Классный час ко дню снятия блокады в начальной школе
классный час
Классный час ко дню снятия блокады в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_posvyashchennyy_dnyu_polnogo_snyatiya_blokady_leningrada.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный Дню полного снятия Блокады Ленинграда.
Класс: 4.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся о понятии «блокада», познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны – блокадой Ленинграда.
- Воспитание нравственно-патриотических качеств у младших школьников.
- Расширение кругозора младших школьников об историческом прошлом нашей родины.
- Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Оборудование: Компьютер, презентация, аудиозапись, проектор.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Блокадный хлеб.
- Дорога жизни.
- Маскировка памятников.
- Заключение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята. Какое сегодня число?
Дети: 27 февраля.
Ведущий: А вы знаете, что за праздник сегодня?
Дети: (отвечают)
Ведущий: Решением Российского правительства 27 января было объявлено Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Прошло уже немало времени, но и сегодня наши ветераны и дети воины помнят тот страшный день, когда распахнулись двери войны.
Ведущий: Прослушаем отрывок 7-й симфонии композитора Д. Шостаковича. (включается отрывок мелодии). Что вы чувствуете, слушая эту мелодию? (слайд 1)
Дети: (отвечают)
Ведущий: Эта композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.
Ведущий: Что вы знаете о блокаде? О том, как жили люди в то тяжелое время?
Дети: (отвечают)
Ведущий: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.
2. Блокадный хлеб.
Ведущий: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Начался голод. В тяжелейших условиях людям приходилось работать, сражаться и вести повседневную жизнь, не теряя человеческого лица от голода. И самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады. (слайд 2)
(К доске выходят двое подготовленных учеников, по очереди читая свои отрывки стихотворения «Блокадный хлеб» Л. Хямелянина)
Ученик 1 | Ученик 2 |
Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был - из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой, На праздник, очень редко - чистый просто. | Но самый сильный голод был, когда Хлеб мы по два-три дня не получали. Мы понимали, что война – это беда, Но каждый день с надеждой хлеба ждали. Не дни мы голодали, а года. Хоть раз наесться досыта мечтали. Кто видел, не забудет никогда, Как с голоду детишки умирали. |
Ведущий: Из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Ведущий: Правильно, тесло для хлеба делается именно из муки. Но в то время враги уничтожали хранилища с ней так, что в один момент ленинградцы лишились аж 3 тонн запасов. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Из чего же тогда, как вы думаете, делали хлеб?
Дети: (отвечают)
Ведущий: «Стандартный» состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя. По старой русской традиции в ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Специалисты хлебопечения придумывали самые немыслимые варианты, лишь бы накормить хоть чем-то изголодавших горожан. (слайд 3)
3. Дорога жизни.
Ведущий: (на следующем слайде читает отрывки стихотворения «Ладога — невское море» А. Молчанов: (слайд 4)
Ладога — Невское море,
Штормы, туманная мгла,
Много ты видела славы и горя,
Многих на дно увлекла.
Здесь новгородцев дружины
К морю Россию вели,
Здесь корабли и машины
Хлеб Ленинграду везли.
Ладога — Невское море,
Брызги и пламя в лицо.
Здесь не сомкнулось на водном просторе
Страшной блокады кольцо.
Ведущий: Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя. Знаете ли вы её название?
Дети: (отвечают)
Ведущий: О ней нам расскажет Ученик. (слайд 5)
Ученик: (выходит к доске и рассказывает подготовленное сообщение про Дорогу жизни) 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно. И несмотря на бомбежки, город остался непобедим!
Ведущий: Несмотря на то, что есть было совсем нечего, что город был полностью окружен и что к войне ленинградцы были не готовы, на защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
4. Маскировка памятников.
Ведущий: Ленинград постоянно подвергался интенсивным артиллерийским обстрелам. Золочёные шпили и купола использовались врагами как ориентир для ведения прицельного огня по важным стратегическим и социальным объектам. Как вы думаете, что было с памятниками, соборами и дворцами в то тяжелое время? Были ли у ленинградцев время и силы спасать архитектурные шедевры?
Дети: (отвечают)
Ведущий: Все просто. Шпили, купола и памятники просто маскировали. Ленинградцы были изнемождены войной, но терять объекты искусства, гордость своего города они были не готовы. На протяжении всей блокады 30 спортсменов-альпинистов работали не покладая рук. Шпили закрашивали серой краской, чтобы они сливались с хмурым небом. Но были и такие объекты, которые красить было просто нельзя. Как вы думаете, как справлялись с этой проблемой люди? (слайд 6)
Дети: (отвечают)
Ведущий: За одну ночь сшили громадный чехол весом в полтонны, который натянули на шпиль. Многие здания также прятали под защитной сеткой, которая создавала эффект видимости деревьев и кустарников. (слайд 7)
Ведущий: В известном всем Эрмитаже тоже было все не сладко. (к доске выходят трое подготовленных учеников, читают отрывки из стихотворения Блокадный Эрмитаж. А. Городницкий)
Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 |
Минувшее с годами ближе На фоне нынешних рутин. Я Эрмитаж блокадный вижу, — Пустые рамы без картин. Уничтоженья злая участь Не обошла бы Эрмитаж, Когда б не бился за живучесть Его голодный экипаж. | Профессора, интеллигенты, Не потерявшие лица, Которые ушли в легенду, Но защищались до конца. В бомбоубежище, в подвале, Где в темноте ни встать, ни лечь, Живые люди умирали, Чтобы атлантов уберечь. | И в громе бомбовых ударов Придумывали наперёд Проекты триумфальных арок, Когда победный день придёт. И верили бесповоротно, Как ни кромешна темнота, Что возвратятся все полотна На довоенные места. |
Ведущий: Представьте себе, насколько смелы и преданны городу были те герои, что отважились отдать последние силы не на собственное спасение, а на спасение «лица» города. Сотрудники музея не желали бросать ни свое рабочее место, ни экспонаты, что хранились тут. Была организована команда противовоздушной обороны. Преимущественно женщины (все мужчины ушли на фронт) дежурили на крышах и в залах. Посреди залов были навалены кучи песка, в них стояли лопаты, чтобы тушить зажигалки. Во время войны сотрудники и другие жители Ленинграда жили в подвалах Эрмитажа. Там и работали, и проводили научные заседания, и писались научные работы. Некоторые работы были закончены уже учениками и коллегами и изданы после войны. (слайд 8)
5. Заключение.
Ведущий: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.
Ведущий: В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Снятие блокады Ленинграда".
Классный час посвящённый памятной дате...
Презентация для проведения классного часа, посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда
27 января мы отмечаем годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величай...
фрагмент методики "снятие недифференцированности" учащихся начальной школы
стенд-тренажер.Цветное табло.4 зоны.Перекрестные упражнения.Включение ВАК-модальностей....
Классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Встреча с ветераном.
Классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Встреча с ветераном. Встреча получилась замечательная и незабываемая. Во время блокады Нине Васильевне было 4 года. Воспоминания ребенка б...
Классный час на тему: "Снятие блокады Ленинграда, посвящается..."
Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств". Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-сол...
Презентация к классному часу на тему: "Снятие блокады Ленинграда. посвящается..."
Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, г...
сценарий "Девочка с Васильевского острова"ко дню снятия Блокады в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия...