Лакомка. Еду к тёще на блины.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Вечер досуга в театрально-игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lakomka._edu_k_tyoshche_na_bliny.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лакомка. Еду к тёще на блины»
Игровая программа разработана на основе русских традиционных игр.
Цель: духовно-нравственное становление личности через приобщение обучающихся к традиционной игровой культуре русского народа.
Задачи: Познавательные: Пробудить интерес обучающихся к культуре родного края, познакомить их с русскими традиционными играми наших предков.
Развивающие: Способствовать развитию образного мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков, координации движения и пения.
Воспитательные: Содействовать воспитанию любви и ценностного отношения к культуре родного края, сохранению её уникальности, формированию национального само-сознания, чувства патриотизма. Формировать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников, коллективизма. Формировать у детей потребность использовать народные игры в повседневной жизни как альтернатива компьютерных игр.
Тип занятия: комбинированный.
Формы организации работы: коллективная форма познавательной деятельности.
Вид занятия: игровая программа.
Возраст: дети 6-8 лет
Атрибуты: взрослые костюмы для героев, 2 фуражки с цветами на околыше, 2 лотка с поощрительными призами (мелкими сувенирами), 2 деревянные лошадки, кегли (8 штук), толстый канат 5 метров с красной лентой посередине, свисток, 4 флажка на подставке, 2 лыжи, 2 метлы.
Герои: 2 тёщи, 2 скомороха, Масленица
Ход мероприятия: Выходят 2 женщины, одетые в русские национальные костюмы.
1 тёща: Здравствуйте, гости дорогие. Вот и наступил 3 день масленицы. А вы знаете, как он называется?
Ответы гостей
2 тёща: Правильно, «Лакомка». Середина недели - среда - «лакомка». Почему среда на Масленицу называлась «лакомка»?
Дети отвечают.
1 тёща: Другое название: Лакомка - полес. Скоромная середа. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей. А вы знаете кто такие тёща и зять?
Ответы гостей.
1 тёща: Тёща – мама жены. Зять – муж дочери. Вот и мы с моей подругой - тёщи. Сегодня ожидаем своих зятьёв в гости вместе с нашими дочерьми, да другими гостями.
2 тёща: Живет Масленица семь деньков.
Оставайся, Масленица, семь годков.
Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.
1 тёща:А всего милее Масленице
Угощенье - блины вкусные,
Блины вкусные, румяные
С яйцом, маслом, со сметаною.
2 тёща:С теплым блинчиком ребята побегут
Попросить побольше солнышка.
И блинами станут хвастаться –
Блин гречишный, блин овсяный –
У кого какой!
1 тёща:В среду весь честной люд после разудалых «заигрышей» начинал вовсю лакомиться масленичными яствами, от того- то и звалась среда - Лакомкой.
Ну а какая же Масленица без русского хоровода!
Выходи, не ленись,
Поиграй, повеселись!
Проводится хороводная игра «Лакомка».
Все участники стоят по кругу, в центре — 4 девушки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота», через которые проходят все участники за ведущим. Если девушки поднимают руки — «ворота» открыты, если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова:
А мы Масленицу устречали,
Устречали, люли, устречали.
Мы сыр с маслицем починали,
Мы блинами гору устилали.
Сверху маслицем поливали.
Как от сыра гора крута,
А от масла гора ясна.
На последних словах девушки закрывают «ворота» и считают количество участников, которые остались в центре. Если девушки закрыли «ворота» и не пропустили 5 человек, то участники говорят: «Пять блинов, ели, ели, не наелись». Пять человек встают вместе с девушками, таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу. В завершение игры участники говорят, например: «Тридцать блинов ели, ели — наелись. Все!»
2 тёща: Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые зазывают людей на гуляния и праздники?
Дети: Скоморохи.
1 тёща: Вот и наши скоморохи зазывали вас сегодня на праздник.
Скоморох 1: Но мы не только это умеем. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты, исполнители сценок...
