Коллективный творческий проект "Масленица"
проект (4 класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

Цели проекта:

·        познакомиться с традициями русского народа на примере праздника Масленицы;

·        пробудить интерес детей к истории России , её традициям, сохранить их и передать своим младшим братьям, сёстрам, затем детям;

·        способствовать развитию артистических и сценических способностей детей.

·        Формировать коммуникативные действия , которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslenitsa.doc61.5 КБ
Файл 1_maslenitsa.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 4» г. Ачинск

Коллективный творческий  проект «Масленица»

        В 4 классе

Коллективный творческий  проект «Масленица»

Учитель начальных классов

Пучкова Ольга Владимировна

Участники проекта - ученики 4 «Б» класса.

Цели проекта:

  • познакомиться с традициями русского народа на примере праздника Масленицы;
  • пробудить интерес детей к истории России , её традициям, сохранить их и передать своим младшим братьям, сёстрам, затем детям;
  • способствовать развитию артистических и сценических способностей детей.
  • Формировать коммуникативные действия , которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1-ый этап проекта - планирование деятельности.

Ещё стояла зима. Впереди нас ожидало много весенних праздников. Один из таких праздников - Масленица. Праздник, который встречали многие поколения наших предков. Детям в классе было интересно узнать, когда и как отмечают этот праздник , почему он так называется. Поэтому дети решили узнать об этом празднике подробнее из книг, журналов, из Интернета.

 2-ой этап проекта

После изучения материала дети решили  поделиться знаниями друг с другом на классном часе следующими собранными сведениями.                                      

      Масленица - это древний народный праздник, который празднуют на последней неделе перед Великим постом, длящийся 7 недель и заканчивающийся Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений, поэтому народ стремится повеселиться впрок. А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять, поэтому пекут масляные блины. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

      Масленица - самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что  в этот день недели полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масляная неделя у нас обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактирах, и прямо на улицах.

      В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены  все масленичные традиции.

      Понедельник- «встреча. В этот день полагается  устраивать  и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.

      В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

      Вторник – «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

     Среда – «лакомка» и, конечно, на первом месте среди угощений блины.

      Четверг – «разгуляй» - чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). В этот день все взрослые и дети включаются в битву за взятие снежного городка.

      Пятница - «тещины вечера». В этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает и угощает.

      Суббота - «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять – угощение - бесчисленные блины.

      Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

      Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом весь год не жить «в горькой беде». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

     3-ий этап проекта 

После того как систематизировали и обобщили собранный материал, дети решили, что для проведения праздника нужны обязательные атрибуты праздника: блины, чучело Масленицы. Надо ещё выучить народные песни, частушки, заклички, игры.

  4-ый этап проекта 

Следующий этап работы  - это сбор и разучивание  русских народных песен,частушек, игр, закличек.

 Для этого ребята  разбились на  группы  и стали  готовиться к празднику. Одна из самых многочисленных групп взяла на себя роль в изготовлении чучела Масленицы( помогали родители). Куклу Масленицы сделали из соломы, дополнили одеждой  из ткани и бумаги .

Ещё дна группа ребят стала делать календарь на неделю Масленицы.

Каждый ребёнок выучил закличку, загадку, песню к празднику.

Кто-то захотел быть настоящим музыкантом и играть в оркестре шумовых инструментов.

Понадобилась помощь родителей и для выпечки различных блинов и угощения.

5-ый этап – презентация-праздника 

Во время проведения праздника дети были одеты в русские костюмы. Для исполнения частушек использовали шумовые инструмент : деревянные ложки и трещотки.

Дети пригласили на праздник своих родителей.

Красиво накрыты столы с угощением. Использовались для украшения интерьера репродукция картины Б. Кустодиева « Масленица», календарь недели-масленицы, чучело Масленицы.

Перед началом праздника звучали различные весёлые наигрыши в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Эпиграф написан на плакате :

Нашим дружным коллективом

В эти дни желаем вам-

Всем знакомым, незнакомым,

Чтобы блин не вышел комом,

Чтоб не вышел комом блин,

Блин под номером один!

Чтоб на славу вышел он.

И все прочие вдогон.

Начинаем проводы зимы-

И согласно праздничной программе

До ворот проводим зиму мы.

А весна уже не за горами.

                          Сергей Белорусец

           1. Звучит мелодия русской народной песни «Посею лебеду на берегу». На фоне музыки звучат слова учеников-ведущих праздника.

