Утренник "Владимир Иванович Даль" (2 класс).
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Голубцова Ольга Александровна

Утренник посвящен деятельности Владимира Ивановича Даля, как составителя "Толкового словаря".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Сценарий утренника «В.И. Даль» (2 класс).

                                                         Составители: Голубцова О.А

                                                                                   Седгарян В.Е.

Цель урока: сформировать представление о деятельности русского лингвиста и писателя В.И.Даля.

Задачи: 

1. Развивать творческие способности обучающихся и их устную монологическую речь через подготовленные устные ответы, пересказ текста и инсценирование сказки.

2. Развивать умение работать со словарем.

4. Воспитывать чувство патриотизма, интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютеры,  конверты с вопросами для викторины, выставка словарей, школьные словари: «Орфографический», «Словообразовательный», «Толковый», «Синонимов, антонимов»,  костюмы и декорации для инсценировок, оформленная к утреннику доска с фотографиями В.Даля и его высказываний.

I. Актуализация знаний.

1) Выставка словарей.

2) Вводная беседа.

  - Посмотрите на выставку. Что вы видите?

  - А кто из вас знает, что такое «словарь»?

  - Что содержится в словарях?

  - Для чего нужны словари?

II. Ход праздника.

1) Сообщение о создании словарей. Презентация Погодина Егора и учителя.

2) Сообщение учителя.

      «СЛОВАРЬ – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке, объясняет их значения, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык, или сообщает сведения о предметах, обозначаемых этими словами». Слайд 2.

 «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг». Слайд 4.

  - А как вы понимаете смысл этого высказывания?

  - Ну а как создавались словари и кто был первым их создателем вам сейчас расскажут Егор П. и Лиза С.

2)  Сообщение о создании словарей. Детская презентация. Слайды 5-13.

 3) Биография Даля. Сообщение учителя. Слайды 14-17.

    Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в  городке Лугань,  ныне  он называется Луганск.

    Отец Даля Иоганн Христиан Даль, в России его звали Иваном Матвеевичем, был образованнейшим человеком своего времени, знал несколько языков.    Екатерина  Вторая, наслышанная о его образованности, пригласила Даля на должность библиотекаря императорской библиотеки.

    Иоганн Христиан был датчанином, но принял русское подданство, правда, придворным библиотекарем не стал, а уехал  в Иену проходить курс медицины. В России  в то время  было мало врачей, а ему хотелось приносить пользу нашему государству.

    Мать, Мария  Фрейтаг,  обрусевшая немка, владела пятью языками. Она дала своим детям прекрасное образование. Приучила к любой работе: мальчики  даже умели неплохо вышивать.

     Повзрослев,  Владимир Даль решил посвятить себя  флотскому  делу. Ну а как сложилась жизнь Даля в дальнейшем,  вам сейчас расскажут: Марк Е., Лиза П., Даша К., Денис К.

Первый ученик. Слайд 18.

     Детство  Владимира Даля, будущего  лингвиста,  прошло в Николаеве: туда  его отца перевели на должность главного доктора Черноморского флота. По настоянию отца, тринадцатилетний Владимир поступил на учебу в Морской кадетский корпус, где за пять лет получил отменные знания  по астрономии, геодезии, навигации, географии и многим другим дисциплинам – моряков на Руси всегда учили на совесть!

      5 лет  прослужил Даль во флоте, но он тяготился службой:  плохо  переносил море,  «чувствовал необходимость в основательном  учении». И Даль ушел в отставку. Поводом для отставки стала комичная эпиграмма на командира. За это Владимир Иванович просидел в тюрьме 7 месяцев.

Второй ученик.

     Еще будучи морским офицером, Владимир Даль дает себе зарок на всю жизнь: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях. Даль записывал песни, загадки, поверья, новые слова. Ходил по домам, расспрашивал о дедовских обычаях, о старинных ремеслах. А все услышанное и увиденное записывал  в тетрадочку. За семь лет службы в Оренбургском крае  таких тетрадочек скопилось несколько ящиков.

Третий ученик.

    После некоторых колебаний В.И..Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет в Дерпте (теперь это город Тарту в Эстонии), который окончил по медицинскому факультету.

    В Дерпте (Тарту) Даль подружился с приезжающими к своим родственникам в гости В.А..Жуковским, с сыновьями Карамзина. Здесь он впервые познакомился с произведениями А.С. Пушкина. То есть здесь он обрел то просвещенное общество, которого ему не хватало, к которому он всегда стремился.

