Рабочая программа с УУД по технологии 1 класс УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Программа создана с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_s_uud.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
ИМЕНИ Р.А. НАУМОВА г.о.г. Буй Костромской области
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от № | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по МР _____________ О.С. Александрова «___»___________2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________Н.А. Шмидт «___» ____________2011г. |
Приказ от «__» _________2011г. №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 1 а класса
на 2011-2012 учебный год
составила
Учитель начальных классов О.Е. Чистякова (категория высшая)
Буй - 2011
2. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным федеральным государственным стандартом образования.
Учебно-методический комплект:
- Учебник «Технология 1 класс» О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Москва: АСТ. Астрель, 2010 г.,
- Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой «Технология 1 класс» Москва: АСТ. Астрель, 2010 г.,
Цели:
• развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания’, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
• овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление красивых и нужных поделок, пробуждает у детей желание к последующей деятельности.
Задачи
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
• знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
• освоение технологических приемов (знакомство с инструментами и материалами, а также – техника безопасности при работе с ними);
• формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
• формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
• развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;
• формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
• формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.
Развивающие задачи:
• развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
• развитие речи, памяти, внимания;
• развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т. д.;
• развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т. д.;
• развитие коммуникативной культуры ребенка.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов в год 33
Количество часов в 1 п/г в неделю 1/всего 16
Количество часов во 2 п/г в неделю1/всего 17
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенности курса
Принципы прогpaммы
Для достижения заявленной цели программ вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими предметами. Oтбoр содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учетом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным и средней школой.
Содержание данной программы направлено на реализа цию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами худо жественно-технологической деятельности и развитие творческой одаренности ребенка. В результате дети, в со ответствии с их возрастными особенностями, учатся обра щаться с наиболее распространенными материалами, та кими, как пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, при родные материалы, крупы и пр., овладевают основными приемами мастерства, достаточными для того, чтобы су меть за короткое время сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, кото рой ребенок сможет гордиться.
Концентрический принцип построения курса способству ет изучению основных тем в несколько этапов, возвраще нию к ним на более высоком и углубленном уровне обоб щения и практического применения подачи материала. Учебный материал первого года обучения подается по те матическому принципу - он разбит на 7 крупных тем, которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков).
Основные разделы программы
В программе выделено семь структурных линий – семь разделов, реализующих концентрический и пошаговый принципы обучения, основанных на материале, с которым ведется работа, необходимых инструментах, и видов воздействия на эти материалы. Таким образом, формируются разделы, заявленные в учебнике как волшебные страны: работа с пластилином (Пластилиновая страна), работа с бу магой без помощи ножниц (Бумажная страна), работа с при родными материалами (Кладовая природы), работа с бумагой при помощи ножниц (страна Волшебных ножниц), работа с текстильными материалами (город Ткачей), работа с бумагой в технике оригами (страна Оригами) и работа с раз личными материалами с применением изученных технологий (страна Фантазия).
Внутри каждого раздела эти же принципы позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни че ловека и его творчестве. Например, перед непосредственной работой с пластилином школьники узнают о его «прабабушке» глине, о применении глины в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с использова нием этого материала, об истории возникновения собст венно пластилина, его отличии от глины. Затем в ходе экс периментов, лабораторных и практических работ учащиеся изучают свойства пластилина, которые и помогают им в
изготовлении поделок.
Все разделы программы тесно взаимосвязаны. На каждом уроке закладывается пропедевтический уровень новых знаний, что позволяет изучать очередную тему, опираясь на устойчивую конструкцию первоначальных представле ний, о сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмыслен но освоить обязательный материал, но и способствует использованию элементов опережающего обучения. Это делает процесс формирования обязательных навыков более разнообразным и выводит его на другой уровень примене ния изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Кроме того, учитывается принцип целостности содер жания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Так, например, при изучении темы «Город ткачей», уча щиеся пополняют свои навыки работы с ножницами, по лученные при знакомстве с темой «Бумажная страна». Та кой подход помогает сформировать у учащихся более пра вильную картину окружающего мира.
Принцип вариативности
Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умени ям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направле ния образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Инвариантная часть содержит учебный материал, обяза тельный для усвоения всеми учащимися, а также пропе девтический, необходимый для ознакомления для всех уча щихся.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, на допол нительное закрепление обязательного материала и обеспе чивающий индивидуальный подход в обучении. Вариатив ная часть включает в себя дифференцированные задания, различающейся по уровню сложности и объему, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситу ациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышле ния.
Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только одностороннего информа тивного изложения материала.
Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняют ся по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков по принципу от простого к сложному.
Виды работ на уроках
Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.
Каждая тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может быть: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.
Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами (ножницы, шило, игла) и материалами (клей, пластилин, семена). В силу возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном со блюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами и материалами в их практическом применении.
Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объеме, узнать основные свойства изучае мого материала, продиктованные технологией его произ водства или природными особенностями. Например, при изучении темы «нити и веревки» в ходе лабораторной ра боты выявляется, что нити и веревки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость, прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различ ными способами, разделять на волокна. Попутно рассмат риваются свойства ваты, как сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы изготовле ния нитей и веревок (прядение, скручивание, складывание, сплетение).
Нередко в ходе урока учащиеся проводят такой вид работы, как эксперимент. Для ребенка выполнение лабора торной работы – уже экспериментирование, но иногда для заострения внимания на особо важных моментах применяется именно эта терминология. проводя эксперимент, ре бенок в таких случаях строит предположение (гипотезу), которое затем. подтверждается или опровергается, и делает
вывод.
Практические работы помогут пошагово отработать каждый новый прием и навык до изготовления поделок. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы материалы (пластилин, бумага, листья) почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных ра ботах, играх и фокусах.
Отдельного внимания заслуживает рубрика «Школа ЮНОГО мастера». Это – сочетание практической работы с изготовлением поделки и экспериментом. В отличие от изготовления базовой поделки, для которой характерен по шаговый алгоритм выполнения, подробно описанный в учебнике, в школе юного мастера даны иллюстрации – ре зультаты работ, к которым ребенок должен прийти само стоятельно, продумывая этапы работы, способ изготовле ния, разработку плана и элементов поделки.
Игра, как ведущая деятельность младшего школьника – органичная часть запланированной работы на уроке, по зволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы ра боты. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель и придает игре нужное направление.
Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.
Благодаря этому, на каждом уроке дети успевают сде лать не только несколько индивидуальных поделок, но и яркую коллективную поделку, которая является замечатель ным украшением для праздника, интересным наглядным по собием для других предметов. Кабинет каждую неделю бу дет оформлен руками детей, а к любому празднику не по требуется покупных декораций.
Выполняя лишь задания инвариантной части учебника, ученики смастерят около 100 ярких оригинальных и эф фектных поделок – индивидуальных и коллективных.
Вариативная часть с творческими и дифференцированными заданиями, направленными на отработку знаний и умений, предполагает добавление еще более 120 поделок. Все они выполняются из доступных материалов, без помо щи взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы для оформления каби нета и в качестве подарков и сувениров.
После окончания каждого раздела, проведения контрольного теста и подведения итогов, каждому ребенку вручается красочный диплом, подтверждающий успешное завершение нового этапа обучения.
Все это позволит учащимся творить, используя полученные знания и представления, создавать разнообразные, сложные, нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты, не ограничиваясь рамками урока.
Каждую поделку ребенок также легко может смастерить дома самостоятельно. Дети учатся дарить окружающим по дарки, сделанные своими руками, ощущают их ценность, необычность и оригинальность.
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда, личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами;
- правила организации рабочего места;
- правила и приёмы обработки материалов и сборки изделия;
- правила и приемы разметки и контроля по шаблону, сгибанием, на просвет;
- правила и приемы контроля практических действий предусмотренных программой;
- правила общения.
Учащиеся должны уметь:
- различать, использовать по назначению и бережно использовать материалы и инструменты, предусмотренные программой;
- соблюдать правила безопасности труда;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- резать бумагу, ткань ножницами по линиям разметки; крепить детали из бумаги клеем;
- контролировать правильность выполнения своих действий;
- работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими.
При освоении предметной области «Технология» обучающиеся должны получить возможность:
· усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, приобрести навыки самообслуживания, усвоить элементарные правила и овладеть технологическими приемами ручной обработки доступных материалов, усвоить правила рациональной безопасной работы ручными инструментами;
· использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;
· приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
· приобрести и развить навыки успешного применения коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий;
- приобрести первоначальные знания о правилах создания гармоничной предметной среды и овладеть первоначальными умениями применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; – формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных
- Содержание учебного предмета
1. Работа с пластилином (5 ч)
Знакомство с учебником, его структурой. Пластилин как поделочный материал. Отпечатывание. Приёмы лепки. Вырезание из пластилина.
