероплетения.

Деятельность учителя: Организовать повторение пройденного материала по карточкам со схемами плетений.

Деятельность учащихся: Вспомнить все виды плетений. Самостоятельно выполнить некоторые из них

Карточки со схемами плетений (ажурное, мозаичное, кирпичное, параллельное, дуговое, в крестик)


Плетение «на уголок» или «мозаика» - самый плотный метод низания (4 ряда)

Деятельность учителя: Научить выполнять  плетение «на уголок» или «мозаику»

Деятельность учащихся: Практиковаться в выпонении плетения «на уголок» или «мозаику».

Образцы и схемы плетения бисером «на уголок» или «мозаику» , книги о бисероплетении


Плетение ненецких орнаментальных узоров в полосе

Деятельность учителя: Научить выполнять  плетение ненецких орнаментальных узоров в полосе, понимать особенности плетения и составления возможных цветовых сочетаний (2-3 цвета), научить способам закрепления и наращивания нити, лески.

Деятельность учащихся: Практиковаться в выпонении плетения  ненецких орнаментальных узоров в полосе. Разбирать и зарисовывать схемы ненецкого орнамента. Понять особенности плетения и составления возможных цветовых сочетаний (2-3 цвета).

Практиковаться  в различных способах закрепления и наращивания нити, лески.

Образцы и схемы плетения бисером  ненецких орнаментальных узоров в полосе , книги о бисероплетении


Творческий проект «В моем чуме», «В тундре»

Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности.

Деятельность обучающихся: Поиск проблемы, выбор проекта, составление плана, изготовление изделия, анализ работы

Работы учащихся


Посещение выставок и участие в конкурсах

Деятельность учителя: Подготовить учащихся к участию в конкурсах, посетить вместе с учащимися выставки декоративно-прикладного творчества.

Деятельность учащихся: Подготовка работ к выставкам и конкурсам

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Вязание на спицах


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты и материалы для вязания

Вязание одежды для куклы

Деятельность учителя: Научить снимать мерки с куклы, по меркам набрать нужное количество петель для определенной вещи и вязать одежду для куклы.


Деятельность учащихся: Практиковаться в вязании одежды для куклы.

Книги о вязании, образцы  и схемы ненецкого орнамента


Вязание ненецкого орнамента по схеме в полосе

Деятельность учащихся: Рассмотреть иллюстрации, вспомнить название ненецкого орнамента на русском и ненецком языке, принять участие в дидактической игре “Ненецкие орнаментальные  узоры”. Практиковаться в вязании лицевыми петлями ненецкого орнамента в полосе

Книги о вязании, образцы  и схемы ненецкого орнамента


Творческий проект «Узоры Севера»

Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности.

Деятельность обучающихся: Поиск проблемы, выбор проекта, составление плана, изготовление изделия, анализ работы

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Вышивка крестом

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности. Журналы о вышивании. Книги о вышивании, образцы, картинки,  инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Вышивка панно  «Из жизни ненцев»

Деятельность учащихся: Практиковаться в вышивке  панно «Из жизни ненецев» (рыбалка, охота, предметы быта и др.) по готовой схеме.

Инструменты (иглы, ножницы, пяльцы) и материалы (ткань, канва, нитки)


Творческий проект «Из жизни ненцев». Подготовка к выставкам

Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности.

Деятельность обучающихся: Поиск проблемы, выбор проекта, составление плана, изготовление изделия, анализ работы

Работы учащихся


Итоговое занятие

Деятельность учителя: Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы

Шитьё

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Деятельность учителя: Провести инструктаж по технике безопасности. Ознакомить с планом занятий.

Деятельность учащихся: Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, рассмотреть образцы, инструменты и материалы

Инструкция по технике безопасности, образцы изделий, инструменты  и материалы для шитья


Изучение бытовой швейной машины. Детали машины, чистка, смазка. Заправка швейной машины.

Деятельность учителя: Способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к оборудованию и аккуратности при работе

Деятельность учащихся: Принять участие в играх по карточкам: 1) «Контроль знаний техники безопасности»; 2) «Контроль знаний строения бытовой швейной машины».

Учебники по технологии, швейная машина,  инструменты  и материалы для шитья


Подготовка к выполнению машинных работ.
Намотка ниток на шпульку. Выполнение машинных строчек.

Деятельность учителя: Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся; способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Деятельность учащихся: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине, потом на заправленной машине

Учебники по технологии, швейные машины,  инструменты  и материалы для шитья


Выполнение машинных строчек (стачной вразутюжку, накладной с открытыми срезами, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом).

Деятельность учителя: Научить выполнять машинные строчки (стачной вразутюжку, накладной с открытыми срезами, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом).

Деятельность учащихся: Выполнение тренировочных упражнений в шитье  машинных строчек на заправленной машине.

Швейные машины,  инструменты  и материалы для шитья


Технология изготовления швейных машин. Изготовление ненецкой сумочки «падка», ненецкой куколки «нухуко»

Деятельность учителя:  Познакомить с технологией изготовления швейных машин. Научить шить ненецкую сумочку и ненецкую куколку с помощью машинных строчек.

Деятельность учащихся: Практиковаться в изготовлении ненецкой сумочки «падка», ненецкой куколки «нухуко» на швейной машине.

Швейные машины,  инструменты  и материалы для шитья


Окончательная отделка «падки», «нухуко» тесьмой, бисером и др.

Деятельность учащихся: Подобрать тесьму по цветовой гамме, бисер и бусины для ненецкой сумочки «падки» и ненецкой куколки «нухуко» и оформить её

Образцы изделий, инструменты  и материалы для отделки сумочки и куколки


Творческий проект «Жизнь на Севере». Итоговое занятие. Подготовка к выставке.

