Внеклассное мероприятие "Радуга слов"
методическая разработка на тему

Фаизова Инзиля Ильфировна

очень интересное мероприятие для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс для педагогов

«Внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие по радуге слов»

Данные об авторе

ФИО: Фаизова Инзиля Ильфировна

Должность: учитель начальных классов

«Путешествие по радуге слов»

Внеклассное занятие для учащихся 2 класса по программе курса внеурочной деятельности

 «Речь и культура общения»

Цель: формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.

Задачи: формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  • познавательные: раскрыть значение и роль слова, обогащение знаний учащихся  о добрых и вежливых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  • личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
  • коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей.
  • регулятивные: управлять  своей деятельностью, адекватно оценивать свои поступки.

Материалы и оборудование:

1. Компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран.

4. Презентация Microsoft Power Point «Путешествие по радуге слов» (приложение 1).

5. Видеоролик «Притча о слепом и весне» (приложение 2).

6. Аудиторная магнитная доска.

7. Макет радуги из гофрированной бумаги на магнитах.

8. Карточки со словами и словосочетаниями (приложение 3).

9. Два одинаковых ларчика.

10. Разноцветные камешки, эмитирующие льдинки.

11. Цветной платок.

12. Мини-открытки с поучениями преподобных Оптинских Старцев (приложение 4).  

Форма проведения: час общения.

Место проведения: классная комната.

План проведения:

1. Эмоциональный настрой и определение внутренней готовности к общению.

2. Определение темы и цели занятия.

3. Основная часть.

4. Рефлексия.

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой и определение внутренней готовности к общению.

Учитель. Дорогие друзья! Начинаем наш час общения. Для того чтобы установить атмосферу доверия, взаимного интереса и открытости, предлагаю начать наше общение с игры. Давайте определим готовность к будущей работе. У меня есть вот такой ларчик. (Учитель демонстрирует один из ларчиков (пустой), другой, в котором хранятся мини-открытки с поучениями преподобных Оптинских Старцев (приложение 4) скрыт под платком – он нам понадобится в конце мероприятия).

Учитель. Что обычно хранят в ларчиках? (нечто личное, ценное). 

Учитель. А ещё есть «льдинки». С их помощью мы выразим своё внутреннее состояние души (приподнятое, подавленное). Возьмите бесцветную «льдинку», если состояние вашей души в данный момент приподнятое, голубую – если состояние подавленное и опустите соответствующую «льдинку» в ларчик. Прокомментируйте вслух своё состояние.

(Учитель выслушивает  высказывания всех детей. Обычно ребята делятся рассказами о плохой оценке, о ссоре с товарищами, о мрачной погоде, о плохом самочувствии и т. п.)

Учитель. Скажите, а может ли человек быть счастлив в полном объёме, когда рядом кто-то грустит?

(Нет, нужно выяснить, в чём причина и постараться помочь человеку).

Учитель. Я так же воспользуюсь возможностью и выражу своё приподнятое состояние души бесцветной «льдинкой», так как я готовилась к нашей встрече и очень рада нашему общению.

Учитель. Как выяснилось, в нашем ларчике оказались только бесцветные «льдинки», а это говорит о том, что внутреннее состояние души в данный момент у всех нас приподнятое и мы можем начинать. А ларчик с «льдинками» мы оставим без внимания на некоторое время. (Помещает ларчик под платок».

2. Определение темы и цели занятия.

Учитель: Внимание на экран. Прочитайте пословицы и попытайтесь определить, о чём сегодня пойдёт речь?

(слайд 1)

(Дети читают пословицы).

  • Ласковые слова слаще мёда.
  • Рана от сабли заживает, рана от слова –  нет.
  • Доброму слову и кошка рада.
  • Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш разговор?

(Сегодня мы будем говорить о слове).

Учитель: Как вы догадались?

(В каждой пословице говорится о слове). 

3. Основная часть.

(слайд 2)

Учитель: Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни. Но порой, в общении нам не хватает нужных слов, мы с трудом подбираем то единственное, правильное, точное слово… Сегодня я предлагаю отправиться в «Путешествие по радуге слов». На цветных ступеньках радуги, как на неких словесных уровнях мы найдём слова, которые станут верными друзьями на всю жизнь и каждый из вас, решит, на каком из словесных уровней он хотел бы находиться.

