Техника 20-21 веков. Её современное назначение
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме
Бытовые, профессиональные , личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnodogiya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Техника XX – XXI веков. Её современное назначение ( бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами)
Цель: Показать особенности развития техники 20-21 веков, ее современное назначение.
Учебно-воспитательные задачи:
- Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
- Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
- Показать масштабы научно-технических достижений человечества.
Тип урока: изучение нового материала,.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала.
Введение в тему.
Определение целей.
Сегодня мы с вами должны выяснить особенности развития техники 20-21 веков,характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.
Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок.
- Работа с понятием НТР.
Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.
Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.
Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.
Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.
Беседа с классом
Вопросы:
- Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование.
- Что объединяет все эти определения?
- Какое бы определение вы дали НТР?
- В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?
Ответ:
Научно-технический прогресс | НТР |
НТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества. | НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. |
Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?
Ответ:
НТП | НТР |
Постепенное | Быстрые |
Поступательное | Глубокие изменения |
Эволюционное развитие общества | Превращение науки в в непосредственную производительную силу общества |
Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.
2. Характерные черты НТР
1) Универсальность, всеохватность.
НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.
Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2) Ускорение научно-технических преобразований.
Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)
Работа с учебником
Задание:
- Найдите пример в дополнительном тексте (с.130-135), который бы подтверждал эту черту НТР.
- Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.
Научное открытие | Внедрение в производство |
Солнечные батареи | 2 года |
Транзисторы | 3 года |
Атомная бомба | 6 лет |
Телевидение | 12 лет |
Рентген | 18 лет |
Радио | 35 лет |
Телефон | 56 лет |
Фотография | 112 лет |
3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.
4) Военно-техническая революция.
Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
3. Составные части НТР.
НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.
1) Наука и наукоемкость.
Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.
- В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).
Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции).
Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:
- Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
- В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.
2) Техника и технология.
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.
Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.
По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.
3) Производство: шесть главных направлений развития. (
Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.
Например:
- в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
- в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
- в связи – сотовые телефоны.
Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.
Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.
Комплексная автоматизация. (\
Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.
Перестройка энергетического хозяйства.
Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.
В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.
Производство новых материалов.
Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.
Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.
Ускоренное развитие биотехнологий.
Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.
Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.
Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас.
Космизация.
Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».
Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.
Управление: на пути к высокой информационной культуре.
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.
Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.
Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.
Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.
Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.
Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление –географическая информатика.
III. Итоги урока:
IV. Домашнее задание
Интересные факты
В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.
В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.
Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.
А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.
Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.
Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль
Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...
Наука и техника в 19 веке
Данная презентация используется на уроке окружающего мира по УМК "Планета знаний" по теме"Наука и тезника в 19 веке"....
Разработка урока технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники" 4 класс
Разработка урока технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники" 4 класс...
Презентация к уроку технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники"
Презентация к уроку технологии "Техника 20-21 веков. Дизайн техники"...
Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»
Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.Исследуя...
"Применение информационных техник графического представления информации на современном уроке в рамках ФГОС НОО"
Выступление на педагогическом совете о практическом применении техник графического представления информации учителями начальных классов на различных уроках....
доклад на МО «Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий»
Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологийВ настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и мет...