«Мы у самовара»
план-конспект

Александрова Людмила Александровна

 Познавательно-развлекательный час общения (посиделки) «Мы у  самовара» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_prazdniki._my_u_samovara.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные праздники

«Мы у  самовара»

Форма мероприятия:  познавательно-развлекательный час общения (посиделки)

Цели: 

  • познакомить с интересными фактами из истории чая, с историей возникновения русской традиции чаепития и полезными свойствами чая.
  • Через участие в мероприятии создать благоприятные условия для общения детей друг с другом и детей с родителями.
  • Объединить коллектив общим действием.

Задачи:

- развивать познавательный интерес, интерес у родителей и детей к совместной деятельности, желание устраивать праздники для близких людей;

-  развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия, проявлять активность.

- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг другу,

-воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: воздушные шары, нитки, конфеты, баранки, мяч, готовые пазлы из фантиков, напечатанные пословицы и поговорки о доме и семье, музыкальное оформление; высказывания известных людей; компьютер и проектор. подарки участникам и гостям.

(развешаны по классу)

«Чай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».

Я. Молешотт

«Под шумок самовара ведется согревающий сердце и душу разговор...»

Н. В. Гоголь

«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки».

Ф. Гладков

«Хорошая вещь чай, очень хорошая! Чем больше чай станут пить люди, тем меньше будут тянуться к винтовке - это дело важное».

В. Песков

Напечатанные поговорки:           Чай пить - приятно жить.

                                                           Выпей чайку - позабудешь тоску.

                                                           С чая лиха не бывает.

                                                           Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Проведение мероприятия:

Слайд 1.          Звучит фоном музыка «Погода в доме». (минус)

Слайд2.

Учитель:

Добрый день и поклон , гости дорогие!

Собрались со всех сторон все наши родные!

И, смотря на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне.

Словно мы в огромной дружной

И приветливой семье.

Всю семью мы приглашаем

С нами петь, играть, плясать.

 3 слайд.

     Мы не зря начали наш праздник мелодией о доме, семье. Они для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. И мы надеемся, что сегодня нам всем  будет вместе уютно и весело. Приглашаем вас к нашему самовару, чтобы вы хоть на короткое время отвлеклись от повседневных забот, а дети от души пообщались со своими родителями. Но

это будет не простое чаепитие, а с песнями, танцами, шутками и играми. Чаепитие – это традиция  гостеприимства. А традиции весьма замечательны!

Учитель:

Я начну , а вы кричите трижды: «Чаем! Чаем! Чаем!»

- Мы гостей встречаем…

- Чаем! Чаем! Чаем!

- Первым делом угощаем…

- Чаем! Чаем! Чаем!

- Приглашаем к самовару с..

- Чаем! Чаем! Чаем!

- И в накладку, и в прикуску с…

 - Чаем! Чаем! Чаем!

- Угощайтесь все по-русски, по-марийски, по-татарски

- Чаем! Чаем! Чаем!

4 слайд.

Ученик:

Только ступишь на порог

На столе стоит пирог,

От него такой парок

Завивается!

Вся семья вокруг стола

Собирается.

А пирог начинкой дразнит,

В нем как будто

Спрятан праздник.

В нашем доме пир, пир!

В нашем доме мир, мир!

                   (И. Гамазкова)

Учитель: А какой пирог без Чая?

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. На нашем столе он незаменим как и хлеб.

Ученик:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир.

-    Среди нас нет такого человека, который бы никогда не пил чай. Чай пьют в каждой семье в каждой стране.

5 слайд

Конкурс «Разгадывание кроссворда»

  1. Работа в группах (разгадывание кроссворда).

А сейчас вы должны очень быстро найти спрятанные слова – 3 группы.

Найдете слово – расшифруете.

1 слово – Марий Эл

2 слово – Морки – что для нас Морки?

3 слово – Шоруньжа. А что для нас Шоруньжа?