(слайд 3)

Учитель: Итак, мы оказались на первой ступеньке нашей радуги. Первая радужная полоска красного цвета, значит и слова на ней красные. Красное слово, или прекрасное слово! Это слова поэтов и  мудрецов, это красивые образные и поэтические выражения, которые делают нашу речь более красочной и выразительной.

Учитель: Давайте заполним красную полоску соответствующими словами. Найдите среди представленного на доске многообразия слов соответствующие.

(Дети помещают на первую полоску радуги карточки со словами «добрый молодец», «красна девица», «лебёдушка», «сокол ясный», «соловушка», «весна-красна»).

(слайд 4)

Учитель: Следующий уровень как бы изнутри озаряется светом. Второй уровень, на котором хотелось бы находиться постоянно – тёплое слово. Этого дара нынче днём с огнём не сыскать, потому что давно уже на Смоленском кладбище нашла место своего упокоения Арина Родионовна.

(слайд 5)

 Учитель: Давно уже мы не слышим голоса няни, которая утешала Татьяну Ларину, возвратившуюся с прогулки со рдеющими щеками и признанием на устах: «Ой, плохо мне, душа моя в огне! Ах, няня, он не смотрит на меня»… Она её усаживала на сундук в своей светёлке и говорила: «Ну, успокойся, девочка моя, вот крынка молока, попей немножко, глядишь, сойдет с тебя печаль». – «Ах, няня, ты меня не понимаешь».

(слайд 6)

Учитель: «Утро вечера мудренее, ложитесь-ка спать, ведь завтра будет день опять».

(слайд 7)

Учитель. «Бисер ясный, месяц мой прекрасный, что ты кручинишься? Садись скорее, всё готово: вот оладушки, квасок. Вкуси же, с Богом», и погладит по маковке.

Учитель: Ребята, а вам приходилось в жизни слышать «тёплые» слова?

(Высказывания детей).

Учитель: Давайте скорее поместим их на вторую полоску нашей радуги.

(Дети помещают на вторую полоску радуги карточки со словами «голубчик», «умница», «молодец», «радость», «счастье», «солнышко», «батюшка», «матушка», «сестрица», «братец»).

(слайд 8)

Учитель: От тёплого к золотому – один шаг. Третий уровень – золотое слово. Можете ли вы, дорогие друзья, вспомнить устойчивые фразеологические обороты, в которых прилагательное «золотой» является ключевым словом?

(Дети помещают на третью полоску радуги карточки со словами «золотое сердце», «золотые руки», «золотой характер», «золотая осень», «золотая свадьба»). 

Учитель: Объясните значение этих фразеологических оборотов.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой характер –  добрый, мягкий характер.

Золотые руки – умелые руки мастера.

Золотая осень – сухая и солнечная осень.

Золотая свадьба – пятидесятилетний юбилей супружеской жизни.

Учитель: Вы замечательно справились с этим заданием, а значит можно перешагнуть на следующую ступеньку радуги слов. А она не простая, а волшебная. Что такое волшебство? (Магия, чудо). 

Учитель: Может ли слово сотворить чудо?

(слайд 9)

Учитель: Давайте убедимся в этом, посмотрев видеоролик по притче «О слепом и весне» (приложение 2).  

(Учитель комментирует).

История начинается с того, как возле какого-то здания в городе сидит человек. Он просит милостыню у проходящих людей, рядом с ним стоит табличка с надписью «Я слепой, помогите». Прохожие идут мимо и лишь некоторые из них отзываются на его беду и подкидывают скудные монетки, которым так рад слепой. И никому нет дела до его проблем, он сидит в одиночестве, слушая шаги проходящих людей и звуки улицы. И вот мимо слепого человека проходит девушка, она останавливается рядом с ним, смотрит на его табличку, затем подходит, берёт табличку и маркер, и на обратной стороне пишет какие-то слова. Слепец трогает девушку за обувь, чтобы понять, кто это стоит перед ним и что-то пишет. Затем, девушка положила табличку и ушла. Через какое-то время в банку к слепому человеку полетели горы монет. Люди бросали мелочь и не скупились перед лицом его проблемы. Спустя время, та же девушка, опять подходит к слепому и видит, что дела у него пошли вверх. Он опять ощупывает туфли девушки, спрашивая её «что ты написала на табличке?», девушка ответила, «то же самое, только другими словами». Затем нам показывают саму табличку, на которой написано «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть её».