1 вед. – Дорогие гости! Сегодня мы сыграем для вас веселый русский народный праздник Масленицу.

 2 вед.- С давних времен Масленица – самый озорной, веселый, предвесенний праздник. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был по-настоящему всеобщий праздник. Всю эту праздничную неделю называли «широкой, веселой боярыней Масленицей». В такие дни устраивались различные забавы: катание на лошадях, уличные гуляния с песнями, круговыми плясками, ряжеными, катание с ледяных гор. Причем катанию с ледяных гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, Взрослые же присоединялись позже. В старину существовал обычай - кататься с гор лучшим пряхам в семье. Кто дальше всех проедет с горы, изделия той будут самыми лучшими.

 3 вед.- Часто собирались дети со всей деревни, строили снежные горы и крепости, катались на санях. В городах устраивали карусели, аттракционы.

1 вед. - Но празднование Масленицы совершалось по строго расписанному порядку.

      Масленицу празднуют 7 дней, и каждый день имеет свое название.

      ( Учитель листает календарь, выходят по очереди дети и рассказывают):

 – Я – понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.

В этот день наряжали чучело Масленицы (показывает чучело), возили его в санях по всей деревне, пели песни.

      Дети: - Здравствуй, Масленица годовая!

                  Наша гостьюшка дорогая!

                  Приезжай на вороных,

                   На саночках расписных.

               - Чтобы слуги были молодые,

                 Нам подарки везли дорогие,

                 И блины, и калачи,

                 К нам в окошко их мечи!

    1 Вед. – Ой, да Масленица!

                На двор въезжает!

               Широкая на двор въезжает!

    2 Вед. – Ой, да Масленица, широкая,

                Погости недельку!

   3. (Ведущий перелистывает календарь).

   

      Дети – Я вторник, называют меня «заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам!

     1 Вед. – Отгадайте мои загадки:

1) Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

2) Что выше леса, краше света,

     Без огня горит? (Солнце).

3) Всех кормлю с охотою,

    А сама безротая. (Ложка).

4) На голове пуговка, в носу решето,

    Одна рука, да и та на спине. (Чайник).

5) В воде родится, а воды боится. (Соль).

6) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин).

7) Что в руках не удержишь

    И в решете не унесешь. (Вода).

8) Вот еще одна загадка:

    У кого за носом пятка? (Ботинок).      

Учитель: – Вижу, вы, ребята, сообразительные, смекалистые, трудно вас в игре с толку сбить.

      4. (Вед. перелистывает календарь).

      Дети. – Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.

    1  Вед. – В этот день лакомились блинами. Блины были символом Масленицы. Почему?

    2 вед.-  На Масленицу жили жирно, вволю. Круглая форма блинов и золотистый цвет считались символом богатства.

     3 вед.- В этот день ходили все друг к другу в гости, угощались блинами, пирогами.

      А хозяйка, вынимая из печи пироги и блины, приговаривала:

      Дети  - Как для вас, мои друзья,

                   Наварила, напекла,

Девяносто два блина

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов - не найти едоков!

Хозяйку потешьте - пирогов моих поешьте!

1 вед.    - Не красна изба углами,

 А красна пирогами!

Дети      - Нам везде надо успеть –

 И сплясать и песню спеть!

 Съесть корзину пирогов!

 Да с три короба блинов !

- Мы избу чисто подметем!

  Ой, тоску зеленую мы не пустим в дом!

- Холод да метелицу,

  Прочь прогоним мы!

Все    - Эй, встречай с весельецем

           Проводы зимы!

     5. (Перелистывается календарь).

    Дети: - Я четверг, называют меня «широким четвергом», потому что я         самый веселый и ненасытный день.

     Вед. – В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, общее   катание с гор, катания на лошадях вокруг деревни «по солнышку».

Дети читают  закличку:

   -Нам весну гукать

         Зиму провожать

         Гу-гу – гу-у-у…

         Гу-гу – гу-у-у…

Дети поют песню:

- Маслянка, Маслянка

    Куда ты идешь?

    Потеряла лапоточки –

    Не найдешь.

-Широкая Масленица

   Мы  тобою хвалимся.

   На горах катаемся

   Блинами объедаемся.

- Кулик – весна

    На чем пришла?

    На кнутике, на хомутике.

-        Покинь сани – возьми воз

    Мы поедем под Ростов

    Весне поклониться –

    Из родничка напиться.

