Зимушка - Зима
материал (1 класс)

Якимова Елена Витальевна

Сценарий для проведения конкурса чтецов. Тема конкурса - стихи  о зиме: о зимней природе, о зимних развлечениях, о животных зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_zimushka_-_zima.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 Конкурс  чтецов  «Зимушка-зима»

Цель. Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков.

Задачи:

  • развивать умение выразительно передавать стихотворный текст;
  • воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей «слушать » и «слышать»;
  • воспитать любовь к родной природе, интерес к поэзии, музыке;
  • развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть;
  • развивать поэтический и музыкальный слух, двигательную активность, эмоциональную сферу;
  • совершенствовать исполнительское мастерство.

Ведущий: 

- Добрый день, дорогие ребята! Весной и летом, осенью и зимой, в любое время года прекрасна и неповторима наша русская природа. На протяжении уже многих столетий она была одним из главных источников для вдохновения и творчества писателей, художников, поэтов. Стихов о природе и о временах года написано немало. О каком же времени года наш сегодняшний конкурс? Догадайтесь сами.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

Снег глубокий выпадает
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зима)

- Ребята,  отгадайте загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)


Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.

От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (ЯНВАРЬ)


Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (ФЕВРАЛЬ)

- Молодцы, ребята! По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош.

Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом.

Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками.

Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.


- На нашем конкурсе мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в мир зимы и зимних забав. 
Я рада приветствовать Вас на конкурсе чтецов «Зимушка — зима».

Как и любой другой, наш конкурс своей целью ставит выявить лучших и сильнейших. Определять победителя будет строгое независимое  жюри.
Надо всем постараться прочитать стихи громко и выразительно, для того чтобы передать настроение авторов поэтических строк.

- А сейчас я хочу представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри)

- Ребята, я желаю вам удачи и хочу напомнить правило красивой речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

- Жюри будет оценивать вас строго, но справедливо. А мы вместе будем внимательно слушать каждого участника и поддерживать аплодисментами.

- Какими словами можно описать зиму?

Белая, белоснежная, бесснежная, вьюжная, жестокая, лютая, малоснежная, метелистая, многоснежная, морозная, мягкая, пуховая, седая, серебряная, снежная, студеная, теплая, холодная, южная,  запоздалая, затяжная, поздняя, преждевременная, продолжительная, хрустальная, щедрая.

- Зиму любят все: и взрослые, и дети. Славится зима праздниками: Новый год, Рождество, Крещение, да все с угощениями, хороводами, песнями и стихами, зимними играми и забавами.

Выступления чтецов.

- А ещё какие зимние забавы вы знаете? 

Зима - это время веселых каникул, забав, развлечений и игр.

Выступления чтецов.  

-  А сейчас отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

(ветер)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(снежная горка)

Зимой – лежал,

Весной – в речку убежал.

(снег)

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг.

(Зима)

Странная звёздочка с неба упала,

Мне в ладошку легла и пропала.

(снежинка)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

(солнце)

Выступления чтецов.

- Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Вам нужно досказать слова стихотворения.

Мама елку украшала,

Дочка маме … (помогала).

Подавала ей игрушки –

Звезды, шарики, … (хлопушки).

А потом гостей позвали

И у елочки … (плясали).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

На посёлки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … (снегопад)

Выступления чтецов.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. (слайды) Только что сейчас Вы убедились в этом сами, посмотрев на картины о зиме, и вы убедились, что зима – это очень красивое время года

зиму любят не только за детские  забавы. Многие художники и поэты находили в этом удивительном времени года вдохновение для своего творчества, для написания картин, которые стали известны и любимы  во всем мире.

-  Давайте посмотрим на зиму глазами русских художников (слайды с репродукциями картин):

  1. Кондратенко  Гавриил Павлович «Зимний вечер» (Не смотря на то что на картине изображено вечернее время суток,  небо ясное, светлое, нет ни облачка. Чувствуется, что погода стоит морозная. Деревья и кусты в инее. На крышах домов и сараев лежат большие сугробы снега. Когда мы смотрим на эту картину, сразу вспоминается стихотворение Сергея Александровича Есенина:
    Еду. Тихо. Слышны звоны
    Под копытом на снегу,
    Только серые вороны 
    Расшумелись на лугу.
    Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна,
    Словно белою косынкой
    Повязалася сосна…)
    2) Саврасов Алексей Кондратьевич «Зима» (художник изобразил пасмурную, хмурую зиму, небо затянуто тучами.)
    3) Шишкин Иван Иванович «Зима» 
    Федор Иванович Тютчев:
    Чародейкою Зимой
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою, 
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,
    Не мертвец и не живой – 
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой…
    4) Клевер Юрий Юрьевич «Зимний закат в еловом лесу» (посмотрите, какую необыкновенно сказочную картину написал художник!)
    5) И совсем другой, противоположной по настроению представлена зима на картине Саврасова.

В стихах, в музыке, на картинах всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывал сам

Свою зимнюю картину нам нарисует следующий участник конкурса.

Выступления чтецов.

- Я вам  предлагаю поиграть в весёлую игру, которая называется

«Это правда или нет»

  1. Листопад, листопад – хлопья снежные летят…

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

  1. Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга…

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

  1. Санки вытащила Света – на дворе, наверно, лето?

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

  1. Если спит медведь в берлоге – значит зима на пороге…

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

  1. Мы у мамы шубы просим – значит, скоро будет вьюг

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

6) Снеговик боялся стуж и бежал под тёплый душ.

Дайте мне ответ: Это правда или нет?

Молодцы, ребята! Вам понравилась игра?

А сейчас послушаем выступление нашего следующего участника .

Выступления чтецов.

- Молодцы, ребята! С помощью ваших стихотворений мы ещё раз побывали в зимнем лесу, увидели красоту зимнего леса. Пока жюри совещаются, я предлагаю вам вспомнить самый любимый зимний праздник.

Музыкальная пауза.

-  Предоставляем слово нашему уважаемому жюри. (Подведение итогов конкурса и вручение призов победителям. Все дети, принимавшие участие в конкурсе чтецов, награждаются грамотами и дипломами).

- Благодарим наше жюри за их творческую работу в оценке наших конкурсантов.

- Вот, ребята, и подошёл к концу наш конкурс чтецов  о зиме. Ребята, вы сегодня так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы благодарим вас за активное участие и желаем вам самого доброго: здоровья, счастья, и в последние зимние деньки накататься вдоволь на санках,  на лыжах, наиграться в снежки на целый год до следующей зимы!!!

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

"Зимушка - зима"

Выставка рисунков....

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...