Как мы можем подытожить нашу работу?

6 слайд

Марий Эл – наша республика, столица - Йошкар-Ола.

7 слайд

Морки? - наш район, а в нашей республике их 14.

8 слайд

Шоруньжа – это наша Родина – малая родина – это наш дом, наши родители, друзья, где вы растёте и учитесь.

Когда мы говорим Шоруньжа, мы имеем ввиду не только одно село, но и ещё … (Ямбатор, Паймыр, Муканай, Шлань, Уньжа, Шурга).

Учитель:          Россия стала домом для более чем 140 народов, компактно проживающих в своих республиках, краях. Каков же состав населения  Марий Эл?

Вы должны были провести исследовательскую работу по заданным темам. Надеюсь, ребята, готовы

9 слайд

 - Я узнал, что  наша республика представлена - подумать только! – 60 национальностями. Оказалось, что преобладающим по численности населением РМЭ являются русские, второе место занимают марийцы, на третьем месте – татары. Другие национальности менее многочисленны.

10 слайд

- А я решила узнать о национальном составе нашей территории – Шоруньжи. А вы знаете,  что наше поселение, состоящее из 7 деревень, представлено 6 национальностями! Подумать даже не могла, что кроме марийцев, русских и татар у нас проживают ещё и чуваш, казах и даже  молдаванка! Всего проживает 2239 человек.

1 место занимают марийцы - их 2117, 2 место – татары – 64, третье место занимают русские – их 55.  

11 слайд

- Я заинтересовался национальным составом учащихся школы. Для этого была проведена небольшая исследовательская работа – ученики должны были заполнить анкету, в которой необходимо было указать национальность членов семьи. И вот что мы узнали: больше всех детей по национальности мари, а второе место занимают дети смешанных браков. Это говорит о том, что люди разных национальностей живут у нас дружно.

У любого народа есть свои традиции, обычаи. И мы о них должны знать, помнить, возрождать.

Учитель:

Дети и уважаемые родители! Сегодня вы  три большие команды как  три дружные семьи. Вам предстоит  потягаться в ловкости, сообразительности, скорости и показать свои знания.

             У каждой семьи  есть по тарелочке. В течение праздника вы будете получать за правильные ответы и участие в конкурсах вкусные жетоны.

12 слайд

                                                   2 конкурс

Учитель:

         - Наше второе конкурсное задание заключается в том, чтобы из набора слов составить пословицу. Конечно, для этого нужно потрудиться, т. к. пословицы о чае незаслуженно забытые и редко «молвятся». Чья семья быстрее?

Можно использовать следующие пословицы.

  Чай пить - приятно жить.

  Выпей чайку - позабудешь тоску.

  Дом красив не углами, а пирогами.

  Коль чаем угощают, значит уважают.

  Чай пьешь – до ста лет проживешь.

                                           3конкурс:

  Учитель:

        -   Часто ли вас приглашают на чай? Можно с уверенностью сказать, что не часто. А вот если мы обратимся с этим вопросом к старшему поколению, то вызовем у них приятные воспоминания о чаепитии.

Издавна на Руси бытовал добрый обычай - дружить семьями, ходить в гости. Гостей часто приглашали просто на чай. В семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних дел. Чай согревает сердце, располагает к непринужденной беседе. Нет, право, превосходная вещь - чай!

Рассказ родителей о чаепитии  народов: русские, татар и мари. После каждого выступления  народный танец.

13 слайд

Учитель:  

- А теперь поговорим о видах и  сортах чая.

Чайный куст – вечнозелёное растение высотой около метра. В России чай стали выращивать сначала в Крыму, а затем в Грузии. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов с двумя – тремя листочками. Из 100 кг зелёного чая выходит 25 кг готового чая. В зависимости от способа обработки получают чёрный чай, зелёный, жёлтый.

14 слайд

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит : «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». При длительном хранении чай теряет свой аромат.