Учитель: Почему прохожие стали более милостивы к больному человеку?

(Обычные слова проникли в душу людей, тронули их, оказались волшебными. Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу).

Учитель: Ребята, а вы встречались с волшебными словами?

(Высказывания детей).

Учитель: Хотите побывать в роли волшебников?

Учитель: Давайте назовём волшебные слова, отгадав загадки, а отгадки поместятся на следующей полоске радуги слов.

(Дети отгадывают загадки и на четвёртую полоску радуги помещают карточки со словами «привет», «здравствуй», «до свидания», «извини», «спасибо», «будь здорова», «пожалуйста», «прошу прощенья», «добрый день», «добрый вечер»).

(слайд 10)

Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

(слайд 11)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свидания!)

(слайд 12)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (Извини!)

(слайд 13)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: « …» (Спасибо!)

(слайд 14)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

(слайд 15)

Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: « …» (Пожалуйста!)

(слайд 16)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)

(слайд 17)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали «…» (Добрый день!)

(слайд 18)

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю «…» (Добрый вечер!)

Учитель: О чём нужно помнить, чтобы волшебные слова вежливости не могли «расколдоваться»?

(Слово не должно расходиться с делом).

Учитель: Ребята, вы любите получать комплименты? А, что это такое?

(Это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв).

(слайд 19)

Учитель: Такие слова без сомнения можно назвать добрыми.

Физминутка (игра «Ручеёк»).

Учитель: Давайте подарим друг другу добрые слова. Для этого поиграем в игру «Ручеёк». Встанем парами, соединив руки вверху дугой. Это «ручеёк». Один водящий проходит через «ручеёк» и выбирает себе нового партнёра, при этом называет его по имени, говоря приятные слова, т.е. комплименты.

 Учитель: А в это время мой помощник (выбрать по желанию) будет размещать карточки с добрыми словами на следующей цветовой полоске радуги слов.

(Ребёнок помещают на пятую полоску радуги карточки со словами «весёлый», «искренний», «добрый», «благородный», «внимательный», «великолепный», «дорогой», «единственный», «заботливый», «красивый», «ласковый», «нежный», «радостный»).

Учитель: Я вижу, что многие стали улыбаться, услышав хорошие, добрые слова о себе. А если бы такие слова звучали каждый день!

(слайд 20)

Учитель: Шестой уровень – высота головокружительная… Мы поднялись на высоту вещего слова. Вещие слово не от слова вещь, а от слова ведать.  Это слово несёт в себе таинственный духовный смысл и часто предрекает, прогнозирует, предугадывает то, что ещё не свершилось. Говорят, что слово умирающего есть слово заветное, подлежащее исполнению, и нельзя ослушаться этого слова тому, кому оно предназначено. Некто сказал за минуту до своей мученической кончины: «Люди, будьте бдительны! Любите друг друга!» – и отошёл в вечность.

Учитель: Так пусть на следующей радужной полоске разместятся эти заветные слова.

(Дети помещают на шестую полоску радуги карточки со словами «Люди, будьте бдительны!» «Любите друг друга!»)

(слайд 21)

Учитель: И, наконец, седьмой уровень. Приготовьтесь, мы выходим на околоземную орбиту и вообще за пределы видимого мира, в вечность, в мир духовный. Слова самого высокого достоинства, самой высокой цены, слова, к которым принято относиться с особым трепетом и уважением – святые слова.

(Дети помещают на седьмую полоску радуги карточки со словами «Родина», «семья», «мама», «храм», «милосердие», «верность», «послушание»).

Учитель: Давайте хором произнесём эти святые слова.

(Дети хором произносят слова: Родина, семья, мама, храм, милосердие, верность, послушание).

Учитель: Я хочу предложить вашему вниманию отрывок из стихотворения Анны Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

Учитель: Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар?

(Высказывания детей).

Учитель: Царственное слово – самое долговечное на земле.     Обожествление слова – это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Россия-страна православных традиций. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову.

Учитель: Послушайте стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах».

(Исполняет заранее подготовленный ученик).

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

(слайд 22)

Учитель: Завершилось наше «Путешествие по радуге слов». Какие слова нам  не встретились на пути?  

(Не встретились слова злые, осуждающие, бранные, которые обижают, ранят, калечат и т.д.)

Учитель: Почему?

(Мы говорили о словах, которые дарят людям радость, счастье, тепло).

