Прощание с Азбукой
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – праздник «Прощание с Азбукой»
Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный урок. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
1. Дочитали эту книгу мы ещё вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора!
Смех и слёзы, радость и печаль,
С нею довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль,
Книги нам легко теперь читать.
2 Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид -
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
3. За окном сверкает март,
Солнце в воздухе искрится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
4. Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг
К ней любой из нас привык!
5. «Азбука» - первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня научила
Радость открытий ты мне подарила
Мы Азбуке спасибо скажем
И песню для неё споём.
Песня (входит Азбука)
Азбука
Здравствуйте, ребята! Очень рада повидаться с вами вновь.
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу я вам сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас.
Учитель
Почему мы наш учебник Азбукой зовём?
А другие называют книгу Букварём?
Ответ на этот вопрос вы должны были подготовить к сегодняшнему уроку.
Какая группа готова ответить?
1 группа
Книгу, что знакомит с буквой
Букварём назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
2 группа
Это сейчас дети учатся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий (слайд) создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: "Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота"
3 группа
Шли столетия. И только в 1574 году Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г.Львове (слайд).
Азбука и букварь - это одно и то же (слайд). Разные слова обозначают один предмет - это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в русской речи появилось раньше - со времен Кирилла и Мефодия. А слово Букварь появилось позже. Но оба эти слова сложены из первых букв старославянской азбуки
Учитель (слайд)
В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник.
За прошедшие 440 лет азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
Учитель
- Пришла пора, ребята, показать чему вы научились. Отгадайте кроссворд
(слайд)
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы
Но скажи- ка нам пока,
Как зовут их?
Должен он пораньше встать
Чтоб за партой не зевать
Чтоб проверить, всё ль в порядке
В ранце ль, в книжке и в тетрадке
А вопрос такой возник:
Кто же это?
Когда приходим мы в свой класс
Она встречает первой нас
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний, открывая нам дорогу.
Кто это, назовите?
Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше и средь вод, -
Мне не нужен пароход.
Поезд, самолёт, автобус,
Потому что есть друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей- ка
Можешь и нарисовать
Называюсь я
Учитель
- Посмотрите, что у нас получилось?
« КНИГА»
Ведущий:
Расскажите, что вы можете сделать благодаря Азбуке.
1-й ученик:
Я могу получать знания из любых книг.
2-й ученик:
Я могу узнавать новости со всех концов планеты.
3-й учении:.
Я смогу общаться с самыми умными людьми своего времени и даже далекого прошлого
4-й ученик:
Я могу написать свои мысли для далеких потомков
5-й ученик:
Я найду свою любимую музыку, ведь ноты – это тоже книги.
6-й ученик:
Я умею читать, значит я никогда не буду одинок
Азбука. Отгадайте буквы
Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит
Молоток я раздобыл,
из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква?
Отвечайте, кто знаток:
Это, что за молоток.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Учитель:
Замечательно. Азбука, каждая группа приготовила для тебя подарки, небольшие инсценировки. Пожалуйста, ребята из 3 группы, вам слово
Сценка «Овсянка»
А у меня дома овсянка!
Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
Как я люблю овсянку!
И я люблю!
Она жёлтая, красивая такая!
И вкусная. Особенно с молоком!
Как это - вкусная?
Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
Да ты про что говоришь?
Как это - про что? Про овсянку! А ты про что?
И я про овсянку!
Ты про какую овсянку?
Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?
Какая каша? Не каша, а птица!
Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
Айда ко мне - мою овсянку слушать!
Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!
Учит. - Вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами вы встречались на страницах Азбуки? (коса, ручка, ножка, серёжки, кисти, замок)
Учит. А чему еще вы ещё научились на страницах Азбуки, мы сейчас проверим. Перелистаем ее страницы в последний раз.
Слайд
1. Игра «Полубуковка». Отгадайте, какие буквы спрятались и дайте характеристику звукам.
