Программа "Развитие навыков художественной обработки материалов"
рабочая программа по технологии на тему
Пояснительная записка
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашёл занятие по душе и своё место в жизни - зависит от той среды в которой ребёнок развивается.
Заболевание различных органов довольно часто сопровождается развитием различных признаков психологического неблагополучия, что существенно влияет на всю структуру личности.
Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями является приоритетным направлением всей коррекционно-развивающей психолого-педагогической деятельности.
Говоря о коррекционно-развивающей функции художественного творчества детей с ограниченными возможностями, принято уделять огромное внимание влиянию систематических занятий декоративно-прикладным искусством на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей.
Для занятий необязательно иметь художественные способности. Главное, чтобы ребёнок, имеющий ограничения здоровья через рисунок, аппликацию или поделку смог выразить своё внутреннее состояние, свои ощущения.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование, аппликация, лепка и т.д. непросто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.
Обучение декоративно-прикладному искусству в условиях реабилитационного центра позволяют детям с ограниченными возможностями, которым трудно посещать художественные школы, различные кружки, дома детского творчества, реализовать и развивать свои творческие способности.
Занятия трудотерапией направлены на гармоничное развитие психомоторных функций каждого ребёнка с ограниченными возможностями. Терапия художественным творчеством детей с ограниченными возможностями - универсальный психотерапевтический и интердисциплинарный метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление или развитие нарушенных функций, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими видами творчества.
Положительный эффект трудотерапевтического воздействия обеспечивается тем, что вся работа идёт на положительном эмоциональном настрое и психологической поддержке.
Трудотерапия непохожа на обучение, в ней трудятся, кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли, переживания и чувства.
Детям с ограниченными возможностями необходима уверенность в том, что любые поделки будут доброжелательно приняты и поощрены.
Обучение детей декоративно-прикладному искусству, на занятиях трудотерапии, осложняется отсутствием корректирующих и развивающих программ и методик в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы помочь ребёнку в развитии, была создана коррекционная программа "Развитие навыков художественной обработки материалов."
Цель программы - восстановление индивидуальной и общественной ценности у детей с ограниченными возможностями, развитие утраченных функций организма и приобщение к труду, расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие - научить вариативно, творчески, рационально использовать различные художественные материалы для работы. Расширять кругозор и словарный запас посредством тематических бесед. Познакомить с правилами безопасной работы с различными инструментами и приспособлениями. Научить изготовлять поделки, украшающие повседневный быт.
Развивающие - содействовать развитию активного, познавательного интереса к различным видам творчества. Развивать соразмерность движений рук, сенсомоторику, мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, чувство соразмерности и композиции при изготовлении изделий.
Воспитывающие - привитие интереса и любви к декоративно прикладному искусству. Воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
Роль и место программы в структуре курса реабилитации в центре
В целях более эффективной подготовки и организации реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в ГУ Катайский реабилитационный центр, была разработана медико-социально-педагогическая программа «Здоровейка», которая заложена в основу реабилитационной деятельности центра. Медико-социально-педагогическая деятельность направлена на раннюю адаптацию детей с ограниченными возможностями к социальной жизни и проводится медицинскими работниками, воспитателями, социальным педагогом, психологом, педагогом дополнительного образования (специалистом по компьютерному обучению) и инструктором по трудотерапии.
Отличительные особенности программы
1.Программа создана для детей с ограниченными возможностями и с ЗНПР.
2.Программа упрощена и доступна для категорий детей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии.
3.Предоставляемая данной программой возможность разнообразной " пробы сил" воспитанников в различных видах художественной деятельности содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки детей.
4.Программа включает в себя несколько направлений художественной деятельности: пластику малых форм, работу с бумагой, природными материалами, нетрадиционными материалами, с тканью нитками и кожей. Детям, занимающимся в центре, важно попробовать себя в разных видах деятельности и найти наиболее близкий для него, где бы он наилучшим образом смог реализовать свои способности.
Программа состоит из следующих разделов
1.Работа с солёным тестом.
2.Работа с бумагой и картоном.
3.Работа с бросовым материалом.
4.Работа с природным материалом.
5.Работа с тканью и нитками.
6.Работа с глиной.
7.Работа с кожей.
При подготовке программы использовался материал следующих образовательных программ:
1.Ковалева И.А. Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в волшебную страну Изо» г. Москва 2000 г.
2.Крылова Т.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Инкрустация из соломки, флоры и тополиного пуха» г. Москва 2000 г.
3.Коваль М.Б. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Кружки пионерских и профильных лагерей» г. Москва 1988 г.
4.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. Москва 2007 г.
Категории и возраст детей
Катайский реабилитационный центр посещают дети с ограниченными возможностями. Дети, имеющие различные заболевания:
дети с ЗНПР, дети с ДЦП, с ЗПР, болезнью Дауна, с различными нарушениями интеллекта;
дети состоящие на диспансерном учёте, дети третьего поколения п/о"Маяк": это дети которые посещают общеобразовательную школу, но имеют различные хронические заболевания такие как; болезни почек, сердца, сердечно сосудистые заболевания, печени и часто болеющие ОРЗ.
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в группы численностью от 2 до 7 человек, которые формируются по следующему принципу:
- интеллектуальное развитие;
- по возрасту;
- мальчики - девочки.
Программа рассчитана на 15 рабочих дней при курсе реабилитации детей в центре 21 день. Занятия проходят с понедельника по пятницу от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и возможностей детей.
В занятиях могут принимать участие родители (если ребёнок не желает
остаться один, или при желании родителя, но без внесения их в список). После консультаций педагога родители вместе с детьми выполняют работы в центре и дома.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.969-00(Минздрав России 2000 г.)
Занятия проводятся:
- с 3 лет до 6 лет - 15 - 20 минут;
- с 7 лет до 10 лет - 25 - 35 минут;
- с11 лет и старше - 40 - 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:
1.Теоретическая подготовка ребёнка по основным темам программы.
2.Практические умения и навыки.
3.Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
По итогам обучения по программе в целом воспитанники должны знать:
- историю возникновения декоративно-прикладного искусства;
-правила техники безопасности, организации рабочего места, материалы и инструменты, основные употребляемые термины;
-виды различных материалов, их свойства, обработку и использование в работе;
-правила и законы композиции;
-технологические приёмы выполнения художественных работ.