Учитель: Заканчивая разговор о многообразии слов, я хочу вернуться к ларчику, который мы на время оставляли без внимания.

Учитель: Вы помните, что мы в ларчик опускали «льдинки»,  комментируя своё состояние вначале классного часа?

(Учитель достаёт второй ларчик с мини-открытками.)

(слайд 23)

Учитель: Случилось чудо! На месте «льдинок» оказались мини-открытки со словами самой высокой пробы – здесь написаны слова святых, обращённые к нам – обычным людям. Уходя, возьмите с собой слова, которые  сделают вашу жизнь светлее, пристойнее и чище. Пусть они навсегда поселятся в вашей душе, станут вашими спутниками на всю жизнь.

(Дети берут из ларчика мини-открытки в дар).

Учитель: Завершилось наше путешествие по радуге слов. Мы шагали по радуге, как по лесенке.  На каком словесном уровне вы бы хотели находиться?

(Высказывания детей).

(слайд 24)

4. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем занятии, продолжив фразу:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Я считаю, что…

Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы атмосферу доброты и счастья вы сохранили и в себе, и в коллективе. Наш час общения окончен. Всего вам доброго!

Практическая реализация.

По итогам мероприятия учащиеся   должны раскрыть значение и роль слов, обогатить знания о добрых и вежливых словах и их применении в жизненных ситуациях.

Анализ итогов мероприятия.

Язык  – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью.  

А. Куприн

Стандарты второго поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Основная цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой  и коммуникативной компетенции, устойчивого высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Главное направление – владение знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Занятия курса по внеурочной деятельности «Речь и культура общения» дополняют обучение русскому языку и формирует у учащихся культуру устного общения, позволяют показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка, пробуждают у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературе, совершенствуют речь.

 Представленное на конкурс мероприятие проведено в форме путешествия с элементами беседы и тематическими игровыми моментами. Все этапы занятия связаны между собой и имеют логическую завершенность.

Считаю, что мне удалось наладить хороший контакт с классом. В коллективе создана доброжелательная атмосфера для сплоченности и самораскрытия детей. Беседа прошла ненавязчиво. Дети проявили желание говорить добрые слова и подтверждать их добрыми поступками. Творческое применение знаний вызвало у ребят интерес к данной теме. Участники мероприятия были активны, показали умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому.

Использованная мною компьютерная презентация и видеоролик активизировали познавательный интерес школьников, способствовали разностороннему развитию детей.

В ходе внеклассного мероприятия мною была проведена релаксационная пауза, которая помогла детям в стабилизации внутреннего состояния, послужила усилению позитивности.

Считаю, что проведённое занятие  сыграло большую роль в формировании и развитии духовности моих учеников, позволило раскрытию значения слов, обогащению знаний  о добрых и вежливых словах и уместности их применения в жизненных ситуациях.  

Поставленная  цель и задачи  были достигнуты.

Использованная литература.

1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ», 1992.

 2. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М.: «Современник», 1986.

3. Протоиерей Артемий Владимиров. Семицветная радуга человеческого слова. Гимназия святителя Василия Великого «Артос» Москва, 2007. http://www.golden-ship.ru/_ld/11/1108___.htm

4. Притча о слепом и весне. http://www.youtube.com/watch?v=oEIPKu5HbAs

5. Словарь добрых слов. http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=5450 

6. Олеся Емельянова. Вежливые слова (загадки для детей). http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-vezhlivye_slova.html

7. Анна Андреевна Ахматова. Ржавеет золото и истлевает сталь...  http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/poeziya/rzhaveet-zoloto-i-istlevaet-stal-anna-andreevna-axmatova.html  

8.  Владимир Солоухин. Слово о словах. http://clubs.ya.ru/4611686018427451676/replies.xml?item_no=12857 

9. Поучения. Авва Исаия. http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/svyatootecheskoe-nasledie-knigi/poucheniya-avva-isaiya.html

10. Поучения преподобных Оптинских Старцев. http://www.optina.ru/lection/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Главные слова: Родина, мир, мама"

Внеклассное мероприятие для 3 класса формирует понятие Родины, мира, согласия, воспитывает любовь к матери, стране....

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса. "Доброе слово и кошке приятно"

Цель классного часа расширить знания учащихся о добрых и вежливых словах, об их применении в жизненных ситуациях. ...

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-го класса "Слова,слова,слова..."

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-го класса "Слова,слова,слова..."...

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....