15 слайд

Учитель:

-  А вы знаете, как зародился обычай пить чай?

 Существует такая легенда.   Однажды, 5 тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Слагались и другие легенды о появлении чая, но каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай.

                                       4 конкурс:

Семейный конкурс «Сладкоежки» ( стоят по кругу- ведущий в центре с баранками)

- Под музыку передается мяч. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мяч должен назвать, с чем можно пить чай. (Молоко, сахар, варенье, пряники, печенье, травы

 ( мята, мелисса),  пироги, конфеты, торт...)

- Чайная церемония - как обряд, тоже зародилась в Китае. Но в настоящее время этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями.

- И у нас сегодня только добрые мысли и хорошее настроение.

 Учитель:

- Очень вкусен чай со сладостями и о них наш следующий конкурс.

                         5 конкурс: «Сладкая рыбалка»

Выбираются участники от каждой команды. Кто быстрее смотает веревку, на конце которой висит конфета.

Учитель: - А теперь познавательная минутка. Вы узнаете об истории чая.

Ученики: (рассказы учеников)

16 слайд

 1.    Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

        Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на гору. И пастухи решили испробовать листья на себе. Они высушили их, заварили кипятком, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

 

17 слайд

  2.  Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.

Чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце  этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.

 3.   Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и других китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

4.  Со временем чай попал и в нашу страну. Чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

18 слайд

5.      В середине 17 века  Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. В 1696 году из Москвы в Пекин за чаем отправился первый караван русских купцов.   Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы.

     

6.  Чай был очень дорогим из-за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, которые продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

19 слайд

7.      Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

8. Ученик читает шуточное стихотворение:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как мне этот чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

 Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

 Что забыл я посолить"

20 слайд

Учитель: Чтобы не случалось таких курьёзных историй, секретами заварки чая поделятся родители..

Мастер-класс по завариванию чая ( проводит мама одного из детей)

Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. При длительном хранении эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому его нужно хранить в фарфоровой или фаянсовой, стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой.

      Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и способа его приготовления. Нужно кипятить лишь отстоянную водопроводную воду, чтобы улетучился запах хлора. Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода

закипит. В передержанном кипятке аромат чая исчезает, остывшая кипяченая вода не годится.                                                  

        Согрев заварочный чайник или ополоснув его крутым кипятком, в него насыпают сухую заварку (чайная ложка на стакан воды плюс чайная ложка на чайник). Затем чайник заливают кипятком на две трети, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке чайника и носике должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества.

      Настаивают  черный чай 5 минут, зеленый - 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5-1 см до крышки.

     После этого заварку разливают. Иногда обходятся вообще без чайника. Кладут

 ложечку чая в стакан, заливают кипятком и накрывают блюдцем. Через 5 минут настой можно пить.

          Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

 Заварку в чайнике используют вторично, но кипяток доливают только при свежей, еще не остывшей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается вкус. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок.

21 слайд

Учитель:

А сейчас послушайте загадку - и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Чтец:   Стоит толстячок,  подбоченивши бочок,

            Шипит и кипит-  всем пить чай велит.

22 слайд

        Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, занимал почетное место в каждом жилище, будь то

купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка да самовар-батюшка».

Ученик: А когда появился самовар?

23 -27 слайд

Учитель: Самовар - исконно русское изобретение. Родился в самоварной фабрике в середине 19 века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров - самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки. Шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть - похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими - это самоварцы, а другие -великанами - это самоварища. С виду разные, а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают.

Ученик: А почему самовар генералом называют?

Учитель: Ну, это давняя история! Самовар возили  на Всемирную выставку во Францию, в город Париж и так  всем понравился, что наградили двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда  вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все  награды и сказал : «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» с тех пор самовар генералом и величают. И дети у него есть - все на него похожи. Одни, как он, воду греют угольками. Другие от электричества. Есть и племяннички - электрочайнички.