Должны уметь:
-изготовлять различные поделки в разных техниках из разнообразных материалов;
-работать с инструментами и приспособлениями при создании поделки;
-составлять композиции на основе эскизов и собственного замысла;
-самостоятельно применять знания технологических приёмов при работе над поделками;
Дети приобретут:
-навыки аккуратности и трудолюбия;
-основные навыки работы в группе.
Особое значение имеет интерес ребёнка к занятиям. Поэтому ребёнку предоставляется выбор темпа освоения программы с учётом его возможностей.
Важное значение имеют поведенческие качества:
-уровень конфликтности ребёнка;
-коммуникабельность, сотрудничество. Всё это - результат воспитания.
Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и развить желание детей участвовать в совместной деятельности.
Сотрудничество – это способность ребёнка принимать участие в общем деле. Отследить результаты обучения и воспитания детей помогает индивидуальная реабилитационная карта учёта динамики личностного развития
ребёнка, которая составляется на начало и конец курса реабилитации. Индивидуальная карточка позволяет отразить динамику успехов или неудач ребёнка, определить конкретные формы помощи ему со стороны педагога.
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня, работами детей украшаются стены реабилитационного центра, проводятся «круглые столы» для детей и родителей, участие детей в районных, областных, всероссийских конкурсах.
Итоговые выставки организуются к значительным праздникам (к Дню матери, к Дню семьи, к Дню 8 марта, к встрече Нового года, к Дню защиты детей). «Круглые столы» с родителями проводятся с целью обсуждения достижений и недоработок детей, выявляются причины неудач, высказываются конструктивные предложения.
Результаты обучения
После реабилитации и прохождения курса занятий по трудотерапии дети используют знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для изготовления различных сувениров и подарков. Дети самостоятельно могут выполнять следующее:
- лепить игрушки и сувениры из соленого теста и глины;
- лепить рамки для фотографий и рельефные картины;
- из природного материала изготавливать различные поделки и панно аппликации;
- из бумаги складывать различные фигуры в технике «оригами»;
- в технике «бумагопластики» изготавливать панно аппликации и объёмные открытки к праздникам;
- из картона конструировать различные модели самолетов, ракет, машин и домов;
- из бросового материала изготавливать панно – чеканку, игольницы из жести, плести браслеты из бисера, карандашницы из испорченных компакт-дисков;
- из различных коробочек клеить подставки для карандашей, кукольную мебель, машинки, копилки и т.д.;
- из ткани шить мягкие игрушки, прихватки, одежду для кукол;
- из ниток и шнура в технике «макроме» плести браслеты, подвески, пояса и т.д.;
- из кожи изготавливать броши, заколки, брелки, кулоны, панно-картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы каждый человек получил посильное развитие, каждый достиг максимально возможного уровня, нашёл занятие по душе и своё место в жизни - зависит от той среды в которой ребёнок развивается.
Заболевание различных органов довольно часто сопровождается развитием различных признаков психологического неблагополучия, что существенно влияет на всю структуру личности.
Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями является приоритетным направлением всей коррекционно-развивающей психолого-педагогической деятельности.
Говоря о коррекционно-развивающей функции художественного творчества детей с ограниченными возможностями, принято уделять огромное внимание влиянию систематических занятий декоративно-прикладным искусством на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей.
Для занятий необязательно иметь художественные способности. Главное, чтобы ребёнок, имеющий ограничения здоровья через рисунок, аппликацию или поделку смог выразить своё внутреннее состояние, свои ощущения.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование, аппликация, лепка и т.д. непросто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.
Обучение декоративно-прикладному искусству в условиях реабилитационного центра позволяют детям с ограниченными возможностями, которым трудно посещать художественные школы, различные кружки, дома детского творчества, реализовать и развивать свои творческие способности.
Занятия трудотерапией направлены на гармоничное развитие психомоторных функций каждого ребёнка с ограниченными возможностями. Терапия художественным творчеством детей с ограниченными возможностями - универсальный психотерапевтический и интердисциплинарный метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление или развитие нарушенных функций, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими видами творчества.
Положительный эффект трудотерапевтического воздействия обеспечивается тем, что вся работа идёт на положительном эмоциональном настрое и психологической поддержке.
Трудотерапия непохожа на обучение, в ней трудятся, кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли, переживания и чувства.
Детям с ограниченными возможностями необходима уверенность в том, что любые поделки будут доброжелательно приняты и поощрены.
Обучение детей декоративно-прикладному искусству, на занятиях трудотерапии, осложняется отсутствием корректирующих и развивающих программ и методик в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы помочь ребёнку в развитии, была создана коррекционная программа "Развитие навыков художественной обработки материалов."
Цель программы - восстановление индивидуальной и общественной ценности у детей с ограниченными возможностями, развитие утраченных функций организма и приобщение к труду, расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие - научить вариативно, творчески, рационально использовать различные художественные материалы для работы. Расширять кругозор и словарный запас посредством тематических бесед. Познакомить с правилами безопасной работы с различными инструментами и приспособлениями. Научить изготовлять поделки, украшающие повседневный быт.
Развивающие - содействовать развитию активного, познавательного интереса к различным видам творчества. Развивать соразмерность движений рук, сенсомоторику, мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, чувство соразмерности и композиции при изготовлении изделий.
Воспитывающие - привитие интереса и любви к декоративно прикладному искусству. Воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
Роль и место программы в структуре курса реабилитации в центре
В целях более эффективной подготовки и организации реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в ГУ Катайский реабилитационный центр, была разработана медико-социально-педагогическая программа «Здоровейка», которая заложена в основу реабилитационной деятельности центра. Медико-социально-педагогическая деятельность направлена на раннюю адаптацию детей с ограниченными возможностями к социальной жизни и проводится медицинскими работниками, воспитателями, социальным педагогом, психологом, педагогом дополнительного образования (специалистом по компьютерному обучению) и инструктором по трудотерапии.
Отличительные особенности программы
1.Программа создана для детей с ограниченными возможностями и с ЗНПР.
2.Программа упрощена и доступна для категорий детей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии.
3.Предоставляемая данной программой возможность разнообразной " пробы сил" воспитанников в различных видах художественной деятельности содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки детей.
4.Программа включает в себя несколько направлений художественной деятельности: пластику малых форм, работу с бумагой, природными материалами, нетрадиционными материалами, с тканью нитками и кожей. Детям, занимающимся в центре, важно попробовать себя в разных видах деятельности и найти наиболее близкий для него, где бы он наилучшим образом смог реализовать свои способности.