    После окончания университета походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных областей России, и материалы для будущего “Толкового Словаря” все росли.

    В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе через Вислу. Русские солдаты никак не могли переправиться через реку. Владимир Иванович нашел на берегу склад бочек, и в голову ему пришла спасительная идея:

    За неимением инженера Даль навел мост, вместо понтонов используя бочки, плоты, лодки. Он же защищал этот мост при переправе и затем разрушил его. Впоследствии  конструкция данного моста даже предлагалась в ряде инженерных учебников. А царь Николай I даже наградил Даля орденом – Владимирским крестом с бантом.

Четвертый ученик. Слайд 19.

     После Турецкой войны Даль вернулся в Петербург и поступил ординатором в военно-сухопутный госпиталь. Здесь завязалась его дружба с Пироговым, в будущем известным хирургом, основателем Военно-медицинской Академии в Петербурге. Там Даль стал хорошо известен как врач-окулист. Здесь он прославился тем, что умел делать операции и левой, и правой рукой.

Учитель.

Именно в Петербурге  Даль выпустил свою первую книгу русских народных сказок «Пяток первый». Одну из сказок, «Лиса и медведь», мы сейчас не только услышим, но и увидим.  Слайд 20.

Инсценировка сказки «Лиса и медведь» (2 ученика).

Учитель.

   - Понравилась ли вам сказка?

   - После выхода в свет сборника сказок Даль встретился с еще одним сказочником, поэтом и писателем. А вот кто это был, вы сейчас сами увидите,  посмотрев небольшую инсценировку.

 Инсценировка «Встреча Даля и Пушкина». Артисты: Субботин Степан (2 класс «А») и Громыко Петя (2 класс «Д»). Слайд 21.

  - Добрый день, дорогой Александр Сергеевич!

  - Добрый, добрый! Давненько, Владимир Иванович, мы с Вами не виделись. Слышал о Ваших подвигах.

  - Да, тяжелое время было. Много чего интересного я узнал. Всегда поражался уму русского народа. Вы знаете, Александр Сергеевич, сколько слов и толкований я узнал.

      Только вот не знаю, как этот кладезь не потерять. Ведь был случай на войне. Вот послушайте, что я Вам расскажу. В свободное от работы время я записывал слова, поговорки, пословицы, услышанные от солдат, и постепенно у меня накопился большой тюк тетрадей. Но надо же такому случиться!  При отходе наших войск из города Сливко пропал верблюд, который вез этот бесценный груз. Я очень сильно расстроился. Но узнав об этом солдаты,  рассказали мне все содержимое тетрадей заново. Поистине великая душа у русского народа! Вот так, батенька.

  - Да, Владимир Иванович, интересный Вы собеседник. А знаете что? Соберите Вы все слова, что записали в единую книгу, чтобы каждый мог ею пользоваться от мала до велика. Да и я, честно говоря, не прочь бы почитать ее.

  - Прекрасная идея, Александр Сергеевич. Непременно сделаю! Непременно!

Учитель. Слайды 22-24.

     Всю жизнь, более 50 лет, Владимир Даль изучал и собирал  русские слова.  Работа над словарем  требовала поистине энциклопедических знаний. Ничего подобного этому обширнейшему собранию, Словарю Даля, где растолковано свыше 200 тысяч слов и приведено 30 тысяч пословиц, поговорок, метких изречений, нет ни у какого другого народа.

     Даль первым  в стране назвал словарь толковым. Но не потому что словарь мог получиться бестолковым. «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробно значение слова и понятий, им подчиненных».

       Академик Яков Карлович Грот писал: «Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это – книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного?»

Толкование слов по словарю Даля.  Выступления учащихся.

       Чтобы мы смогли разобраться в записях,  собранных В.Далем, надо созвать группу «учёных-лингвистов», которые дадут нам экспертную оценку. ( Несколько ребят специально подготовились к этой работе.)

Б) Сказочные герои – Леший, Змей Горыныч.  Выступление Поляковой Ани. Слайд 25.

    Сколько бы сказок не читали, но всегда в них встречаются герои, которые борются со злом. Мне интересно было узнать, а кто такие «Леший» и «Змей Горыныч». Вот что я прочитала в словаре Владимира Даля.