Слайд
2. «Выбирайка».2
Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
Слайд
3. Составьте слова из букв на колесе
Слайд
3.Отгадайте ребусы
Поработали хорошо, настало время и отдохнуть, сделаем веселую зарядку.
Сейчас мы проверим, как вы научились читать. Прочитайте и сделайте то, что там написано.
Чудесные превращения. Так называется очень интересная игра. Предлагаю вам в неё поиграть. Нужно из слова убрать одну букву так, чтобы получилось новое слово. Смотрите на экран.
(слайды со словами УГОЛ, КРОТ, ШАРФ, ПИТОН, ПИЛОТ, СТОЛБ, МАЯК, МУХА, ПРЯТКИ, ЛАМПА)
5 слайдов.(КРОТ – РОТ)
СЛАЙД
Частушки:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
1.Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
2.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
3.Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
4.Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"
5.Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.
6.Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?
7.Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
8.Я с отличником дружу,
Помогать ему хожу.
Тихо рядом посижу,
А потом пример спишу.
9.Обещал ребятам Павлик:
- Единицу я исправлю,
Я немного поучу –
Сразу двойку получу!
11.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
12.Еле- еле слог читал
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.
Быстро время пролетело
С вами Азбуку прошли,
Стали мы уже большими
Книжки в руки взяли мы.
Учитель: Следующее задание.Слайд Составьте пословицы и объясните их смысл. Хорошая книга – лучший друг. Кто много читает- тот много знает.
Слайд Поработаем в группах
Ваша задача – из предложенных букв составить слова.
1 группа- животные жарких стран (жираф, слон)
2 группа – животные Севера (морж, олень)
3 группа – птицы (аист, сорока)
Какие слова вы составили из своих букв? Слайд Какое слово на ваш взгляд лишнее?
Мы читали на страницах Азбуки много рассказов, сказок . Проверим хорошо ли вы их помните.
Ребята 2 группы подготовили небольшой отрывок из сказки.
Сын.
Ква-ква-ква! Ну вот, поспали, теперь можно и поесть. Что-то я проголодался.
Мать.Съешь комарика!
Сын. Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот, поспали, теперь можно и поесть.
Мать. Что ты всё заладил: поспать, да поесть? Занялся бы чем-нибудь. Учиться бы в школу пошёл.
Сын Не квачу учиться, квачу жениться!
Мать. Есть у меня на примете одна девочка. Сейчас я её сюда доставлю. Кварошая будет тебе жена. Посадим её на самую середину реки, на широкий лист кувшинки. Отсюда ей не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнёздышко.
Сын. Квакая хорошенькая!
Мат.ь Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживёте с ним в тине.
Дюймовочка. Ребята, помогите мне.
Учитель. Поможем Дюймовочке убежать от жабы? Для этого надо выполнить следующее задание - угадать имя сказочного героя
1. Спасите! Нас съел серый волк. (козлята)
2. Я очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко.(мышка)
3. Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби.(волк)
4. Пришлите, пожалуйста, капли,
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.(цапли)
5. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. (Кот в сапогах)
9.Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха)
10. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. (Колобок)
Сказочных героев запомнили хорошо, а названия сказок помните? Игра «Путаница»
Снежная принцесса» - «Снежная королева»
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учитель. Молодцы!
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Песня «Нам сказки дарят чудо»
Подарок от 1 группы
Инсценировка «Терем-теремок» на школьный лад.
Ведущий. Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу:
«Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?»
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал. Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живёт здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий. Азбука потом пришла,
Речь такую завела.Азбука. Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живёт здесь, появись!Ведущий. Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал. Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить.
Ведущий. Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетрадь. В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий. В теремочке потеснились –
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятёрка,
А за нею и четвёрка, -
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый
На пороге сноваПенал. Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь!
