Примерная программа по технологии
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Примерная программа по технологии и тематическое планирование для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Primernaya_programma_po_tehnologii.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

                    Настоящий этап развития общества отличается интенсивным
внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обе обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция
нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающего поколения, владеющего технологической
культурой,
 готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для  этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиции, а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
                   Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивна я предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиции своего и других народов и уважительно относиться к ним.

                            Значение  и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать спорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В  нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
                              Практико-.ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Он и отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).
В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
                Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально -эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

                   Математика моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, темами, именованными числами.

               Изобразительное искусство использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
             Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно- художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
            Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

               Литературное чтение — работа с текста ми для создания образа, реализуемого в изделии.
            Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих
задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование картины материальной и духовной культуры как. продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

 — формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знании и умении;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих. целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования. хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
               Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса. так и в реальных жизненных ситуациях.
                Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда. элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


       Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных деиствий.

Основные содержания линии

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы

деятельности). Основы культуры труда. Самообслуживания.

            Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира архитектура. техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).
           Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера
 и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

            Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

                 Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

                  Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
                 Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
                 Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

             
                 Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
                Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов, экономная разметка обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия: проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей отрывание, резание ножницами. канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование  и др.), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное. винтовое и др. виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка. аппликация и др.).

                  Использование измерений и построений для решения практических, задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,  эскиз развёртка схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза. сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, Эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование.

        Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

        Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр)
4. Практика работы на компьютере.

           Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

           Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение  безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
             Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер.
Использование рисунков из ресурсов компьютера, программ Word и  Power Point

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

— Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов. способов их обработки. Конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели,
условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов. материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы)
          К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологическом подготовки, которые включают:
• элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческом культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

 • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку,  отделку изделия; проверку изделия в действии;

• достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

• умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
• овладение такими универсальными учебными действиями. как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной  технологической деятельности, осуществление объективного  самоконтроля и оценка собственном деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

• умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный;
развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность. трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к  старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.


Тематическое планирование в 1 классе

(1 час в неделю 33 часа)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Организация рабочего места. Правила рационального использования инструментов и приспособлений.

Исследовать  конструктивные особенности используемых инструментов.

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Исследовать (наблюдать, сравнивать) доступные материалы: их виды, физические свойства, технологические свойства – способы обработки материалов.  

Общее представление о технологическом процессе. Плоскостное конструирование.

Последовательность практических действий и технологических операций. Разрезание бумаги по прямой; приёмы склеивания.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделия.

Общее представление о технологическом процессе. Плоскостное конструирование.

Последовательность практических действий и технологических операций. Разрезание бумаги по прямой, приёмы склеивания.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделия.

Создавать мысленный образ конструкции.

Технологические операции ручной обработки материалов – изготовление аппликации из бумаги.

Подбор материалов и инструментов. Разметка по шаблону.

Исследовать приёмы работы приспособлениями (шаблон) и инструментами

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Экскурсия в парк. Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков технологии.

Наблюдать приёмы заготовки и хранения природных материалов.

Технологические операции ручной обработки материалов (ткани)

Приёмы работы с иглой. Отделка изделия  текстильной графикой.  

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Технологические операции ручной обработки материалов (ткани)

Приёмы работы с иглой. Отделка изделия  текстильной графикой.  

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приёмы работы с иглой. Техника «изонить»  

Участвовать в совместной творческой деятельности.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приёмы работы с иглой. Техника «изонить»  

Участвовать в совместной творческой деятельности. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Технологические операции ручной обработки материалов (ткани)

Приёмы работы с иглой. Отделка изделия  текстильной графикой.  

Участвовать в совместной творческой деятельности.

Симметричное вырезание из бумаги. Техника киригами.

Подбор материалов и инструментов. Формообразование деталей (сгибание, складывание)

Соблюдение приёмов безопасного и рационального труда.

Симметричное вырезание из бумаги. Техника киригами.

Подбор материалов и инструментов. Формообразование деталей (сгибание, складывание)

Соблюдение приёмов безопасного и рационального труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Технологические операции ручной обработки бумаги приёмами сминания, разрывания.

Подбор материалов и инструментов. Формообразование деталей (сминание разрывание)

Создавать мысленный образ аппликации.

Технологические операции ручной обработки бумаги.

Художественное конструирование на основе приёмов симметричного вырезания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации.

Создавать мысленный образ изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Технологические операции ручной обработки бумаги.

Художественное конструирование на основе приёмов симметричного вырезания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации.

Создавать мысленный образ изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Технологические операции ручной обработки материалов (засушенных листьев)

Последовательность практических действий технологических операций.

Создавать мысленный образ аппликации.

Технологические операции ручной обработки материалов (засушенных листьев)

Последовательность практических действий технологических операций.

Создавать мысленный образ аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Технологические операции ручной обработки материалов (засушенных листьев)

Последовательность практических действий технологических операций.

Создавать мысленный образ аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Технологические операции ручной обработки  природного материала.

Объёмное конструирование из природного материала по замыслу.

Анализировать предлагаемое задание. Создавать мысленный образ конструкции.

Технологические операции ручной обработки  природного материала.

Объёмное конструирование из природного материала по замыслу.

Анализировать предлагаемое задание. Создавать мысленный образ конструкции. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Технологические операции ручной обработки  ткани. Шов вперёд иголку.

Приёмы работы с иглой Выбор материалов по их свойствам в зависимости от назначения изделия.

Ткани растительного происхождения.

Наблюдения и опыты по сравнению ткани и бумаги

Технологические операции ручной обработки  ткани. Шов вперёд иголку.

Выбор материалов по их свойствам в зависимости от назначения изделия.

Ткани растительного происхождения.

Наблюдения и опыты по сравнению ткани и бумаги

Технологические операции ручной обработки  ткани. Петлеобразные стежки, соединение деталей

Приёмы работы с иглой. Бережное использование и экономное расходование материалов.

 Наблюдать способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка)

Технологические операции ручной обработки  ткани. Петлеобразные стежки, соединение деталей

Приёмы работы с иглой. Бережное использование и экономное расходование материалов.

 Наблюдать способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка)

Самообслуживание    Пришивание пуговиц.

Приёмы работы с иглой.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Дом и семья. Самообслуживание.

Самообслуживание (поддержка чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Уход за комнатными растениями.

Организовывать свою деятельность. Работа в малых группах, исполнение разных социальных ролей.

Конструирование и моделирование несложных объектов. Плоскостное моделирование.

Конструирование и моделирование на основе природных форм и конструкций (аппликация из геометрических фигур)

Моделировать несложные изделия, используя разную художественную технику.

Конструирование и моделирование несложных объектов. Плоскостное моделирование.

Конструирование и моделирование на основе природных форм и конструкций (аппликация из геометрических фигур)

Моделировать несложные изделия, используя разную художественную технику.

Конструирование и моделирование несложных объектов.

Конструирование и моделирование мебели.

Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий.

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Лепим животных.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать полученный результат.

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Лепим животных.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать полученный результат

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Лепим животных.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать полученный результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального Образовательного Стандарта, примерной программы по английскому ( составители Быкова Н.И., Поспелова М.Д.)

Рабочая программа предназначена для использования при работе с первыми классами в качестве проведения факультативных занятий. К рабочей программе прилагается КТП, составленное на основе учебника Spotl...

Рабочая учебная программа по технологии УМК "Шкода 2100", 4 класс.Составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Примерная рабочая программа по технологии 1-4 класс.

Пояснительная программа по  технологии с 1-4 класс....