Программа состоит из следующих разделов
1.Работа с солёным тестом.
2.Работа с бумагой и картоном.
3.Работа с бросовым материалом.
4.Работа с природным материалом.
5.Работа с тканью и нитками.
6.Работа с глиной.
7.Работа с кожей.
При подготовке программы использовался материал следующих образовательных программ:
1.Ковалева И.А. Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в волшебную страну Изо» г. Москва 2000 г.
2.Крылова Т.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Инкрустация из соломки, флоры и тополиного пуха» г. Москва 2000 г.
3.Коваль М.Б. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Кружки пионерских и профильных лагерей» г. Москва 1988 г.
4.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. Москва 2007 г.
Категории и возраст детей
Катайский реабилитационный центр посещают дети с ограниченными возможностями. Дети, имеющие различные заболевания:
дети с ЗНПР, дети с ДЦП, с ЗПР, болезнью Дауна, с различными нарушениями интеллекта;
дети состоящие на диспансерном учёте, дети третьего поколения п/о"Маяк": это дети которые посещают общеобразовательную школу, но имеют различные хронические заболевания такие как; болезни почек, сердца, сердечно сосудистые заболевания, печени и часто болеющие ОРЗ.
Программа рассчитана на детей от 3 до 18 лет.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в группы численностью от 2 до 7 человек, которые формируются по следующему принципу:
- интеллектуальное развитие;
- по возрасту;
- мальчики - девочки.
Программа рассчитана на 15 рабочих дней при курсе реабилитации детей в центре 21 день. Занятия проходят с понедельника по пятницу от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и возможностей детей.
В занятиях могут принимать участие родители (если ребёнок не желает
остаться один, или при желании родителя, но без внесения их в список). После консультаций педагога родители вместе с детьми выполняют работы в центре и дома.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.969-00(Минздрав России 2000 г.)
Занятия проводятся:
- с 3 лет до 6 лет - 15 - 20 минут;
- с 7 лет до 10 лет - 25 - 35 минут;
- с11 лет и старше - 40 - 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:
1.Теоретическая подготовка ребёнка по основным темам программы.
2.Практические умения и навыки.
3.Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
По итогам обучения по программе в целом воспитанники должны знать:
- историю возникновения декоративно-прикладного искусства;
-правила техники безопасности, организации рабочего места, материалы и инструменты, основные употребляемые термины;
-виды различных материалов, их свойства, обработку и использование в работе;
-правила и законы композиции;
-технологические приёмы выполнения художественных работ.
Должны уметь:
-изготовлять различные поделки в разных техниках из разнообразных материалов;
-работать с инструментами и приспособлениями при создании поделки;
-составлять композиции на основе эскизов и собственного замысла;
-самостоятельно применять знания технологических приёмов при работе над поделками;
Дети приобретут:
-навыки аккуратности и трудолюбия;
-основные навыки работы в группе.
Особое значение имеет интерес ребёнка к занятиям. Поэтому ребёнку предоставляется выбор темпа освоения программы с учётом его возможностей.
Важное значение имеют поведенческие качества:
-уровень конфликтности ребёнка;
-коммуникабельность, сотрудничество. Всё это - результат воспитания.
Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и развить желание детей участвовать в совместной деятельности.
Сотрудничество – это способность ребёнка принимать участие в общем деле. Отследить результаты обучения и воспитания детей помогает индивидуальная реабилитационная карта учёта динамики личностного развития
ребёнка, которая составляется на начало и конец курса реабилитации. Индивидуальная карточка позволяет отразить динамику успехов или неудач ребёнка, определить конкретные формы помощи ему со стороны педагога.
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня, работами детей украшаются стены реабилитационного центра, проводятся «круглые столы» для детей и родителей, участие детей в районных, областных, всероссийских конкурсах.
Итоговые выставки организуются к значительным праздникам (к Дню матери, к Дню семьи, к Дню 8 марта, к встрече Нового года, к Дню защиты детей). «Круглые столы» с родителями проводятся с целью обсуждения достижений и недоработок детей, выявляются причины неудач, высказываются конструктивные предложения.
Результаты обучения
После реабилитации и прохождения курса занятий по трудотерапии дети используют знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для изготовления различных сувениров и подарков. Дети самостоятельно могут выполнять следующее:
- лепить игрушки и сувениры из соленого теста и глины;
- лепить рамки для фотографий и рельефные картины;
- из природного материала изготавливать различные поделки и панно аппликации;
- из бумаги складывать различные фигуры в технике «оригами»;
- в технике «бумагопластики» изготавливать панно аппликации и объёмные открытки к праздникам;
- из картона конструировать различные модели самолетов, ракет, машин и домов;
- из бросового материала изготавливать панно – чеканку, игольницы из жести, плести браслеты из бисера, карандашницы из испорченных компакт-дисков;
- из различных коробочек клеить подставки для карандашей, кукольную мебель, машинки, копилки и т.д.;
- из ткани шить мягкие игрушки, прихватки, одежду для кукол;
- из ниток и шнура в технике «макроме» плести браслеты, подвески, пояса и т.д.;
- из кожи изготавливать броши, заколки, брелки, кулоны, панно-картины.
Учебно-тематический план
занятий реабилитации по «программе»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Время занятий (в минутах) | ||||||
3 -6 лет | 7- 10 лет | 11 -18 лет | Всего занятий | |||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 15 | 25 | 35 | 1 | |||
2 | Работа с солёным тестом | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 1 |
4 | Работа с бросовым материалом | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 |
5 | Работа с природным материалом | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 |
6 | Работа с тканью и нитками | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 |
7 | Работа с глиной | 5 | 15 | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 |
8 | Работа с кожей | 10 | 25 | 10 | 35 | 2 | ||
9 | Итоговая выставка | 1 | ||||||
Итого | 15 |
Содержание программы
Тема № 1 Вводное занятие (1 занятие)
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства, с разными видами изделий, с инструментами и приспособлениями (необходимыми для работы) и безопасные приемы выполнения работы с соблюдением техники безопасности.
Знать | Уметь |
Знать историю возникновения декоративно-прикладного искусства, различные виды изделий, инструменты и приспособления, технику безопасности при работе с ними. |
Тема № 2 Работа с солёным тестом ( 2 занятия)
Знакомство с тестом и изделиями, изготавливаемыми из теста. Изготовление изделий из теста. Раскраска высохших заготовок из теста, с последующей лакировкой.
