Деревенские посиделки
методическая разработка
Деревенские посиделки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevenskie_posidelki_stsenariy_folklornogo_prazdnika_dlya_detey_nachalnyh_klassov.docx | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Азевская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Деревенские посиделки
сценарий фольклорного праздника для детей начальных классов
Разработала и провела
учитель нач. классов
Мордвинова С.Н.
Ход праздника
Все дети одеты в русские национальные костюмы. В зале на столе выпечка — бублики, пироги, блины, булочки, ватрушки. Зал убран в стиле деревенской избы: на полу тканые коврики, скатерти, подушки-думочки с вышитыми наволочками, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому — правду, кому — песенку.
(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом)
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость: Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде!
(Хозяева усаживаются среди гостей)
Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки да говорят потешки.
Хозяин: Эй, собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки,
Вас сегодня ожидают русские потешки.
Два ученика ведут диалог:
— Что ваши девчата делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют да плачут.
Девочка и мальчик:
— Сынок, сходи за водицей на речку.
— Живот болит.
— Сынок, иди кашу есть.
— Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.
Два мальчика:
— Что везешь?
— Сено.
— Какое же это сено?
— А коль видишь, что же спрашиваешь?
Девочка и мальчик:
— Фома, что из леса не идешь?
— Медведя поймал.
— Так веди его сюда!
— Да он не идет.
— Ну так сам иди.
— Да он меня не пускает.
Ведущий: Дорогие гости! Вы прослушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты? А насколько меток русский язык в пословицах, поговорках, изречениях. Послушайте их и попробуйте объяснить значение.
— Добрый сын — отцу радость, а худой — печаль.
— Птица рада весне, а дитя — матери.
— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
— Друг познается в беде.
— Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
— У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.
— Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.
— Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
— Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка)
— Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень)
— Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)
— На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березки)
— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
— Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)
— Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
— Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок)
— В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)
— Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)
Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыки драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон.
(Проводятся русские народные игры для всех детей: «Каравай», «Горелки», «Колечко»)
Ведущий: Для проведения игры «Горелки» образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться назад. Играющие хором говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле —
Глади в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат —
Гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь.
(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой - в другу. Если водящий никого не осалит, то игра продолжается. Если водящий поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара игроков)
Ведущий: А вот игра «Шли кони».
(Дети становятся в круг и поют песенку)
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идет,
Травку рвет —
Что вырвет,
То в пучок.
(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел — присел последним, на того дети кричат: «Квач-бельмач, черные глаза»)
Хозяйка: А теперь я вас приглашаю в хоровод для игры.
(Дети выходят в центр зала и образуют хоровод, идут по кругу и поют)
Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей — было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так.
(После этих слов ведущий показывает какое-либо движение — хлопки, прыжки, постукивание кулаками по коленям, мимика глазами, ртом, взять друг друга за уши и так далее. Тот, кто неправильно выполнил задание, отстал или зазевался, становится в круг. И теперь в кругу уже два Трифона. Игра продолжается до тех пор, пока Трифонов станет больше, чем детей во внешнем круге)
Ведущий: Как только весной просохнут дороги, парни и девушки выбегали на полянку, веселились, водили хоровод, играли в лапту и другие игры. Давайте споем хороводную песню «В хороводе были мы». (Песню заранее разучивают на уроке музыки)
(Дети поют и водят хоровод, выполняя несложные движения, подсказываемые словами песни. Каждая строчка песни поется два раза)
В хороводе были мы,
Были мы, были мы.
Кого надо видели,
Видели, видели.
Сокола- молодчика.
Молодца, молодца.
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись.
Кому хочешь, поклонись,
Поклонись, поклонись.
Ведущий: А теперь давайте рассядемся полукругом и споем русскую народную песню «А я по лугу». Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа продвигалась с песней веселей.
(Мальчики мотают клубки, девочки вышивают или вяжут)
А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала,
С комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил,
Комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил,
Суставчики раздробил.
А я матери, а я матери,
Я матери кричала,
Я матери кричала.
«Ой, подай, матерь, ой, подай, матерь,
Подай, матерь, косаря,
Подай, матерь, косаря.
Я рубить-казнить, я рубить-казнить,
Рубить-казнить комара,
Рубить-казнить комара».
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова
За широкие ворота.
А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
(К окончанию пения песня стихает и с последними словами почти шепчется)
Ведущий: Эх, частушка-веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.
Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Пойду плясать
По соломушке,
Разойдися, народ,
Ко старонушке.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
Балалаечка-гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям)
(Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад»)
Ведущий:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое — золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела!
Баба:
Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед:
Ты поди, запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвращаясь):
В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко я продам.
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед:
Что мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба:
Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба:
Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Все куда-то подевалось.
Дед:
Ну, что мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба:
И Шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед:
Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба:
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Вместе: Заходите без стесненья!
Ведущий: Вот и закончились наши посиделки. Давайте попрощаемся с хозяевами.
1-й ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2-й ученик: Большого здоровья!
3-й ученик: С новым вас урожаем!
4-й ученик: Большого вам приплода у скотины!
5-й ученик: С хорошими блинами!
6-й ученик: На новое вам лето!
7 ученик: На красное вам лето!
8 ученик:
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом!
9 ученик:
Куда коза рогом,
Туда и сено стогом!
Все: Где труд, там и счастье!
(Праздник завершается чаепитием, которое организуют родители)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренник "Деревенские посиделки"
Фольклорный праздник в 1 классе...
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Деревенские посиделки
Фольклорный праздник в 1 классе...
Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...
Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Чтобы познакомить и заинтересовать Учащихся с традициями и обычаями русского народа провели фольклорный праздник "Деревенские посиделки" В сценарии использованы пословицы, поговорки, песни, небылицы. ...
Внеклассное мероприятие.Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"
Театрализация. Погружение в быт и традиции русского народа. Праздник предназначен для учеников 3-4 классов....
Тетрализованный праздник "Деревенские посиделки"
Театрализованный праздник "Деревенские посиделки" предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель праздника расширить кругозор детей об истории и быте России, воспитывать чувство любви к малой родине....