Практическая деятельность.
--Объёмная лепка.
--Лепка на каркасе.
--Объёмное конструирование.
2. Работа с бумагой (12ч)
1) Работа с бумагой без помощи ножниц (4ч)
История возникновение письменности и бумаги. Свойства бумаги. Мозаика. Витраж. Приёмы работы с бумагой и клеем.
Практическая деятельность.
--Обрывание.
--Мозаичная обрывная аппликация.
--Обрывная аппликация по контуру.
2) Работа с бумагой при помощи ножниц (4 ч)
История возникновение ножниц. Правильное обращение с ножницами. Вырезание крупных и мелких фигур. Поделки из вырезанных деталей. Объёмное украшение из бумаги. Растяжные украшения из бумаги.
Практическая деятельность
--Вырезание по контуру.
--Плоскостная аппликация.
-- Объёмное конструирование.
-- Гирлянды.
3) Работа с бумагой в технике оригами (4ч)
История развития искусства оригами. Базовые формы оригами. Базовые приёмы техники оригами. Летающие и плавающие модели. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы. Самостоятельный произвольный раскрой деталей ,продумывание последовательности этапов работы, Разработка композиции и воплощение этого плана в жизнь. Самоконтроль и оценка своей работы.
Практическая деятельность.
--Складывание.
-- Объёмное конструирование.
-- Подвижные модели.
3. Работа с природным материалом (5ч)
Многообразие природного материала. Флористика. Скрепляющие материалы. Правила работы с семенами растений и ягод. Объемная аппликация из природного материала. Плоскостные аппликации из семян. Имитация наскальной росписи. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Практическая деятельность.
-- Плоскостная аппликация.
-- Объёмная аппликация.
-- Объёмное конструирование.
4. Работа с текстильным материалом (5ч)
1) Нити и верёвки.
Ознакомление с процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Особенности работы с ватой. Декоративное и функциональное применение нитей и верёвок. Знакомство с иглой, шилом и их практическое назначение, навыки работы с ними. Технология завязывание узелков, Вдевание нити в иголку, вышивание, пришивание пуговиц на картонной основе. Ознакомление с видами швов
Практическая деятельность.
-- Прядение
-- Кручение
-- Свивание
-- Плетение
-- Аппликация
2) Ткань
Ознакомление с тканями различного вида. Изготовление плоскостной аппликации из текстильных материалов. Разметка и раскрой ткани по шаблону – выкройке. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов. Самостоятельный произвольный раскрой деталей, продумывание последовательности этапов работы, разработка композиции и воплощение плана в жизнь. Самоконтроль и оценка своей работы.
Практическая деятельность.
-- Раскрой
-- Аппликация
-- Вышивка на картонной основе
-- Пришивание пуговиц на картонной основе
5. Работа с различными материалами с применением изученных технологий (6ч)
Техника прорезания бумаги. Пространственное конструирование. Декорирование и предание поделкам индивидуальных черт. Освоение технологии работы с новыми материалами(воздушный шар, картонный цилиндр). Технология перенесения точного рисунка с шаблона на бумагу. Патриотическое воспитание на основе Дня космонавтики.
Наблюдение за сочетаемостью и контрастом круп. Изготовление объёмных сувенирных поделок на основе куриных яиц и круп различных сортов. Изучение русских народных традиций.
Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Оформление класса к последнему звонку. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Практическая деятельность
--Сочетание изученных видов деятельности.
7. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы по технологии Личностные
У учащихся будут сформированы:· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;· понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; · представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире; · понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:· устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;· привычка к организованности, порядку, аккуратности;· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;· чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные Учащиеся научатся:· использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);· правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;· отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; · изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;· решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;· творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;· понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);· понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные Учащиеся научатся:
· самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
· руководствоваться правилами при выполнении работы;
· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
· создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
· понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
· формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
· выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
· в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
· проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
8. РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Ко-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организации познаватель ной деятельности | Формы контроля | Организация самостоятельной деятельности | Наглядность, ИКТ | Примечание | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |||||||||||
Пластилиновая страна | 5 | ||||||||||||
1 | Вводный урок Пластилиновый мир и его законы | 1 | Комбини рованный | Уметь работать с учебником. Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, его свойства, делать оттиски – отпечатки | Усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, наблюдать связи человека с природой и предметным миром | Формировать уважительное отношение к иному мнению Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Фронталь-но-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Проводить эксперименты при изучении свойств пластилина | Учебник с. 4-8, рабочая тетрадь с. 3, большая ваза для цветов | |||
2 | Волшебные превращения комочка пластилина | 1 | Комбини рованный | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, используя изученные приемы (раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание) | Организовывать свою деятельность подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты | Формировать эмоционально – нравственную отзывчивость | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка, самоконтроль | Изготавливать поделки: «Забавная рожица», «Одуванчик» | Учебник с. 10-15, рабочая тетрадь с. 4 -5 | |||
3 | Пластилин-строитель | 1 | Комбини рованный | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, выполнять их отделку, используя изученные приемы (кубик, конус, вырезание из пластилина) | Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; развивать ассоциативное мышление. | Развитие доброжелате льности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Применять различные способы лепки валиков при изготовлении поделок: «Мешочек», «Веселые зверята», «Чудо – дерево» | Учебник с. 19-23, рабочая тетрадь с. 6- 7 | |||
4 | Пластилиновая сказка | 1 | Комбини рованный | Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь выполнять декоративное оформление изделий из пластилина | .Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу декоративного оформления изделий из пластилина | Фронтаьно-индивидуаль ная работа. Работа в парах. | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельно лепить изделия для замка (кирпичи, окна – бойницы, башни) | Учебник с. 26-27 | |||
5 | Калейдоскоп заданий. | 1 | Урок -отчет | Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь выполнять работу аккуратно, технологически правильно, эстетично, лепить по образцу, на заданную тему | Усвоить элементарные правила и овладеть технологическими приемами ручной обработки доступных материалов | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия | Индивидуаль ная работа | Текущий Само-контроль | Самостоятельная поделка «Домик поросенка» | Учебник с. 28-29 | |||
Бумажная страна | 5 | ||||||||||||
6 | История бумаги. Законы бумажного мира | 1 | Комбини рованный | Знать: - свойства бумаги, приемы работы с бумагой. Уметь изготовлять изделия из бумаги, используя изученные приемы, осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности | Усвоить правила рациональной безопасной работы ручными инструментами | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельная поделка: «Одноцветная бабочка», «Двухцветная бабочка» | Учебник с. 30-36, рабочая тетрадь с. 8 | |||
7 | Мозаика бумажной мостовой | 1 | Комбини рованный | Уметь разрывать бумагу по прямым линиям. Знать: - правила безопасной работы с клеем; - приемы работы с бумагой и клеем; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу, осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Индиви-дуальная работа | Текущий. | Используя приемы обрывной мозаики составить поздравительную открытку | Учебник с. 37-43, рабочая тетрадь с. 9, 10 с 41-42 | |||