    6. Вед.  -  Хватит петь да плясать, пора пятницу объявлять

      (Перелистывается календарь).

    Дети: - Я – пятница. Называют меня «тещин вечерок», потому что мой папа      ходит к бабушке на блины.

(Исполняются частушки).

-Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

- Как Саранские ребята

Стали моде подражать.

Надели белые рубашки-

Шей грязные видать.

 - Эй, топни, нога

Топни, правенькая !

Все равно плясать пойду

Хоть и маленькая.

 - От подружек-хохотушек

Столько шума, звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

 - Всех смелей         Сергей бежит

И съезжает с горки

А за партой он дрожит,

Словно мышка в норке.

- И ночь сыра

И трава в росе

И спать пора

И частушки все

    Дети: - Я суббота. Называют меня посиделками, потому что все  родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

    (Песня «Ой, блины»)

Мы давно блинов не ели, мы блинчиков захотели.

Наша старшая сестрица печь блины то мастерица.

Растворила на дрожжах, не удержишь на вожжах.

Напекла она поесть, сотни две, наверно, есть.

Гости, будьте же здоровы! Вот блины мои готовы.

   Игра «Эхо», «Вот так»

7. (Перелистывается календарь).

   2  Вед. – А что, гости дорогие! Пора нам и Масленицу со двора провожать, Да с большим почетом!

  Дети.   Я -    воскресенье, «прощеный день», потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают:

     «Да не зайдет солнце во гневе вашем»,

     «Простите Христа ради»

 1  Вед.:  В воскресенье просят прощения у родных и знакомых за нанесенные  обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

   2 вед. -. – Проводы Масленицы и прощание сопровождалось разными  обрядами. Чучело Масленицы выносили на улицу и торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Вот так прощались с Масленицей.

    ( Дети встают вокруг чучела хороводом).

   3 вед. - А как только разгорался костер, все кричали и ходили вокруг костра хороводом (пошли хороводом). Существовала примета: чем выше пламя от костра и быстрее сгорит Масленица, тем богаче и счастливее будет год.

   

      Все (хором): – Масленица загорела,

                  Всему миру надоела! (Останавливаются).

( Чучело Масленицы ребята и взрослые сжигали по окончании праздника на улице на пришкольной площадке.)

   1  Вед. – Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры.

     

    2 вед. -Всю неделю на Масленицу люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался Великий пост, когда уже не ели блинов, мяса, масла, сыра, молока, а только постную пищу: грибы, орехи, овощи и т.д.

    3 вед. - Пост длился до следующего весеннего праздника – Пасхи. Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом весь год не жить «в горькой обиде». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а МАСЛЕНИЦУ ПРОВОДИТЬ».

    9.А мы продолжим наш праздник через 10 минут чаепитием.

       Вы все за столы теперь садитесь  

       И блинами угоститесь!

Чаепитие .

За столом родители похвалили и поблагодарили детей за прекрасный праздник, который был и весёлым, и познавательным ,и открывшим юные таланты.

Источники информации:

1. Здравствуй, веселая, широкая Масленица. № 86 (Сцен. детск. праздника) М – 1998 г. с. 14-20

2. Тюрина Л., Ефремова Т.

    Масленица: обрядовый русский праздник //Дошк. восп. 1998 г. № 2  с. 126-128. №86, 87.

3. Широкая Масленица./ Нач. шк. (ПС) 1998 - № 5 с. 5-12

4. Проводы зимы / Масленица. № 86 Учит. газета 2001 г. № 3 (28 января) с. 18-19

5. https://ru.wikipedia.org/wiki

        6. https://www.google.ru/webhp

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как сделать куклу оберег — «Масленица» Народная очистительная кукла: Тряпичная кукла-оберег своими руками Автор презентации: Пучкова О. В. учитель начальных классов МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска

Слайд 2

Мы привыкли, что кукла – это или детская игрушка или же стильное украшение интерьера. Но так было далеко не всегда. В давние времена отношение к куклам было весьма серьезное. На Руси кукла считались оберегом , предохраняющим от различных несчастий, болезней и нечистой силы. И хоть все русские куклы-обереги основной функцией имели защиту, каждая из них имела свое предназначение. Славянские куклы делались накануне таких народных праздников, как масленица или День Ивана-Купалы. Обереги давали в дорогу и просто дарили на счастье.

