"Татьянин день"
методическая разработка
Мероприятие, посвященное к празднику "Татьянин день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatyanin_den.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа «Татьянин день»
Цель: Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи: 1. Дать детям сведения о празднике "Татьянин день": истории и традициях;
Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
2. Развивать ловкость, быстроту, выносливость, познавательные и мыслительные способности;
3.Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре;
Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей.
Оборудование: Экран, проектор, презентация «Татьянин день»; для конкурсов: полоски листов для шпаргалки, браслеты, платки, помада, очки солнечные, бусы, сумки
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать традиционный русский праздник - Татьянин день!
Татьянин день, красивый праздник,
Я поздравляю всех Татьян,
Пусть будет дом ваш полон счастьем,
Здоровой будет пусть семья,
А тем, кто только подрастает
Кого Татьяной нарекли,
Успехов, радости желаю,
И в будущем большой любви!
Татьянин день, красивый праздник,
Он полон радости, добра,
Пусть будут помыслы прекрасны,
И каждая душа светла!
Ведущая: Татьянин день – это именины всех девочек, девушек, женщин, которые носят имя Татьяна. У каждого человека есть не только день его рождения, но и день именин, то есть день того святого, в честь которого ему дали имя и который является его покровителем.
Друзья, а вы верите, что имя влияет на судьбу человека? Имя «Татьяна». О чем оно может нам рассказать? Какое значение имеет имя «Татьяна»?
(Ответы детей)
Ведущая: «Татто - значит устанавливать, определять. Татьяна в переводе с греческого «устроительница», «учредительница», «повелительница». Вот я и предлагаю совершить путешествие в историю этого праздника и знать традиции его празднования.
- История праздника и традиции празднования.
Ведущая: 25 января традиционно отмечается праздник Татьянин день. (Слайд 2) Церковь в этот день почитает святую мученицу Татиану Римскую – раннехристианскую мученицу, подвергшуюся пыткам за веру при императоре Александре в 3 веке.
Татьяна родилась в древнем Риме, в знатной семье. Её отец был консулом. Он тайно веровал во Христа и воспитал свою дочь в благочестии, научил Священному Писанию. Девушке предстоял блестящий брак и жизнь среди удовольствий, но, отказавшись от замужества и увеселений, она все свои силы отдала Церкви.
Татьяна много молилась и постилась, служила больным и бедным, помогала Церкви в её благотворительной деятельности. В те времена в стране шли гонения на христиан. Среди прочих верующих была схвачена и Татьяна. Она была подвергнута жестоким пыткам. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил её мучителей, и Господь услышал ее молитву.
На арену цирка, где находилась Татьяна, выпустили голодного льва, но он не причинил ей никакого вреда. Он стал ласкаться к ней. Тогда мучители приговорили Татьяну на казнь мечом. Вместе с Татьяной казнили и ее отца. С 235 (двухсот тридцать пятого) года отмечается праздник Татьянин день, а мученица Татьяна причислена к лику святых. (Слайд 3)
Ведущая: Этот праздник имеет более древнее название - Бабий кут или Солныш.
Бабий кут – это место у печи, где находились предметы домашней утвари, и где хозяйка проводила много времени. Это место также называлось солнышком. (Слайд 4)
В честь этого на Татьянин день «большуха» (старшая хозяйка в семье) пекла каравай, символизирующий солнце. Она же доставала его из печи и, дав хлебу остыть, делила между членами семьи. Каждому должен был достаться хотя бы кусочек. (Слайд 5)
Кроме того, в этот день нужно было сходить на реку за водой и выбить пыль из половиков. (Слайд 6)
В народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет». По традиции, обратно нести половики им помогали парни. Затем половики развешивались по заборам, чтобы все видели красоту и чистоту половиков, а по ним судили и о девушке.