8 | Бумажные силуэты | 1 | Урок – кон курс | Знать: - приемы обрыва по контуру. Уметь работать с бумагой и клеем | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Используя приемы обрыва по контуру делать поделки: «Улитка – Торопыжка», «Облака – белогривые лошадки», «Цыпленок» | Учебник с. 30 -31,45, рабочая тетрадь с.11- 13 с. 43-44, 47 | |||
9 | Бумажная история | 1 | Комбини рованный | Знать приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу, технику обрыва по наметке, отделение от общего листа Уметь выполнять поделки в стиле обрывной аппликации. | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Индивидуаль-ная работа | Текущий Само-контроль | Используя приемы обрыва по контуру делать поделки на тему: «На дне морском», «Морское царство» | Учебник с. 49, рабочая тетрадь с. 13, 27 -29, с. 45 – 46, 49 | |||
10 | Калейдоскоп заданий. Обрывная мозаичная аппликация | 1 | Урок – отчет | Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости, правила безопасной работы с клеем, приемы работы с бумагой и клеем. Уметь создавать изделия по собственному замыслу | Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Индивидуаль- ная работа | Текущий Самоконтроль | Создание подарка для друзей, применяя обрывную мозаичную аппликацию | Учебник с. 50-51 | |||
Кладовая природы | 5 | ||||||||||||
11 | Сокровища природной кладовой | 1 | Урок – экскурсия | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом; - различать породы деревьев , наблюдатье за формами и образами природы | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму) | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Индивидуаль- ная работа | Текущий Самоконтроль | Самостоятельно сконструировать свою птичку | Учебник с. 52-56, рабочая тетрадь с. 14 | |||
12 | Конструктор- природа | 1 | Комбини рованный | Знать: - правила безопасной работы с семенами; - способы скрепления. Уметь создавать скульптуры из природных материалов | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Создать объемную аппликацию на тему: «Портрет осеннего месяца» | Учебник с. 57-61-5, рабочая тетрадь с. 15 | |||
13 | Кружево листьев | 1 | Комбини рованный | Знать основные способы соединения изделий. Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельная поделка из листовой крошки | Учебник с.63-64, рабочая тетрадь с. 16 – 17 | |||
14 | Мозаика семян | 1 | Комбини рованный | Знать основные способы работы с семенами: конструктор, мозаика, комбинирование Уметь выполнять плоскостные аппликации из семян | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Удобным для себя способом работать с семенами, сделать поделку – аппликацию | Учебник с. 66-69, рабочая тетрадь с. 18 – 19, 21 – 22 | |||
15 | Калейдоскоп заданий | 1 | Урок отчет | Знать: - основные приемы работы с природными материалами; - приемы создания композиций на плоскости. Уметь создавать изделия по собственному замыслу с использование изученных природных материалов | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнениинесложных проектов | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Удобным для себя способом работать с семенами, сделать поделку. | Учебник с. 71 -73 | |||
Страна волшебных ножниц | 4 | ||||||||||||
16 | История возникновения ножниц. Золотые ножницы | 1 | Комбини рованный | Знать: -правила безопасной работы с ножницами, - приемы создания композиций на плоскости Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Поделка «Веселая маска». При вырезании геометрических фигур создать «Сказочного дракона» | Учебник с. 74-75, рабочая тетрадь с. 20, 47 – 50 | |||
17 | Зимняя сказка из бумаги | 1 | Комбини рованный | Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги. Уметь создавать изделия по собственному замыслу | Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Индивиуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Применяя приемы изготовления украшений из бумаги делать поделки: «Объемная гармошка», «Цепочка из бумажных колец», «Гирлянда – растяжка. | Учебник с.74-75, 84, рабочая тетрадь с. 51 52, | |||
18 | Волшебная снежинка | 1 | Комбини рованный | Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий. Уметь создавать изделия по собственному замыслу | Проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Применяя приемы изготовления украшений из бумаги делать поделки: «Волшебная снежинка», « Нежная снежинка» | Учебник с. 87, рабочая тетрадь с. 172 | ||||
19 | Бумажный карнавал | 1 | Комбини рованный | Знать приемы рационального использования материала. Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям; | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Применяя приемы изготовления украшений из бумаги делать новогодние маски | Учебник с. 74-75, рабочая тетрадь с. 61 – 62, 82- 90 | ||||
Город ткачей | 5 | ||||||||||||
20 | От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков | 1 | Комбини рованный | Знать способы изготовления нитей. Уметь: - выполнять аппликации из ваты и самодельных нитей | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельно делать нить из ваты, веревку из нитей. | Учебник с. 96-101, рабочая тетрадь с. 25 -26, 84 | |||
21 | Иголка-вышивальщица | 1 | Комбини рованный | Знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять наметочный шов | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаи-мопро-верка, самоконт-роль | Самостоятельно завязывать узелок | Учебник с. 102 – 103, рабочая тетрадь с. 63 – 64 | |||