Слайд 3

Славянские куклы сопровождали человека с самого его рождения. В люльку ребенку клали Пеленашку , а над колыбелькой подвешивали Кувадки . Если в семье кто-то заболевал, делали один оберег – Лихоманку, при сжигании которой человек должен был выздороветь. Когда же девушка долго не могла выйти замуж или в семье не появлялись дети, делали Толстушку-костромушку . И для каждого семейного события, будь то свадьба или рождение, предназначался свой оберег.

Слайд 4

Делались куклы обереги своими руками из самых разных материалов: из ткани, глины, соломы. Но все они имели одно отличие – все славянские куклы были безликими. По преданию кукла с лицом обретала душу и поэтому могла быть использована для наведения порчи.

Слайд 5

Кукла-оберег Травница (Кубышка) Травница отвечала за ограждение от болезней. Ведь благодаря использованию при ее изготовлении специальных трав, воздух в избе очищался. Только-только изготовленную куклу вносили в дом и обязательно давали в руки всем без исключения домочадцам, чтобы она помогла уберечь семью от болезней. Кубышку-травницу вешали над колыбелькой или ставили в изголовье заболевшего члена семьи.

Слайд 6

Кукла-оберег Подорожница Подорожница делалась исключительно для путников, отправляющихся в долгий путь. Наравне с такими приметами, как посидеть на дорожку или не начинать поход в понедельник, обычай держать Подорожницу при себе символизировал удачное путешествие и благополучное возвращение домой. Кукла-оберег обязательно снабжалась небольшими узелками, в один клали зерно на сытость, в другой – горстку земли или золы из родного очага.

Слайд 7

Кукла Крупеничка или Зерновушка − это оберег на достаток и семейное благополучие в доме. В давние времена именно она была хранительницей зерна, используемого на следующий год для посева. А в трудные времена эта горстка крупы «на черный день» могла спасти семью от голода. Кукла-оберег Крупеничка

Слайд 8

Народная очистительная кукла: Тряпичная кукла-оберег своими руками

Слайд 9

Необходимые материалы на одну куклу : Н емного синтепона или ваты Л оскуты светлой однотонной плотной ткани (лён, сатин, бязь) для тела 16 х 36 см ; для ног 15 х 30 см; для рук 12 х 24 см; Два красных квадрата для груди 8 х 8 см; Л оскут для рубашки (лён) 22 х 20 см ; Косыночка 33 х 13 см; Полоска – повойник 3 х 20 см; Цветной лоскут для юбки 40 х 18 см Д ля фартука 11 х14 см Нитки (красные) Ножницы Клей-карандаш

Слайд 11

Оформляем голову обычным способом. 16 х 36 см

Слайд 12

Руки по длинной стороне закручиваем. С краёв подворачиваем. 24 х 12 см Оформляем так же ноги. 30 х 15 см

Слайд 13

Тело закрепляем на руках от самой головы. Крепко перевязываем. Наносим обережный крест.

Слайд 14

Прикрепляем ноги.

Слайд 15

Крепко перевязываем туловище нитками.

Слайд 16

Привяжите грудь

Слайд 17

Выкраиваем рубашку , ткань 20 х 22 складываем попалам (по длинной стороне), вырезаем с боков квадраты 4 х 4, продолжаем надрез по диагонали 3см. Прорезь по центру для головы.

Слайд 18

Наденьте рубаху, подогните рукава со всех сторон и перевяжите ниткой так , что бы остались ладошки.

Слайд 19

Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевяжите рубашку, также подгибая её с боков.

Слайд 20

Юбка 40х18 см Соберите юбку, завяжите сзади внахлёст .

Слайд 21

Повяжите повойник.

Слайд 22

Привяжите фартук.

Слайд 23

Повяжите косыночку (обязательно со складочками по бокам) Привяжите пояс.

Слайд 24

Очистительная кукла – оберег готова!

Слайд 28

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

коллективно - творческий проект "Широкая Масленица"

Цель проекта: ввести детей в мир русской народной культуры. Познакомить их с традициями и обычаями проведения масленицы. Развивать исследовательские компетенции учащихся, творческие способности и нрав...

Коллективный творческий проект «Госпожа широкая Масленица»

    При подготовке и реализации этого проекта  дети познакомились с традициями празднования Масленицы  ; с культурой,  обычаями своего народа....

Коллективный проект "Госпожа масленица"

Коллективный проект "Госпожа масленица" в 1 классе...

Урок русского языка по развитию речи.Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов «Широкая Масленица».

Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов.Урок был дан во втором классе, возможно использование материала для 3-4 классов....