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь сей же час!Ведущий. Вот замочек щёлкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
И приходит школьница Наташа.Наташа. Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятёрки получать!УчительДавайте вспомним, что нужно брать с собой в школу.Игра «Доскажи словечко».
Должен каждый ученик
В школу брать с собой... (дневник).
Чтобы ручками писать,
Приготовим мы... (тетрадь).
Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно... (карандаш.)
Чтобы вдруг он не пропал,
Приготовим мы... (пенал.)
Ведущий. Молодцы! Теперь мы знаем, что нужно обязательно иметь в портфеле!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам - строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Тем, кто любит приключенья
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья,
Ничего на свете нет!
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке «Спасибо!»
Расставаться нам пора.
Песня «Первоклассников сегодня мы на праздник соберём»
Нам свои страницы открывая,
обучая, развлекая, веселя,
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья!
Азбука
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Я рада, дети, что вы умеете читать,
Но научила я вас ещё не всему.
Я привела к вам на праздник гостей.
Встречайте их
«Родная речь»: Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной,
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол,
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Русский язык - Здравствуйте, ребята! Я - русский язык, я научу вас грамотно писать. Я люблю учить детей
С вами жить мне веселей
Будем крепко мы дружить
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак.
Как вам написать МОЁ
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою
Все секреты вам открою.
Учитель
Теперь вы, ребята, все умеете хорошо читать, вам помогла « Азбука»- первая ваша учебная книга. Впереди вас ждут много других интересных книг. Кто много читает, тот много знает - гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте побольше!
Подводя итоги нашего урока – праздника ещё раз вспомните алфавит и скажите, что хотели бы видеть в тебе твои одноклассники, родители и окружающие тебя люди
А — аккуратность,
Б — благородство,
В —воспитанность, вежливость, внимательность,
Г—гордость, героизм,
Д — доброта, дружба,
Е — единодушие,
Ж—жизнерадостность,
3 — здоровье,
И— искренность,
К—культура, красота,
Л—любовь,
М — милосердие, мужество,
Н— нежность, надежность,
О — образованность, опрятность,
П— патриотизм,
Р — радость, решительность,
С — справедливость, скромность, смелость,
Т—терпение, трудолюбие,
У— уважение, ум,
Ф — фантазия,
X—храбрость,
Ц— целеустремленность,
Ч— честность, чуткость,
Ш — широта души,
Щ— щедрость,
Э — элегантность, энергичность,
Ю — юмор,
Я—яркость, ясность ума.
Песня «33 родных сестрицы»
Литература:
- ДОБРАЯ АЗБУКА в сказках, стихах и раскрасках — М.: «Амрита-Русь»,— 240с. — Серия «Образование и творчество».
- Б.В.Заходер. Избранное. Издательство "Детская литература", Москва, 1981
- Н.Ф. Валуйских «Прощание с букварем». Начальная школа. №12, 2002г.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.:Просвещение.1991.
- Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактический материал по развитию речи в начальных классах: Пособие для учителя – Киев: Радяньска школа. 1990.
- Ярославцев А.Н. Здравствуй, школа! Сборник сценариев. Краснодарский городской информационный научно-методический центр. – Краснодар. 1994.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития. 2001
- Насимович Ю.А.. Тридцать три богатыря (Стихи для запоминания алфавита). Начальная школа, 1994, № 6, с.57
- Панфилова Н.И., Садовникова В.В. «35 суббот плюс каникулы». Сценарии школьных праздников. М., Новая школа, 2001
- Пустовалова Н.П. « День букваря». Читаем, учимся, играем. Журнал-Сборник сценариев для библиотек. 1998, № 7, с.49
Литература:
- 1000 загадок обо всём на свете М.Б. Кановская, "Астрель", 2011г., Сова 2011
- Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы.М.:РИПОЛ классик, 2007г.
- Нестандартные уроки в начальной школе: учебное пособие/Г.Н.Сычёва.-Ростовн/Д:Феникс, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...