   Лесно́йлесови́к, лесово́й, ле́ший, леша́к м. лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной; леший поет голосом без слов, бьет в ладони, свищет, аукает, хохочет, плачет, превращается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать по лесу; избавляются от этого, надев все платье наизнанку; звери, особенно зайцы, в его ведении. Леший нем, но голосист, без шапки, волоса зачесаны налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет. Леший подходит греться к кострам, но прячет свое лицо. Иногда уводит непослушных детей.

    Змей Горыныч – русский сказочный змей, житель горы, пещеры. Другое толкование: злой, зловредный человек, тяготеющий над какой-либо местностью.

В) «Плутовка» - Круковская Алена. Слайды 26-27.

     Очень часто в русских народных сказках встречается слово «плутовка», особенно в сказках о рыжей лисе. Я решила узнать, а какое лексическое значение у этого слова. И вот, что я нашла в словаре Владимира Даля.

плутовка ж. кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек. Плуту в руки не попадайся.

    И ведь верно. В русских народных сказках и в сказках других народностей лиса – обманщица, плутовка. Мы в классе читали и про то, как лиса волка обманула, и морских жителей. А сама «сухой» из воды выходила. А И.А.Крылова есть даже басня, в которой тоже говорится о рыжей плутовке. Вот,  послушайте! (Чтение наизусть басни «Ворона и Лисица»).

Учитель.

  Не только по словарям Даля можно узнать лексическое значение слов, но и значение фразеологизмов. Послушайте, что приготовили ребята. (Уваров Коля, Михайлов Игорь). Слайды 28-33.

Работа с компьютерами. 

  - На уроке информатики вы, ребята ,выполняли презентацию  по словарю Даля. Откройте свои презентации и покажите их друг другу.

    - Прочитайте, какие загадки, пословицы, поговорки, слова и фразеологизмы вы использовали в своей презентации.

III. Подведение итогов. Викторина.

  - Ну а теперь расскажите, что интересного вы узнали на нашем утреннике, что запомнили, что понравилось? Слайд 34.

  - Мы с Верой Евгеньевной тоже хотим посмотреть, как вы внимательно слушали и что запомнили. А поэтому предлагаем вам поучаствовать в викторине. У каждой группы на партах лежат по два конверта, в конвертах – вопросы и предполагаемые ответы. Вам нужно внимательно прочитать вопрос и найти правильный ответ. Свой ответ необходимо обосновать.

    Викторина.

  * Какими профессиями овладел Владимир Даль.

          учитель                                 доктор                             моряк

          писатель                              художник                        математик

  • Кто подсказал Далю собрать все слова в одну книгу?

Лермонтов                    Жуковский                       Карамзин                    Пушкин

  • Кем работал в России отец Даля?

моряком                     врачом                            переводчиком

  • Что обозначает слово плутовка?

Обманщица               честная                  бегать

  • Что обозначает слово лукоморье?

Залив                      море                       река

  • Что обозначает слово леший?

лесной дух                     морской дух                           домовой

  • Что значит бить челом?

Просить о чем-либо                   ломать стену                        забивать гвозди

  • Что значит  засучить рукава?

лениться                               трудиться               мыться                  

  • Для чего нужны словари?

Поставить на полку                            искать значение слова                            

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Василий Иванович Даль - собиратель слов, пословиц, поговорок."

Дана краткая биография В.И.Даля, показана его роль в обогащении русского языка....

Урок чтения В.Ф. Одоевский "Мороз иванович". 3 класс

Урок-обобщение по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз иванович."...

Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс

Урок литературного чтения «Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс...

Презентация "В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович" 3 класс Климанова

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович" Климанова УМК "Школа России"...

Презентация" Владимир Иванович Даль"

Эта презентация  предназначена  для   учителей начальных классов. Её можно использовать на уроках  ознакомления со словарями, а также на внеклассных занятиях для общего развития .Э...

Всероссийский словарный урок в день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля - в рамках Года литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

В библиотеке Гимназии № 3 города Южно-Сахалинска 19 ноября 2015 года был проведён словарный урок ко дню рождения Владимира Ивановича Даля в рамках года Литературы. Познакомились с краткой биографией В...

"В. Одоевский "Мороз Иванович" 3 класс, УМК "Перспектива"

урок комплексного использования знаний...