Знать | Уметь |
Свойства материала и учитывать его в работе. Понимать значение слов: «раскатать», «скруглить», «присоединить», «расплющить». Знать сочетание цветов при раскраске. | Уметь следовать устным инструкциям. Уметь раскатывать палочки, шарики; соединять их в изделия; расплющивать; раскатывать. Уметь составлять композиции на плоскости. Уметь анализировать свой труд и труд товарищей. Уметь подбирать цвета для раскраски. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы для занятий с детьми от 3 до 6 лет
1. Знакомство с солёным тестом. Лепка из теста простых форм (шариков, палочек). Соединение в фигурки с последующим усложнением.
2. Лепка плоских фигурок: мордочек зверьков.
3. Лепка объёмных фигурок: "гусеница на листочке", " кошка", "собачка", "черепаха"," лиса"," зайчик". Украшение их бисером и леской.
4. Лепка полуобъёмных - рельефных картинок по простым рисункам- эскизам.
5. Лепка композиций из объёмных фигурок: «котёнок смотрит на божью коровку» или « щенок играет мячиком» и т.д.
6. Роспись гуашью, покрытие лаком.
Темы для занятий с детьми от 7 до 10 лет
1. Лепка объёмных фигурок по замыслу, украшение бисером, леской.
2. Роспись гуашью, покрытие лаком.
3. Лепка полуобъёмных - рельефных картинок по рисункам или эскизам на картонной основе.
4. Рельефные изображения из теста, украшение их тканью, кружевом и т.д.
5. Коллективная работа по сказкам с использованием ткани.
6. Роспись, покрытие лаком, оформление работы рамкой.
7. Лепка композиций из объёмных фигурок по замыслу детей.
8. Лепка рамки для фотографии по готовым эскизам или по замыслу детей.
Темы для занятий с детьми от 11 до 18 лет
1. Лепка объёмных фигур по замыслу, украшение бисером, леской.
2. Роспись гуашью, покрытие лаком.
3. Лепка полуобъёмных - рельефных картинок по рисункам или эскизам на картонной основе.
4. Роспись, доработка фона, оформление работы рамкой, покрытие лаком.
5. Рельефные изображения из теста, украшение их тканью, кружевом и т.д.
6. Лепка рамки для фотографий по готовым эскизам или по замыслу детей.
Тема № 3 Работа с бумагой и картоном ( 2 занятия)
Знакомство детей с видами бумаги и картона и их свойствами. Изготовление изделий из бумаги и картона в техниках : «оригами», «бумагопластика», «аппликация» и конструирование. Знакомство с эскизами, чертежами, шаблонами и техническим рисунком.
Знать | Уметь |
Виды бумаги и картона знать их свойства. Знать различные техники работы с бумагой и картоном. Правила создания композиций. | Уметь пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой и картоном. Уметь пользоваться эскизом и техническим рисунком. Уметь изготовлять различные поделки из бумаги и картона в разных техниках. Уметь конструировать и моделировать геометрические и растительные формы. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы для занятий детей в возрасте от 3 до 6 лет
1. Знакомство с чудо - помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыков аккуратного и экономного отрезания - полоска, квадрат, треугольник.
2. Оригами. Знакомство с условными обозначениями. Изготовление простых по сложности фигурок.
3. Изготовление открытки в технике «оригами».
4. Открытки с аппликацией из цветной бумаги человечка или зверька с глазами из бусинок и стрипа от таблеток.
5. Аппликация из кусочков бумаги «Мозаичного коврика» по замыслу детей.
5. Игрушка из картона и цветной бумаги (конструирование).
6. Объёмные игрушки из бумажных конусов и цилиндров (моделирование).
7.Подставка для карандашей «Слоник» из картона.
Темы для занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет
1. Знакомство с материалом и инструментами. Отработка приемов: сгибания, разгибания, разрезания.
2. «Оригами» - объёмные фигурки.
3. Плоские фигурки «оригами» аппликация из них на картоне.
4. "Архитектурные фантазии". Макеты замков и церквей из ватмана, украшение их гуашью и аппликацией из обоев и фольги.
5. Конструирование макета автомобиля «КамАЗ» из тонкого белого и цветного картона с добавлением бросового материала (колес из пробок от пластиковых бутылок).
5. Панно из гофрированного картона.
6. Подставка для «горячего» из тонкого картона способом на ребро.
7. Открытка в технике «бумагопластика» из альбомной бумаги на цветном фоне "Волшебные цветы".
8. Изготовление шкатулка из картона и цветной бумаги.
9. Изготовление коллективного панно в технике «бумагопластика» "Снежная фантазия".
10. Конструирование и моделирование из бумаги «Самолёта» или «Ракеты».
11. Изготовление многоэтажного дома (по шаблонам), для кукол.
Темы для занятий с детьми в возрасте от 11 до 18 лет
1. «Оригами» - объёмные фигурки.
2. Плоские фигурки «оригами» аппликация из них на картоне.
3. "Архитектурные фантазии" макеты замков или церквей из ватмана, украшение их гуашью или аппликация из обоев и фольги.
4. Конструирование макета автомобиля «КамАЗ» из тонкого белого и цветного картона, с использованием бросового материала (колес из пробок от пластиковых бутылок).
5. Панно из гофрированного картона.
6. Подставка для «горячего» из тонкого картона
7. Открытка в технике «бумагопластика» из альбомной бумаги на цветном фоне «Волшебные цветы».
8. Изготовление шкатулки из картона и цветной бумаги.
9. Изготовление коллективного панно в технике «бумагопластика» «Снежная фантазия».
10. Конструирование и моделирование из бумаги «Самолёта истребителя» или «Ракетоплана».
11. Изготовление многоэтажного дома (по шаблонам) для кукол.
Тема № 4 Работа с бросовым материалом ( 2 занятия )
Знакомство детей с видом творчества – ремейк, т.е. переделкой, научить детей давать новую жизнь старым уже ненужным вещам и материалам. Научить работать с бросовым материалом.
Знать | Уметь |
Способы обработки старых вещей и материалов. Знать различные техники изготовления изделий из бросового материала. | Уметь обрабатывать и подготавливать старые вещи и материалы для изготовления различных поделок. Изготовлять поделки, применяя различные виды техник. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы для занятий с детьми в возрасте от 3 до 6 лет
1. Знакомство с понятием ремейк, т.е. переделкой старых вещей в новые поделки. Изготовление подставки для карандашей из коробочки и обоев с украшением мордочкой зверька.