2 тёща: Хватит вам хвалиться, Фома и Ерема! Лучше что-нибудь нам покажите!
Фома (1 скоморох):Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю!
Ерема (2 скоморох):Что ж, попробуй, повтори вот это!
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Фома:Ну, слушай!
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
(Ерема смеется, повторяет заново.)
Фома:Я так и говорю.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Ерема: Не зрю, а зря!
1 скоморох:Давайте и мы сегодня с вами поиграем!
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они не ели, они не спали и не скучали никогда.
Выходи, сыновья – будущие зятья!
Игра «У дядюшки Трифона»
Все играющие берутся за руки и образуют круг. Ведущий выходит в центре круга и говорит:
- Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!
Что я буду делать, повторяйте за мной!
И вожак начинает петь:
- У дядюшки Трифона...
(Все играющие пускаются в хоровод и повторяют за дядюшкой Трифоном.)
- ...У дядюшки Трифона семеро детей,
У дядюшки Трифона семь сыновей!
Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и продолжает:
- С такими вот глазами!
Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:
- С такими вот глазами!
И снова пускаются по кругу.
Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей, и поет:
- С такими вот бровями!
Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу. А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:
- С такими вот носами!
И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные- предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу. Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:
- С такими вот ушами!
И все повторяют его движения и слова.
Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:
- С такими вот зубами!
И все играющие показывают зубы и поют дядюшкины слова. Далее дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:
- С такими вот губами!
И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы. А дядюшка Трифон продолжает:
- С такими вот плечами!
- С такими вот руками!
- С такими вот ногами!
А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить но кругу. После того как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:
- Они не пили, они не ели,
Все на дядюшку глядели.
Они все делали вот так!
Они все делали вот так!
Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.
- Они не пили, они не ели,ит. д.
В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:...то упирается руками в бока и подпрыгивает; ...то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене; ...то тянет себя за нос; ...то встает на четвереньки; ...то начинает прыгать на одной ножке; ...то делает вид, что поднимает себя за волосы. Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки сыновья должны пропевать слова песенки:
- И все делали вот так!
Они все делали вот так!
А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторить за дядюшкой Трифона, тот выбывает из игры и платит фантик(любой предмет данного участника). Потом он должен выкупать эти фантики путем выполнения любого задания, которое могут давать ему и дядюшка Трифон, и игроки, которые остались в кругу.
2 скоморох: Ну, а какой же праздник без русской ярмарки.
1 скоморох: Повсюду ярмарка-распродажа!
Здесь все, что нужно, —и лишнее даже.
Звучит народная музыка. Выходят коробейники с лотками (переодетые тёщи – вместо платка – фуражка с цветком, на шее висят лотки с призами).
1 Коробейник (1 тёща): Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
За улыбку и за шутку,
За любую прибаутку.
Подходи и налетай —
Все, что хочешь, выбирай!
2 Коробейник (2 тёща): Кто загадку отгадает —
Весь товар мой забирает.
1 Коробейник: Выходите, девицы-красавицы,
Да себя покажите!
Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.
Загадки: Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой)
В одном месте метров двести. (Клубок)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун,
И два — как яхонты. (Кошка)
На весь мир хватает,
И во все щели пролезает. (Свет)
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блины, масло)
Коробейники (хором): Торговали, торговали, даже устали.
Под музыку коробейники уходят.
Стоят бабы (тёщи) на улице, разговаривают:
- Нынче праздник большой, Масленица! Всю неделю люди гулять будут.
- Народу-то сколько собралось! И Масленица уж тут как тут.
- Ой, гляньте-ка, вон ещё кто-то спешит сюда!
- Ой, гляньте-ка, да это же Ванька наш! В петуха обернулся, думает, не узнают! Видно, с урока убежал.
Появляется Масленица.
- А ты, лиса, чья будешь? Вишь, вырядилась, хвост свой распушила, не узнать! Идите в класс, учите уроки: сначала дело, а потом уж веселье.
- Ой, да это же Маслена. Маслена, и ты посиди с ним за партой. Может, чему научишься.
Всем миром пошли Масленицу в школу провожать.
В класс Маслёнушка вошла,
Только бровью повела.
Ах, Маслена наша,
Нет Маслены краше!
Молвит, сидя за столом:
- Не хочу сидеть столбом!
Ах, Маслена наша,
Нет Маслены краше!
Ей учебники подали –
Долго Маслену искали.
Ах, Маслена наша,
Нет Маслены краше!
Поглядела на доску –
Не прогнать теперь тоску.
Ах, Маслена наша,
Нет Маслены краше!
Показали рукоделье –
Убежала на веселье.
Ах, Маслена наша,
Нет Маслены краше!
Бабы (хором):
- Ох, Маслена, все бы веселилась!
- И то верно, праздник нынче!
Масленица:Друзья! А следующее состязание для тех,
В ком сила играет для зимних потех.
Приглашаем всех желающих, прокатиться на резвых лошадях!
Игра «Скачки с препятствием»
Количество участников: 2 команды по 8 человек.
Реквизит: 2 деревянные лошадки, 8 кеглей.
Условия игры: каждый участник должен проскакать на лошадке проходя препятствия из кеглей и передать лошадку следующему игроку. Та команда, которая первой выполнит все условия игры, станет победителем.
Масленица: Выходи, удальцы,
Не робей, молодцы!
Не ленись, не скучай,
Зарабатывай на чай!
1 скоморох: Приглашаем самых сильных на конкурс «Перетягивание каната».
Конкурс проводится на специально отведенной площадке.
Реквизит: длинный толстый канат с красной ленточкой посередине, свисток, призы.
2 скоморох: А теперь, друзья-ребятки,
Похвалитесь-ка Масленице,
Как вы быстро пробежите
На одной лыже и метле.
Конкурс «Кто быстрее?»
Для конкурса «Кто быстрее?» нужно флажками отметить старт и финиш. Участники должны стать на одну лыжу, взять в руки метлу и так по сигналу скомороха добежать до финиша и вернуться обратно.
Масленица: А сейчас для всех для вас,
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей!
Ну-ка, девчонки, подходите и своё уменье покажите!
В танцевальном конкурсе можно использовать музыку разных народных танцев, например «Барыню», «цыганочку», «лезгинку».
Тёщи: Все вы славно танцевали,
Даже танцевать устали.
Вам за это всем почет,
А лучшую плясунью
Главный приз ждет.
1 тёща: Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, пора прощаться нам.
2 тёща: Ну, что ж, ребята, пришла пора Масленицу провожать. Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.
Герои с детьми (хором): Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала!
Масленица, воротись, в новый год покажись!
Масленица прощается и уходит. На сцене остаются тёщи и скоморохи.
1 тёща: Вот и обед уж наступил.
2 тёща: Пора и нам прощаться с нашими гостями.
1 скоморох: Спасибо, гости дорогие, что вы к нам зашли
Смех и радость принесли.
2 скоморох: Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект"Национальное русское блюдо-блины"
Данная презентация является результатом работы ученицы совместно с родителями и педагогом.Работа создавалоась для участия в конкурсе презентаций о национальных блюдах....
презентация к разделу "Давайте испечем блины!" учебника Forward под ред. М.В. Вербицкой (3 класс)
Предлагаемую презентацию можно использоать при введении лексики раздела 12 учебника Forward под ред. М.В. Вербицкой (3 класс)...
Лепка из глины "Лакомка"
Целью этой работы является привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка, а также создание творческого пространства для игрового и делового общения детей и родителей. ...
МЕДОВАЯ ЛАКОМКА
Развитие личности младшего школьника, расширение кругозора...
Сценарий праздника "Масленица-лакомка"
Сценарий праздничного мероприятия "Масленица-лакомка" для учащихся 1 класса казачьей направленности....
Контрольное списывание "Лакомка"
Для печати...
"Ой блины, блины, блины!"
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»Воспитатель: Суюндикова Загира Алибиевна &l...