"В мире цветов"
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Руднева Татьяна Николаевна

Конспект урока труда по теме "В мире цветов" содержит легенжы о цветах, а так же интересную технику выполнения цветов. Содержит презентацию к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_truda.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок труда по теме "В мире цветов"

Цель:

1. Ознакомить детей с легендами о цветах;  

2. развивать творчество; товарищескую взаимопомощь;

3. воспитывать любовь к родной природе; уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация к уроку, выставка рисунков по теме: «Мой любимый цветок», еловая шишка, цветные салфетки, цветочный горшок (выполненный в технике декупаж).

Ход урока:

I. Организационный момент

а) приветствие с классом;

б) проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение  Ларисы Кузьминской «В мире цветов»  

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Цветы, словно звезды, небесною кистью
Раскрашены ярко ... искрятся, лучатся...
Нам неба подарком  на сердце ложатся.

Учитель: Мы сегодня с вами поговорим о цветах, без которых наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах, около рек. С помощью цветов люди научились выражать свои эмоции, когда простыми словами их трудно описать. Бывая на улице, на лугу, в поле, на даче вы можете увидеть много удивительных и разнообразных цветов.

         А какие цветы вы любите больше всего? (рассматривают выставку рисунков)

         С цветами связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. С некоторыми из них мы сегодня с вами познакомимся.

III. Легенды о цветах (показ слайдов с использованием ИКТ)

1.  Легенда о подснежнике (слайд 2)

От дыханья весны

Тает снег, не спеша.

Рассветает подснежник –

Лесная душа.

Выглянул подснежник,
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной.

         Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в доме. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и понял, что ему такая хозяйка не помешала бы. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

2. Легенда об Анютиных глазках (слайд 3)

         В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, желтый– удивления, фиолетовый– печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду повстречала она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась вдаль и тихо угасала от тоски. А когда умерла, на ее могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.

3. Легенда о незабудке (слайд 4)

         Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, некого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей – то слабый тонкий голос:

-Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!

         Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так и ни кого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвет. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудка. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.

4. Легенда о ландыше (слайд 5)

В зарослях орешника, в низине

Где журчит по камушкам ручей.

Нежный ландыш живет в тени лощины

Убежав от солнечных лучей.

        Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.

         После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыш. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.

5. Легенда о васильках (слайд 6)

         Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: "Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы - благоухание и цвет, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья". "Я тебе благодарна, - отвечала нива. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви". "Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе". Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам и шепчут им нежные слова.

6. Легенды о кувшинке (слайд 7)
        Кувшинка - царица вод и цветок русалок. Кувшинка прекрасна! Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, непорочности и милосердия.

        Однажды, жила-была, прекрасная Мелинда. И за ней все время следил болотный царь. Глаза царя мерцали, когда он смотрел на красивую девушку, и хотя он был страшен как черт, все же он стал мужем Мелинды, а заполучить красавицу ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая издавна измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами, потянулась за одним из них, ступила на прибрежный пень, в котором затаился владыка трясины, и тот увлек на дно девушку. На месте ее гибели всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной. Этими цветами оказались водяные кувшинки.

7. Легенда о ромашке (слайд 8)

Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки.
Вот-вот, заиграют как дети, в пятнашки.

        Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи. Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.

     ...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли ромашки. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.

        А пастух, тем временем, с каждой слезинкой силу терял, которую ему передала лесная фея. И настал тот день, когда вся сила его ушла, и удача его покинула. Отвернулись от него люди. И вспомнил тогда пастух о своей фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, глядь - а всё поле ромашками усыпано. Стал он кликать лесную фею, да кругом была лишь тишина, только ромашки тянули к нему свои головки, словно ластились к нему. Махнул он на всё рукой и пошёл назад, к своим коровам.

 

        По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

        А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

        На ромашке гадали во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать "да", "нет", "сбудется", "не сбудется", пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом.

8. Легенда о гиацинте (рассказывает учитель) (слайд 9)

        Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще «цветком памяти» о Гиацинте.

        Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон. Часто навещали они своего друга на берегах Эврота в Спарте и проводили с ним время, то охотясь в густо разросшихся лесах, то развлекаясь спортом, в котором спартанцы были необыкновенно ловки и искусны.

        Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно — Гиацинт ни в чем не уступал богу.

Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нем вечно жила среди людей.

IV. Физминутка (дети имитируют насекомых, танцуют под музыку) (слайд 10)

V. Практическая работа (слайд 11-12)

а) учащиеся изготавливают цветок гиацинт в технике торцевание на еловой шишке.

Учитель: В нашей жизни много разных традиций, какие то мы чтим и соблюдаем, о каких то узнаём от родителей, а о каких то ничего не знаем. Но одна из распространенных традиций, которую любят и соблюдают все – это дарение подарков. Повод для того, чтобы порадовать близких, а заодно и самого себя, всегда найдется. Ведь скоро - 8 Марта. А что вы больше любите: дарить или получать подарки?

(давно известно: дарить подарки также приятно, как и получать. Разве это не радость – видеть улыбку и сияние глаз дорогого человека, чувствовать себя щедрым Дедом Морозом, просто волшебником, готовым осчастливить своих родных и близких людей).

        Подарок – это не только радость для дарителя, но и хлопоты, волнения и мучительный вопросы. Что подарить, как угодить, купить или сделать подарок своими руками?

Подарки бывают разные. Вспомните историю из сказки про Винни Пуха. Мудрая Сова подарила ослику Иа в день рождения его же собственный потерянный хвост. Очень полезная вещь для ослика.

Подарки бывают разные: полезные и эксклюзивные, коллекционные и “хоббитские” (от слова “хобби” – увлечение), символические и шутливые, официальные и денежные и т.д

VI. Обобщение урока.

        Оценивание работ учащихся.

Учитель: Я хочу закончить урок стихотворением:

Берегите цветы! Они нужны.
Они - как нежность, как любовь, как дети.
Сильнее зла, сильней всего на свете,
Сильнее смерти и сильней войны.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Я славлю тех, кто вырастил цветы.
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.

        Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическая игра "В мире цветов"

научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"

Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...

В мире цветов. Изготовление подснежника.

Интегрированный урок по окружающему миру и трудовому обучению в 3 классе....

Праздник для мам "В мире цветов"

Материал может использоваться для проведения праздника 8 Марта или Дня Матери....

2014 г. Открытое коррекционно - развивающее занятие "В мире цветов"

Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника.Они украшают природу, наш быт и просто радуют глаз человека.Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цветов"

Данная программа предназначена для работы с учащимися начальных классов. Цель программы: обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветоводства, привить практические умения и навыки  п...

внеурочное мероприятие по окружающему миру "В мире цветов"

Внеурочное мероприятие  "В мире цветов" по предмету окружающий мир.Тема урока "Осенние изменения в жизни растений"...