22 | Пришивание пуговиц | 1 | Комбини рованный | Знать правила работы с иглой и ножницами. Уметь пришивать пуговицы, выполнять работу аккуратно | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий, самоконт-роль | Самостоятельное пришивание пуговиц на картонной основе пуговиц | Учебник с. 104-110, рабочая тетрадь с. 85 | |||
23 | Царство ткани | 1 | Комбини рованный | Знать виды, свойства ткани Уметь выполнять аппликации из ткани по собственному замыслу. | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий | Делать из ткани поделки – аппликации по образцу | Учебник с. 112-115, рабочая тетрадь с. 75 – 76, 86 | |||
24 | Калейдоскоп заданий | 1 | Урок отчет | Знать: - основные приемы работы с тканью; - приемы создания композиций на плоскости. Уметь создавать изделия по собственному замыслу | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей Подбирать информацию из различных источников. | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий.Само-оценка | Делать из ткани поделки «Сердечный сувенир», «Праздничные сердечки» | Учебник с. 122 – 123 | |||
Страна оригами | 4 | ||||||||||||
25 | Родом из Японии. Волшебный квадрат | 1 | Комбини рованный | Знать: - что такое оригами. Уметь: изготовлять квадрат из прямоугольника | Подбирать информацию из различных источников. | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка, самоконтроль | Самостоятельно сделать «Конвертик « Письмо солдату», «Прием изготовления квадрата из прямоугольни ка» | Учебник с. 127 – 131, рабочая тетрадь с. 88 | |||
26 | Цветочное оригами | 1 | Комбини рованный | Знать: - что такое оригами. Уметь: - изготовлять поделки, выполнять различные приемы подвижных соединений на основе базовой формы – бутон | Подбирать информацию из различных источников. | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Индивидуальная работа | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельно сделать поделки: «Тюльпан» (бутон), «Тюльпан» (распустившийся цветок) | Учебник с. 124-125,133, 134 | |||
27 | Бравая бумага | 1 | Комбини рованный | Знать: - что такое оригами Уметь: -изготовлять украшения на основе формы «конверт», на базе двойного треугольника | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Самостоятельно сделать поделку: «Бабочка» | Учебник с. 135 - 137, рабочая тетрадь с. 37 – 38 | |||
28 | Калейдоскоп заданий | 1 | Урок отчет | Знать: - что такое оригами; Уметь: - выполнять различные приемы подвижных соединений, создавать изделия по собственному замыслу на основе изученных базовых форм | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий (самопроверка) | Самостоятельно сделать поделки: «Треуголка», «Украшение на треуголку», «Кокарда» | Учебник с. 140-141 | |||
Страна фантазии | 5 | ||||||||||||
29 | Веселые проделки бумаги Урок-игра | 1 | Знать: - что такое оригами. Уметь: -изготовлять поделки на основе формы «конверт» | Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий | Применяя технику прорезания бумаги по краю или в середине листа выполнить Учебник с. 4-5, рабочая тетрадь поделки: «Многоликая маска», «Говорящие игрушки» | Учебник с. 142-143, рабочая тетрадь с. 65 – 67 | ||||
30 | Играем с поделками | 1 | Урок-игра | Знать: - что такое оригами. Уметь: - изготовлять открытки-розыгрыши с прорезью и выгибанием | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий | Используя приемы завязывания воздушного шарика без нити и с нитью выполнить поделки: «Галактика на шарике», «Дневной телескоп» | Учебник с. 151-153, рабочая тетрадь с. 79 – 80 | |||
31 | Урок-игра Подарок курочки Рябы | 1 | Урок-игра | Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий (самопроверка) | Удобным для себя способом соединять между собой различные материалы и использовать их для поделок | Учебник с. 154-156 | |||
32 | Бумажные вестники мира | 1 | Комбини рованный | Знать приемы гофрирования бумаги. Уметь: - выполнять поделки с прорезанием и гофрированием бумаги | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Поделка «Необычная аппликация» | Учебник с. 157-158, рабочая тетрадь с. 71 – 72 | |||
33 | Праздничные поделки | 1 | Комбини рованный | Знать приемы гофрирования бумаги. Уметь: - выполнять поделки с прорезанием и гофрированием бумаги | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач |
9. Обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
- Учебник «Технология 1 класс» О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Москва: АСТ. Астрель, 2010 г.,
- Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой «Технология 1 класс» Москва: АСТ. Астрель, 2010 г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федеральный государс...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний"
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, программа "Планета Знаний". Материал содержит пояснительную записку и калентарно-тематическое планирование ( стандарт 2004)...
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
В программу включены основные требования к уровню ученика, оканчивающего 3 класс по программе Планета Знаний, а также в разделе поурочное планирование добавлены активные ссылки на ЭОР для подготовки к...
рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку, УМК "Планета знаний"...
рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа поокружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"...