2. Изготовление машинки из коробочек, пластиковых упаковок, пробок и стержней.
3. Изготовление мебели для кукол из коробочек и обоев.
4. Игрушки из коробочек с использованием кусочков обоев.
5. Панно-миниатюра из пуговиц и бусинок на ткани.
6. Цветок-бутоньерка из бисера и проволоки.
7. Плетение браслета из крупного бисера.
Темы для занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет
1. Изготовление панно-чеканки из жестяных банок.
2. Игрушка из старой перчатки.
3. Панно-букет из пластиковых упаковок (из коробок от конфет) на картоне или пластинке.
4. Ваза с цветами из пластиковой бутылки и пластиковой упаковки.
5. Выжигание на деревянных дощечках.
6. Плетение из бисера «феничек» разными способами.
7. Плетение из бисера различных брошек на проволоке.
Темы для занятий с детьми в возрасте от 11 до 18 лет
1. Изготовление панно-чеканки из жестяных банок.
2. Игольница из жестяных банок с добавлением подушечки из ваты и ткани.
3. Панно-букет из пластиковых упаковок (из коробок от конфет) на картоне или пластинке.
4. Выжигание на деревянных дощечках.
5. Плетение из бисера «феничек» разными способами.
6. Плетение из бисера различных брошек на проволоке.
7. Изготовление из ненужных компакт-дисков автомобильных подвесок.
8. Изготовление игольницы из компакт-диска «шляпка».
9. Изготовление мобиля из компакт-дисков «вселенная».
10. Изготовление подставки для сотового телефона из компакт-дисков с добавлением крупного бисера на проволоке.
Тема № 5 Работа с природным материалом (2 занятия)
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством изготовления различных поделок из природного материала. Узнать различные виды природного материала и их свойства. Изготовление различных изделий из природных материалов.
Знать | Уметь |
Различные виды декоративно-прикладного искусства. Виды природного материала, его свойства и способы обработки. | Применять различные виды декоративно-прикладного искусства для изготовления изделий из природного материала. Различать виды природного материала, обрабатывать их различными способами. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы занятий с детьми в возрасте с 3 до 6 лет
1. Знакомство с различным природным материалом и поделками из него.
Аппликация из различных круп и семян на пластилиновой основе.
2. Поделки из шишек и желудей.
3. Поделки из колючек репейника.
4. Аппликация из сухих листьев «Бабочка» или «Рыбки».
5. Аппликация из яичной скорлупы «Миниатюра на пластилине».
Темы занятий с детьми в возрасте с 7 до 10 лет
1. Поделки из древесных грибов, шишек, желудей и др. материала.
2. Аппликации из яичной скорлупы.
3. Аппликации из сухих листьев, цветов, веточек на тканевом фоне.
4. Изготовление аппликации из срезов веточек.
5. Аппликации из соломки по эскизу, выбранному детьми.
6. Составление букетов из сухих трав и цветов с использованием коряг в технике «экибана».
Темы занятий с детьми в возрасте с 11 до 18 лет
1. Плетение из ивового прута «Подставка под горячее».
2. Изготовление «Вазочки-хлебницы» из ивового прута.
3. Плетение «Настенной розетки».
4. Аппликации из соломки (коллективная работа).
5. Аппликации из яичной скорлупы по рисунку, выбранному детьми.
6. Аппликации из сухих листьев, цветов, веточек на тканевом фоне.
7. Составление букетов из сухих трав и цветов с использованием коряг в технике «экибана».
Тема № 6 Работа с тканью и нитками ( 3 занятия )
Знакомство детей с различными видами изделий из ткани и ниток, различными видами ткани, меха, нитками разного качества, шнуром разной толщины, фурнитурой. Научить последовательности изготовления изделий из ткани, меха, ниток или шнура.
Знать | Уметь |
Различные виды ткани, меха, нитки разного качества, шнур разной толщины, последовательность изготовления изделий из ткани, меха, ниток и шнура. | Уметь различать виды ткани, меха, ниток и шнура. Применять последовательность изготовления изделий из ткани, меха, ниток и шнура. Уметь размечать ткань по лекалам или по выкройкам, резать ткань и выполнять ручные швы. Уметь выполнять различные виды узлов из шнура и изделия из ниток |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы занятий с детьми в возрасте с 3 до 6 лет
1 .Изготовление салфетки с бахромой.
2. Изготовление брелка из шерстяных ниток и пряжи «Гномик» или «Солнышко».
3. Изготовление игрушки из шариков меха «Ежик» или «Зайчик».
4. Изготовление помпонов из шерстяных ниток.
5. Изготовление игрушки из помпонов и искусственной кожи.
6. Изготовление куколки «Берегини» из шерстяных ниток.
7. Изготовление «Мартишонов» из ниток и кожи.
Темы занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет
1. Знакомство с тканью, беседа о мягкой игрушке. Изготовление мягкой игрушки по выбору детей.
2. Изготовление аппликации из ткани, с использованием швейной машины «Коллаж».
3. Держатель для карандашей из ткани, на картонной основе, с ватной набивкой «Кот» или «Попугай».
4. Вязание крючком прихватки или мочалки.
5. Плетение в технике «макраме» подвески на шею или браслета на руку.
6. Коллективная работа в технике «макраме» изготовление панно.
7. Изготовление картины-панно в технике «изонить» на картонной основе.
8. Моделирование и изготовление одежды для куклы Барби.
Темы занятий с детьми в возрасте от 11 до 18 лет
1. Знакомство с тканью, беседа о мягкой игрушке. Изготовление мягкой игрушки по выбору детей.
2. Изготовление аппликации из ткани, с использованием швейной машины «Коллаж».
3. Плетение в технике «макраме» подвески на шею или браслета на руку.
4. Коллективная работа в технике «макраме» плетение панно.
5. Изготовление картин-панно в технике «изонить» на картонной основе.
6. Изготовление игрушек и цветов из нитяных коконов и цветной бумаги.
7. Изготовление на швейной машине прихваток или грелки на чайник.
8. Гильоширование: выжигание на шелке салфеток или воротничков.
9. Моделирование и изготовление одежды для куклы Барби.
