First rules (первые правила) для учителя начальных классов
методическая разработка (технология) по теме
В дан6ной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей программы и современного урока согласно требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_uchitelyu.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«First rules (первые правила) для учителя начальных классов
при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС»
Коровникова Любовь Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ № 41 города Нижнего Новгорода, стаж работы: 17 лет.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
На сегодняшний день в рамках введения ФГОС учитель начальной школы сталкивается с основными вопросами:
- Как спроектировать Рабочую программу?
- Какая структура урока отвечает требованиям ФГОС?
В данной статье мы попытались изложить своё видение данной проблемы.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих прописано, что учитель «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся».
Каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на ФГОС начального общего образования и базисный учебный план школы, а также на примерные программы по отдельным учебным предметам начального общего образования, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога.
Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом как нормативно-управленческий документ, определяющий условия организации собственной педагогической деятельности.
Следовательно, рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации основной образовательной программы ступени начального общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- дополнительные образовательные программы;
- программы внеурочной деятельности.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам;
- примерных программ по отдельным учебным предметам и авторских программ;
- примерных программ по отдельным учебным предметам и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
Примерная программа
Авторская программа
Рабочая программа
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Процесс разработки рабочей программы учебного предмета включает в себя:
- изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога;
- анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации Основной образовательной программы начального общего;
- изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся;
- разработку рабочей программы;
- рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;
- согласование рабочей программы заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
- утверждение рабочей программы директором.
Мы рассматриваем три варианта разработки и оформления рабочих программ.
Вариант первый — использование примерной программы.
В данном случае рабочая программа включает в себя:
- пояснительную записку с указанием внесенных изменений (если таковые имеются), с указанием УМК, которые используются для реализации данной программы;
- учебно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся.
Вариант второй — использование имеющейся авторской программы. В пояснительной записке указывается УМК, которые используются для реализации данной программы и разрабатывается учебно-тематическое планирование с указанием сроков (если не предусмотрено авторами).
Вариант третий — использование авторской программы с внесенными изменениями. В пояснительной записке указывается УМК, которые используются для реализации данной программы, указываются внесенные изменения и разрабатывается учебно-тематическое планирование.
Существует множество технологий разработки рабочей программы. Мы предлагаем учитывать два основных компонента: адресность (для кого) и авторство (кто).
Примерная структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Основное содержание
- Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета
- Календарно-тематический планирование
Титульный лист
Пояснительная записка содержит
- краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы и учебно-методического комплекта;
- характеристику места учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
- цели и задачи реализации учебного предмета;
- характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей;
- обоснование возможностей учебного предмета в формировании и развитии универсальных учебных действия.
Если учитель вносит в авторскую программу модификационные изменения, то в пояснительной записке они отражаются и обосновываются. Вариант третий — использование авторской программы с внесенными изменениями.
- какой раздел дополнен новыми темами,
- увеличение количества часов на тот или иной раздел, тему,
- перераспределение количества часов внутри раздела, темы,
- изменение последовательности изучения учебного материала и т.д.
В пояснительной записке также необходимо указать:
Например: рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
- с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК «Планета знаний» (авторская программа курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.)
- с особенностями Образовательной программы школы.
Основное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного курса, включают в рабочую программу, если:
- в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения;
- авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебно-методическому комплекту;
- авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, но рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по внеурочной деятельности и дополнительным образовательным курсам)
Требования к результатам обучения и уровню освоения предмета рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
Календарно - тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:
- наименование раздела программы и количество часов на раздел;
- № и тип урока;
- темы отдельных уроков, расположенные в последовательности и в соответствии с логикой изучения учебного материала;
- характеристика деятельности учащихся (УУД);
- виды контроля, измерители образовательных результатов;
- планируемые результаты;
- домашнее задание.
Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
После согласования рабочая программа принимается на педагогическом совете, на титульном листе ставится: ПРИНЯТО. Протокол заседания педагогического совета от 00.00.0000 №00 (сверху слева) и утверждается директором общеобразовательного учреждения (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС
Организация образовательного процесса на принципах деятельностного подхода предполагает использование наряду с традиционными ряд новых организационных форм:
- урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
- лаборатория – место для решения исследовательских и проектных задач;
- учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими образовательными проблемами;
- групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
- самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
- разноуровневые задания по освоению ведущих тем курса;
- задания на отработку предметных способов действий и закрепление предметных знаний.
Понятие «Урок» на современном этапе определяется исходя из двух позиций:
Традиционно | ФГОС |
|
|
Типология уроков, основанная на структуре универсальных учебных действий
Тип урока | Виды уроков |
Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности |
|
Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность | 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия |
Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности | Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации Аналитический урок - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Урок постановки и решения проблем |
Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество | Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров |
Система объяснительно-иллюстративного обучения построена на дидактических принципах:
- Принцип наглядности
- Принцип научности
- Принцип преемственности
- Принцип доступности
- Принцип системности
- Принцип сознательного усвоения знаний
Система деятельностного обучения построена на следующих принципах:
- Принцип управления развитием
- Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
- Принцип исследования и поиска
- Принцип моделирования
- Принцип соответствия содержания и формы
Типология уроков в сравнении
Традиционно | ФГОС |
|
|
В рамках введения ФГОС представление учителя о современном уроке должно измениться согласно следующим правилам:
- Ученик - субъект учебной деятельности.
- Представление различных источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления, ИКТ.
- Структура урока динамична - набор разнообразных действий и операций, объединенных в целенаправленную деятельность.
- Учитель поддерживает инициативу ученика и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной (право выбора).
- Целью учителя является организация индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
- Оценивается не только предметные знания и умения, но и сформированность УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
First rules (первые правила) для учителя начальных классов
В дан6ной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей про...
First rules (первые правила) для учителя начальных классов
В дан6ной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей про...
Представление на первую квалификационную категорию учителя начальных классов.
Представление на первую квалификационную категорию учителя начальных классов Овчинникову Любовь Геннадьевну ...
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.
Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в к...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория
Представлена разработанная рабочая программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...