Деятельность учителя: Организация участия детей в проектной деятельности. Подвести итоги занятий, вручить грамоты и поощрительные призы. Подготовить учащихся к участию в выставке.

Деятельность обучающихся: Поиск проблемы, выбор проекта, составление плана, изготовление изделия, анализ работы. Подготовка работ к выставке.

Работы учащихся

По завершении курса обучения учащиеся должны сформировать УУД:

Бисероплетение

  • пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
  • владеть основными техниками бисероплетения;
  • правильно начинать и заканчивать изделия;
  • уметь изготавливать сувениры из бисера;
  • работать со схемой будущего изделия;
  • разбираться в направлении движения лески, проволоки;
  • подбирать цветовые сочетания; -
  • различать разные виды плетения.

Вязание на спицах

             - пользоваться инструментами для вязания (спицами);

             - выполнять лицевые и изнаночные;

             - правильно начинать и заканчивать работу;

             - выполнять узор по схеме и описанию.

  • Вышивание крестом

             - пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивания;

             - выполнять основные приемы вышивания крестом;

             - правильно закреплять нить в начале работы и при ее завершении;

             - выполнять работу по схеме.

Шитьё

            - знать историю шитья;

            - усвоить технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, щвейной машиной и нагревательными приборами;

            - соблюдать правила личной гигиены;

            - овладеть правилами кроя ткани, соединительных швов;

            - овладеть технологией изготовления ненецкой куколки «нухуко», сумочки «падки», люльки «ебца»;

            - уметь пользоваться инструментами и приспособлениями для  шитья;

            - работать с электронагревательными приборами;

            - подбирать ткань по цвету и фактуре;

            - владеть приемами кроя, соединения и оформления;

            - выполнять различные соединительные швы.

Обеспечение программы

Материалы :

  • бумага для схем; картон для изготовления шаблонов;
  • нитки: катушечные № 10, 20, 30, мулине, «ирис»,
  • шерстяная пряжа,
  • станки для плетения ненецких поясов из шерстянных ниток,
  • челноки для плетения ненецких поясов из шерстянных ниток,
  • веревки, шнуры, тесьма, цветные ленты;
  • поролон, вата, ветошь для набивки;
  • проволока, леска разного размера;
  • карандаши, мел;
  • иллюстрации;
  • салфетки и тарелочки для бисера;
  • ткани, различные по цвету, фактуре и виду;
  • бисер;  стеклярус, рубка, бусины
  • кожа;
  • канва;
  • клей  «Момент»;
  • рамки для оформления работ;
  • утиные клювики для изготовления ненецких куколок «нухуко»;

Инструменты, приспособления: карандаши, ручки, линейки, иголки простые и для бисера, спицы, пяльцы, ножницы, утюг, шило, швейные машины.

Список литературы

  1. Гай-Гулина М. С. , Гай –Гулина З.С. Бабушкин клубок. М.: Малыш, 1998. – 20 с.
  2. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство Коми. Сыктывкарский национальный центр «Ветераны за мир», 1992. – 205 с.
  3. Еременко П., Лебедева Л.И. Стежок за стежком. М.: Малыш, 1981. – 10 с.
  4. Ерзенкова Н.В., Ефременко Р.М., Зуева Т.К. Шьём – перешиваем. Пенза: «Ваш дом», 1992. – 255 с.
  5. Кондратюк Л.С. Учусь вязать. М.: КФ ВНИИ полиграфия, 1992. – 31 с.
  6. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. М.: «Линка – Пресс», 1993. – 159 с.
  7. Коротеева Е.И. Искусство и ты. М.: Просвещение, 2004. – 145 с.
  8. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Возрождение славянки. СПб. ИД «М и М», 1998. 48 с.
  9. Лебедева Л.И. Умелые руки не знают скуки. М.: Малыш, 1990. – 10 с.
  10. Магина А.Р. Бижутерия из бисера. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 31 с.
  11. Майорова Л. Подарки. М.: Малыш, 1990. – 12 с.
  12. Мелинсетян А.С. Юному любителю мозаики. М.: Просвещение, 1980. – 159 с.
  13. Огерчук Л. Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 классов. М.: Школьная Пресса. 2003. – 19 с.
  14. О’Рейли С. Шитьё и вышивка. СПб.: Полигон, 1997. – 31 с.
  15. Полянская О.Д. Шью, вяжу и вышиваю. М.: Малыш, 1998. – 19 с.
  16. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. М. Просвещение, 1998. – 159 с.
  17. Страдиотти С.И. Делаем куклы. М.: Изд-во «Ниола – Пресс», 2008. – 128 с.
  18. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
  19. Трушина В.П. Уроки труда. Волгоград: Учитель, 2006. – 287 с.
  20. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение. 1-4 классы. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 176 с.
  21. Ханашевич Д.Р. Подружки – рукодельницы. М.: Малыш, 1985. – 19 с.
  22. Ханакевич Д.Р. Тридцать три секрета. М.: Малыш, 1986. – 19 с.
  23. Ханакевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. М.: Малыш, 1990. – 12 с.
  24. Ханус С. Как шить? М.: «Легпромбытиздат», 1990. – 192 с.
  25. Шалда В.В. Цветы из ткани для любимой мамы. М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005. – 34 с.


 Методическое        обеспечение
        Для организации занятий в рамках курса внеурочной деятельности “Мастерицы” обязательно наличие: учебного кабинета с хорошим общим освещением, дополнительным освещением (подсветка на каждый рабочий стол),                утюга.
        Дидактическое обеспечение: схемы по вязанию, вышиванию, плетению из бисера, образцы готовых работ, шаблоны, эскизы работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"

Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.Главная цель:   выявление наиболее сп...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...