Учитель: Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что первые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. (Демонстрация фотографий)

Ученик: Как же пользовались такими самоварами?

Учитель: А об этом вам лучше расскажет сам Самовар Самоварович..

Самовар: В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, разжигали огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника

Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней. Появилось много частушек о чае.

28 слайд

- И сейчас – весёлые частушки.

Весёлые частушки.

 На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

 Подавай мне чашку чая,

 Ведь люблю я русский чай.

 В чае я души не чаю

 Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар.

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с самоваром и пить вкусный час.

                                               Игра «Самовар»

        Выбирается самовар, а остальные дети – конфеты. Дети придумывают названия конфет для себя, сообщают их водящему. Водящий поворачивает «самовар» спиной к «конфетам и говорит «Самовр  кипит , будем чай  пить с

конфетами «Мишка на севере». Тот кто выбрал себе это название конфеты, тихо подходит к «самовару », легонько стучит по нему и возвращается на

своё место. «Самовар »поворачивается к «конфетам и отгадывает, кто до него дотрагивался.»

 

Учитель:

Жила-была конфета с веселою начинкой –

Вот от неё бумажка с веселою картинкой!

Ах, был бы я художник, вставал бы я чуть свет

И рисовал бы только бумажки от конфет!

6 Конкурс «Сладкие пазлы»

      -   На игровых столах лежат кусочки – пазлы оберток от конфет.

По команде игроки подбегают выкладывают картинку. Кто быстрее соберет свою картинку, тот и победит.

Учитель:

- Сколько народов, столько и форм чаепития. В Японии, например, во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, в Англии ведут деловые разговоры, то в России за чаем общаются, ведут беседы, поют.

- За столом наши дети любят с полным ртом разговаривать. Обычно родители их за это ругают. А мы сегодня их за это даже похвалим и

пригласим участвовать в следующем конкурсе.  И так, наш следующий конкурс:

                            7 конкурс «Скороговорочка» (3 ученика)

Выбираются участники от каждой команды. Они получают чупа-чупс. Задание , взяв в рот конфету, быстро и правильно проговорить фразу «Цыплята и курица пьют чай на улице»

29 слайд

Многие русские классики в своих произведениях упоминают о чае. Не оставили без внимания чаепитие и детские писатели.

- Давайте вспомним, где во время чайного пира, чуть было не произошла трагедия с хозяйкой дома, но вовремя подоспевший удалец спас её и дело кончилось свадьбой. (Чуковский. Муха-цокотуха)

- А теперь прошу вспомнить, что принесли в подарок Мухе гости?

-Какого возраста был паук, который напал на Муху?

- А потом гости плясали до утра: «Сапоги скрипят, каблуки стучат» Вот чем закончилось это чаепитие. Вот и мы предлагаем нашим семьям показать свои

танцевальные таланты. Все знают детский «Танец утят» Вспомним его движения. (танцуют один тур)

        8 конкурс «Танцы в парах» (пара родителей и пара детей)

- А теперь его усложним. Танцы в парах. Кто протанцует дольше всех и не уронит воздушный шар, зажатый лбами, тот и победитель конкурса.

Учитель:

-Ученые давно установили, что в чае содержаться полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую работоспособность человека. А при солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.

Ученик:

 В конце наших посиделок

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг

30 слайд

Учитель: И в заключении нашего чайного праздника дружно споем песню о чаепитии на мотив песни»Голубой вагон»

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сладким пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорее накрывай.

И наливай-ка всем ароматный чай.

2. Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

31 слайд

Девочка:         Всех гостей мы угощаем  ароматным, крепким чаем!

                 Тех, кто чай с охотой пьет, чайная давно уж ждет.

Мальчик:     Все для вас, взрослые и детишки: калачи, ватрушки, пышки,

                Наливайте, не стесняйтесь, сладким чаем забавляйтесь!

Учитель: Всех гостей приглашаем к столу!