Сценарий внеклассного мероприятия "Прощай Масленица"
план-конспект занятия (4 класс)
Цель мероприятия: формирование интереса к национальным традициям.
Задачи:
- закреплять и расширять знание национальных традиций;
- развивать творческий потенциал и способности детей;
- воспитывать активную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_proshchay_maslenitsa.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»
Вед. 1 Добрый день, гости дорогие!
Гости жданные, званные и желанные!
Вед. 2 Здравствуйте молодки!
Здравствуйте лебёдки!
Ребята – молодцы,
Весёлые удальцы!
Вед. 1 Почтенные и молодые,
Полные и худые.
Мы рады гостям,
Как добрым вестям.
Вед. 2 Добро пожаловать!
Всех привечаем,
Душевно встречаем.
Приходите, разомните кости.
Сегодня Масленица приглашает в гости.
Вед.1 Добро пожаловать к нам на широк двор
На Широкую Масленицу!
Мы добрым гостям завсегда рады!
Мы их привечаем, сладким чаем
Да блинами угощаем!
Учитель. Дорогие ребята, гости. Мы сегодня здесь собрались, чтобы узнать, как отмечались масляные традиции на Руси.
Ребята, а вы знаете, что это за праздник - Масленица? (…) Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А у Масленицы есть ещё и другое название – Широкая. Как вы думаете почему её так называют? (…) Потому что длится она целую неделю 7 дней, каждый день недели имеет свое название. А в этом году Масленица началась 8 марта и заканчивается сегодня -14 марта. А ещё говорят: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».
А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, играть от души, и блинками сладкими угощаться.
Учитель. Как разохотимся, да как пойдем - Забав кучу нагребем! Будем забавы прям сию минуту, отовсюду по сусекам скрести, да друг на друга трясти!
Игра « Гребём забавы»
- Правой рукой по сусекам скребем-скребем-скребем
- На ГОЛОВУ соседа рядом трясем трясем-трясем.
- Ведь если забавы на голову ему потрясти
- Он Вас будет домой на руках нести!
-Левой рукой скребем-скребем-скребем
- И соседу, который слева на УХО трясем, трясем, трясем.
- Ведь если на ухо ему потрясем-
- С ним под ручку домой уйдем!
- Двумя руками забавы будем нагребать,
- И на коленки и под коленки двум соседям посыпать.
- Ведь если посыпать на коленки и под коленками-
- Они нас угостят блинами и гренками!
- Скребем Забавы снизу вверх- и трясем вообще на всех.
- Ведь если всех обстрясти-
- Щеки от радости будут расти!
Вед. 1 Понедельник - первый день Масленицы назывался «Встреча».
Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали его на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором):
Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор! (Вносят чучело Масленицы, проносят по залу).
Вед. 2 Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье. Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» и усадим мы её на самое почётное место. (Ставим у стола с самоваром)
Учитель. А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? (Конечно, блинок круглый, как солнышко, наполнял человека теплом. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом).
Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.
А вы какие поговорки о блинах знаете? (дети говорят поговорки)
Вед. 1 Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
Вед. 2 Вот и мы с вами что - то засиделись. Не пора ли поиграть?
Игра «Горячий блин».
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.
Вед. 1 Среда – «Лакомка». Это день семейный. Этим днем зять к теще на блины идёт. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня.
Учитель. Ребята, а кто такой зять? (….) Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.
Игра «Петухи».
Выбираются два мальчика, они встают в круг из обруча, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.
Учитель. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Каждая хозяйка печет блины по своему особому рецепту. А как же пекут блины в ваших семьях? (Рассказы родителей ………..)
Вед. 2 Четвертый день (четверг) – «Разгуляй». Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!
Девочки поют частушки.
Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.
Зиму дружно провожаем
Весну в гости зазываем
Ждем мы солнца и тепла.
Пусть быстрей придет Весна!
Мы на Масляной неделе
Сто блинов, наверно, съели.
С мёдом, маслом и вареньем.
Вкуснотища! Объеденье!
Игра «Растяпа ты»
Вед.2 Во время народных праздников было принято рассказывать «докучные сказки». А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»: «Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сказочку сначала?»
«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).
Сказка про ворону. (рассказывают 4 ученика)
Шёл я как – то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Шёл опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришёл на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришёл на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…
Вед. 2 Полно вам нас докучать
Нужно Масленицу величать!
Учитель. Пятый день (пятница) – «Тещины вечерки». Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
А прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.
(дети разыгрываются сценки)
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Так иди сам.
- Да медведь не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж, раз мамка велит, надо идти!
Учитель. Продолжаем веселиться,
Ручеёк уже струится.
Игра «Ручеёк».
Вед. 1 В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – это сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
А еще в этот день играли в игру «Взятие снежного городка».
Игра «Взятие снежного городка»
Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из бумаги, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.
Учитель. Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье! «Прощеный день», «Проводы Масленицы». В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. Ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу и поджигали.
Вед. 1 Прости меня!
Вед. 2 И ты меня прости!
(все обнимаются, просят прощение друг у друга)
Учитель. В этот последний день и сжигали чучело Масленицы, как символ Зимы, которая заканчивалась. Ребята, давайте проводим Зиму веселым ярким хороводом!
(Чучело Масленицы выносим на пришкольный двор, водим вокруг нее хоровод).
Учитель. Встретили мы Масленицу весельем, а проводить надо с почетом! Говорят: «Хорошо Масленицу проводишь - и год будет удачным!»
Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, прощай, наша широкая.
Ты пришла с добром, с сыром, маслом, яйцом.
Со блинами, пирогами да с оладьями!
Блины масленые, шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, прощай, наша широкая.
(Дети отходят в сторону. Поджигаем чучело Масленицы.)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все метели
Рано улетели.
Чтобы все невзгоды –
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть они сгорают,
К солнцу улетают!
Учитель. А теперь к столу отведать вкусных блинчиков!
Вед. 1 А на прощанье готово угощенье всем на удивление!
Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
Вед. 2 С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
А за праздник вам - спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит о...
Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
Сценарий был создан при активном участии учащихся 4-го класса в рамках работы над проектом " Наши традиции". Учащиеся по группам готовили свои выступления по заданному плану :1) День недели масленично...
Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Масленица – проводы зимы».
Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Масленица – проводы з...
Сценарий внеклассного спортивного мероприятия "Широкая Масленица"
Масленица , один из любимых детьми праздников, проводимых в нашем образовательном учреждении. Элементы театрализации, веселые подвижне игры, горячий чай и вкуслые блины-все это сопровождают вес...
Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
Сценарий данного мероприятия подготовлен для обучающихся 2-4 классов, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для проведения праздника необходима тщательная подготовка: изготовление костюм...
Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица Широкая"
Данное внеклассное мероприятие было проведено в 4 классе как конечный продукт проекта "Масленица". Обучающиеся сами разработали сценарий, изготовили декорации, костюмы и выступили перед обучающимися н...
Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"
Цели:-Познакомить детей с традициями русского народа, поддерживать любовь к русской культуре-Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас- Рабоать над сплочением коллектива...