К этому дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, что если такую метёлочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня, то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек. (Слайд 7)
Ведущая: В 1755 году 25 января, в день памяти святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ, представленный графом Шуваловым, об учреждении Московского университета. (Слайд 8) Во имя памяти Татьяны был освящен и храм при университете. В Татьянин день в храме проходят богослужения. (Слайд 9) Так волей монарха появился студенческий праздник - Татьянин день и День студентов. (Слайд 10) С той поры Татьяна у нас почиталась как покровительница российского образования, а Татьянин день превратился в веселый студенческий праздник, с песнями, пирушками, забавами.
Есть у студентов покровитель, (Слайд 11)
И даже есть отдельный день,
Когда веселье, извините,
И разом всем учиться лень.
Татьяна, ты нас вдохновляешь
И на ученье, и труды,
И веселиться позволяешь,
И защищаешь от беды.
Прими, Татьяна, поклоненье,
Нам покровительницей будь,
Благослови нас на ученье,
И освяти учебы путь!
И мы сегодня собрались, чтобы развлечься и повеселиться. Я предлагаю поиграть. Для игры приглашаются две команды по 6 человек. По 2 человека с каждой группы.
- Конкурсная программа.
Ведущая: А я хочу представить вам наше жюри. Сегодня Татьянин день, и поэтому в жюри у нас сидит Татьяна Владиславовна и
Итак, вы готовы посоревноваться? Тогда давайте не будем откладывать все в ящик и начнем наш праздник.
Ведущая: Сейчас капитаны команд представят свои команды.
Представление команд.
Ведущая: Первый конкурс называется «Блиц – турнир». Первое испытание позволит проверить не только ваши знания, но и смекалку. Я задаю вопрос, команда обсуждает и право ответа принадлежит капитану. Если выкрикивает кто-то другой – ответ не засчитывается. За правильный ответ 1 бал.
Вопросы:
- В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось? (две, остальные сгорели)
- Кого с пола за хвост не поднимешь? (клубок ниток)
- Два брюшка, четыре ушка. Кто это? (подушка)
- Какой месяц короче всех? (май – три буквы)
- Какой год бывает всего один день? ( Новый год)
- У кого шляпа без головы, нога без сапога? (у гриба)
- Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой )
- Чем оканчивается как день, так и ночь? (мягким знаком )
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
- Чего нет в капусте, в свекле, в редьке, но есть в помидорах и огурцах? (буквы О)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (из железнодорожного)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
- В названии какой птицы сорок букв А? (сорока)
- Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложечкой)
- Какой город парит в небесах? (орел)
- Что становится больше, если это поставить вверх ногами? (число 6)
Ведущая: Ну что ж, а теперь приступим к вопросам посложнее. За правильный ответ – 2 бала.
Вопросы:
1. В каком году был подписан указ о создании университета? (1755г.)
2. Что в переводе с греческого означает «Татьяна» («устроительница», «учредительница», «устанавливающая»)
3. В честь какого человека назван Московский Университет? (Ломоносов)
4. Как связаны 25 января и императрица Елизавета Петровна? (25 января подписала указ о создании университета)
Ведущая: Молодцы! Следующий конкурс нашего праздника «Сладкоежки». Предлагаем нашим участникам взять в руки ложки и съесть на скорость клубничное желе. Чья команда съест первой – та и победит. (Звучит музыка, в течение 1 минуты)
Ведущая: Покушали сладко, теперь передохнем. «Отдыхай-ка»
Приглашаются по 4 человека от каждой команды. Задание – прочитать стихотворение «Наша Таня…» разными интонациями: смеясь, плача, заикаясь, нараспев. Каждый участник читает по одной строчке.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик,
-Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
Ведущая: Молодцы! Следующий конкурс «Загадочный». За правильный ответ – 1 бал.
- И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет.(Иней) - Эта гладкая дорога
Проживет совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед) - Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит. (Мороз) - На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой,
На первую ступеньку встал парень молодой. (Старый Новый год) - Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель) - Чёрная, а не земля, пушистая, а не снег, греет, а не печка. (Шуба)
- Вода по воде плывет. (Лед)
- Стоит дерево, у этого дерева двенадцать отростков,
у двенадцати отростков по четыре прута,
у прута по шести кистей, седьмая - золотая. (Год, месяцы, недели, дни)
Ведущая: Молодцы! Следующий конкурс «Получи посылку к празднику». Студенты во время учебы от родителей получают посылки. И мы получили небольшую посылку. Ваша задача – на ощупь узнать, что находится в посылке. У кого окажется больше определений, та и команда победит.
Ведущая: Молодцы! Конкурс «Шарады». В конце 19 века начале 20 века среди студентов широко было распространено увлечение игры в слова. Одним из примеров таких игр служат шарады. Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. Я предлагаю нашим командам почувствовать себя в роль студентов 19 века и отгадать несколько шарад.
Шарады для первой команды:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же — в дневнике я и журнале. (о-цен-к-а)
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка — в «воплощенье» где-то,
На целое — все ждут ответа. (во-прос)
Шарады для второй команды:
Мой корень — родственник сраженью,
Приставка — в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь — тружусь я под землей. (за-бой-щик)
Из трех букв состою,
В новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «М» —
Плавать кораблям мешаю. (м-ель)
Ведущая: Пока команды выполняют задания. Я предлагаю вам наших Татьян назвать ласково. Я говорю – Таня, а вы продолжаете…
Ответы: Танюшка, Танечка, Татьяна, Танюшечка, Танюха, Татьяночка.
Ведущая: Молодцы, ребята! Команды готовы отвечать. За правильные ответы – по 1 балу. Тема шпаргалок не опускает, давайте проведем еще конкурс. Конкурс «Шпаргалка». Сейчас каждой команде я дам одинаковой длины листы бумаги. И команды должны сложить их гармошкой так, чтобы у них получилось как можно больше разворотов. Та команда, которая больше сложит оборотов, становится победителем.
Ведущая: Итак, у кого больше? Победитель … Последний конкурс «Модница». Вам нужно на скорость нарядить «Модницу» на праздник. Чья команда первой нарядит, та и побеждает в этом конкурсе.
(Идет конкурс)
Ведущая: Молодцы! Пока жюри подсчитывает результаты, для вас музыкальный номер – танец.
Слово предоставляем жюри.
- Подведение итогов.
Ведущая: Вот и подошел к концу наше мероприятие. Я думаю, что наш общий ангел
хранитель святая Татьяна никогда вас не оставит без своего покровительства.
Пускай на улице метель, (Слайд 12, 13)
В снега укутаны равнины.
Мы чтим, друзья, Татьянин день,
Ее справляем именины.
Ей Пушкин строки посвятил,
Воспел без фальши, без изъяна.
И сам господь благословил
Святую с именем Татьяна.
Давайте всех Татьян любить:
Красивых, добрых, нежных -
И каждой с радостью дарить
Мечты и светлые надежды.
Шарады для первой команды:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же — в дневнике я и журнале.
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка — в «воплощенье» где-то,
На целое — все ждут ответа.
Шарады для второй команды:
Мой корень — родственник сраженью,
Приставка — в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь — тружусь я под землей.
Из трех букв состою,
В новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «М» —
Плавать кораблям мешаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Татьянин день"
Мероприятие проводится в форме викторины. ...
классный час "Татьянин день"
Татьянин день - развлекательное мероприятие для учащихся начальной школы. Виновники мероприятия - все Татьяны из начальных классов...
Классный час «Татьянин день», 2 класс
Цели: 1. Познакомить с историей праздника «Татьянин день». 2.Формировать у учащихся духовные ценности. 3.Воспитывать коммуникативные умения учащихся. Оборудование: икона «Св...
«Татьянин день» (праздник с элементами игры)
Цели:познакомить учащихся с традициями празднования Татьяниного дня, историей праздника, приметами и т.п.;развитие познавательных и мыслительных способностей у обучающихся.расширить кругозор учащихся,...
Сценарий развлечения "Татьянин день"
В празднике принимают участие две команды - Татьяны и не Татьяны....
"Татьянин день"
газета к празднику...