Праздник "Масленица"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Масленица
Дата проведения:____ февраля
Место проведения: актовый зал
Организаторы: Петрова Л.Я., Кириловская Г.И.
ЦЕЛЬ праздника: - формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы; знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной познавательной игровой деятельности детей.
ЗАДАЧИ праздника: расширение кругозора учащихся начальной школы; способствовать развитию оперативной памяти, связной речи, произвольного внимания, творческих способностей, артистичности; воспитание чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты: Личностные УУД: 1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица». 2. Научатся выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности.
Регулятивные УУД: 1.Научатся определять и строить план действия для выполнения определенного задания. 2. Научатся вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД: 1.Научатся перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия. 2. Научатся находить ответы, используя свой жизненный опыт.
Основные понятия: Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни.
Межпредметные связи: Окружающий мир, история, технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка.
Ресурсы: - информационная газета об истории праздника. презентация, выставка книг, выставка поделок, символ Масленицы (чучело масленицы- символы Солнца, блинов; символ Весны (бумажная кукла); костюмы героев самовар с чаем и блюда масленичной недели, звуковое оформление (мелодии русских народных песен); спортивные атрибуты для эстафет;
Ход праздника
Скоморох 1. Внимание, внимание, спешите скорее на праздник дружбы, на встречу друзей!
Скоморох 2. Гуляние народное открывать пора, скорее, скорее сюда, сюда!
Скоморох 1. Сегодня будем зимушку провожать, Масленицу прославлять!
Скоморох 2. А весну - красну к нам зазывать!
Скоморохи . (Хором). Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Скоморох 1. Маленькие и большие!
Скоморох 2. Здравствуйте ребятишки!
Скоморохи. (Хором). Девчонки и мальчишки!
Ведущий. Слушайте, послушайте, люди добрые!
Не шутки ради или приличия, а по русскому обычаю, по старому непреложному правилу собраться всем предложено на чай, на угощенье, на гулянье да на игрище! Ручейки-хороводы водить, веселиться, играть, песни звонкие петь – зиму провожать!
Звучит фонограмма вьюги.
Скоморох 1. Ой, что я слышу! Это вьюга воет! Это зима торопится к нам на праздник.
Скоморох 2. Давайте все дружно встретим ее веселой песней.
Все поют песню «Если б не было зимы».
Зима . Здравствуйте, друзья!
Ведущий. Здравствуй, Зимушка! Добро пожаловать к нам! Видишь, как ребята тебя любят, задорной песней тебя встречают.
Зима. Я вам очень благодарна и, в свою очередь, с удовольствием радую ребятишек зимними забавами. Ребята, любите ли вы зиму? На санках и на лыжах покатались? А Дед Мороз со Снегурочкой к вам приходили?
Скоморох 1. Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.
Скоморох 2. Весна на дворе, а к нам вдруг Зимушка – зима пожаловала. Это почему?
Зима. Чтобы сегодня все свои права передать сестрице Весне. Каждый год по - разному, обычно в конце февраля или начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гуляния, которые назывались «масленица».
Ведущий. Сколько дней гостит у нас Масленица?
Дети. Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл.
Ученик 1. Понедельник называется «встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в девичий наряд, усаживают на почетное место.
Под музыку выносят Масленицу.
Ведущий. По домам ходят ряженные и напрашиваются на угощения.
Скоморохи ( Хором). А мы Масленицу встречали, сыром гору поливали, на широк двор зазывали да блинами заедали!
Ученик 2. Вторник – заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.
Ведущий. Давайте и мы сегодня с вами поиграем!
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они не ели, они не спали и не скучали никогда.
Ведущий предлагает детям какую- либо игру.
Ученик 3. Середина недели – среда – лакомка. Почему среда на Масленицу называлась «лакомка»?
Дети отвечают.
Ведущий. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Каждая хозяйка печет блины по своему особенному рецепту.
Ученик 4. Наступает четверг – широкий четверток. Масленичный разгул, катание на санях, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости… Ряженные и…
Ведущий. Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые зазывают людей на гуляния и праздники?
Дети. Скоморохи.
Ведущий. Вот и наши скоморохи зазывали вас сегодня на праздник.
Скоморох 1. Но мы не только это умеем. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты, исполнители сценок…
Ведущий. Хватит вам хвалиться, Фома и Ерема! Лучше что - нибудь нам покажите!