Тема № 7 Работа с глиной ( 2 занятия)
Знакомство с изделиями народных мастеров глиняных игрушек и с природным материалом – глиной. Научить различным приемам лепки изделий из глины. Познакомить с окончательной обработкой готовых изделий: грунтовка и кистевая роспись.
Знать | Уметь |
Знать разные виды глиняных игрушек, природные свойства глины и приемы лепки, приемы грунтовки и кистевой росписи изделий из глины. | Уметь применять различные приемы лепки для изготовления изделий, пользоваться стекой для работы с глиной, применять приемы и виды кистевой росписи изделий из глины. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы занятий для детей в возрасте от 3 до 6 лет
1. Краткие сведения о наиболее известных народных промыслах (Гжель, Дымково, Филимоново и др.) Лепка птички-свистульки.
2. Лепка рыбки.
3. Лепка овощей или фруктов.
4. Грунтовка и пробная кистевая роспись.
Темы занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет
1. Краткие сведения о наиболее известных народных промыслах (Гжель, Дымково, Филимоново и др.). Лепка птички-свистульки.
3. Лепка по выбору детей лошадки, петуха, динозаврика.
4. Вазочка под цветы.
5. Оправка-заглаживание губкой высохших изделий. Грунтовка и кистевая роспись.
Темы занятий с детьми в возрасте от 11 до 18 лет
1. Краткие сведения о наиболее известных народных промыслах (Гжель, Дымково, Филимоново и др.). Лепка индюка (по мотивам дымковских игрушек).
2. Лепка белочки, мишки, кошки, собаки (по выбору детей).
3. Лепка лошадки, петуха, динозаврика (по выбору детей).
4. Лепка вазочки под цветы.
5. Лепка «Барыни» по мотивам дымковских игрушек.
6. Оправка-заглаживание губкой высохших изделий. Грунтовка и кистевая роспись.
Тема № 8 Работа с кожей (2 занятия )
Знакомство с декоративно-прикладным искусством кожаной пластики. Знакомство с разными видами натуральных кож. Научить приемам работы с натуральной кожей, и последовательности изготовления изделия из кожи.
Знать | Уметь |
Знать различные виды, свойства натуральной кожи; последовательность изготовления изделий из кожи; знать законы композиции. | Уметь различать виды кожи, применять последовательность изготовления из кожи, уметь обрабатывать кожу различными способами и правильно составлять композиции на плоскости. |
Рекомендуемые темы для занятий
Темы занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет
- Вводная беседа из истории кожи и кожаных изделий. Изготовление брелка для ключей.
- Изготовление подвески-кулона из кожи.
- Изготовление броши «Ромашка».
- Изготовление заколки «Роза».
Темы занятий для детей в возрасте от 11 до 18 лет
- Вводная беседа из истории кожи и кожаных изделий. Изготовление брелка для ключей.
- Изготовление подвески-кулона из кожи.
- Изготовление броши «Ромашка».
- Изготовление заколки «Роза».
- Изготовление картины-панно «Букет цветов».
Тема № 9 Итоговая выставка
Подготовка детских работ к проведению выставки. Проведение выставки.
Методическое обеспечение программы
Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приемов работы
. Практическая часть занятия - основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения - совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами.
Метод наглядности используется на теоретических и «фактических занятиях - это показ детям, как держать и использовать в работе инструмент, показ основных используемых различных материалов и приемов работы с ними.
Важную роль выполняет здесь демонстрация образца картины, изготовленной руководителем или старшими детьми. Наглядность результата своей будущей работы стимулирует детей, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс.
Групповые занятия являются основным видом занятий. Количество детей в группе варьирует в зависимости от возраста, интеллектуального развития (2-7 человек).
Дети учатся работать и общаться в коллективе, сопереживать другим, быть благодарным за помощь и быть готовыми помогать окружающим. Выполнение заданий в группе воспитанников обычно происходит неравномерно, что продиктовано физиологическими и психологическими особенностями, поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми.
Программой предусмотрены индивидуальные часы для подготовки работ к выставкам, а также для работы с детьми, имеющими патологию в развитии.
Выбирая методы обучения и методические приемы с учетом знаний и практических навыков, методика обучения детей младшего дошкольного возраста отличается от той, которая применяется для детей школьного возраста.
Основным методом передачи информации детям младшего дошкольного возраста является репродуктивный метод - метод копирования. На этом этапе необходимо добиться от воспитанников точности и аккуратности в копировании образцов, а для детей школьного возраста не ставится задача точного повторения образца, а с его помощью вырабатываются желания усовершенствовать, изменить и желание творить самому.
Постоянно развивая интерес воспитанников к творческим занятиям выбираются такие формы их проведения, при которых предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию. Поощряется смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательства в использовании различного материала.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников, тактично помогая им в выполнении поставленной задачи, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия из того или иного материала. Большое значение в деле художественного и эстетического воспитания имеют экскурсионные занятия.
Посещения выставок и музеев развивают художественное восприятие, воображение, фантазию.
Экскурсии и прогулки, на природе благотворно влияют на познавательную мотивацию, расширению кругозора детей.
Участие в выставках различного уровня дают почувствовать воспитанникам значимость - и свою личную и своего творческого труда.
Работа с родителями - подключение родителей к сотворчеству с детьми, совместная работа по изготовлению самостоятельной работы помогает сближению родителей с детьми.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующим образом:
1. Групповые занятия.
2. Индивидуальные занятия. Занятия проводятся с детьми, требующими дополнительного внимания и коррекции, а также индивидуальные занятия необходимы для более кропотливой и продолжительной работы по подготовке к выставкам.
3. Теоретические занятия:
а) техника безопасности, инструменты, материал:
б) история возникновения декоративно прикладного искусства, его разновидность и использование различного материала:
в) знание основных терминов;
г) способов обработки и использования различного материала;
д) основы рисунка и композиции: симметрия, ритм, сочетание цветов, свет и светотень.
4. Практические занятия:
Практические занятия проходят по следующим темам:
а) освоение на практике технологических приёмов по изготовлению картин из природного материала (цветы, листья, соломка, тополиный пух, яичная скорлупа); из бросового материала (пластиковых упаковок, жести); из кожи; из солёного теста; из бумаги.
б) использование различного материала в изготовлении картин и поделок-сувениров.
- Экскурсионные занятия.
Посещение выставок проводимых в краеведческом музее города, в выставочном зале «Берегиня».
