Классный час "Игрушки военных лет"
классный час
Классный час, посвященный празднованию 9 Мая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_igrushki_voennyh_let.doc | 43.5 КБ |
gotovyy_stsenariy_prazdnika_k_23_fevralya_i_8_marta.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Конспект классного часа «Игрушки военных лет»
Младшие школьники лучше запоминают и дольше хранят в памяти то, что вызвало у них эмоциональный отклик. Особенно если события связаны со сверстниками. Поэтому проведите к 9 Мая классный час «Игрушки военного времени». Воспользуйтесь готовым конспектом. Дополните его воспоминаниями родных и близких ваших учеников. Так как массовые мероприятия нельзя проводить до 1 января 2022 года, попросите родителей записать воспоминания или снять видеоролик.
Важная информация
Участники
Ученики 1-4-х классов, учитель.
Цель
Рассказать школьникам о том, как жили дети в годы Великой Отечественной войны.
Задачи
Сформировать уважительное отношение к истории страны, ветеранам войны, труженикам тыла. Вызвать эмоциональный отклик на рассказы о войне. Сформировать умение сопереживать, быть сопричастным к происходящему.
Материалы и оборудование
Кадры военной хроники, документальных и художественных фильмов по теме классного часа, презентация, видеоаппаратура, музыкальная аппаратура, фонограммы песен.
Примерное время
45 мин
Ход классного часа
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Болутенко «Дети войны».
1-й ученик:
Понятия «дети» и «война» несовместимы! Однако детям пришлось вместе со взрослыми пережить всю трагедию военных лет. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище. Много детских «почему?» Но чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда. Вместе со взрослыми дети встали на защиту Отечества: работали у станков на заводах, дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, выращивали овощи, ухаживали за ранеными, воевали в партизанских отрядах.
Группа учеников исполняет песню «Дети войны» (сл. Т. Фролова, муз. И. Фролова).
2-й ученик:
Была ли вообще возможность играть у тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Узнать об этом сейчас можно только из воспоминаний наших бабушек и из музейных экспозиций.
3-й ученик:
Куклы были в основном тряпичные, которые изготовляли сами. А еще брали поленце, рисовали на нем лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скрутив их тугим комком и связав веревкой.
4-й ученик:
Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот – игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ – СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом – бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Кто-то жил просто в детском мире,
Наводя этот мир с трудом.
Кто-то елочные игрушки
Из бумаги творил цветной.
Так, блокады кольцо разрушив,
Шли игрушки в смертельный бой!
(Н. Ударова)
1-й ученик:
В живых осталось очень мало людей, которые могли бы поведать об игрушках военного времени по личным воспоминаниям. Но свои истории они рассказывали детям, а те – своим детям. Переданные из уст в уста, эти воспоминания дошли и до нас. (Дети зачитывают воспоминания.)
1-я ученица:
В деревне, где мы жили, были только игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол шили сами из белого холста. Голову набивали опилками или паклей – волокном от переработки льна. Лицо раскрашивали химическим карандашом. Смачивали его слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались желтого цвета. Платье шили из цветных лоскутков. Еще любили играть свистульками, которые делали из тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребенка того времени. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Игрушечной посудкой служили разные черепки битой посуды, которые тщательно берегли и хранили.
2-я ученица:
Маму с детским домом из Ленинграда эвакуировали в Кировскую область, в город Нолинск. Когда она лежала в больнице, а было ей 6 лет, вместе с ней лежала деревенская девочка. У нее была тряпочная кукла с нарисованным углем лицом и нарисованными туфлями. Волосы из пакли, одежка из домотканого полотна. Девочка заметила, что моей маме понравилась игрушка, и спросила, хочет ли мама куклу. Мама сказала, что хочет, и тогда произошел обмен: 10 порций сливочного масла на куклу, которая потом стала любимицей всего детского дома. А надо заметить, что масла в то время было положено в день всего 25 грамм.
3-я ученица:
Моя мама, хотя и не помнит, как выглядела ее первая кукла, но помнит историю о том, как она спасла ей жизнь. В 1941 году, во время эвакуации, в вагоне на нее, играющую с тряпичной куклой около печки, опрокинулась кастрюля с кипящей водой. Кукла приняла «главный удар» на себя. Ожог был сильнейший, но мама помнит только перевязки и острую боль по всему телу. Ее долго лечили, а куклу, наверное, выбросили.
4-я ученица:
Бабушка рассказывала, что, когда цвел укроп, они отламывали головки и заплетали укропные «волосы» в косы. А вместо кукол пеленали початки кукурузы.
5-я ученица:
Сестра моей мамы вспомнила, как играла в железную дорогу. Отец прибивал большой гвоздь к деревянному бруску, и получался паровоз с трубой. Маленькие гвоздики прибивали к брусочкам поменьше, после чего загибали их. Так получались вагоны. Их можно было прицепить к паровозу.
2-й ученик:
Были в те годы и фабричные игрушки. Например, парусиновый мишка с бантиком. Несколько таких мишек изготовила тульская артель, которая шила обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Были тряпичные куклы и целлулоидные пупсы, даже жестяная стрекоза, вырезанная в эвакуации из банки от тушенки. В одном из музеев города Мышкина можно увидеть плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда. Сколько малышей осенью 1941-го по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище!
6-я ученица:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
…Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете – ты и я…»
…А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнем,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
…Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!
(Л. Тасси)
Группа учеников исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». Затем ученица читает стихотворение Ю. Друниной «Елка».
3-й ученик:
Производство елочных игрушек не умерло даже во время Великой Отечественной войны. Люди праздновали Новый год и верили в победу. Многие игрушки того времени производили из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для елки сделана из химической колбы. Самыми популярными игрушками военных лет были парашютисты. Делали их очень просто: ко всем елочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывали кусочки ткани – «парашюты». Военные елки украшались пистолетами, собачками-санитарами, а на новогодних открытках бил врага… Дед Мороз.
4-й ученик:
Украшение елки к Новому году во время войны было обязательным – это напоминало о мирной жизни и вселяло веру в скорую победу. В дома приносили настоящую живую елку. Украшали ее тем, что было под рукой, – самодельными игрушками из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, вместо них использовали свечи.
5-й ученик:
На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжелые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды.
6-й ученик:
Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного ушли «из детства» в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Детям предстояло не просто жить. Им, детям, предстояло бороться с врагами не на жизнь, а на смерть.
Ученик читает стихотворение Т. Лавровой «Девочка, прошедшая войну».
7-я ученица:
Великая Отечественная война… Боль, страдания, слезы. Каждый раз меня охватывает страх при мысли о войне. Я хочу жить в тепле, в уюте, я боюсь смерти, боли утрат. Я не стесняюсь в этом признаваться. А сколько же тогда, думаю я, было стойкости у тех ребят, которые сознательно отдавали жизнь за Родину, шли в бой, зная, что из него не вернутся! Это память, которая позволяет всем нам понимать, что нельзя допустить повторения трагедии.
Ученики исполняют песню «Не отнимайте солнце у детей» (сл. В. Попков, муз. Е. Лучников).
Предварительный просмотр:
Готовый сценарий праздника к 23 Февраля и 8 Марта
Организуйте мероприятие в последних числах февраля или первых числах марта. Так вы объедините два праздника в один – «Февромарт». Раздайте заранее участникам слова и стихотворения, чтобы они могли подготовиться. На роли Солнышка и Лучиков пригласите старшеклассников. Так как массовые мероприятия проводить нельзя до 1 января 2022 года и пригласить родителей не получится, ведите запись праздника, чтобы потом разослать ее им. Заранее попросите желающих мам записать ролик с танцем для конкурса.
Важная информация
Участники
Учитель, ученики 1-го класса, старшеклассники в костюмах Солнышка и Лучиков
Цели
Воспитывать чувство уважения к близким, чувство гордости за свою страну, объединить класс
Место проведения
Актовый или спортивный зал
Материалы и оборудование
Музыкальная аппаратура, фонограммы песен, веселая музыка для конкурсов, костюмы для героев и чтецов, красный, желтый и белый флажки, 2 палочки с головой коня, видеоаппаратура для просмотра роликов с танцем, платок, обруч, кубики, подарки для детей
Примерное время
1,5 часа
Ход праздника
Ученики исполняют песню «Солнышко» (муз. и сл. А. Ярановой). Повторяют движения за учителем.
Ученики:
Солнышко, солнышко, выходи.
(Делаем манящие движения двумя руками.)
Глазками, глазками погляди.
(Руку приставляем козырьком ко лбу, смотрим во все стороны.)
Лучиком, лучиком посвети.
(С раскрытой ладонью делаем круговые движения руками.)
Солнышко, солнышко, выходи.
(Делаем манящие движения двумя руками.)
Солнышко, солнышко, не зевай,
(Хлопаем в ладоши поочередно у правого и левого уха.)
Солнечным зайчиком поиграй.
(Делаем указательным и средним пальцем «ушки».)
Лучиков, солнышко, не жалей.
(Грозим пальцем.)
Наших ребятушек ты согрей.
(Раскидываем руки, «загораем».)
Выходит Солнышко.
Солнышко:
Здравствуйте, мои друзья.
Очень радо вас видеть я.
Я пускаю теплый лучик
К вам в оконное стекло,
Выплываю из-за тучек –
И становится светло!
Я ведь Солнышко, я грею
Птичек, дерево, ручей…
И нисколько не жалею
Золотых своих лучей!
Выходят Лучики.
Солнышко:
А это мои разноцветные лучики!
Этот лучик, лучик белый,
Он на выдумки умелый!
А этот лучик не простой,
Посмотрите – золотой!
Белый лучик:
Привет, ребята! Мы всех вас поздравляем. Как хорошо, что есть два праздника, которые мы все так любим и с нетерпением ждем.
Солнышко:
Ребята, какие же это праздники?
Дети отвечают.
Солнышко:
Правильно! Первый праздник для наших мальчиков, пап, дедушек, потому что они наша сила, защитники. А второй праздник посвящен нашим девочкам, мамам и бабушкам.
Золотой лучик:
А у нас сегодня двойной праздник, и называется он необычно – «Февромарт»! Отметим его весело и дружно!
Солнышко:
Мы собрались сегодня в этом классе,
Чтобы шутить, смеяться и играть.
Хотим скорее праздник свой начать!
Учитель:
Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете «да», если не согласны, говорите «нет».
Наша армия сильна? (Да.)
Защищает мир она? (Да.)
Мальчишки в армию пойдут? (Да.)
Девочек с собой возьмут? (Нет.)
Илья Муромец герой? (Да.)
Соловья он победил? (Да.)
Из автомата подстрелил? (Нет.)
Стоит летчик на границе? (Нет.)
Летает выше он, чем птицы? (Да.)
Сегодня праздник отмечаем? (Да.)
Мир важней всего на свете? (Да.)
Знают это даже дети? (Да.)
Дети по очереди читают стихотворения об армии.
Ученик в солдатской форме:
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
Ученик в форме пограничника:
Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ.
Ученик в форме моряка:
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.
Ученик в форме летчика:
Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут.
Наши летчики-герои
Охраняют мирный труд.
Ученик в солдатской форме:
Наша армия родная
И отважна, и сильна.
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.
Ученик:
С Днем защитника страны
Пап теперь поздравим мы.
Богатырского здоровья
Пожелаем им с любовью.
Побеждать и не сдаваться,
Своих целей добиваться,
Все проблемы разрешать,
Нас с мамулей защищать!
Белый лучик:
А сейчас мы проведем игру на внимание для мальчиков «Цветные флажки». Показываю белый флажок – хлопаем, желтый – топаем, красный – кричим «ура!».
Золотой лучик:
Чтобы лучшим стать солдатом,
Быть огромным маловато.
Ничего, что ростом мал,
Зато весел и удал!
Учитель:
Внимание, конкурс для самых быстрых «Проскачи на коне»! Нашим мальчикам нужно в парах проскакать на «коне» до ориентира. Обратно вернуться бегом. Кто быстрее вернется на свое место, тот и выиграл.
Солнышко:
Тает снег, сосульки плачут.
Ручейки бегут звеня.
Ветер теплый – это значит,
Что уже пришла весна.
Группа учеников исполняет песню «Весной» (муз. и сл. С. Насауленко).
Белый лучик:
А сейчас наши ребята прочитают стихотворения для мам и бабушек!
Ученик 1:
Нас сегодня утром рано
Звон капели разбудил.
Что случилось? Это праздник,
Мамин праздник наступил!
Ученик 2:
Утром рано я проснулся,
Вместе с солнцем потянулся,
К маме быстро прибежал,
Ее обнял, поцеловал!
Ученик 3:
К маме милой подойду,
Крепко, нежно обниму,
Пожелаю ей добра,
И скажу: «Люблю тебя!»
Ученик 4:
Маме солнце нарисую.
Подарю и расцелую,
Для меня дороже нет,
Мама – лучик, солнца свет!
Ученик 5:
Я скажу: «Привет, мамуля!
Нежная, счастливая,
Самая любимая!
И когда я взрослым стану,
Звездочку тебе достану!
Ученик 6:
Я бабулю поздравляю
С женским праздником весны!
Я бабулю обожаю,
Людям бабушки нужны!
Ближе бабушки чудесной
Нет подружки у меня!
Мне с бабулей интересно,
Не прожить нам врозь ни дня!
Солнышко:
А сейчас – сюрприз от наших мам! Но сначала с девочками поиграем в игру «Платочек».
Учитель:
Девочки, вставайте в круг и передавайте друг другу платочек. Ты беги, беги платочек, быстро, быстро по рукам, у кого платок остался, та мама сейчас станцует нам.
Учитель включает ролик с танцем мамы.
Солнышко:
Мамы наши замечательно танцевали. Аплодисменты!
Группа девочек исполняет песню «Очень я мамочку люблю» (муз. и сл. Л. Старченко).
Солнышко:
Настало время провести конкурс «Самая ловкая» для девочек.
Учитель:
Вы видите, что на полу в обруче по кругу разложены кубики. Но одной из вас кубика не хватит. Вы встаете в круг и под музыку начинаете движение. Как только музыка останавливается, нужно быстро взять кубик. Отнимать кубик нельзя. Кому не хватило – выбывает из игры.
Белый лучик:
Праздник наш мы завершаем, что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье всем здоровья пожелать.
Герои дарят подарки детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Военно - тактическая игра "Зарничка"
Разработка классного часа предназначена для обучающихся начальных классов и содержит описание методики проведения игры и основные ее этапы....
"Военные подвиги А.Невского" Классный час
Материал предназначен для учащихся 1 класса. Даёт первичное представление о подвигах А.Невского. Воспитывает любовь к родине и чувство патриотизма....
Слайды для классного часа "Военные подвиги А.Невского"
В презентации используются слайды для классного часа "Военные подвиги Александра Невского"...
Классный час в начальной школе "Военная форма и амуниция"
На данном уроке ученики познакомятся с изменением военной формы и амуниции начиная с 13 века и по настоящее время. Знакомство с историей своей страны....
Классный час "Песни военных лет"
Дети познакомились с песнями военных лет и историей их создания. Роль военных песен была велика. Они нужны были всем: солдатам помогали в друдные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто...
Классный час "Песни военных лет"
Дети познкомились с песнями военных лет и историей их создания. Велика роль песен была. Они нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал,...