Фома. Я не зря себя хвалю, всем и всюду говорю, что любое предложенье прямо сразу повторю!
Ерема. Что ж, попробуй, повтори вот это!
«Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне».
Фома. Ну, слушай! «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, ну а кактус в это время мыл старушку на окне».
Ерема смеется, повторяет заново.
Фома. Я так и говорю: «Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на окне». Знаю я, что говорю, говорил, что повторяю, вот и вышло без ошибок, а чего хвалиться зрю?
Ерема. Не зрю, а зря!
Ведущий. Перестаньте вы. Лучше скажите, что было на масленичной неделе в пятницу и субботу.
Скоморох 1. Пятница – тещины вечеринки.
Скоморох 2. Суббота – золовкины посиделки! (Ведущий объясняет смысл слов «теща» и «золовка».) Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.
Ученица1. Эх, топни нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая!
Ученица2. Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
Под музыку выходят дети.
Ученица3.Как на масляной неделе из трубы блины летели!
Ой, блиночки мои, подрумяненькие!
Ученица4.Шила платье из капусты,
Огурцом отделала!
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Ученик 1.Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Ученик 2. На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!
Ученик 3. Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку!
Стал он русскую плясать,
А потом в присядку!
Ученик 4. Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей,
Под другою – серый гусь,
Я плясать - то не боюсь!
Ученица 5. У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые!
Ученик 5.Шел дорожкой полевой,
Нашел платочек носовой.
Синяя каемочка –
Платок моей Аленочки.
Ученица 6.Как на масляной неделе
Со стола блины летели!
И сметана, и творог –
Все летело под порог.
Ученики (хором).
Хороши у нас частушки,
Хороши припевочки.
Веселитесь вместе с нами,
Мальчики и девочки!
Ведущий. Воскресенье – прощенный день, самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать на сердце зла. Ведь встретить весну надо с чистой совестью.
Скоморох 1.
Масленицу провожаем, весну – красну встречаем!
Гостья погостила, с зимушкой простилась!
Скоморох 2.
С крыши капели - грачи прилетели.
Воробьи чирикают – они весну кликают.
Скоморохи (Хором).
Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, с дождем обильным,
Принеси урожай в наш счастливый край!
Ведущий. Издавна в народе зазывали весну коротенькими песенками – веснянками.
Скоморох 1. Дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы.
Скоморох 2. Ими взмахивали приговаривали:
Скоморохи (вместе):
Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна с солнышком!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна с радостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи с великой милостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Зима. Спасибо вам, вестники весны! Настала пора повстречаться с моей сестрицей – Весной!
Ведущий. Ребята, чтобы Весна пришла Весне на смену, надо ее покликать! Давайте хором произнесем слова:
Жучик, крючик, паучок,
Прилети к нам, куличок,
Виту, виту, виту-лай,
Принеси Весну в наш край!
Выходит Весна, танцует.
Весна. Я Весна – красна, бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки!
Прогоняю с речки лед, светлым делаю восход!
Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу!
Зима. Здравствуй, сестрица, Весна красная!
Весна. Здравствуй, Зимушка прекрасная!
Редко мы с тобой встречаемся!
Зима. Да, только раз в году, на проводах Масленицы.
Весна. Ребята, а я вам загадки приготовила! Даром время не теряйте, дружно хором отвечайте!
Весна загадывает загадки. Скоморохи ошибаются, смеша детей.
Весна. А где же Масленица? Пора ее провожать!
Ведущий. Подожди, Весна, ребята тоже готовились к твоей встрече и к празднику Масленицы.
Дети по классам исполняют подготовленные к празднику концертные номера.
Ведущий. Какие вы молодцы! Теперь настало время провожать Масленицу.
Скоморохи ведут девушку – Масленицу, ходят по кругу и вместе с детьми приговаривают.
Скоморохи. (хором).
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты, прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, с сыром, с маслом, с яйцом,
Со блинами, с пирогами и с оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горки от зари до зари,
А сегодня, а сегодня наше кончается веселье.
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Скоморохи уводят Масленицу.
Ведущий. В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни несчастья. Сжигали Масленицу под слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Исполняется русская народная песня «Блины».
Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Припев.
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Припев.
Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.
Припев.
На поднос она кладет и к столу сама несет.
Припев.
Гости, будьте же здоровы – вот блины наши готовы!
Ведущий угощает всех блинами. Звучит песня «Течет ручей». Дети играют в ручеек, в бояр.
Праздник заканчивается.