- Формы сотрудничества.
Дети участвуют в театральных постановках и различных смотрах-конкурсах, под руководством педагога – организатора.
Формы контроля
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем, усвоения программы. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка всегда носит объективный, обоснованный характер, т.к. критические замечания не по существу лишают ребят радости и могут вызвать нежелание продолжать работу.
Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных работ во время проведения итоговой выставки.
Воспитанники высказывают мнение о своей работе и работе товарищей. Руководитель подводит итоги. Система контроля включает в себя участие детей в выставках разного уровня (городских, областных, всероссийских), где ребята получают дипломы и грамоты, а также оценку своей творческой работы независимым жюри.
Динамика развития обучения, по программе, у детей прослеживается в индивидуальных картах реабилитации.
Обследование ребенка происходит по психолого-педагогическим показаниям:
контакт ребенка – взаимоотношения с детьми и взрослыми;
эмоционально-волевая сфера - активный, бодрый, пассивный, вялый; избалованность; неадекватное поведение; реакция на замечания; реакция на одобрения;
моторика – ведущая рука, согласованность действий рук;
уровень развития познавательной деятельности – занятия проходят по основной программе; ребенок проявляет интерес к занятиям; работоспособность – терпимо относятся к чужому воздействию (ребенка или педагога); на занятиях использует помощь взрослого; самостоятельная работа;
понимание обращенной речи – понимает речь педагога;
речевое развитие – произношение слов, терминов.
Принципы и условия построения коррекционно-развивающей работы
При организации реабилитационного процесса используются принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе коррекционно-воспитательной работы;
-обеспечение последовательности развития;
-наглядность; доступность;
- включение детей в активную творческую деятельность;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- опора на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Условиями построения педагогического процесса являются:
- вовлечение детей не только в воспроизводящую, но и творчески преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности:
- использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение знаниями и умениями;
- использование разных стимулов: деятельно- практических (соревнование, конкурс); словесно - деятельных (эмоционально - образный, проблемно – поисковый, общественно - оценочный).
Техническое оснащение занятий
Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет. Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением. Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают обучающиеся, шкафами, в которых хранится различный материал, наглядные пособия, литература, фотоальбомы по результатам работы на занятиях и различных выставок. Столы и стулья должны быть низкие и высокие для разного возраста детей.
Кабинет имеет шкафы для хранения инструментов, электронагревательных приборов, заготовок, рамок, стёкол для оформления и выполнения работ из природного материала и разного необходимого для работы материала. Комплект инструментов и приспособлений должен быть на каждого ребёнка. Инструменты и приспособления хранятся в отдельных коробочках, так чтобы не портились их рабочие части.
Дидактический материал
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие, о каком либо образце или выполнении задания. Способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. Образцы игрушек, выполненные детьми, дают точное представление о размере, форме, объёме изделий.
В качестве дидактического материала необходимо иметь хорошо оформленные рисунки и работы выполненные из различного материала для показа обучающимся, а так же всевозможные открытки и рисунки. Таблицы графического изображения и методической последовательности, их используют в качестве иллюстраций при объяснении нового материала как инструкции при выполнении изделий.
Инструменты и приспособления
Для выполнения работ для каждого обучающегося необходимо иметь: - пинцеты; -кисточки (щетина и мягкие);
- ножницы (разного размера и формы); -ножи-резаки;
-линейки; -электроприборы для выжигания;
-карандаши; -электропаяльники;
-ручки (с использованным стержнем); -циркули;
-ластики; -утюг;
-швейные иглы; -швейные машинки;
-шило; -гладильную доску;
-напёрстки; -круглогубцы;
-отвёртки; -вязальные крючки;
-секаторы или кусачки.
Материалы
- бумага: альбомная, цветная, бархатная, металлизированная, копировальная, калька, ватман, обои;
-картон: тонкий белый и цветной, гофрированный;
-нитки: № 40 разного цвета, мулине, шерстяные;
-шнур: бельевой, тонкий шёлковый, хлопчатобумажный;
-ткань: ситец, шёлк, мешковина, драп, трикотаж, капрон;
-мех: искусственный и натуральный;
-кожа: искусственная и натуральная;
-природные материалы: глина, соломка, ивовый прут, семена и крупы растений, высушенные листья, травы, цветы, шишки, жёлуди, яичная скорлупа;
-мука;
-соль;
-бросовый материал: жестяные банки, коробки разных размеров, использованные компакт-диски, пластинки, стержни, пробки от бутылок, бисер, проволока;
-пластилин;
-деревянные или фанерные доски;
-леска;
-свечи;
-спички;
-клей ПВА, «Момент», канцелярский;
-лак бесцветный быстросохнущий;
-краски: гуашь, водоэмульсионная;
-ДВП для основы картин.
Физкультминутки на занятиях
Выполнение трудовых заданий требуют от детей разнообразных движений, значительных мускульных усилий, заданного темпа и четкого ритма. Эти работы улучшают координацию движений, укрепляют скелетно-мышечную систему, закаляют легкие и сердце. Но основные виды работ по шитью, лепке, обработке деталей и других материалов выполняются в сидячем положении и не требуют движения различных групп мышц. При выполнении этих работ участвуют в основном мышцы рук. Чтобы правильно организовать труд детей в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, необходимо проводить физкультминутки, предусматривающие работу мышц ног, рук, спины, живота и шеи. Проведение упражнений физкультминутки, в течении 1-2 минут необходимы для снятия локального утомления, которые должны выполняться при появлении начальных признаков усталости.
Физкультминутки с использованием стихотворных текстов благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, обогащают словарный запас детей, развивают интерес к стихам, поэзии, русской речи.
На Руси умельцы жили,
Самовары мастерили,
Расписные петушки,
Красные гребешки,
Для здоровья, для порядку,
Утром делаем зарядку.
Раз присели, два присели,
За работу тихо сели.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется.
Стоя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.
1 – руки через стороны вверх – вдох;
2 – исходное положение – выдох;
3 – плавное движение рук вверх, смотреть на пальцы;
4 – руки вниз;
5 – приседание;
6 – исходное положение.
После слов «Солнце утром…» маховые движения руками, кружение.
Ветер Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
Дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «Тише, тише, тише …» дети приседают, на «выше, выше, выше…» - выпрямляются.
Цветок
Раз, два, три - выросли цветы,
К солнцу потянулись
Высоко – высоко!
