Сценарий фольклорного праздника "Жаворонки"
материал (1 класс)
Здесь представлен сценарий фольклорного праздника "Жаворонки", предназначенный для внеклассных мероприятий, фольклорных праздников в начальной школе.Сейчас возрождается интерес к обрядам и традициям русского народа, поэтому детям будет интересно не только познакомиться с традициями этого древнего фольклорного праздника на Руси, но и самим стать участниками этого яркого,красочного и интересного события.В сценарии много стихов, песен, закличек,игр и шуток.В завершении праздника дети угощают всех гостей жаворонками, испеченными своими руками вместе с родителями.)))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhavoronki_1.docx | 24.49 КБ |
vesnyanka_pesnya.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Оформление зала.
Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна.
На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:
- На Сороки день с ночью меряются.
- Зима кончается – весна начинается.
- Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Сколько проталинков – столько и жаворонков.
Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети и педагог в народных костюмах входят в празднично оформленный зал, в руках у них “жаворонки”. Хором исполняют заклички.
Дети:
Жаворонушки на соломушке,
Прилятите к нам; принясите нам
Лето теплое, весну красную.
Нам зима-то надоела,
Надоела, уморила.
Ручки, ножки занозила.
1Ведущий:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
забываем мы о ней.
2 Ведуший: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”.
1 Ведущий: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Считалось, что пернатые гости приносили на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась всегда с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
2 Ведущий: Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и “жаворонки”.
1 Вед.: Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
2 Вед:“Жаворонки” раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна детских песен, крика, смеха.
Девочка:
Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.
2 девочка:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Песня «Веснянка».
Все: Отворяй весну, замыкай зиму. (Игровая попевка)
Ай, кулик – клик!
Жаворонок – клик!
Ай, сел на воду,
Отморозил бороду!
Девочка:
Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!
Мальчик: Март, март, солнцу рад!
Девочка: Апрель, апрель, отворяй дверь!
Все по строчке
Май, май, песню запевай!
Говорят, говорят. Ой, весна!
Народная игра “Солнышко”
Мальчик: Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)
Считалка:
Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.
Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.
Все:
Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,
А тебе-то не дают,
Всем ребятам раздают.
Бабушка:
Мы потешки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Где потешки поют,
Там весело живут.
Здравствуйте, ребята!
Пришли мы к вам позабавиться,
Да потешиться!
Пошутить!
Поиграть!
Посмеяться!
Ведущий:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости.
У нас для каждого найдется
И словечко и местечко.
Бабушки садятся на скамеечки около домика.
Ведущий:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Для гостей дорогих споем песню русскую.
Дети исполняют русскую народную песню “Где был Иванушка».
Ведущий:
Вы и пели, и плясали,
И, наверное, устали.
Всем вам отдохнуть пора!
А вот к отдыху игра (подходит к мальчику)
– Что ты, молодец, не весел, буйну голову повесил? Есть еще возможность сноровку да ловкость свою показать (вручает колокольчик девочке). – Вот тебе, милая колокольчик, ты ходи, ходи вокруг молодца, похаживай да потихонечку в колокольчик позванивай! А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, мы завяжем глаза ясные. Должен ты поймать девицу за руки. Как поймаешь – жди подарочка, не поймаешь – пеняй на себя. Быть подарочку у красной девице. Расступись, честной народ, не скопляйся! А ты, красна девица, начинай игру, не стесняйся!
Девочка:
Тара-ра, тара-ра.
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать.
Всех вокруг забавлять!
Дети исполняют песню “На горе-то калина” с движениями.
Ведущий:
Где песня льется,
Там легче живется.
Ну, гости, теперь ваш черед
Ведущий:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Мальчики исполняют р.н.п. «Светит месяц» мальчики на народных инструментах
Все:
Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.
Ведущий:
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Дети читают небылицы:
Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье,
И из тучки на него
Капало варенье.
Рано утром, вечерком.
Поздно, на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
На распашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
На голове карман.
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.
Инсценировка “Здравствуй Филя!”.
(Исполняют девочка и мальчик).
– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала лепешек-оладушек.
– А ты что с ними сделал?
– Я их под лавку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы их в печь положила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.
– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала сарафан.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в печку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в шкаф повесила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.
– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать принесла барана.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в шкаф повесил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в хлев завела, водой напоила, сеном угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.
– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала Настасьюшку.
– А ты что с ней сделал?
– А я её в хлев завел, водой напоил, сеном угостил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы её за стол посадила, чаем угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.
– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала свинью.
– А ты что с ней сделал?
– А я её, за стол посадила, чаем угостила.
– Ну, ты, Филя, чудак!
Девочка:
Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела
Огневая, вихревая
Песня русская слышна!
Девочка:
Поджидай меня,
Мой миленький,
Только выйду из ворот.
А сейчас веселый праздничный
Заводи-ка хоровод!
Хоровод “Ходила младешенька по борочку..”
Ведущий: Ходи, народ солнышко встречать, мороз прогонять!
Берет в руки 40 испеченных шариков.
Все:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
.
Мальчик:
Зимушку с почетом провожаем
Добрых дел её не забываем,
Встретиться с зимою, мы желаем,
После осени к себе вновь приглашаем.
Ведущий:
Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!
Угощают всех присутствующих на празднике гостей выпечкой – “жаворонками”. Звучит весенняя закличка.
Все вместе:
По обычаям российским
От души поклон вам низкий (кланяются в пояс).
Звучит русская народная песня на выбор педагога
Предварительный просмотр:
ВЕСНЯНКА | |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...
Сценарий фольклорного праздника
Сценарий фольклорного праздника "Рождество"...
Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»
Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...