Внеурочное занятие "Разговоры о правильном питании. Праздник чая".
методическая разработка (2 класс)
Внеурочное занятие "Разговоры о правильном питании. Праздник чая".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_chaya.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
- Добрый день, гости дорогие!
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите,
Ведь без них никак нельзя.
- В старинных лечебниках сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень». Для многих народов он также необходим и ничем не заменим как хлеб. О чём будем говорить сегодня?
- Да, продолжим «Разговор о правильном питании» о чае.
- Когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, думала, какой же девиз занятия выбрать: было несколько вариантов – Выпей чайку – забудешь тоску; Чай пить – приятно жить; Пей чай – удовольствие получай; Самовар кипит – уходить не велит. Но так и смогла определиться. Хочу посоветоваться с вами. Что посоветуете, какой девиз подойдёт?
- Вспомним, из какой страны пришёл к нам чай? (Китай).
- Какие виды чая мы с вами изучили? (чёрный, зелёный, красный, белый, жёлтый) (в стаканчиках заваренный чай)
- Хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
- На прошлом уроке вы узнали, как чай пришёл в Россию. А знаете ли вы, как он попал к татарам?
- Чай был известен ещё булгарам – предкам казанских татар. Узнали они об этом благодаря Великому шёлковому пути, по которому китайская диковинка попадала на Восток как лекарственное средство. Казанцам открыли чай бухарские купцы, не обходившиеся без него в построенном для них в городе караван-сарае «Бухара». Но за его пределы напиток не вышел – был дорог.
Заново открыла для себя чай Казань только в XVIII веке, когда она уже находилась в составе Российского государства и стала его торговыми воротами на Восток. В 1689 году между Россией и Китаем был заключён первый договор о торговых отношениях и установилась караванная торговля. Дороги, по которым доставлялся чай, со временем стали называть чайными. Они протянулись от Китая по Монголии, Сибири и Уралу в Европейскую часть России и Восточную Европу. Чай к нам шёл конными, верблюжьими караванами 2-2,5 года. Сами понимаете, срок огромнейший. Поэтому он и стоил дорого, и могли позволить его не все. Остальные, чтобы как то выкрутиться, чтобы как то сэкономить начали пить чай именно с травами. От этого и пошло, что татарский чай – это чёрный чай с травами, очень крепкий и очень горячий.
Да, чай в те времена был недешёвым удовольствием: «лето на душе дарит чай, но денег требует ай-яй», говорили тогда. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Раз привёз мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский двор подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался -
Чай забыл я посолить.
- Чтобы не случилось таких курьезных историй, нужно уметь правильно заваривать чай.
Я сейчас проверю, умеете ли вы заваривать чай. Отвечайте на мои вопросы «верно» или «неверно»:
1. При длительном хранении чай теряет аромат. (Верно)
2. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Неверно)
3. Заварочный чайник нужно ополоснуть кипятком. (Верно)
4. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы не улетучились ароматические вещества. (Верно)
5. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней. (Неверно)
6. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок. (Верно)
7. Чай нужно заваривать водой, она должна быть тёплой, чтобы не обжечься. (Неверно)
8. В чай можно добавить молоко. (Верно)
- А как появился способ добавлять молоко в чай?
- В татарской деревне пили в основном плиточный «такта чай» - он был дешевле, чем развесной. Готовили его очень крепким и обязательно пили с молоком, чтобы смягчить горечь. Цвет получался кремовым – почти как катык. При таком способе заваривания не молоко добавлялось в чай, а чай в кипящее молоко. Причём молоко в чай добавляется подогретым практически до кипящего состояния. (поставить на стол молочник)
- А почему у нас стол до сих пор не накрыт? Надо срочно исправлять это положение. Но будем накрывать на стол с помощью загадок:
Он пыхтит как паровоз. Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться. (Самовар) В брюхе – баня. В носу – решето. На голове – пупок. Всего одна рука, И та — на спине. (Чайник) Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. (Сахар) Я красива и тонка, Разукрашены бока, И гостей встречаю Чаем угощаю. (Чашка) | Он такой румяный, пышный, Есть с капустой, с мясом, с вишней. Всем ребятам он дружок – Вкусный, сдобный … (Пирожок) С лёгкой маминой руки Получился из муки! У него румяный бок А зовут его …. (Пирог) Слева бантик, справа бантик. У красотки платье – фантик. Пренарядная кокетка, а зовут её … (Конфетка) Цветом жёлт и ароматен, В чай кладут – и чай приятен. Только очень кислый он, А зовут его …. (Лимон) Сварит бабушка из ягод Что-то вкусное на год. Ах, какое объеденье— Ароматное … (Варенье) |
- Что же еще можно поставить на стол? (сухофрукты, кош-теле, чак-чак)
- Вот мы и накрыли стол. Какой красивы и богатый он у нас получился!
- Я вспомнила ещё одну загадку:
Сверху дыра, снизу дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар)
- Самовар, как и у русских, у татар считался мерилом достатка семьи. Медный или латунный, он украшался чеканкой и всегда выставлялся напоказ: стоял на столе или на печке. Название было полностью заимствовано из русского языка и слегка изменено: по-татарски слово звучит «самавыр». Есть у татар и пословицы, и поговорки, посвящённые самовару. Например, «самавыр татарны колдерер, кесэсен болдерер» - о дороговизне самовара: самовар татарина развеселит, а карман опустошит.
Самовары могли быть большими и маленькими, размер их измерялся вёдрами – от одного до трёх. Объём воды должен был быть большим, ведь за стол садились целыми большими семьями, и каждый пил по несколько чашек чая. Говорят, англичане пьют чай в 5 часов, японцы пьют чай после особой церемонии, татары же пьют чай литрами.
- Наш самовар закипел, предлагаю заварить чай. Кто хочет мне помочь? (завариваем чай)
- А пока чай заваривается, предлагаю немного поиграть. Нужно собрать пазлы: и угадать по сюжету из какого произведения данные иллюстрации.
(Муха по полю пошла, муха денежку нашла,
Пошла муха на базар и купила самовар.
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
К. Чуковский. Муха-Цокотуха.)
(Алиса в стране чудес)
(Ёжик в тумане)
(Трое из Простоквашино)
- Наше занятие подходит к концу. Вернёмся к нашим девизам, с которыми так и не определились. Так какой же больше подойдёт к нашему празднику чая?
- Да, согласна с вами, ребята, все они подходят.
- Сегодня мы по доброму обычаю всей нашей большой семьей собрались за чайным столом в нашей чайной. А праздник наш подошёл к концу. И нам хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим, весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением.
Хоть закончен разговор
Приглашаем всех за стол
Чашка чаю ждёт гостей
Приглашаем всех друзей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...
Советы родителям по здоровому питанию в рамках программы по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" - 2016-2017 уч.г.
Материал содержит практические советы по здоровому питанию семьи....
Конспект внеурочного занятия "Правила правильного питания"
Конспект внеурочного занятия "Правила правильного питания"...
Конспект внеурочного занятия по правильному питанию " Не все вкусное - полезно!"
laquo;Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»....
Внеурочная деятельность "Разговор правильное питание"
Рабочая программа...