Зимние посиделки «Печки-лавочки»
методическая разработка (2 класс)
Цель: приобщать детей к традиционному культурному и историческому наследию русского народа
Задачи:
- ознакомить детей с русскими народными обычаями, с характерными чертами русского фольклора, особенностями русской народной речи;
- способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за
историческое прошлое и настоящее своей Родины;
- воспитывать любознательность, интерес к культурному наследию народа;
- способствовать развитию творческих способностей, эстетических чувств, коллективной ответственности и формированию классного коллектива;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_stsenariy.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимние посиделки «Печки-лавочки»
Цель: приобщать детей к традиционному культурному и историческому наследию русского народа
Задачи:
- ознакомить детей с русскими народными обычаями, с характерными чертами русского фольклора, особенностями русской народной речи;
- способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за
историческое прошлое и настоящее своей Родины;
- воспитывать любознательность, интерес к культурному наследию народа;
- способствовать развитию творческих способностей, эстетических чувств, коллективной ответственности и формированию классного коллектива;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.
Ход праздника.
(Зал убран в русском народном стиле. В центре стоит русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, прялка. На столе - самовар. Стены украшены рушниками, вышитыми салфетками.)
Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали долгие зимние вечера вместе, посиделки устраивали. Кто за вышивкой сидит, кто шьет, вяжет, кто прядёт, кто лапти плетёт, а молодежь поет да танцует. Весело было! Вот и мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки, чтоб на людей посмотреть да себя показать.
(Раздаётся колокольный звон. Выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
(Девочки ведут хоровод «Во поле берёза стояла»)
Дети:
1.Здравствуйте, гости дорогие!
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Веселье не начинаем.
А ведь у нас сегодня зимние посиделки.
2. На скамеечке в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
3. А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
(Бабушка с внучками сидят на лавке. Бабушка прядёт, поёт « В низенькой светёлке», внучки вышивают)
Машенька: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Бабушка, позову-ка я ребят к нам на посиделки.
Бабушка: Сейчас избу приберём
И гостей позовём.
Машенька: Эй, подруженьки – подружки.
Веселушки - хохотушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Сорока стрекочет-
Гостей пророчит.
( Выходят два мальчика под звуки балалайки) «Камаринская»
1-й мальчик: Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Выходи скорей,
Торопись, народ!
2-й мальчик: Открываются ворота
Выходи, кому охота!
1-й мальчик: А кому неохота,
Тоже выходи!
(Звучит «Камаринская», выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах)
Мальчик: Стоит Фома
Посреди двора,
Супротив терема высокого,
Супротив крыльца широкого.
Нетёсан терем,
Нетёсан, только хорошо окрашен.
Все: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька Настюшенька?
Девочки: (все вместе)
- Мы туточки!
- Пожалуйте, гости дорогие!
(Бабушка выносит каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь отведать просим.
(кланяется)
Мальчики: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Пошутить! Поиграть! Посмеяться!
Девочки: (с поклоном) Смех вам да веселье!
(Поднимаются на сцену под балалайку. Исполнение русской народной песни «На горе-то калина».)
После песни все садятся на лавки.
Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут - погулять немножко.
Мальчик: А что я видел сейчас!
Мальчики: Что?
Мальчик: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота
Все: Вот это да!
Мальчик: Выбегала палка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах
Все: Не может быть!
Мальчик: Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Все: Ой-ой-ой!
Мальчик: Лошадь ела кашу, а мужик – овес.
Лошадь села в сани, А мужик повез.
Все: Небылицы, небывальщины!
(Дети поочередно выходят и инсценируют потешки)
Два мальчика поочерёдно:
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался!
- Филя, есть хочешь?
-Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А еще хочешь?
- Хочу!
— Фома, что из лесу не идёшь?
— Да медведя поймал.
— Так веди его сюда.
— Да он не идёт.
— Ну, так сам иди.
— Так он и меня не пускает.
- Андрейка, о чем плачешь?
- Об ворота головой ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера вечером.
- Почему же ты плачешь сегодня?
- Так вчера дома никого не было.
(Уходят под гармошку)
(Появляются две девочки)
-Здорово, кума!
- На рынке была.
-Ты что, кума, глуха?
- Купила курицу, да петуха
-Прощай, кума.
-Пять алтын дала.
(Появляются Фома и Ерёма (мальчики в русских костюмах и с балалайкой)
Вместе: А вот и мы оба
Фома да Ерёма.
Фома: Небылицы услыхали, к вам прибежали.
Ерема: Мы ребята удалые
Фома: Мы ребята озорные.
Ерема: Голосом пляшем, ногами поём.
Фома: В общем и целом прекрасно живём.
Ерема: Споём?
Фома: Споём!
Ерема: Вы послушайте, ребята,
Чепуху мы будем петь
Фома: На дубу коза пасётся,
В бане парится медведь.
Ерёма: Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Фома: Баба ехала верхом
В ситцевой карете
Ерема: А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман
Фома: Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Ерема: На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Фома: Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Ерёма: Сидит ёжик на заборе
Новая рубашечка
Фома: На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
Ерема: На заборе чепуха
Жарила варенье
Фома: Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Девочка: А ну хватит вам болтать,
Время пляску начинать.
Вы, ребята, выходите
Хороводы заводите.
(Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»)
Девочка: Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
(танец «Барыня»)
Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
(Девочки исполняют частушки)
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Пошла плясать
Бабушка Лукерья.
На затылке нет волос –
Привязала перья.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова
Причесала языком.
Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая.
Ну а я тогда в кого ж?
Я сирени наломаю,
Набросаю у ворот.
Заплету я русу косу.
Пусть завидует народ!
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила.
Мимо окошка шёл Алёшка
Я без памяти была.
Ты, Алёша, ты Алёша
У тебя гармонь хороша
Надевай-ка сапоги
Приходи на пироги.
Частушку поёт мальчик.
На окошке два цветочка –
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Все девочки.
За частушку, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам,
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
(После исполнения частушек все рассаживаются)
Девочка: Раздайся, народ!
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
(Русский народный танец «Кадриль»)
Мальчик: А мы тоже не лаптем щи хлебали.
А ну, ребята, выходи!
(Ансамбль ложкарей)
Девочка 1: Звонкие резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари
Девочка 2: Ложки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята – ложкари
Замечательные!
(Русская народная песня «Гуси прилетели»)
(Выходят колядовщики)
- Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!
Коляда идёт, Рождество несёт.
2. Пришла коляда с пышками, с лепёшками, со свиными ножками.
3. Коляда, коляда, подай пирога! Подай, не ломай!
А по целому давай.
4. Кто даст пирога – тому богатства и добра!
5. Кто не даст пирога -
Мы корову за рога!
(Бабушка раздаёт угощение)
Все: Здоровья вам да радости
Бабушка: Милости просим к нам на посиделки!
(Дети садятся на лавки)
Бабушка: Пока вы пели да плясали, я для вас платочков нашила. А то нынче гуляшки, завтра гуляшки, так останешься без рубашки.
(Бабушка проводит с детьми игру)
Я по горнице хожу
И поднос в руках держу
Кто загадку отгадает,
Тот платочек забирает.
(Бабушка читает загадки, пословицы. Внучка раздаёт платочки)
Без труда не выловишь и рыбку… (из пруда)
Труд человека кормит, а лень… (портит)
Долог день до вечера, коли делать … (нечего)
Добрый сын - отцу радость, а худой - … (печаль)
Птица рада весне, а дитя - … (матери)
Ох, звенит она, звенит, всех игрою веселит.
А всего-то 3 струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка? Это наша …. (балалайка)
Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий, называется…(свирель)
Ящик на коленях скачет, то поёт, то горько плачет… (гармонь)
Наша барыня – сударыня
И толста, и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов напекла.
Она и кормила, и поила,
И дом обогревала,
И семью собирала. (Русская печка)
Наш дед Ермолай
Съест все, что ни дай. (Огонь)
Стоит бычок, серебряный бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (Ухват)
Кривой конь лезет в огонь (Кочерга).
Сами не едим, а людей кормим. (Ложки.)
Гибкий лес на плечи залез (Коромысло).
В лесу родился, в руках плёлся,
На ногах носился (Лапоть)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и яйцом,
С вишней сладкой он бывает.
В печь сперва его сажают (Пирог)
Бабушка: Какие посиделки без пирогов? Приглашаю всех к столу!
(Выходит девочка)
Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?
Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик (с самоваром): Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!
(Вместе ставят самовар на стол с выпечкой. Исполняют песню «Самовар»)
Девочка: Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Все: Тары – бары — растабары,
Выпьем чай из самовара!
Поочерёдно: С сухарями!
С кренделями!
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками!
Все: Тары – бары – растабары,
Посидим у самовара!
Чаю сладкого попьём,
Нашу песенку споём!
(Дети исполняют песню «Оладушки»)
Мальчик: Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Девочка: Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Два корыта киселя,
Девяноста два блина.
Все: Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте.
Нас добрым словом вспоминайте!
(Общий поклон. Бабушка угощает присутствующих выпечкой)
(Звучит песня «Печки-лавочки»)
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы прикоснулись к истокам русской народной культуры. Любите свою Родину, знайте и цените её традиции.
Бабушка: В небе, будто от побелки,
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки.
Всем пора бы отдохнуть.
(Праздник заканчивается чаепитием)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник "Зимние посиделки"
При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...
Внеклассное мероприятие "Зимние посиделки"
Цель данного мероприятия - знакомство детей с народными традициями, обычаями, промыслами. В празднике можно использовать много русских народных песен, хороводов, игру на ложках. Еще одно большое...
Мероприятие "Зимние посиделки"
Мероприятие знакомит обучающихся с зимними праздниками и с традициями их прведения....
Фольклорный праздник «Зимние посиделки».
Цель: знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.Задачи:- совершенствовать духовно- нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традици...
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник проводится в народном стиле с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...
фольклорный праздник Зимние посиделки
зимний фольклорный праздник лоя старших дошкольников...
Внеклассное мероприятие «Зимние посиделки».
Сценарий праздника «Зимние посиделки» может быть использован в начальной школе с целью знакомства детей с традициями, обычаями, обрядами русского народа....