Цветам тепло и хорошо!
Дети медленно поднимаются из положения сидя. Поднять руки вверх, потянутся. Обмахивать лицо руками.
Птицы
Стая птиц летит на юг, Птички начали спускаться,
Небо синее вокруг, На поляне все садятся.
Чтоб скорее прилетать, Предстоит им долгий путь,
Надо крыльями махать. Надо птичкам отдохнуть.
Дети машут руками, словно крыльями. Дети машут руками интенсивнее. Дети глубоко приседают и сидят несколько секунд.
Чайки
Над волнами чайки кружат. Мы теперь плывём по морю
Полетим за ними дружно. И резвимся на просторе.
Брызги пены шум прибоя, Веселее загребай
А над морем – мы с тобою! И дельфинов догоняй.
Дети выполняют волнообразные движения руками, изображая полёт птиц.
Дети выполняют плавательные движения руками.
Ножки
Мы погреемся немножко, Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
Мы потопаем немножко, Мы погреемся немножко,
Топ-топ-топ-топ-топ. Мы попрыгаем немножко,
Мы погреемся немножко, Прыг-скок, прыг-скок.
Мы похлопаем в ладошки,
Дети топают ножками. Дети хлопают в ладоши. Дети прыгают на двух ногах.
Пальчиковая гимнастика
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зелёного цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Газон засох
Раз, два, три, четыре, пять! А зачем ему спешить?
Вышел дождик погулять. Вдруг читает на табличке:
Шел неслышно, по привычке, «По газонам не ходить!».
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!».
И ушел. Газон засох.
Дети хлопают в ладоши. Руки вверх-вниз, круговые движения кистями рук. Кисти рук вверх. Кисти рук скрещивают – ножницы.
Лошадка
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок- чок- чок,
Скачет резвый табунок.
Дети сидят за партой, руки на столе ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Точильщики
Точим нож! Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
Дети имитируют движения точильщика: проводят ладонями то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.
Список используемой литературы
- Алексанин Н.Н. «Волшебная глина». М., 1998 г.
- Белецкая А.П. «Флористика». М., 2004 г.
- Бегтярёва Т.К. «Умные поделки». М., 1999 г.
- Гусева Н.Н. «365 фенечек из бисера». М.,2003 г.
- Гуляева В.Г. «Синяя птица. Самоделки». М., 1991 г.
- Геронимус Т.В. «Уроки труда – 3 класс». М., 2000 г.
- Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М., 1984 г.
- Дубровская Н.В. «Аппликация из бересты». М., 2008 г.
- Долженко Г.И. «100 оригами». Ярославль 2001 г.
- Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль 2004 г.
- Давыдова Г.Ж. «Пластилинография». М., 2007 г.
- Евстратова Л.М. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин». М., 1997 г.
- Иванова В. «Фенечки для девочек». М., 1999 г.
- Коваль М.Б. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Кружки пионерских и профильных лагерей». М., 1988 г.
- Конопович Т.К. «Мягкая игрушка». М., 2001 г.
- Каченаускайте Л.М. «Аппликация». М., 2004 г.
- Ковалёва И.А. Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в волшебную страну ИЗО». М., 2000 г.
- Крылова Т.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Инкрустация из соломки, флоры и тополиного пуха».
М., 2000 г.
- Козлов В.М. «Плетение из ивового прута». М., 1998 г.
- Ломакина В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов. М., 2002 г.
- Лученкова Е.С. «Как сделать нужные и полезные вещи». М., 2002 г.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М., 2007 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
М., 2007 г.
- Лыкова И.А. «Старичок-лесовичок». М., 2007 г.
- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров». М., 1990 г.
- Магина А.Р. «Подарки из бисера». М., 2007 г.
- Морозова О.А. «Волшебный пластилин». М., 2007 г.
- Новикова И.В. «100 поделок из природного материала». Ярославль 2001 г.
- Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения начальных классов. М., 2003 г.
- Перевертень Г.И. «Волшебная флористика». Донецк 2004 г.
- Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2». М., 2007 г.
- Попова Е. «Выбирай коня любого». М., 1989 г.
- Соколовская Л.М. «Знакомьтесь с макраме». М., 1985 г.
- Сержантова Т.И. «366 моделей оригами». М., 2001 г.
- Стародуб К.С. «Поделки из природных материалов для начинающих». Ростов-на-Дону 2006 г.
- Сорокина В.Л. Технология художественной обработки природных материалов. Шадринск 2001 г.
- Тарабарина Т.И. «Ёлочные игрушки». М., 2006 г.
- Филиппова С.М. «Изделия из кожи». Донецк 2002 г.
- Федотова В.А. «Макраме». Донецк 2008 г.
- Фесенко О.Г. «Макраме». Обнинск 1992 г.
- Хананова И.Н. «Соленое тесто». М., 2006 г.
- Чибрикова О.К. «Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков». М., 2007 г.
- Чернякова В.И. Технология обработки ткани 5 класс. М., 2001 г.
- Чибрикова О.К. «Поделки из кожи своими руками». Ульяновск 2007 г.
- Шахова Н.В. «Сувениры из кожи». М., 2006 г.
- Щербакова С.Е. «Оригами». М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"
Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"...
" Художественная обработка различных материалов"
Урок-мастерская по технологии во 2 классе. На уроке представлена работа с бросовым материалом. Сопровождается презентацией экологическогосодержания. На уроке применяются групповые и индивидуальные фор...
Урок технологии 2-В класс Художественная обработка различных материалов. «Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Верба».
Цель урока: расширение и закрепление знаний и умений по обработке бумаги; разметка, сгибание, резание и скручивание гофрированной бумаги; развитие творческой фантазии учащихся; воспитание чувств у...
Художественная обработка разных материалов. Рабочая программа для 2 класса.
Цель данного курса: создание условий для развития природных творческих способностей ребёнка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности. Программа кружковой работы раз...
Основы художественной обработки разных материалов. Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.
Урок по технологии в з классе. Содержит конспект урока по изготовлению филимоновской игрушки....
У" Художественная обработка бросового материала"
Уро- мастерская для об-ся 2 класса...
Урок технологии по теме " Художественная обработка материалов. Работа в технике папье – маше". Творческий проект « Чайная гостиная».
На данном уроке происходит закрепление знаний по обработке бумаги, учимся планировать свою работу, работать по образцу. Формируем интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепити...