«Мир маленьких тружениц-пчелок и сладкого меда».
методическая разработка (4 класс)
Знакомство детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_mir_malenkih_truzhenits.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по теме:
«Мир маленьких тружениц-пчелок и сладкого меда».
Цели и задачи:
1. Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства.
2. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.
3. Организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей;
4. Развивать творческую и познавательную активности детей;
5. Продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности.
Оборудование: Обручи, мелкие шарики, корзины, улей, большие мягкие модули, накрытый стол к чаепитию с разными видами мёда.
Ведущая: Ребята, сегодня мы, начинаем наше путешествие в мир маленьких тружениц-пчелок и сладкого меда…
Первые пчелы появились на нашей Земле около 70 миллионов лет тому назад! Существует 21 тысяча видов этих удивительных насекомых. Самыми интересными для нас являются, конечно, медоносные пчелы. Вот уже 15 тысячелетий люди знают о существовании невероятно вкусного и полезного меда!
У нас в гостях пасечница Марья-искусница, она разводит пчел и добывает мед. Она расскажет нам об этом много всего интересного.
Марья-искусница: -Здравствуйте, ребята. Я прямо с пасеки, у меня много работы, но мне очень хотелось увидеть вас, рассказать свои удивительные медовые истории и угостить сладким медом.
А кто из вас знает, что такое мед?
Дети отвечают.
1 ребенок Мёд – это сладкое вещество с приятным ароматом, вырабатываемое пчёлами из нектара цветков.
2 ребенок Пчёлка с помощью хоботка всасывает нектар с клеток цветка. В улье этих пчелок, сборщиц нектара, встречают пчёлы- приёмщицы корма.
3 ребенок Которые, переносят полученный нектар в медовые соты, перерабатывают его и складывают в ячейки.
4 ребенок После этого, пчёлы размещают еще не созревший мёд мелкими капельками на дно и стенки ячеек сотов.
5 ребенок Когда мёд созревает, пчёлы запечатывают ячейки восковыми крышечками.
Ведущая: - Марья-искусница, видите, наши дети много знают о мёде.
Марья-искусница: -Все верно, ребята, а я дополню ваши сведения.
На самом деле, мед – это, в первую очередь, пища самих пчел. Чтобы выжить осенью и зимой, когда уже нет цветов, пчелки работают, всю весну и лето. Они собирают нектар, попутно опыляя цветы.
Пчелиные семьи очень большие и дружные. В них проживает, в среднем, от 15 000 до 80 000 особей! При этом каждая пчела выполняет свое предназначение. Так, например, существуют «уборщицы», следящие за чистотой в сотах и «кормилицы», обеспечивающие матку специальным маточным молочком. Есть и «няньки», кормящие личинки, есть «строители», возводящие соты. Сбор нектара тоже происходит по четкой схеме. Каждая пчела знает свои обязанности: кто-то облетает цветы (которые еще называют медоносами), а кто-то занимается «приемом товара»… Интересно наблюдать, как некоторые пчелки словно причесывают своих сестер, осторожно приглаживая их ворс щеточками своих ножек. Это «парикмахеры», следящие за внешним видом членов всей семьи. Не обойтись, конечно, и без «охраны» — пчелок, несущих стражу возле улья. Мало кто знает, что существуют даже «разведчицы»! Такие пчелы отвечают за поиск лучших цветов и, в случае необходимости, высматривают и новое место для гнезда семьи.
Все эти обязанности выполняют рабочие пчелы. Но, главная – это, конечно, пчелиная матка! Она считается настоящей королевой! Именно матка откладывает яйца (порядка 200 000 в год), благодаря чему, и продолжается род семьи. Ведь пчелы, появившиеся на свет весной, живут примерно 40 дней. Поэтому, очень важно, чтобы на свет постоянно появлялись новые особи. Для матки строятся настоящие королевские апартаменты — отдельные ячейки в сотах. За ней постоянно ухаживают рабочие пчелы и когда она покидает улей, рядом с ней непременно летит «свита» — несколько пчел, отвечающих за корм ее величества! А, вот трутни – особи мужского пола, не работают наравне с труженицами-пчелами, а лишь отвечают за воспроизведение потомства. Их в семье совсем мало – несколько сотен.
Так устроена жизнь пчелиных семей. Они очень старательно выполняют свои обязанности, поэтому обычно запасают на зиму мед с избытком. Как раз-таки его излишки и научился добывать человек
Чтоб сделать 100 граммов меда, пчелиной семье нужно облететь 1 миллион цветов.
Поэтому: берегите полевые и лесные цветы, не рвите их, для букетов выращивают садовые.
Ведущая: А сейчас мы с вами поиграем в «Трудолюбивых пчел». Нужно будет заполнить соты мёдом.
На ковре разложены силуэты цветов - обручи, в каждом из которых сложены мелкие шарики – капли нектара. Необходимо по команде каждому участнику подбежать к цветку, взять один шарик, и собрать его в корзину-соты.
(под музыку).
Ведущая: Пчеловодство развивалось постепенно. Так, в древности люди не задумывались над разведением пчел, а занимались обыкновенной охотой на мед. Они отыскивали дикие пчелиные семьи, которые могли обосноваться в расщелинах скал, или обычных дуплах деревьев. А, затем выламывали соты, разумеется, разрушая при этом само гнездо. Мед, собранный таким способом был, конечно, очень вкусен. Да, только пчелы гибли в больших количествах…
Человек стал думать, как же и лакомство раздобыть, и пчелок не обидеть. Тогда решено было вырубать дупла для пчел, располагать их в одном месте и забирать у пчёл только часть мёда! Возникло новое направление деятельности человека, называемое бортничеством («борть» — это и есть дупло). Сам бортник (пчеловод) выбирал приглянувшуюся полянку, ограждал ее, и переносил вырубленные из деревьев гнезда пчел. Некоторые семьи он даже переселял в новые, построенные им самим «дома».
Только после этого возникло пасечное пчеловодство. Пасека – это специальное место, как правило, вблизи жилья человека, где разводят медоносных пчел. Живут насекомые в специальных ульях – искусственных гнездах, сделанных руками человека из различных материалов (дерева, соломы, и даже полиуретана!) Сначала ульи делали неразборными. Достать мед из неразборного улья, не разрушив его, было невозможно! Только в 1814 году пчеловод Петр Иванович Прокопович изобрел рамочную систему ульев. Теперь не нужно было после каждого забора меда строить пчелам новый дом. Появились разборные (открывающиеся) ульи, в которые помещались специальные рамки. После заполнения их медом, рамки можно было спокойно доставать.
Сейчас практически каждый бортник использует разборные ульи. Их даже могут переносить с одного места на другое, когда нужно собрать нектар с разных цветов.
(Марья-искусница показывает макет улья.)
Ведущая: я предлагаю вам (участникам и зрителям) стать пчелами и сыграть в увлекательную игру, которая называется «Веселый улей». Будьте внимательны! Если я скажу про пчелу правильно – пожужжите, если неправильно – потопайте ногами.
1. Пчела – это вредная птица (насекомое).
2. У пчелы 7 лапок (6 лапок).
3. Пчелы трудолюбивы (верно).
4. Пчела жалит один раз и погибает (верно).
5. Жало у пчелы во рту (жало располагается в нижней части брюшка).
6. Пчелы производят мед (верно).
7. Пчела – полезное насекомое (верно).
Ведущая: Игра со зрителями на призы «Придумать рифму».
Летом пчелкам целый день,
(Собирать нектар не лень).
Над цветком пчела жужжит,
(И нектар собрать спешит).
Пчелки в поле прилетели,
(На цветочки дружно сели)
Марья-искусница: Пословицы о меде (продолжить)
- А теперь выполните моё задание, продолжите пословицы.
Вашими устами да мед пить.
Терпи горе — пей мед.
Ложка дегтю испортит бочку меда.
Где мед, там и мухи.
На языке мед, а в сердце лед.
Физминутка танец пчелок
Марья-искусница: Ребята, а вы знаете, как должен быть одет пасечник?
Пчеловоды – это, несомненно, очень отважные люди. Они работают рядом с десятками тысяч пчел, в то время как все остальные от одной-то пчелки спешат удрать! Но, несмотря на свое мужество, пчеловоды должны соблюдать определенные правила безопасности. Например, они используют дымарь – инструмент, испускающий струю дыма. Пчелы его не любят, поэтому быстро отлетают от человека.
Ну а «доспехи» для пчеловодов – это, прежде всего, защитная шляпа с сеткой для лица и специальный костюм из прочной ткани. Вся одежда должна быть светлых тонов – пчелы не любят темные цвета, и могут начать вести себя агрессивно! Конечно, стоит защищать и руки, надевая рукавицы или обычные медицинские перчатки. Но, некоторые профессионалы предпочитают работать без них. Говорят, что подружились с пчелами, и совсем их не боятся!
Хоть, и невозможно знать абсолютно все про пчел, но пчеловоды знают их как никто другой. Пожалуй, это одна из самых интересных профессий!
А теперь давайте представим, что вы пасечники и построим ульи для пчел.
Дети строят ульи из больших мягких модулей.
Марья:
-Ну, спасибо, помогли. Заселю теперь ульи пчёлами.
Ребята, какие сорта меда вам известны?
(Акациевый, барбарисовый, вересковый, гречишный, мед с донника, липовый, каштановый, подсолнечный, рапсовый, малиновый, люцерновый, мелиссовый, шалфейный, васильковый)
Ведущий:
Мед полезен для здоровья. Он нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения.
Ребята, какие еще бывают продукты пчеловодства, кроме меда?
Доклады детей.
Пыльца
Цветочную пыльцу пчелы собирают в специальные «корзиночки», находящиеся у них на задних ножках. Пыльца похожа на небольшие зернышки, и может отличаться по форме и цвету, если собрана с разных цветов. Это, поистине, один из самых богатых витаминами и микроэлементами продукт! Пыльцу используют для лечения множества болезней и для общего укрепления организма.
Перга
Перга – это самый настоящий «хлеб» для пчел! Даже само слово «перга» переводится со старославянского как «хлебина». Маленькие медоносные трудяги любят полакомиться не только медом, но и пергой. А, делают они ее так… Принесенную с полей и лугов пыльцу, пчелы обрабатывают с помощью своих слюнных желез, потом плотно укладывают в соты и заливают небольшим количеством меда. После этого соты запечатывают, и через три недели перга считается готовой. Кроме пчел, люди также используют ее в медицине!
Прополис
Прополис – это похожее на смолу вещество, которое пчелы обрабатывают, собирая его с различных растений. С его помощью крохотные «строители» ремонтируют улей, замазывая в нем щели. Кому понравятся сквозняки в доме?! А, еще прополис – это прекрасное противобактериальное средство, поэтому им обрабатывают ячейки сот, в которые матка будет откладывать яйца.
Воск
Это продукт жизнедеятельности пчел. Он выделяется у них на брюшке. Воск необходим для строительства сот. Люди же научились его применять и для своих целей. Из воска изготавливают свечи, которые потом очень вкусно пахнут. Его даже используют как загуститель косметических кремов, и основной ингредиент в производстве помад! Воском иногда покрывают сыры, чтобы они не теряли влагу. В общем, этот продукт пчеловодства используется теперь повсеместно!
Маточное молочко
Маточное молочко вырабатывается пчелами-кормилицами и служит для вскармливания сначала личинок маточной пчелы, а потом и взрослой матки. Это очень ценное вещество, которое используется человеком в косметологии и медицине.
Марья-искусница: А, самое удивительное – это то многообразие блюд и напитков, которые можно приготовить на основе меда! Только нужно помнить, что мед ни в коем случае нельзя кипятить, иначе исчезнут все его полезные свойства. На Руси хозяйки делали невероятно вкусный медовый квас. Готовили и сбитень – отвар душистых трав (например, шалфея или зверобоя) с медом, перцем и имбирем. Сейчас нам трудно представить вкус этого напитка, а тысячу лет тому назад наши предки пили его с превеликим удовольствием по несколько раз в день – вместо привычного чая или кофе… Пекли и медовые коврижки и пряники. Заправляли медом каши. А, про медовые пироги и говорить нечего – это было наивкуснейшее кушанье! Много рецептов знают и современные хозяюшки. Мёд – это первый помощник при всех болезнях.
Ведущая: Игра со зрителями на призы. (Участники в это время строят макет улья из больших мягких модулей).
А сейчас мы проверим, что вы знаете про мёд и пчёл.
- Как называли в старину человека, который добывал мёд лесных пчел? (Бортник)
2. Какой сотовый оператор России выбрал себе название, которое переводится дословно как “путь пчелы”(Билайн)
3. Герой отечественного мультфильма Винни-Пух утверждал, что “мёд это уж … предмет! Мёд если есть, то его сразу нет”. Какое слово определяет мёд, по мнению Винни-Пуха? ( Хитрый)
4. Что может испортить целую бочку мёда? ( Ложка дёгтя)
5. Сколько граней в одной ячейке пчелиной соты? ( Шесть)
6. Как называется искусственное жилище для медоносных пчёл, которое стал изготавливать человек? (Улей)
7. Назовите примерный состав пчелиной семьи. (Одна взрослая самка-матка, 200-300 самцов-трутней и 10000-30000 рабочих пчёл)
8. Чем пчёлы замазывают щели в ульи, чтобы избавиться от сквозняков и поддержать особый микроклимат? ( Прополис)
9. Как пчелы передают друг другу информацию о нектаре и пыльце? (Специфическим танцем)
10. Как называется сообщество пчёл, живущих вместе? (Семья)
11. Что не сможет сделать пчела, набив брюшко нектаром? (Ужалить)
12. Какой вес может поднять пчела? (Вес, который превышает её собственный в тридцать-сорок раз)
13. На какие виды делится мёд по цвету? (Светлый и темный)
14. Что губительно для мёда? (Высокая температура)
15. Каков срок хранения у мёда? (Мёд не портится, он может храниться веками)
Марья-искусница:
Только летом каждый год.
В улья пчёлы носят мёд.
Золотой, душистый, сладкий…
Не для вас ли он, ребятки?
В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины.
Сильными хотите быть?
Значит, мёд должны любить!
Сад в цвету и луг цветущий…
В мёде их пыльца, нектар --
Самый вкусный, самый лучший
Всей природы нашей дар.
Что ещё сказать вам, дети,
Если вызвал интерес ?
Много есть чудес на свете!
М Ё Д же - Чудо из чудес!
Ведущий приглашает всех к столу с угощениями.
В гости всех мы к нам зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху — пар, снизу — пар,
Вот он, русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Мы вас мёдом угощаем.
(приглашаем гостей к столу на чаепитие с мёдом, под песню «С цветка перелетает на цветок»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дедушкины медали" исследовательский проект
Исследовательский проект выполнен учащихся МОУ средней общеобразовательной школы №6 г.Зарайска Ахадовой Вахидой и Корнеевой Раисой под руководством учителя Цветковой Т.А. Всё дальше ухо...
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....
Медали
Образцы медалей за успехи...
Урок медиа-безопасности
Содержит материалы, необходимые при проведении урока медиа-безопасности...
Ордена и медали Великой Отечественной войны
В ходе мероприятия дети узнают историю орденов и медалей ВОВ. Так же знакомятся с астраханцами-орденоносцами....
Урок литературного чтения в 1 классе Е. Чарушин "Зайчата", Н. Сладков "Сорока и Заяц", Н. Сладков "Лиса и Заяц"
Урок литературного чтения предполагающий развитие навыков выразительного чтения целыми словами, работы в парах и группах, психологический настрой, словарную работу и рефлексию. Данный урок сопровождае...
Маленькими шагами на пути к медали
Сценарий проведения спортивного праздника для 1-2 классов....